Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние добавления -
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Орлова Любовь
Орлова Любовь
Вдовиченков Владимир
Вдовиченков Владимир
Коряковский Евгений
Коряковский Евгений
Рыжиков Иван
Рыжиков Иван
Взаимосвязанные статьи
-------------- Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
Rambler's Top100
 
Актеры Основной раздел Актрисы

Поиск по тегам : Карамазовы», Субботиной», Шпильрайн», Айболита», детектив», международного


Орлова Любовь

Печать E-mail
 

Автор KOV, Включено 09-05-2009 18:53

Просмотры : 6942    

Одобрение : 208

Теги : низкопоклонством», кинематографического, происхождение», домработница», кинематографистами, Артамоновых», Мусоргский», пропагандистском, хореографическом, Государственной, демонстрировали, интеллигентскую, исполнительницу, комбинированные, неправдоподобно, Международного, Периколу», биографических, документальный, отрицательными, пастушка», порекомендовал, служащих», сотрудничестве, тридцатилетней,


0

Рейтинг 3.6/5 (74 голосов)

Орлова Любовь

Орлова Любовь Петровна – народная артистка СССР (1950), советская актриса театра и кино, родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в Звенигороде.

Всю жизнь в анкетах в графе «происхождение» Любовь Орлова писала: «Из служащих». Никто и не подозревал, что советская кинозвезда происходила из самого настоящего дворянского рода, что эта «пастушка» и «домработница» по линии отца - из тех самых Орловых, чьи имена вписаны в историю российского государства, а по материнской линии состоит в родстве с семьей Льва Толстого.

Но то, что можно было утаить в анкете, невозможно было скрыть на экране - деликатную, интеллигентскую красоту, которую не портили ни пергидроль, ни бедненькие фасоны комбинезонов и фартуков, ни имитация простоватого выговора.

После революции семье Орловых, как и многим подобным семьям, пришлось нелегко.

Вряд ли в то время Любовь рассчитывала стать актрисой, но все же училась в Московской консерватории (1919-1922), занималась в Московском театральном техникуме на хореографическом отделении (1922-1925), учила нэпманов танцам, играла в кинотеатрах перед началом фильма. К таперской игре, балетным упражнениям и самостоятельным занятиям вокалом прибавились уроки актерского мастерства, которые Любочка брала у актрисы МХАТа.

В 1926 году Любовь Орлова была принята в Музыкальный театр Немировича-Данченко. Несколько лет она пела в хоре и одновременно брала уроки актерского мастерства. Каждое утро - балетный станок, ледяной душ, беспощадный тренинг.

Встреча с Григорием Александровым (Мормоненко) ожидала Орлову впереди. Сначала был первый муж, замнаркома земледелия, прибалтиец Андрей Берзин, который в 30-е годы был репрессирован.

Затем в жизни Любови Орловой появился немецкий дипломат, работник немецкого посольства (по другим сведениям, всего лишь химик-инженер, кроме того, австриец). Дело шло к браку, и немец всерьез собирался устроить ее карьеру в Германии. Кстати сказать, немецким Любовь Петровна владела в совершенстве.

Но встреча с Александровым решила ее судьбу. Режиссер в то время искал исполнительницу на роль домработницы Анюты в музыкальной комедии «Веселые ребята». Требования были суровые: претендентка должна была сама петь, танцевать, быть красивой и простоватой одновременно. Друзья посоветовали ему посмотреть в Музыкальном театре Немировича-Данченко «Периколу» с Орловой в главной роли. После спектакля он зашел за кулисы - красивый, в твидовом костюме, только что вернувшийся из Америки, и очень понравился актрисе.

В первое свое свидание Александров и Орлова отправились на вечер в честь юбилея Леонида Собинова. После банкета они до рассвета бродили по московским улицам. Эта ночь повторится в «Весне»: режиссер и актриса вдвоем, под руку, наедине с ночью и своим зарождающимся чувством.

Орлову окончательно утвердили на роль Анюты в картине «Веселые ребята», а в сентябре 1933 года в Гаграх начались натурные съемки.

До встречи с Александровым Любовь Петровна уже сталкивалась с работой в кино: снималась в еще немом фильме «Любовь Алены» (пленка не сохранилась) и звуковом - «Петербургская ночь». Впереди ее ожидал грандиозный успех «Веселых ребят», с трудом рожденных и с не меньшим трудом пробившихся на экраны. Просто не верится, что мнения об этом фильме, получившем приз Венецианского кинофестиваля, были в основном отрицательными.

Злые высказывания не помешали драматургу работать с Александровым над «Волгой-Волгой». Однажды новую комедию посмотрел Горький и порекомендовал ее Сталину. Тот очень много смеялся и под конец сказал знаменитую фразу: «Словно в отпуске побывал...». Судьба фильма была решена, и началось восхождение актрисы на олимп славы. Вся страна словно сошла с ума: «под Орлову» стриглись, шили платья, вырабатывали походку, прищур, улыбку. Ее просто боготворили.

Ослепительно белозубая, белокурая и белокожая, актриса была сотворена Александровым заново по образцу знаменитых голливудских красавиц. Практически всю свою жизнь Орлова боролась за то, чтобы выглядеть красивой на экране. С годами это превратилось у нее чуть ли не в маниакальную болезнь. Актрису снимали при тщательно выбранном свете, только под определенными углами. С помощью специальной подставки поднимали ее стул, чтобы камера направлялась ей в лицо - таким образом свет разглаживал ее морщины. Под руководством супруга-режиссера оттачивался каждый жест, поворот, взмах ресниц.

Как бы то ни было, женственность и красота сочетались в Орловой с острым умом и потрясающим трудолюбием.

На первый взгляд открытая, улыбчивая, вполне доступная, Любовь Петровна никогда и никого не пускала в свою частную жизнь. Когда в Праге на съемках «Весны» Орлова попала в автомобильную аварию, она не позволила навещать себя в больнице никому, кроме мужа. Кстати, и свою первую пластическую операцию, подтяжку лица, Любовь Петровна сделала еще в 1946 году, готовясь к съемкам этого фильма. Говорят, пластические операции ей по дружбе оплачивал сам Чарли Чаплин (Орлова с Александровым каждый год ездили в Швейцарию на день рождения знаменитого актера). Через год на Международном фестивале в Венеции Орлова разделила с Ингрид Бергман премию, присуждаемую лучшей актрисе года.

«Если бы не железный занавес, ее бы носил на руках весь мир», - сказал однажды кинорежиссер Карен Шахназаров.

Казалось, все жанры театрального и кинематографического искусства были ей подвластны: декламация, пение, танец, акробатика, лирика, эксцентрика... И с тем большей силой потрясала она глубиной перевоплощения в ролях драматических. Зрители разных поколений специально приходили «смотреть Орлову» в театр имени Моссовета, где она работала с 1955 года. Спектакли «Милый лжец», «Странная миссис Сэвидж», «Нора», «Русский вопрос» неизменно шли с аншлагом.

Известно мужество Орловой, когда на съемках «Цирка» та самая пушка, на которой предстояло плясать героине, раскалилась до предела. Вместо того чтобы остановить операторов, Любовь Петровна провела всю сцену до конца. Ей легче было отправиться в травмпункт, где вместе с трико с нее сняли обгоревшую кожу, чем обречь супруга на неприятные объяснения по поводу загубленного съемочного дня.

Вождю нравились комедии Александрова. При встрече Иосиф Виссарионович долго жал руку Орловой и удивлялся - какая маленькая женщина... «Он что, вас не кормит? - шутил вождь. - А мы его расстреляем». «Однажды Берия арестовал Александрова, - рассказывает внук режиссера. - И тогда Орлова позвонила Самому, и машина с Григорием Васильевичем вернулась во Внуково ровно через час».

Все ее фильмы можно пересчитать по пальцам: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», «Встреча на Эльбе» и последний, провальный - «Русский сувенир». Григорий Александров снимал только Любовь Орлову, Орлова снималась только у Александрова... Правда, было еще ее участие в экранизации Григорием Рошалем горьковского романа «Дело Артамоновых» (1941) и двух биографических фильмах о композиторах - «Мусоргский» (1950) и «Композитор Глинка» (1952).

Менее известна работа Орловой в пропагандистском детективе режиссера Александра Мачерета «Ошибка инженера Кочина», снятом в 1939 году на волне шпиономании.

Любовь Петровна не любила вспоминать эту роль, а саму ленту сняли с экрана и положили на архивную полку. Почти такая же участь постигла и картину «Одна семья», снятую в 1942-м в Баку.

После войны Орлова почти уже не снималась. Ее эпоха закончилась после того, как Дунаевский перестал сочинять для нее песни, а Александров вырезал прекрасные эпизоды из «Встречи на Эльбе», где она отплясывала рок-н-ролл на рояле: начиналась борьба с «низкопоклонством» перед Западом. Но за границей саму актрису демонстрировали охотно.

Каждый ее выход на сцену звучал словно вызов всем ее постаревшим современникам. Стройные ноги на высоких каблуках, неповторимая походка, всегда прямая спина и, конечно, неправдоподобно молодой голос. Но разве могли сравниться щедрые аплодисменты зрительного зала с тем миллионным обожанием, которое дарил ей всесоюзный экран? И Любовь Петровна ждала своего часа, не оставляя надежды вернуться в кино, повторить свой триумф тридцатилетней давности.

Своего часа она дождалась, но какого! «Скворца и Лиру» запустили в производство в их юбилейный год: Орловой и Александрову исполнилось семьдесят.

Двухсерийная картина о советских разведчиках, созданная в сотрудничестве с кинематографистами Чехословакии и ГДР, так и не вышла в прокат, несмотря на большие деньги, затраченные в процессе съемок.

По одной версии, фильм оказался не ко времени, и его запретило правительство.

По другой, фильм оказался настолько беспомощным и неудачным, что даже видавшее виды начальство развело руками.

По третьей версии, «Скворца и Лиру» не пропустило КГБ по причине того, что Александров ненароком выдал какие-то тайны советской разведки.

По четвертой версии, картину закрыла сама Любовь Петровна, увидевшая себя на экране. Ювелирная работа гримеров и осветителей, руки дублерши в кадре, комбинированные съемки положения не спасли. Говорят, посмотрев эту ленту, Любовь Петровна заплакала.

Фильм тихо положили на полку. Чтобы ветеранам было не так обидно, пышно отпраздновали очередной юбилей «Веселых ребят», а Александрову дали Героя Соцтруда. А «Скворца и Лиру» показали по телевидению лишь в середине 1990-х.

26 января 1975 года Любовь Орлова умерла от рака поджелудочной железы.

Через три дня бесконечная людская вереница, несмотря на мороз, вытянулась от площади Восстания до Театра имени Моссовета. Поклонники так и не увидели лица умершей актрисы: Александров распорядился не открывать гроб.

Похоронили Орлову на Новодевичьем кладбище в день ее рождения по старому стилю. Актрису провожали в последний путь огромные толпы людей, которые вдруг вспомнили о своем кумире, о том свете, которым сияла многие годы эта звезда.

 

Театральные работы:

Театр имени Моссовета:

«Русский вопрос» К.М. Симонова - Джесси Смит (1949)

«Сомов и другие» А.М. Горького - Лидия Сомова (1953)

«Лиззи Мак-Кей» Ж.-П. Сартра - Лизи (1955)

«Нора» Г. Ибсена - Нора (1958)

«Милый лжец» Дж. Килти - Патрик Кэмпбэлл, мисс Пат (1963)

«Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика - Миссис Этель Сэвидж (1972)

Московский Театр оперетты:

«Перикола» - Перикола

«Дочь мадам Анго» - Герсилья

«Корневильские колокола» - Серполетта

«Соломенная шляпка» - Жоржетта

 

Награды и звания:

Заслуженная артистка РСФСР (1935).

Народная артистка РСФСР (1947).

Народная артистка СССР (1950).

Лауреат Государственной премии СССР (1941, за участие в фильмах «Волга-Волга» и «Цирк»).

Лауреат Государственной премии СССР (1950, за участие в фильме «Встреча на Эльбе»).

Премия Международного фестиваля в Венеции, присуждаемую лучшей актрисе года (1947, вместе с Ингрид Бергман).

Награждена Орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного знамени и медалью "За оборону Кавказа".

 

Фильмография:                 

Весёлые ребята (1934) главная роль: Анюта, домработница

Петербургская ночь (1934) главная роль: Грушенька

Любовь Алёны (1934) роль: миссис Эллен Гетвуд, жена американского инженера

Цирк (1936) главная роль: Марион Диксон

Наш цирк (короткометражный) (1937) роль: Марион Диксон

Волга-Волга (1938) главная роль: Дуня Петрова-Стрелка, письмоносица

Ошибка инженера Кочина (1939) главная роль: Ксения Петровна Лебедева, сотрудница авиационного института, соседка Кочина

Светлый путь (1940) главная роль: Таня Морозова

Боевой киносборник № 4 (1941) главная роль: Стрелка, Дуня Петрова, письмоносица, ведущая сборника

Дело Артамоновых (1941) роль: Паула Менотти, певица

Одна семья (1943) главная роль: Катя Андриевская

Каспийцы (документальный) (1944)

Весна (1947) главная роль: Ирина Петровна Никитина, учёная / Вера Георгиевна Шатрова,  артистка

Встреча на Эльбе (1949) роль: Джанетт Шервуд, журналистка

Мусоргский (1950) роль: Юлия Фёдоровна Платонова, певица, прима Мариинки

Композитор Глинка (1952) роль: Людмила Ивановна Глинка, сестра композитора

Русский сувенир (1960) главная роль: Варвара Капитоновна Комарова

Мелодии Дунаевского (киномонография) (документальный) (1963)

Скворец и Лира (1974) главная роль: Людмила Грекова - "Лира" 

Любовь Орлова (документальный) (1983) архивные кадры

Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Любовь Орлова, Григорий Александров», архивные кадры

Сказка о Золушке, или Фемина совьетика (документальный) (2007) архивные кадры

Великие комбинаторы (документальный) (2009) архивные кадры

 

Вокал:

Цирк (1936) песенка "Мэри верит в чудеса", песня "Спи, мой мальчик"

Волга-Волга (1938) песня о Волге ("Много песен над Волгой пропето"), песня "Молодёжная"

Весна ( 1947) песенка про апрель ("Журчат ручьи")

 


Твиттнуть



Обновлён : 26-11-2015 16:46

Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи

Комментарии пользователей  
 

Средняя оценка

 

Нет комментариев

Добавить комментарий

« Пред.   След. »