5 апреля в кинотеатре «Ролан» в рамках фестиваля «Весенняя эйфория» состоялся показ фильма Павла Бардина «Россия 88». На обсуждении, организованном по окончании картины, режиссер назвал свою работу «общественно-политическим высказыванием». Когда его смогут «услышать» все желающие, пока не ясно. Зато есть время хорошенько подготовиться к этому событию – сформировать, так сказать, зрительское ожидание.
В качестве предисловия к рассказу о фильме стоит отметить, что «Россия 88» имеет возрастное ограничение. Смотреть его рекомендуется лицам старше восемнадцати лет. Причиной тому является обилие в картине нецензурных выражений. Эту информацию следует взять на заметку пуристам и впечатлительным барышням. Мат – не самоцель, а способ достоверно и правдоподобно рассказать историю о молодежи, придерживающейся ультраправых взглядов. Вот, что значимо.
Итак, потенциальный зритель «России 88», знай: Павел Бардин придумал трагическую историю о Саше Штыке, здоровом, сильном и небесталанном двадцатиоднолетнем парне. И воплотил ее на экране в виде наблюдений за героем при помощи субъективной камеры. Съемки осуществляются якобы от лица «неполноценно еврейского» молодого человека по прозвищу Абрам. Вместе со Штыком он входит в подпольное националистическое объединение, провозглашающее лозунг «Россия для русских». На глазах Абрама разворачивается трагедия товарища, который, следуя за своей идеей, потерял все, и самое главное – жизнь.
Значимый нюанс и несомненное достоинство фильма: убедительная игра актеров. Почти все роли исполняют профессионалы, но во время просмотра невозможно избавиться от ощущения, что «скинхеды-то настоящие».
Форма: стилизация под ролики, выложенные на youtube, и домашнее видео. Длина кадров зависит от эмоций «повествователя» Абрама и ситуаций, в которых он оказывается. Движения камеры, смена субъекта и объекта съемок почти всегда обусловлены сюжетно. Сцены застолья, во время которых обстановка изрядно накаляется, могут напомнить зрителям прошлогоднюю социальную шоковую терапию – фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Однако нельзя не отметить, что «Россия 88» отличается от названной картины не только проблематикой, но и наличием гораздо более явной авторской позиции.
В связи с этим, содержание: Павел Бардин против конфликтов на почве национальной розни. По ходу фильма об этом можно не догадаться – и за отсутствие морализаторства «в лоб» режиссера стоило бы поблагодарить отдельно. Он мастерски погружает зрителя в сюжет, заставляет сопереживать герою – ни плохому, ни хорошему, а запутавшемуся, но в конце ставит не многоточие, а две жирные точки. Первая, вполне ожидаемая, - гибель Саши Штыка под влиянием собственных убеждений. Это почти «Реквием по мечте» Даррена Аронофски, когда молодые люди заигрываются и лишают себя будущего. Вторая – рамочный компонент фильма, финальные титры, длинный список погибших от рук нацистов.
Цель: не предложить конкретное решение существующей проблемы, а обратить на нее внимание общественности. На обсуждении кто-то сказал, что «культура – единственный способ диалога между нациями». Фильм Павла Бардина – попытка понять тех, кто причисляет себя к ультраправому движению, и напомнить им, что вера в «Россию для русских» есть тот же самый фашизм.
Послесловие: создатели фильма «Россия 88» прекрасно понимают разницу в понятиях между нацизмом, расизмом и фашизмом, однако преднамеренно говорят на языке обывателей. Важно ведь не как, а о чем. Хотя это разделение не применимо к картине Павла Бардина. В ней все – убедительно.
Год: 2009 Хронометраж: 104 минуты Жанр: Социальная драма Страна: Россия
Производство: 2ПЛАN2 Продюсер: Бардин Павел, Федоров Петр, Пастухов Филипп Режиссёр-постановщик: Бардин Павел Автор сценария: Бардин Павел Оператор-постановщик: Дандурян Сергей Художник-постановщик: Витавский Константин Актёры: Федоров Петр, Мерзликин Андрей, Строкова Вера, Поляков Михаил, Мачульский Николай, Орел Марина, Павлик Михаил, Баранчеев Пётр
На днях в Италии завершились съемки российско-итальянского проекта «Десять зим». Шумно и весело отметила это событие вся съемочная группа.
В основе сюжета – сложные отношения мужчины и женщины, молодых людей, которые долгие годы ищут свою любовь. Съемки проходили в Венеции, в Москве и в Риме, где снимался и наш замечательный актер Сергей Никоненко.
Сергей Петрович поделился впечатлениями от работы в Италии, где до этого ему приходилось только отдыхать: «Я обожаю эту страну, объездил ее всю вдоль и поперек. Осталось только выучить язык, и буду чувствовать себя как дома. На съемках, конечно, приходилось пользоваться услугами переводчика, но от этого они не были менее приятными. Мне очень понравилась группа. Было приятно работать с молодым режиссером. Это его первая картина, но он очень трепетно относится к ней. Это всегда располагает. Мне кажется, он знает, что делает. Я, к сожалению, не смотрел фильмов Марко Онорато, но знаю, что он признанный оператор с мировым именем. Чувствуется рука мастера. Съемки проходили в уютной и спокойной атмосфере».
Остались довольны и продюсеры фильма, российская компания «Юнайтед Филм Компани». Ульяна Ковалева, продюсер картины, говорит, что «сегодня мы закончили снимать фильм, и очень довольны процессом работы. Это бесценный опыт совместных съемок, который обогатил и итальянскую группу, и русскую. Мы многому научились у итальянцев, да и они, надеюсь, кое-чему научились у нас. Итальянцы не часто снимают кино в России, тем более с участием российских актеров. Сейчас уже начался монтажно-тонировочный период, он продлится все лето, а в октябре мы планируем выпустить фильм в прокат. Также, в планах есть и фестивали, но пока рано говорить, на какой именно из известных мировых фестивалей попадет фильм. Спасибо всем участникам проекта за удивительную способность понимать друг друга, которую они обрели во время напряженной работы над фильмом».
В фильме «Десять зим» помимо итальянских актеров снялись и российские: Сергей Никоненко, Сергей Жигунов, Любовь Зайцева и др. Оператор картины Марко Онорато знаком российскому зрителю по фильму «Гоморра», лауреату Каннского фестиваля в 2008 году.
В российский прокат фильм «Десяти зим» выйдет осенью 2009 года.