Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние добавления -
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Демидова Алла
Демидова Алла
Сборщиков Павел
Сборщиков Павел
Гамов Сергей
Гамов Сергей
Фрид Дмитрий
Фрид Дмитрий
Взаимосвязанные статьи
-------------- Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
9 гостей

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
Rambler's Top100
 
Актеры Основной раздел Актрисы

Поиск по тегам : Карамазовы», Субботиной», Шпильрайн», Айболита», детектив», международного


Демидова Алла

Печать E-mail
 

Автор KOV, Включено 24-12-2008 17:30

Просмотры : 5840    

Одобрение : 254

Теги : интеллектуальности», профнепригодную», кинематографических, неудовлетворенность, автобиографической, пространстве», Михайлович…, императрицы», одержимости», Настройщик», Отечеством», интеллектуальной, короткометражный, холодности», Государственной, Демидовой», Испытатель", Карениной», Молодость», Настройщик", документального, избирательности, искусства», наказание», профессионалами,


0

Рейтинг 4.0/5 (76 голосов)

Демидова Алла

Демидова Алла Сергеевна – народная артистка РСФСР (1984), советская и российская актриса театра и кино, родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Мать - Харченко Александра Дмитриевна (1913-2005), работала лаборантом кафедры экономического факультета МГУ. Отец - Демидов Сергей Алексеевич, погиб на фронте при освобождении Варшавы в 1944 году.

По воспоминаниям самой Демидовой, уже в 5 лет она всем говорила, что хочет стать «великой актрисой». Алла с детства участвовала в самодеятельности. Кроме ролей в школьных спектаклях она выступала перед учениками с собственной чтецкой программой - монологом Катерины из «Грозы» и отрывком из «Анны Карениной».

После школы Алла Демидова поступала в Театральное училище имени Б.В. Щукина, но ее не приняли из-за плохой дикции. Тогда она поступила на экономический факультет МГУ, по окончании которого в 1959  году стала соискателем ученой степени и начала вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета.

Еще на 3-м курсе она пришла в Студенческий театр МГУ, где сыграла свою первую заметную роль - Лиду Петрусову в «Такой любви» Павла Когоута (режиссер Ролан Быков, 1958 год).

Продолжая играть в Студенческом театре, Демидова поступила в студию при Театре имени Ленинского комсомола (руководители М. Шатров, В. Ворошилов), откуда через год ее исключили как «профнепригодную». Результатом стала новая, на сей раз успешная попытка поступления в Щукинское училище. Демидова попала на курс педагога Анны Орочко.

Ее дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» (госпожа Янг), поставленный на курсе Юрием Любимовым в 1963 году, взорвал устоявшиеся представления о театральном искусстве и начал новую эру в истории советского театра - эру «Таганки», сочетающей почти уничтоженные к тому времени традиции Мейерхольда с традициями политического театра Брехта, дающего актеру возможность отчуждения от образа и прямого контакта со зрительным залом.

Официально Театр на Таганке открылся в апреле 1964 года в помещении Московского театра драмы и комедии. Среди тех, кого Любимов считал костяком нового театра, была Алла Демидова. Однако лидером ранней «Таганки» она не становится, играет в ту пору в основном небольшие роли.

Ее дебют в кино состоялся в 1957 году в эпизоде в фильме Захара Аграненко «Ленинградская симфония», а первой главной ролью стала роль Ольги Берггольц в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды» в 1966 году - экранизации автобиографической повести Ольги Берггольц. Фильм был положен «на полку», однако игра Демидовой была замечена профессионалами - актриса получала одну кинороль за другой, а критики сравнивали ее манеру игры с манерой Смоктуновского. По итогам опроса журнала «Советский экран» Демидова была названа самой перспективной актрисой 1968 года.

С этого года она начинает играть ведущие роли и в любимовских постановках: Эльмиру в «Тартюфе» (1968), пани Боженцкую в «Часе Пик» (1969), Гертруду в «Гамлете» (1971). В этот же период актриса формулирует свой способ существования в театре Любимова: «Стараться играть объемно, актерски оправдывая любое режиссерское построение Любимова». И хотя с середины 70-х годов она получала в Театре на Таганке роли, которые сделали ее одной из заметных актрис, все же неудовлетворенность своей актерской судьбой в режиссерском театре Любимова заставила Демидову и ее друга и сценического партнера Владимира Высоцкого заняться поисками пьесы на двоих. Они репетировали «Крик» Теннесси Уильямса, одновременно Высоцкий задумывал сценическую композицию по «Федре» Жана Расина. Воплощение обоих замыслов оборвалось в июле 1980-го со смертью Высоцкого.

В 70-80-е годы Демидова оставалась одной из самых популярных киноактрис. Однако «Новейшая история отечественного кино» справедливо характеризует Демидову не только как «одну из самых значительных и стильных современных русских актрис», но и как «одну из самых невоплощенных в экранном пространстве»: кинорежиссеры, поняв, что ей нет равных в изображении «интеллектуальной рефлексии и духовной одержимости», пытались поверхностно тиражировать ее необычный имидж.

Нечто подобное продолжалось и на «Таганке», не раскрывавшей актрису, расцвет таланта которой пришелся на кризисные для театра времена: вынужденный отъезд Любимова за границу, приход на его пост Анатолия Эфроса и его трагическая смерть. Результатом стало сотрудничество Демидовой с режиссером Романом Виктюком, в чьей постановке «Федра» по пьесе Марины Цветаевой (1988) Демидова наконец заявила о себе как о трагической и одновременно синтетической актрисе, владеющей и современной пластикой, и поэтическим словом. В это же время велись переговоры о «Федре» Расина с французским режиссером Антуаном Витезом. Репетиции оборвались со смертью режиссера (1990).

В конце 80-х - начале 90-х годов «Федра» Виктюка успешно гастролирует по Европе и Америке. Стильность Демидовой, ее тяготение к четкой сценической форме и ярко выраженное личностное начало оказываются очень востребованы Западом, где она считается звездой и образцом современной русской актрисы. На родине же к ней, не очень разбираясь в тонкостях ее игры, приклеивают ярлык «холодности» и интеллектуальности».

После возвращения на «Таганку» Юрия Любимова Демидова играла Марину Мнишек в возобновленном «Борисе Годунове» (1988), Донну Анну в «Пире во время чумы» (1989), Электру в «Электре» Софокла (1992). Она все больше тяготела к сольным трагическим ролям.

Хотя во время раскола «Таганки» она поддерживала Любимова, все же с 1994 года пути Демидовой и Театра на Таганке разошлись. Формально считаясь актрисой Любимова, Демидова фактически пустилась в «свободное плавание». В 1993 году она создала собственный Театр «А» и начала сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Актриса играла в его постановках Мертей («Квартет» Х. Мюллера, 1993), Медею («Медея» Мюллера-Еврипида, 1996), Гамлета («Гамлет-урок» по У. Шекспиру, 2001).

Демидова сыграла не канонического Гамлета, а своеобразный урок мастерства, в котором представала одновременно и Гамлетом, и Гертрудой, и Офелией. Этот дар актрисы - играть трагедию вне канона, как бы осовременивая ее, отмечает «Новейшая история отечественного кино».

Трагедией в интерпретации не умеющей играть быт актрисы становится любая житейская драма. Трагическими можно назвать едва ли не всех ее кино- и театральных персонажей - от поверженной в политической борьбе эсерки Марии Спиридоновой до куртуазной герцогини Мертей из «Квартета», история которой в исполнении Демидовой превращалась в трагедию неразделенной любви.

Возможно, именно тяга к трагедийности наделила актрису неповторимой манерой поэтического чтения - она читает русскую поэзию, следуя, подобно поэтам, за музыкой стихов и одновременно передавая трагизм судеб их создателей.

В кино 90-х годов Демидова появляется как некий символ, придающий глубину и объем подчас поверхностным картинам. Ее небольшие роли, как и прежде, смотрятся самоценными, отточенными номерами, полными внутренней эксцентрики и гротеска. Но и в больших, и в малых ролях, в каждом слове и жесте ее персонажей проглядывают уникальные судьба и личность.

В конце 2001 года она снимается в роли Алисы Коонен в фильме «Принцесса Брамбила, или Смерть Таирова», а в 2004 году актриса сыграла роль Анны Сергеевны в картине Киры Муратовой «Настройщик». За эту роль она удостоена национальной кинопремии «Золотой орел» в номинации «Лучшая женская роль в кино» (2006).

В сентябре 2006 года состоялась премьера документального фильма «Ожидания императрицы», в котором закадровый текст и текст ведущей читает Алла Сергеевна Демидова.

Находясь уже более 15-ти лет в «свободном плавании» (исключение - сотрудничество с театром «Школа драматического искусства», где она сыграла Донну Анну в спектакле Анатолия Васильева «Дон Жуан, или Каменный гость и другие стихи»), Демидова по-прежнему остается звездой, окруженной - из-за жесткой избирательности в ролях и замкнутой личной жизни - ореолом таинственности.

Следуя древним комедиантским традициям, она ездит по разным уголкам мира со спектаклями, поэтическими вечерами и мастер-классами. В последнее время Демидова стала чаще выступать в Москве и Санкт-Петербурге.

Наделенная литературным талантом актриса написала 6 книг, размышляя о природе искусства и вспоминая современников.

Алла Демидова выступает как автор и исполнитель поэтических программ на телевидении («Воспоминание о серебряном веке», Проект «Уроки русского» И. Бунин «Темные аллеи» 2000г., «Звезда рождества» 2002г.) и литературно-музыкальных композиций по поэмам Анны Ахматовой «Реквием» (совместно с камерным оркестром «Виртуозы Москвы» В. Спивакова) и «Поэма без героя». Кроме того, она ведет передачу «Театр поэзии с Аллой Демидовой» на радио «Культура». Там же, в проекте «Однажды в истории» актриса читает страницы своих книг.

Алла Демидова входит в постоянный состав независимого жюри премии в области литературы и искусства «Триумф», а в октябре 2008 года работала членом жюри Международного кинофестиваля «Молодость» в Киеве.

Алла Демидова была замужем за киносценаристом Владимиром Валуцким (1936-2015). Они познакомились в 1961 году, в тот самый момент, когда его исключили из ВГИКа за пародию на ленинские фильмы, и с тех пор супруги не расставались. Детей у них нет.

 

Театральные работы:

Студенческий театр МГУ:

Лида Петрусова - «Такая любовь» П. Когоута (постановка Р. Быкова, 1958)

Театральное училище им. Б.В. Щукина:

Мадам Фризетт - «Фризетт» - водевиль Лабиша (реж. Александра Ширвиндта)

Миссис Мун - «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун» Дж.-Б. Пристли (реж. В.Г. Шлезингер)

Главная роль - «Далёкое» А. Афиногенова (реж. А. Орочко)

Театр на Таганке:

Госпожа Янг - «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (реж. Юрий Любимов, 1963)

Вера - «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (постановка Юрия Любимова, 1964)

Миссис Мун - «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун» Дж.-Б. Пристли (реж. Серафима Бирман, 1964)

«Антимиры» Андрея Вознесенского (постановка Юрия Любимова, 1965)

«10 дней, которые потрясли мир» - Народное представление в двух частях, с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой по мотивам книги Джона Рида, (постановка Юрия Любимова, 1965)

«Павшие и живые» - Поэтическое представление (постановка Юрия Любимова, 1965)

«Дознание» П. Вайса (реж. Пётр Фоменко, 1966)

Эльмира - «Тартюф» Ж.-Б. Мольера в переводе М. Донского (постановка Юрия Любимова, 1968)

Жена - «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» П. Вайса (реж. Михаил Левитин, 1969)

Пани Боженцкая - «Час пик» Ежи Ставинского (постановка Юрия Любимова, 1969)

Гертруда - «Гамлет» У. Шекспира в переводе Б. Пастернака (постановка Юрия Любимова, 1971)

Кабаниха - «Бенефис» (Артисты - А.Н. Островскому) (постановка Юрия Любимова, 1973)

Василиса Милентьевна - «Деревянные кони» Фёдора Абрамова (постановка Юрия Любимова, 1974)

Раневская - «Вишнёвый сад» А.П. Чехова (постановка Анатолия Эфроса, 1975)

Пульхерия Александровна, мать Раскольникова – «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского (постановка Юрия Любимова, 1979)

«Владимир Высоцкий» (Поэтическое представление) (постановка Юрия Любимова, 1988)

Маша - «Три сестры» А.П. Чехова (постановка Юрия Любимова, 1981)

Элина - «Прекрасное воскресенье для пикника» (постановка Анатолия Эфроса, 1986)

Марина Мнишек - «Борис Годунов» А.С. Пушкина (постановка Юрия Любимова, возобновлён в 1988 году)

Донна Анна, Луиза, Маргарита - «Пир во время чумы» А.С. Пушкина (постановка Юрия Любимова, 1989)

Электра - «Электра» Софокла (постановка Юрия Любимова, 1992)

Театр «А» (сотрудничество с греческим режиссёром Теодоросом Терзопулосом):

Федра - «Федра» М. Цветаевой (реж. Роман Виктюк, 1988)

Мертей - «Квартет» Х. Мюллера (1993)

Медея - «Медея» Мюллера-Еврипида (1996)

Гамлет - «Гамлет-урок» У. Шекспира (2001)

«Школа драматического искусства»:

Донна Анна, Лаура  - «Дон Жуан, или Каменный гость и другие стихи» (реж. Анатолий Васильев, 1998).

 

Автор книг:

«Вторая реальность» (1980)

«А скажите, Иннокентий Михайлович…» (1988)

«Владимир Высоцкий» (1989)

«Тени зазеркалья» (1993)

«Бегущая строка памяти» (2000)

«Ахматовские зеркала» (2004)

«Заполняя паузу (переиздание книги «Бегущая строка памяти», 2007)

«В глубине зеркал» (2008)

«Письма к Тому» (2010)

 

Награды извания:

Заслуженная артистка РСФСР (1973).

Народная артистка РСФСР (1984).

Государственная премия СССР (1977, за роль в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли»).

Премия имени К.С. Станиславского (1993).

Орден Дружбы (1997, "За заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства").

Премия Президента России в области литературы и искусства (2001).

Национальная Академия кинематографических искусств и наук России по итогам 2005 года присудила Алле Демидовой премию "Золотой Орёл" в номинации "Лучшая женская роль в кино" (2005, за роль в фильме «Настройщик»).

Премия "Золотой Овен" за лучшую женскую роль (2005, за роль в фильме «Настройщик»).

Премия "Ника" за лучшую женскую роль (2005, за роль в фильме «Настройщик»).

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007, "За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность").

Премия "Кумир" в номинации "За высокое служение искусству" (2009).

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2011, "За большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность").

Национальная премия "Россиянин года" (2011).

Премия "Хрустальная Турандот" (2013).

Премия "Фигаро" (2015).

Лауреат премии "Звезда Театрала" в самой почетной номинации "Легенда сцены" (2016).

 

Официальный сайт: www.demidova.ru

Персональный сайт: www.allademidova.ru

 

Фильмография:

Ленинградская симфония (1957) роль: студентка на лекции

Первое свидание (1960) роль: девушка у костра, студентка-туристка под дождём в лесу чистит картошку

Девять дней одного года (1961) роль: студентка

Что такое теория относительности (короткометражный) (1964) главная роль: учёный-физик

Комэкс (короткометражный) (1964) роль: Лидия Васильевна Линяева, дежурный метеоролог, синоптик аэропорта

Дневные звёзды (1966) главная роль: Ольга Берггольц

Стюардесса (короткометражный) (1967) главная роль: Ольга Ивановна, бортпроводница

Времена года (киноальманах) (1968) роль: Елена Ивановна, воспитательница в детском саду, новелла «Четвёртый папа»

Живой труп (1968) роль: Лиза Протасова

Служили два товарища (1968) роль: комиссар

Степень риска (1968) главная роль: Женя Кириллова

Шестое июля (1968) главная роль: Мария Александровна Спиридонова, лидер партии левых эсеров

Щит и меч (1968) роль: Ангелика Бюхер, 1-4-й фильмы

Чайковский (1969) роль: Юлия фон-Мекк

Чайка (1970) главная роль: Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплёва, актриса

Возмездие (телеспектакль) (1971)

Вся королевская рать (1971) роль: Анна Стентон

Иду к тебе (1971) главная роль: Леся Украинка, Лариса Петровна Косач

Ты и я (1971) главная роль: Катя

Визит вежливости (1972) роль: Нина Сергеевна, актриса театра

Стихи о Прекрасной даме (телеспектакль) (1972)

Выбор цели (1974) роль: Джейн, возлюбленная Оппенгеймера

Зеркало (1974) роль: Елизавета Павловна

Бегство мистера Мак-Кинли (1975) главная роль: Потаскушка

Всегда со мною... (1976) роль: Елена Игнатьевна Смысловская, учитель Ильина, искусствовед в Эрмитаже во время блокады

Легенда о Тиле (1976) роль: Катлина, мать Неле

Повесть о неизвестном актёре (1976) роль: Ольга Сергеевна Светильникова, прима в театре

Аленький цветочек (1977) роль: Волшебница

Любовь Яровая (телеспектакль) (1977) главная роль: Павла Петровна Панова

Отец Сергий (1978) роль: Пашенька, Прасковья Михайловна

Театр Чехова (документальный) (1978)

Стакан воды (1979) главная роль: герцогиня Мальборо

Пушкин и Пущин (документальный) (1980) читает стихи

Звездопад (1981) главная роль: мать Лиды

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (1981) роль: Лора Лайнс, девица, похищенная Хьюго Баскервилем, фильм «Собака Баскервилей» (3-й)

Пиковая дама (1982) роль: ведущая от автора    

Время отдыха с субботы до понедельника (1984) главная роль: Анна

Александр Блок. Родина (телеспектакль) (1984)

Дети солнца (1985) главная роль: Елена Николаевна Протасова, жена Павла Фёдоровича

Крейцерова соната (1987) роль: пассажирка

Воскресные прогулки (киноальманах) (1987) роль: Елена, мать, новелла «Испытатель»

Четыре встречи с Владимиром Высоцким (документальный) (1987)

Осень, Чертаново... (1988) роль: кинорежиссёр

Владимир Высоцкий - киноактёр. Штрихи к портрету (документальный) (1988)

Три сестры (телеспектакль) (1989) главная роль: Маша

Бесы (1992) роль: Марья Тимофеевна Лебядкина

Электра (телеспектакль) (1992) главная роль: Электра

Маленькая принцесса (1997) роль: мисс Минчин, хозяйка пансиона

Незримый путешественник (1998) главная роль: императрица Елизавета Алексеевна

Чтобы помнили... (документальный) (1998) фильм «Владимир Высоцкий» (41-й)

Тёмные аллеи И. Бунин (2000)

Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000) роль: Лора Лайнс

Письма к Эльзе (2002) роль: Эльза

Смерть Таирова (2004) роль: Алиса Георгиевна Коонен, театральная актриса, жена Таирова

Настройщик (Украина) (2004) главная роль: Анна Сергеевна, состоятельная вдова

Русские деньги (2006) главная роль: Меропия Давыдовна Мурзавецкая, властная и самолюбивая помещица

Зачем пережила тебя любовь моя... (документальный) (2007)

Человек в кадре (документальный) (2008) фильм «Алла Демидова

Человек в кадре (документальный) (2008) фильм «Иван Дыховичный»

Человек в кадре (документальный) (2009) фильм «Вениамин Смехов»

Человек в кадре (документальный) (2009) фильм «Татьяна Друбич»

Владимир Спиваков. Без фрака (документальный) (2009)

Дети Войны. Последние свидетели (документальный) (2009)

Неизвестная версия (документальный) (Украина) (2009) фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Острова (документальный) (2010) фильм «Иннокентий Смоктуновский»

Острова (документальный) (2011) фильм «Алиса Коонен»

Валерий Золотухтин. Я устал быть Бумбарашем (документальный) (2011)

Михаил Козаков. Не дай мне Бог сойти с ума (документальный) (2011)

Вечное возвращение (Украина) (2012) роль: Женщина

Белла Ахмадулина. Чистые помыслы (документальный) (2012)

Поздняя любовь Станислава Любшина (документальный) (2013)

Мешок без дна (2017 роль: Баба-Яга

 

Озвучивание:

Гойя, или Тяжкий путь познания | Goya or the Hard Way to Enlightenment | Goya - oder Der arge Weg der Erkenntnis (ГДР, СССР, Болгария, Югославия) (1971) рол: герцогиня Альба (роль Оливеры 'Вучо' Катарины)

Волоколамское шоссе (телеспектакль) (1984) читает стихи Ольги Берггольц

Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником (анимационный) (1987)

Анна Ахматова. Листки из дневника (документальный) (1988) читает стихи Анны Ахматовой

 

Сценарист:

Острова (документальный) (2011) фильм «Алиса Коонен»

 


Твиттнуть



Обновлён : 23-09-2017 16:06

Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи

Комментарии пользователей  
 

Средняя оценка

 

Нет комментариев

Добавить комментарий

« Пред.   След. »