Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние добавления -
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Саввина Ия
Саввина Ия
Щербина Дмитрий
Щербина Дмитрий
Окс Сара
Окс Сара
Балякина Анастасия
Балякина Анастасия
Взаимосвязанные статьи
-------------- Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
8 гостей

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
Rambler's Top100
 
Актеры Основной раздел Актрисы

Поиск по тегам : Карамазовы», Субботиной», Шпильрайн», Айболита», детектив», международного


Саввина Ия

Печать E-mail
 

Автор KOV, Включено 27-02-2009 12:46

Просмотры : 4916    

Одобрение : 207

Теги : Мармеладовой», Современника», произносить», профнепригодность, Моссовета…, Отечеством», американец», короткометражный, травматолог , Константиновича, Ленфильме», Эльдорадо», маленькую», необыкновенного, пригоршню», характера», Государственна, Комиссаржевска, Константиновна, Кутепова», Раскольниковым, Рождественские, Фёдоровна , академического, артистом»,


0

Рейтинг 3.9/5 (84 голосов)

Саввина Ия

Саввина Ия Сергеевна – народная артистка СССР (1990), советская и российская актриса театра и кино, родилась 2 марта 1936 года в Воронеже.

В 1958 году Ия Саввина окончила факультет журналистики МГУ.

Как актриса Саввина вышла из знаменитого студенческого театра МГУ, где играла в нашумевшем в 1957 году спектакле «Такая любовь» по пьесе чешского писателя Павла Когоута.

В 1960 году она стала актрисой академического театра им. Моссовета, а в 1977 году перешла в МХАТ им. М. Горького (с 1989 - МХАТ им А. П. Чехова).

В 1960 году у И.Е. Хейфица на «Ленфильме» актриса сыграла главную роль в экранизации чеховской «Дамы с собачкой». Это был её дебют в кино. Затем было сыграно более 50-ти разных ролей.

Посвящая себя театру и кино, Ия Саввина не оставляла журналистской деятельности, много писала о волнующих ее явлениях в искусстве.

Отдельную страницу в творчестве актрисы занимали телевидение и радио.

Впервые она пришла на Шаболовку в 1958 году - на практику. Трудилась в редакции литературно-драматических передач с Натальей Николаевной Успенской и Вячеславом Семячкиным, подготовила диплом на тему «Телевизионные передачи по вопросам литературы и искусства». Эта начавшаяся давно связь с телевидением не прекращалась многие годы. В рамках учебной программы Центрального телевидения Ия Саввина подготовила передачи, посвященные классикам русской литературы - И.С. Тургеневу, А.С. Пушкину, А.И. Герцену, Н.А. Некрасову, М.Е. Салтыкову-Щедрину, А.Н. Островскому, которые составили своеобразную серию. До этого она была автором и ведущей передач о творчестве Веры Федоровны Пановой и Андрея Платонова.

На радио Ия Саввина дебютировала еще будучи участницей студенческого театра. Самыми интересными для себя актриса считает радиопередачи, подготовленные в детской редакции с режиссером Лией Веледницкой, с которой они впервые встретились на радиопостановке «Дикая собака Динго» по Р. Фрайерману. Затем с Веледницкой были сделаны и другие передачи.

Ия Саввина о своих корнях:

«Все мои родственники по маме жили недалеко от Калача знаменитого, Воронежская губерния. Тетки все из церковно-приходской школы, с четырьмя классами. Маму ее дядя Ваня заставил уже взрослой пойти на рабфак. Она стеснялась. Она единственная, кто закончила первый выпуск Воронежского мединститута, была гениальным врачом».

О профессии и учителях:

«Я закончила факультет журналистики. Диплом у меня журналистский, театрального образования нет. Был момент, могли выгнать за профнепригодность. Я в этом деле с сорок шестого года, если иметь в виду художественную самодеятельность и потом студенческий театр, и так далее. У меня не было театральной школы никакой, и встречались люди, которые меня учили. Общение с ними само учило. Начиная с Игоря Константиновича Липского, о котором никто никогда не вспомнит, актера вахтанговского театра. Он был режиссером кружка художественной самодеятельности. Такая умница, такая прелесть. Жаль, мы не очень долго с ним работали. Потом пришел Быков «Такую любовь» ставить. Сказал своей жене тогда: «Все хорошо, все расходится, вот только героини нет. Ну, нет героини. Взял какую-то там беленькую девчонку маленькую». Тем не менее, у нас вроде все складывалось, а когда мы вышли на сцену, меня не было слышно в первом ряду, даже при пустом зале. Тогда Ролан Антонович, человек необыкновенного дарования, фантазии невероятной сказал: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал». Это осталось у меня на всю жизнь. Посыл этот стоит дорого при давлении девяносто на шестьдесят. Когда я уходила со сцены с Раскольниковым в «Соне Мармеладовой», было сто восемьдесят на сто двадцать. Вот чем оборачивался этот посыл».

«На дне рождения Быкова появился один единственный и незаменимый Алексей Владимирович Баталов. Умница, человек который помогал мне так, как никто, уж не говоря о Хейфице. Хейфиц научил нас на всю жизнь беречь артиста, беречь его нервы».

«Андрей Николаевич Москвин - это гений операторского искусства. Для меня после Москвина главный человек на съемочной площадке это оператор, а не режиссер. Пусть не обижаются режиссеры. Москвин умел вовремя поднять настроение человеку как никто. Когда ничего не получалось, когда у меня все из рук валилось, он говорил: «Стоп, пошли». Он водил меня в свою операторскую обитель и заваривал свой москвинский необыкновенный чай, и мы с ним вместе его пили».

«Вера Петровна Марецкая,  Кончаловский и Ролан Быков, эти люди тоже мои учителя, я их никогда не забуду. Не говоря уже о Фаине Георгиевне Раневской. Она сказала так: «Сниматься в плохих фильмах, девочка моя, это все равно что плевать в вечность. Я делала это всю жизнь, и что? Деньги прожиты, а позор тянется». Потом она сказала еще великую вещь, которой я следую по возможности почти всегда. «Артист имеет право не играть, - говорила она, - если он сломал себе голову или ноги, все остальное не важно. Он должен быть на сцене».

«Театр Моссовета… Завадского не стало, и пригласил меня к себе Олег Николаевич Ефремов. И пошла я не в театр, а к Ефремову, потому что это не просто талантливый человек, это человек - строитель. … Ефремов - человек такой мощи внутренней, что он мог бы быть и директором завода, и членом правительства, и даже президентом, если бы стезя у него была в этом направления, по мощи своего внутреннего дарования, характера».

«Любовь Петровна Орлова при вселенской славе вселенской скромности человек. Она спасла мне горло. Сначала был узелок, потом образовалась папиллома. Когда она услышала, как я разговариваю, тут же позвонила, поехала сама к министру здравоохранения и устроила меня к лучшему специалисту не только в Москве, но вообще у нас, а может быть и за рубежом. Был такой Павел Антонович Демидов в 4-ом управлении. Она спасла мне голос. Ведь все же видели, все слышали, как я разговариваю, но никому в голову не пришло. Вот это Любовь Петровна. Казалось бы, чему она меня научила? Она научила, не уча, тому, как люди должны быть внимательны друг к другу, как надо по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи. Это тоже имеет отношение к искусству. Мое глубочайшее убеждение, что злой человек не может быть хорошим артистом».   (По материалам передачи «Театральная летопись»).

Ия Саввина ушла из жизни после продолжительной болезни 27 августа 2011 года в Москве.

 

Театральные работы: 

Студенческий театр МГУ:

«Машенька»

Лида Матисова - «Такая любовь» Павла Когоута

«Как пришить старушку»

Театр имени Моссовета (1960-1977):

Сестра Эльдара - «Дом на песке» Р. Ибрагимбекова

Марютка - «Поющие пески» М. Штейна

Галина Аркадьевна - «Возможны варианты» В. Азерникова

Ольга - «День приезда - день отъезда» В. Черных

Валя - «Совесть» по Д. Павловой

Нора - «Нора» Г. Ибсена

Соня - «Петербургские сновидения» по Ф.М. Достоевксому

Фэри - «Странная миссис Сэвидж»

Саша Душечкина - «Турбаза»

Маша - «Ленинградский проспект»

МХАТ (1977-1987):

Марья Львовна - «Дачники» М. Горького

Вязникова - «Обратная связь» А. Гельмана

Мать - «Эльдорадо» А. Соколовой

Галина, Валерия - «Утиная охота» А. Вампилова

Полина Андреевна - «Чайка» А.П. Чехова

Коллонтай - «Так победим!» М. Шатрова

Миленина - «Заседание парткома»

Войницкая - «Дядя Ваня» А.П. Чехова

Калерия Фёдоровна - «Серебряная свадьба» А. Мишарина

Лизи - «Перламутровая Зинаида» М. Рощина

Лика - «Московский хор»

Шарлотта - «Вишнёвый сад» А.П. Чехова

Зинаида Савишна - «Иванов»

Хлестова - «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Баба Даша - «Плач в пригоршню»

Кабанова - «Гроза» А.Н. Островского

Анфиса - «Три сестры» А.П. Чехова

МХТ им. А. Чехова (1987-2011):

Беляева - «Новый американец»

Софья Ивановна - «Рождественские грёзы»

Аделаида Брукнер - «Кошки-мышки»

 

Награды и звания:

Заслуженная артистка РСФСР (1969).

Народная артистка РСФСР (1976).

Народная артистка СССР (1990).

Заслуженная артистка Якутской АССР.

Государственная премия СССР (1983, за роль Натальи Ильиничны в фильме «Частная жизнь»).

Государственная премия СССР (1990, за роль в фильме «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»).

Приз конкурса-смотра московских актёров "Серебряная маска" (1976).

Театральная премия "Хрустальная Турандот" за лучшую женскую роль (1999, за роль Софьи Ивановны в спектакле «Рождественские грёзы»).

Орден Дружбы (14 февраля 1996) - за большой личный вклад в развитие отечественного искусства.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 июня 2006) - за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.

Номинант на премию "Золотой орёл" 2007 года (лучшая женская роль второго плана в фильме «Слушая тишину»).

            

Фильмография:

Дама с собачкой (1960) главная роль: Анна Сергеевна, петербурженка, проживающая с мужем в Саратове

Кроткая (1960) главная роль: Кроткая

Грешница (1962) главная роль: Ксения

Чайка (телеспектакль) (1964) роль: Нина Заречная

Ленинградский проспект (телеспектакль) (1964)

Звонят, откройте дверь (1965) роль: мать Гены

В городе С (1966) роль: дама с собачкой

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1966, восстановлен в 1987) главная роль: Ася Клячина, Ася-хромоножка

Анна Каренина (1967) роль: Долли, Дарья Александровна Облонская, жена Стивы

Фитиль (короткометражный) (1967) роль: хозяйка квартиры, фильм «Маляр» (63-й)

В прекрасном и яростном мире (телеспектакль) (1967) выступает со вступительным словом перед телеспектаклем

Служили два товарища (1968) роль: Саша

Улица Ангела (телеспектакль) (1969) роль: Метфилд, машинистка конторы "Твиг и Дэрсингем"

Сюжет для небольшого рассказа (1969) роль: Мария Павловна Чехова

Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина (1971) роль: Вера Фёдоровна Комиссаржевская

Месяц август (1971) главная роль: Соня

Золото, золото - сердце народное (телеспектакль) (1972)

Доктор Жуков, на выезд! (телеспектакль) (1972) роль: Шестопал

Любимые страницы (телеспектакль) (1972)

Красно солнышко (1972) роль: Анюта, мама Вени

Каждый день доктора Калинниковой (1973) главная роль: Нина Степановна Калинникова, хирург-ортопед-травматолог 

Облака (1973) главная роль: Мария

Последний подвиг Камо (1973) роль: Софья, жена Камо

Следствие ведут Знатоки (1973) главная роль: Майя Петровна Багрова, Дело № 8 «Побег»

Звёздный час (телеспектакль) (1973) роль: Надежда Константиновна Крупская

Романс о влюблённых (1974) роль: Мария, мать Тани

Дневник директора школы (1975) главная роль: Валентина Фёдоровна, завуч, учительница химии

Маяковский смеется (1975) главная роль: Зоя Берёзкина

Мы - мужчины (телеспектакль) (1976) роль: женщина, давняя подруга учителя

Спроси себя (1976) роль: Градова

Бернард Шоу (телеспектакль) (1976) роли: мать Виви Уоррен / леди Бритомарт / Кандида / Джудит / Элли

Марка страны Гонделупы (1977) роль: мама Петрика

Нос (1977) роль: девушка на Невском проспекте

Смятение чувств (1977) роль: Нина Дмитриевна, мать Нади

А.П. Чехов. Три сестры (телеспектакль) (1977) роль: Ольга

День приезда - день отъезда (телеспектакль) (1978) главная роль: Ольга Петровна Бурцева,   психолог

Чужая (1978) главная роль: Вера Дмитриевна

Открытая книга (1979) главная роль: Татьяна Петровна Власенкова, учёный-микробиолог, исследовавшая первый антибиотик пенициллин (прототип учёной Ермольевой Зинаиды Виссарионовны), 6-9-я серии

Гараж (1979) главная роль: Лидия Владимировна Аникеева, заместитель председателя правления, заместитель директора института, доктор наук, специалист по орнитологии

Дачники (телеспектакль) (1979) роль: Марья Львовна, врач

Три года (1980) роль: Нина Фёдоровна Лаптева, сестра Алексея

Наше призвание (1981) роль: Маргарита Анатольевна Радыгина, "Маргаритище" / "Каланча", заведующая школы и учительница литературы

Слёзы капали (1982) роль: Ирина Васина

Частная жизнь (1982) главная роль: Наталья Ильинична, жена Абрикосова

Героини пьес Александра Островского (телеспектакль) (1983) роли: ведущая / Кручинина («Без вины виноватые»)

Продлись, продлись, очарованье... (1984) главная роль: Анна Константиновна Шарыгина

Театр И.С. Тургенева (телеспектакль) (1986)

Я - вожатый форпоста (1986) главная роль: Маргарита Анатольевна Радыгина, заведующая школой

Запомните меня такой (1987) главная роль: Лидия Сергеевна, бывшая жена Киреева

Сюжет для двух рассказов (1991) главная роль: Марья Леонтьевна, мать Володи

Кинооператор Андрей Москвин (документальный) (1992)

Троцкий (1993) роль: Наталья, жена Троцкого

Чтобы помнили... (документальный) (1996) фильм «Юрий Богатырёв» (16-й)

Чтобы помнили... (документальный) (1996) фильм «Николай Гринько» (17-й)

Долголетие (документальный) (1997)

Чехов и Ко (1998) роль: Наталья Владимировна, серия «Рассказ госпожи NN» (9-я)

Два товарища (2000) роль: бабушка Валеры

Чтобы помнили... (документальный) (2000) фильм «Вадим Бероев» (65-й)

Рождественские грёзы (спектакль) (2002) главная роль

Здравствуй, столица! (2003) роль: хозяйка гостиницы

Постельные сцены (2003) роль: мать Славы

Чтобы помнили (документальный) (2003) фильм «Вера Марецкая» (99-й)

Место под солнцем (2004) роль: бабушка Оли

Сквозная линия (телеспектакль) (2005) роль: Анна Вениаминовна

Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Юрий Богатырёв»

Евгений Леонов. Исповедь. (документальный) (2006)

Слушая тишину (2007) роль: Маргарита Алексеевна Алтаева, композитор и преподаватель консерватории

Ты меня слышишь? (2007) роль: бабка Артемьевна

Сказка о Золушке, или Фемина совьетика (документальный) (2007)

Михаил Ульянов. Человек, которому верили (документальный) (2007)

Большой-большой ребёнок. Юрий Богатырёв (документальный) (2007)

Острова (документальный) (2007) фильм «Юрий Богатырёв»

Алексей Баталов. Дорогой наш человек (документальный) (2008)

Острова (документальный) (2008) фильм «Ростислав Плятт - мудрец и клоун»

Человек в кадре (документальный) (2009) фильм «Виктор Сергачёв»

Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный) (2011)

 

Режиссер:

В прекрасном и яростном мире (телеспектакль) (1967)

 

Сценарист:

В прекрасном и яростном мире (телеспектакль) (1967)

Героини пьес Александра Островского (телеспектакль) (1983)

Театр И.С. Тургенева (телеспектакль) (1986)

 

Озвучивание:

Трембита (1968) роль: Василина (роль Людмилы Купиной)

Винни-Пух (анимационный) (1969) роль: Пятачок

Винни-Пух идёт в гости (анимационный) (1971) роль: Пятачок

Винни-Пух и день забот (анимационный) (1972) роль: Пятачок

Лев и девять гиен (анимационный) (1988) персонаж: Гиена

Острова (документальный) (2011) исполнение стихотворения Александра Блока, фильм «Валерий Носик. Судьба и роли»

 

 


Твиттнуть



Обновлён : 31-10-2017 14:40

Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи

Комментарии пользователей  
 

Средняя оценка

 

Нет комментариев

Добавить комментарий

« Пред.   След. »