Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние добавления -
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Федорова Зоя
Федорова Зоя
Крецу Ирина
Крецу Ирина
Мягков Андрей
Мягков Андрей
Взаимосвязанные статьи
-------------- Кто на сайте?

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
 
Актеры Основной раздел Актрисы

Поиск по тегам : Карамазовы», Субботиной», Шпильрайн», Айболита», детектив», международного


Федорова Зоя

Печать E-mail
 

Автор KOV, Включено 02-10-2008 09:40

Просмотры : 14983    

Одобрение : 393

Теги : высокооплачиваемого, реабилитационных, Госбезопасности, Государственных, корреспондентом, ответственности, реквизированную, Мосфильм», адмирала», мальчики», шестикомнатную, Гармонь», Подруги», американского, антисоветском, всепоглощающа, двухкомнатную, малознакомыми, могилу!», окончательной, подозреваемых, подруги», познакомилась, предпринимала, проговорилась,


0

Рейтинг 3.2/5 (82 голосов)

Федорова Зоя

Федорова Зоя Алексеевна – заслуженная артистка РСФСР (1965), советская актриса, родилась 21 декабря 1907 (по другим данным 1911) года в Петербурге в семье высокооплачиваемого рабочего-металлиста Алексея Федорова.

Непостижимо много смогла вместить в себя жизнь этой удивительной актрисы: роковая любовь, всеобщее признание, арест, лагеря, вновь успех в кино и трагическая смерть.
Она была третьей дочерью в семье: ее сестер звали Александра и Мария. Мать, Екатерина Федоровна, была домохозяйкой и занималась воспитанием дочерей.  Семья их была относительно обеспеченной.
Отец семейства сочувствовал большевикам и революцию 1917 года  принял восторженно. В 1918 году Алексей Федоров вместе с семьей переехал в Москву, где его назначили начальником всей кремлевской паспортной службы, а семье выделили роскошную реквизированную шестикомнатную квартиру.

Зоя еще в школе увлеклась театром, посещала детский драмкружок, но отец был против театральных увлечений дочери. Закончив школу, Зоя по настоянию отца пошла работать в Госстрах.

В конце 1920-х годов она все же поступила в театральное училище, руководимое Завадским. Однако через два года училище закрыли, и Федоровой вновь пришлось работать  в Госстрахе. Но в 1930 году Зоя снова поступила в театральное училище при театре Революции.

В 1932 году, будучи студенткой, Федорова была приглашена сняться в эпизодической роли в фильме «Встречный» (при монтаже эпизод с участием Зои Фёдоровой был впоследствии вырезан). Во время этих съёмок она познакомилась с 25-летним оператором Владимиром Рапопортом, который через два года стал её мужем. Он же стал и её первым наставником в кино, приглашая в фильмы, которые снимал.

В 1933 году молодой режиссер Игорь Савченко приступил к работе над музыкальным фильмом «Гармонь» и предложил Федоровой сняться в картине. После этого кинодебюта Зою Федорову режиссеры стали часто приглашать сниматься.

Проучившись четыре года в театральном училище, Зоя Федорова успешно его окончила и продолжила сниматься в маленьких эпизодических ролях. Этапным для нее стал фильм «Подруги», который вышел на экраны в 1936 году. Успех фильма был огромный.

Вскоре Федорова оказалась дочерью «врага народа»: ее отец летом 1938 года был арестован, его приговорили к десяти годам лишения свободы. К счастью, это не отразилось на кинокарьере актрисы: за десять лет работы в кино она снялась в 22-х картинах. А за работу в фильме «Фронтовые подруги» (1941) Зоя Федорова была даже удостоена Сталинской премии.

К концу 1930-х годов ее отношения с мужем прекратились. В 1939 году Федорова страстно влюбилась в летчика Ивана Клещева, но любовь была короткой, началась война: Клещев ушел на фронт и погиб.

После ареста отца Зоя Федорова постоянно предпринимала попытки его освободить. В конце концов, ей удалось связаться с Лаврентием Берией, который был весьма неравнодушен к актрисе. В результате ее отца летом 1941 года выпустили на свободу, но 22 сентября 1941 года он скончался.

Берия в декабре 1943 года пригласил Федорову в свой особняк якобы на день рождения его супруги. Федорова приехала к нему и вскоре поняла, что никакой супруги нет. Она начала ругаться на Лаврентия Павловича, и тот ее выгнал, вручив ей на крыльце цветы со словами: «Это букет на твою могилу!». Прошли месяцы в ожидании ареста, и Федорова понемногу стала успокаиваться.

Осенью 1945 года в ее судьбу вновь постучалась всепоглощающая любовь. Зоя Федорова познакомилась с корреспондентом американской газеты «Юнайтед пресс» Генри Шапиро, который познакомил актрису с заместителем главы морской секции американской военной миссии капитаном красавцем Джексоном Тэйтом. Он был очарован Федоровой и уговорил ее пойти в ресторан «Москва». Вскоре после знакомства с Тэйтом Федорова забеременела, и 18 января 1946 года у нее родилась дочь Виктория, которую Тэйт так и не увидел.

В июне 1945 года советские власти сказали Тэйту, чтобы он покинул страну в 48 часов. А его письма и запросы до Зои Федоровой не доходили, их просто не пропускали.

Осенью 1946 года у Федоровой появились подозрения, что за ней установлено наблюдение. Вскоре в Театре киноактера со стены убрали ее портрет и повесили другой, а в конце декабря 1946 года Федорову арестовали.
Последовали страшные семь с половиной месяцев допросов в застенках Лубянки, где над актрисой изощренно издевались: нещадно били, не давали спать, обливали кипятком...

15 августа 1947 года был вынесен приговор: Федорова и еще шесть человек были приговорены к 25 годам тюремного заключения за шпионаж в пользу иностранных государств. Ее перевели в лефортовский изолятор, где она пыталась повеситься, но надзиратели успели вынуть ее из петли.

Вскоре Федорова оказалась во владимирской тюрьме, где некоторое время она сидела в одной камере с певицей Лидией Руслановой. Потом Федорову перевели в лагерь в Потьме.
Освободилась она только через два года после смерти Сталина в феврале 1955 года. Актриса возвратилась в Москву, где ее никто не ждал. Сестра Александра уехала с детьми в Казахстан, вторая сестра получила 10 лет лагерей и скончалась в Воркуте в 1952 году.
Когда Федорова пришла на «Мосфильм», директор ее просто выгнал. Зою Федорову тогда приютила Лидия Русланова. Поддержку актрисе оказал и Сергей Михалков. На работу ее не брали из-за отсутствия реабилитационных документов, и он дал ей две тысячи рублей.

Вскоре состоялась встреча, которую Федорова ждала долгие годы: артистка увидела свою дочь Вику. Это произошло весной 1955 года на Казанском вокзале, куда дочь приехала из Северного Казахстана. Для Виктории оказалось подлинным потрясением в девятилетнем возрасте узнать, кто является ее подлинной матерью.

В этом же 1955 году режиссер Надежда Кошеверова пригласила Федорову сниматься в своей новой картине «Медовый месяц» в роли поварихи. Кинозритель вновь вспомнил об актрисе. После этого фильма режиссеры стали наперебой приглашать ее сниматься.

Зоя Федорова получила на двоих с дочерью двухкомнатную квартиру на набережной Тараса Шевченко. И только через десять лет после реабилитации, в 1965 году, ей, наконец, присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР.

Виктория пошла по стопам матери и поступила учиться во ВГИК. Будучи еще студенткой, она снималась в кино. Наиболее известные фильмы, в которых она снялась: «До свидания, мальчики» (1966) и «О любви» (1971). В 1959 году Федорова, наконец, решается узнать об отце своей дочери - Джексоне Тэйте. Поиски Тэйта заняли немало времени и увенчались успехом. Но к тому времени Тэйт был уже давно женат, ему было за шестьдесят.

В начале 1970-х годов Федорова поменяла свою квартиру на набережной Тараса Шевченко на роскошную квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте, где ее соседями стали семьи Брежнева, Андропова и Щелокова.

Осенью 1973 года в Москву пришло письмо от Джексона Тэйта, в котором он просил прощения за то, что стал невольной причиной многих бед актрисы и своей дочери. Тогда Виктория решила во что бы то ни стало увидеть своего отца, но два года ей не давали визу. 27 января 1975 года в «Нью-Йорк таймс» появилась статья о любви американского военного к советской актрисе и их трагической разлуке, после выхода которой Виктории разрешили выехать в США для встречи с отцом. Встреча состоялась весной 1975 года. В Америке Виктория встретила свою любовь. 7 июня 1975 года она вышла замуж за американца - летчика Фредерика Пуи и осталась в США.

В 1976 году и Зою Федорову, наконец, выпустили в США, где она встретилась со своим возлюбленным из 1940-х годов и с дочерью.

Еще два раза Федорова летала к дочери в Америку и непременно возвращалась в Россию. В 1980 году она вновь хотела съездить к дочери, но ее не выпустили, объяснив это тем, что Виктория к тому времени снялась в антисоветском фильме и выпустила книгу под названием «Дочь адмирала».

Однако визу на въезд в США Федоровой все же удалось получить. И буквально перед самым отъездом, днем 11 декабря 1981 года, 72-летняя Зоя Федорова была застрелена из пистолета в собственной квартире: ей выстрелили в затылок в тот момент, когда она собиралась кому-то звонить. Похоронена актриса в Москве на Ваганьковском кладбище.

До сих пор эта смерть остается тайной. Существует множество версий по поводу мотива убийства актрисы, но ни одна не может считаться окончательной. Федорова была весьма осторожной, если не сказать боязливой: ни разу в свою квартиру она не пустила никого из посторонних, а с малознакомыми людьми она разговаривала только через дверь.

По одной из версий, Федорову убило КГБ. Перед последним своим отъездом в Америку актриса случайно проговорилась, что собирается там остаться навсегда. Возможно, Федорова и была завербована органами Госбезопасности еще в 1940-х годах. А если это так, то она могла слишком много знать.

По другой версии, Федорова входила в круг кремлевских жен, которые подпольно торговали бриллиантами. Когда актрису не хотели выпускать в США, она могла кому-то пригрозить, что все расскажет, из-за чего ее и убили.

Осенью 1984 года Виктория Федорова прислала в Московский уголовный розыск письмо, в котором благодарила за раскрытие преступления, однако никто из многих подозреваемых так и не был привлечен к ответственности. Убийство Зои Федоровой, видимо, еще многие десятилетия будет оставаться тайной.

В 2010 году "по мотивам" биографии З. Федоровой режиссер В. Павлов снял телесериал «Зоя» (в главной роли Ирина Пегова).

Образ Зои Фёдоровой использован также в телесериале «Охотники за бриллиантами» (2011), где в роли Зои Федоровской снялась актриса Тамара Сёмина, а также в сериале «Галина», где её роль сыграла актриса Раиса Конюхова.

 

Годы работы:

1930-1934 - учёба в Драматической студии при московском театре Революции.

С 1932 года - актриса киностудии «Ленфильм».

1941-1945 - вела концертную деятельность на фронте.

1946-1955 - была незаконно репрессирована.

1956-1981 - актриса Театра-студии киноактёра в Москве.

 

Награды и звания:

Заслуженная артистка РСФСР (1965).

Лауреат Государственной премии СССР (1941, за участие в фильме «Музыкальная история»).

Лауреат Государственной премии СССР (1942, за участие в фильме «Фронтовые подруги»).

Орден Трудового Красного Знамени (1939, за исполнение роли Варвары Корнеевны Власовой в фильме «На границе»).

Премия III-го Всесоюзного кинофестиваля "За лучший комедийный ансамбль" (1968, за роль в фильме «Свадьба в Малиновке» вместе с актёрами В. Самойловвым, М. Водяным и М. Пуговкиным).

 

Фильмография:

Встречный (1932) роль: жена Чуточкина

Концертина (1932)

Гармонь (1934) главная роль: Марусенька, деревенская девушка

Подруги (1935) главная роль: Зоя

Лётчики (1935) роль: медсестра

Женитьба (1936) роль: Дуняша

Большие крылья (1937) роль: Лёля

Шахтёры (1937) роль: Галка, шахтёрка

Великий гражданин (1937, 1939) роль: Надя, Надежда Филипповна Колесникова, жена Семёна, директор завода "Красный металлист", 1-я и 2-я серии

Враги (1938) роль: Дуня

На границе (1938) роль: Варвара Корнеевна Власова, дочь Степаниды

Человек с ружьём (1938) роль: Катя Шадрина, горничная, невеста Николая Чибисова

Ночь в сентябре (1938) роль: Дуня Величко

Огненные годы (1938) роль: Анна, политрук комсомольской роты

Станица Дальняя (1939) роль: Даша

Музыкальная история (1940) главная роль: Клава Белкина, диспетчер в таксопарке

Шестьдесят дней (1940) роль: Люсенька, лаборантка

На путях (короткометражный) (1940) роль: машинист

Подруги, на фронт! (короткометражный) (1941) роль: Наташа

Боевой киносборник № 4 (1941) роль: Франя, новелла «Патриотка»

Фронтовые подруги (1941) главная роль: Наташа Матвеева, командир отряда девушек-санитарок

Иван Никулин - русский матрос (1944) роль: Маруся Крюкова

Свадьба (1944) главная роль: Дашенька, Дарья Кирилловна, невеста

Девочка и крокодил (1956) роль: Надежда Федотовна, сварливая соседка

Медовый месяц (1956) роль: Елизавета Фёдоровна, повариха в рабочей столовой

Своими руками (1956) роль: Мария Сергеевна

Поэт (1956) роль: Тарасова

Борец и клоун (1957) роль: одесситка

Девушка без адреса (1957) роль: Раиса Павловна Комаринская, мещанка, "Кусик", "Кусенька"

Ночной патруль (1957) роль: Марфа Потаповна, жена зам. директора оптовой торговой базы Нежука

Ленинградская симфония (1957) эпизод

Дружок (1958) роль: тётя Наташа

Дело "Пёстрых" (1958) роль: мать Игоря Пересветова

Жених с того света (1958) роль: Елизавета Владимировна, главврач

В нашем городе (короткометражный) (1959) роль: Бронислава Антоновна

Я вам пишу... (1959) роль: мама

Особый подход (1959) роль: Катя, жена Николая Дмитриевича Налимова

Алые паруса (1961) роль: гувернантка

Взрослые дети (1961) главная роль: Татьяна Ивановна Королёва, мама

Сердце не прощает (1961) роль: Домна Егоровна

Знакомый адрес (короткометражный) (1962) роль: жена Пьедесталова

Шестнадцатая весна (1962) роль: соседка Кораблёвых

Мамочка и два трутня (короткометражный) (1963) главная роль: мамочка

Пропало лето (1963) главная роль: тётя Даша

Слепая птица (1963) роль: женщина с кошёлкой

Это случилось в милиции (1963) роль: Екатерина Ивановна, секретарь в отделении милиции

Голубой огонёк 1963 (1963) роль: гостья на "Голубом огоньке"

Сказка о потерянном времени (1964) роль: тётя Наташа, гардеробщица в школе

Ракеты не должны взлететь (1964) роль: фрау Кестлер

Зелёный огонек (1964) роль: заведующая Салона для новобрачных

Хотите - верьте, хотите - нет... (1964) роль: бабушка Миши Сазонова

Дайте жалобную книгу (1965) роль: Екатерина Ивановна, дворник

Иностранка (1965) роль: Евдокия Михайловна, сестра профессора

Операция "Ы" и другие приключения Шурика (1965) роль: соседка Лиды, тётя Зоя, новелла «Наваждение»

Спящий лев (1965) роль: Маня, Манюня, жена Телегина

Стряпуха (1965) роль: "привлекательная дама" на рынке

От семи до двенадцати (киноальманах) (1965) новелла «Чёрный котенок»

Пущик едет в Прагу | Puščik jede do Prahy (СССР, Чехословакия) (1965) роль: тётка Фёкла

Скверный анекдот (1966) роль: мать Пселдонимова

Формула радуги (1966) роль: тётя Шура

Свадьба в Малиновке (1967) роль: Горпина Дормидонтовна, Гапуся

Улыбнись соседу (1968) главная роль: Анна Петровна Иванова, Анюта

Весёлая прогулка (короткометражный) (1968) главная роль

Похищение (1969) эпизод

Внимание, черепаха! (1969) роль: Виктория Михайловна, учительница пения

Меж высоких хлебов (1970) роль: Мотря, продавщица

Алло, Варшава! (1971) роль: администратор гостиницы

За рекой - граница (1971) роль: тётя Клава, санитарка в военном госпитале

Русское поле (1971) роль: Матрёна Дивеевна

Шельменко-денщик (1971) главная роль: Фенна Степановна Шпак

Первый экзамен (короткометражный) (1972) роль: нянечка

Вот моя деревня (1972) роль: тётя Глаша, уборщица в школе

Назначение (1973) роль: Елизавета

Дело было, да? (1973) роль: Басалаева

Капля в море (1973) роль: Анна Григорьевна, директор школы

Кортик (1973) роль: бабушка Миши

По собственному желанию (1973) роль: тётя Надя, вахтёр

Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1974) роль: Анна Константиновна, бабушка Олега

Врача вызывали? (1974) роль: Мария Иосифовна, пациентка, одинокая пенсионерка

Происшествие (1974) главная роль: Глафира

Гнев (1974) роль: дама

Пузырьки (1975) роль: учительница танцев

Живите в радости (1978) роль: Анисья, жена деда Афони

Москва слезам не верит (1979) роль: тётя Паша, вахтёр

Утренний обход (1979) роль: Егорова, пациентка

Зоя Фёдорова. Неоконченная трагедия (документальный) (2003) архивные кадры

Как уходили кумиры (документальный) (2005) фильм «Зоя Фёдорова», архивные кадры

 

Озвучивание:

Шапка-невидимка (анимационный) (1973)

 


Твиттнуть



Обновлён : 11-05-2017 15:37

Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи

Комментарии пользователей  
 

Средняя оценка

 

Нет комментариев

Добавить комментарий

« Пред.   След. »