Ларионова Алла Дмитриевна – народная артистка РСФСР (1990), советская и российская актриса театра и кино, родилась 19 февраля 1931 года в Москве на Спартаковской улице, прямо напротив Елоховской церкви. Ее родители познакомились в дивизии Котовского, где воевали в Гражданскую войну. Отец работал директором райпищеторга и был настоящим коммунистом, а мама закончила всего четыре класса и работала завхозом в детском саду.
Во время войны отец ушел в ополчение, а мама с девятилетней Аллой эвакуировались в Татарию, в город Мензелинск. Мама работала день и ночь, а тоненькая девочка с белыми косичками часто выступала перед ранеными в местном госпитале, читала стихи.
Она с детства была буквально обречена стать актрисой: в таких случаях говорят: на роду написано.
Восьмиклассницу Аллочку Ларионову ассистент режиссера по актерам пригласил сниматься в кино. Её поставили на учет в актерский отдел «Мосфильма» и стали приглашать в массовку. Поскольку сниматься иногда приходилось и ночами, учебу она совершенно забросила, школу еле-еле вытянула на тройки. Уже будучи знаменитой актрисой, она часто видела себя маленькой девочкой в картине Райзмана «Поезд идет на Восток».
Окончив школу, Алла не раздумывая подала документы сразу в два института - ГИТИС и ВГИК. Во ВГИКе набирал курс Сергей Аполлинариевич Герасимов, и Ларионова ему категорически не понравилась, она показалась ему некрасивой и нефотогеничной. Но Макарова убедила Герасимова принять девушку. Обо всем этом Алла Дмитриевна узнала позже. Гадкий утенок довольно быстро превратился в прекрасного лебедя - самого красивого не только на курсе у Герасимова, но и во всем советском кино 50-х.
Сниматься Ларионова начала еще студенткой. Когда ее пригласили на роль Любавы в картину Александра Птушко «Садко» (1952), Сергей Аполлинариевич не отпускал - он вообще ревностно относился к съемкам своих студентов. И снова помогла Макарова, уговорила. Фильм имел потрясающий успех! Ошеломляющая славянская красота Аллы Ларионовой нисколько не проигрывала рядом с экзотической внешностью молоденькой жены Вертинского Лидии.
Во время съемок картины «Садко» судьба свела Аллу с красавцем-актером Иваном Переверзевым, знаменитым киногероем тех лет. Их роман продолжался достаточно долго, но жениться Переверзев не собирался.
В 1953 году творческую группу фильма «Садко» пригласили на знаменитый Венецианский фестиваль, что было невероятным событием - до 1947 года советских кинематографистов на фестивали за рубеж вообще не звали. Её успех в Венеции был фантастическим! Журналисты писали о Ларионовой взахлеб и исключительно в превосходной степени: «Самая молодая, самая веселая, самая красивая!» После конкурсного показа фильма «Садко», получившего главную награду фестиваля - «Золотого льва», на нее буквально накинулись режиссеры и продюсеры, но на все приглашения сниматься за нее отвечали отказом официальные лица. Возвращаясь домой, она горько плакала в самолете, но прямо у трапа ее ожидало приятное известие: Ларионова была утверждена на главную роль в фильме «Анна на шее».
Конечно, главный фильм Ларионовой - экранизация чеховского рассказа «Анна на шее» (1954), где актриса сыграла красивую, но бедную, Анюту, осознавшую, что ее красота стала предметом торга. На съёмках она познакомилась с Александром Вертинским и Михаилом Жаровым, который был кумиром её детства.
«Анна на шее» была звездным часом Ларионовой. Роскошная красавица в бальном платье, беззаботно танцующая мазурку с самим Жаровым, поразила воображение всех зрителей. Она действительно была абсолютно, невероятно, сказочно хороша!
Затем последовала шекспировская «Двенадцатая ночь», в которой Алла сыграла графиню Оливию. В нее влюблялись, теряли голову, сходили с ума. А знаменитая актриса, безраздельно царившая в мужских грезах, жила с родителями в полуподвале.
Много слухов ходило тогда вокруг красавицы Ларионовой. Тогдашний министр культуры Александров не мог обойти своим вниманием актрису. После его ухода в список «гарема» бывшего министра культуры молва занесла и Аллу Ларионову, и на все киностудии было разослано уведомление, согласно которому приглашать Ларионову на съемки отныне запрещалось. Актрису надолго отлучили от кино, как обычно, ничего не объясняя. Многие ее бывшие «друзья», прослышав о негласном решении не снимать больше актрису в кино, куда-то исчезли.
Узнав о том, что она попала в черный список, Ларионова написала письмо новому министру культуры Михайлову и попросила разобраться с порочащими её имя сплетнями.
Новый министр написал ответ актрисе, в котором сообщал, что всё выяснил и «уже отдал все соответствующие распоряжения».
Ей не требовались ухищрения косметологов и парикмахеров - она была неправдоподобно, ослепительно красива и в полной мере сознавала это. Модные тогда открытки-фотографии Ларионовой из серии «Актеры советского кино» продавались миллионными тиражами, сотни писем шли со всего Союза.
Роман Аллы Ларионовой и Николая Рыбникова достоин того, чтобы считать его одним из самых трогательных в любовной истории ХХ века. Говорят, абсолютного и безусловного счастья не бывает, как не бывает и всепоглощающей, одной на всю жизнь любви. Еще говорят, что в отношениях двоих один любит, а другой только позволяет себя любить. В их совместной жизни действительно именно она позволяла себя любить, но не становилась от этого менее счастливой.
Они познакомились еще в институте. Рыбников часто бывал дома у Ларионовых, был знаком с родителями, но на Аллу смотрел почти равнодушно, однако потом загорелся. Он страдал по ней почти шесть лет... Однажды даже вешаться хотел. А после неудавшегося самоубийства Николаю вправлял мозги сам Герасимов, по совету которого Рыбников начал завоевывать Аллу. Конечно, простоватый, с рабочее-заводской внешностью, он проигрывал на фоне мужественного красавца Переверзева, но Ларионова поступила, как велит народная мудрость: с лица не воду пить.
Они расписались в Минске, где Ларионова снималась в «Полесской легенде», 2 января 1957 года. Рыбников приехал со съемок картины «Высота» 30 декабря и сказал: «Все, лапуся, идем расписываться!». В Дом кино на премьеру «Высоты» они пошли уже вдвоем. И когда герой фильма, которого тоже звали Николай, сказал с экрана: «Ну что, Коля, кончилась твоя холостая жизнь?», весь зал буквально взорвался аплодисментами.
Они прожили вместе 33 года и вырастили двух дочерей - Алёну и Арину (ни одна из них не продолжила актёрскую династию). Когда уезжали на съемки, с девочками оставалась мама Ларионовой Валентина Алексеевна.
Однажды кто-то из журналистов спросил Аллу Дмитриевну, не жалеет ли она, ведь могла сделать в жизни более выгодную партию. Ларионова ответила: «Судьба, значит. У меня в жизни было много ситуаций и предложений. Но я не жалею. Коля был личностью... А главное, очень любил меня». Рыбников был однолюбом и гордился тем, что его жизнь укладывалась в бесхитростную схему: «Любимая женщина, любимый дом, любимая работа». Алла была не только любимой женщиной Рыбникова - она была его божеством, да и, наверное, всей его жизнью. Он был замечательным мужем, любящим и заботливым отцом, хорошим хозяином.
Алла Ларионова много ездила и по миру, и по стране. Ее часто в шутку называли специалистом по Южной Америке: она исколесила ее вдоль и поперек, встречалась со многими знаменитостями.
Судьба распорядилась так, что актриса попала в кино в тот период, который критики прозвали грустным словом «малокартинье». Поэтому и киноработ у нее немного, но основные её роли стали событием в истории советского кино.
В 60-е годы Ларионова по-прежнему снималась, не пренебрегая даже эпизодическими ролями. Оказалось, что этой красавице вполне под силу и роли характерные, требующие немилосердного изменения внешности.
В 70-х годах творческая карьера Рыбникова и Ларионовой пошла на спад. На смену им пришли другие молодые красивые актёры, но надежды вернуться в кино они не теряли. Были какие-то картины, но все они в основном проходили незамеченными и Алла Дмитриевна практически оставила кино. Это был сознательный шаг - ведь красота и молодость уже ушли.
Когда актрису спрашивали о несостоявшихся ролях, она отвечала: «Я жалею только об одном: мне не дали сняться в фильме Чарли Чаплина». Чаплин очень хотел снять Аллу Ларионову, но даже великий режиссёр и актер не смог пробить косность советских чиновников от кинематографа.
В последние годы жизни Рыбников очень тяжело переживал отсутствие работы, начал выпивать. Он умер так же тихо, как и жил, 22 октября 1990 года - просто не проснулся. И Ларионовой надо было привыкать жить одной. Она пережила мужа почти на 10 лет. Оставаться в доме, где все напоминало о Коле, не было сил, и Алла Дмитриевна поменяла роскошную пятикомнатную квартиру у метро «Новослободская» на двухкомнатную хрущевку. Ларионова просто не успевала заняться домом - вместе с вахтанговскими актерами Вячеславом Шалевичем и Марианной Вертинской колесила по стране со спектаклем «Деньги, коварство и любовь», где ей досталась роль, которую раньше играла Людмила Целиковская. Говорят, она искала спасения в работе.
Алла по-прежнему любила принимать гостей, устраивая девичники для своих подружек. Жила жизнью и проблемами дочерей, которые до конца жизни опекали маму и называли ее ласково - Мусиком. Актриса много курила, а вот выпить любила чуть-чуть - для настроения. Она не позволяла себе расслабиться, всегда выглядела ухоженной, элегантно и со вкусом одетой. Продолжала лихо водить машину - это всегда в отличие от домашнего хозяйства было любимым ее занятием.
Она умерла 25 апреля 2000 года, в Страстную неделю, перед Пасхой. Накануне в половине двенадцатого ночи соседи видели, как она курила на балконе. Легла спать, как обычно, с сеточкой на волосах и двумя крупными бигуди на челке. Ларионова умерла во сне от обширного инфаркта. Говорят, что такая смерть уготована только праведникам и ее надо заслужить.
Алла Ларионова не дожила до своего 70-летия почти год. Ее похоронили на Троекуровском кладбище рядом с Николаем Рыбниковым.
19 февраля 2001 года ей должно было бы исполниться 70 лет. В день рождения Аллы Дмитриевны, на доме, где прошли последние годы ее жизни (Банный переулок, дом № 7), была открыта мемориальная доска. Инициатором этого события стала Гильдия актеров кино России.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1965).
Народная артистка РСФСР (1990).
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970).
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997).
Почётный кинематографист России (1997).
Приз Гильдии актёров кино России за выдающийся вклад в профессию (2000).
Фильмография:
Мичурин (1948) эпизод
Садко (1952) главная роль: Любава
Вихри враждебные (1953) роль: Вера Иволгина, комсомолка, активистка, помощница Дзержинского
Команда с нашей улицы (1953) роль: Оля, пионервожатая
Анна на шее (1954) главная роль: Анна Соболева
Двенадцатая ночь (1955) главная роль: Оливия, графиня
Судьба барабанщика (1955) роль: Валентина, мачеха Серёжи
Главный проспект (1956) роль: Вера
Дорога правды (1956) роль: Женя, возлюбленная Шмелёва
Полесская легенда (1957) главная роль: Оксана, красавица-скотница
Ведьма (короткометражный) (1958) главная роль: Раиса, дьячиха
Отцы и дети (1958) главная роль: Анна Сергеевна Одинцова
Млечный путь (1959) главная роль: Лиза, студентка киевской консерватории
Фуркат (1959) роль: княгиня Маргарита Оболенская (дублировала В. Чаева)
Трижды воскресший (1960) главная роль: Светлана Сергеевна
Две жизни (1961) роль: Нина Николаевна Бороздина
Ко мне, Мухтар! (1964) роль: Маша Колесова, жена адмирала, бывшая владелица Мухтара
Три сестры (1964) роль: Наталья Ивановна, невеста, потом жена Андрея
Третья молодость | Nuit des adieux, La (СССР, Франция) (1965) роль: Любовь Леонидовна
Совесть (1965) роль: Наташа
Дикий мёд (1966) главная роль: Варвара Княжич, фронтовой корреспондент
Дядюшкин сон (1966) роль: Наталья Дмитриевна Паскудина
Фокусник (1967) главная роль: Елена Ивановна
Длинный день Кольки Павлюкова (короткометражный) (1968) роль: Любава, продавщица, жена Дмитрия
Похищение (1969) роль: артистка Ларионова
Старый знакомый (1969) роль: модельер
Молодые (1971) роль: Екатерина Петровна Колесова, мать Жени
Седьмое небо (1971) главная роль: Ксана Георгиевна, москвичка, химик-фармацевт
Лев Гурыч Синичкин (1974) роль: актриса
Семья Ивановых (1975) роль: Валентина Николаевна Чистохвалова, мать Алексея, генеральша
Есть идея (1977) роль: императрица Екатерина ІІ
Атланты и кариатиды (1979) роль: Дарья Макаровна Карнач, жена Максима Карнача, 8 серий
Запретная зона (1988) роль: Неклесова
Имя твоё (1989) роль: Анна Львовна
Враг народа - Бухарин (1990) роль: Каридад Меркадер, испанская коммунистка
Одиссея Александра Вертинского (документальный) (1990-1991)
Оружие Зевса (1991) роль: тётя Эльза
Троцкий (1993) роль: Каридад Меркадер
Тихий ангел пролетел... (короткометражный) (1995) главная роль
Чтобы помнили... (документальный) (1996) фильм «Николай Рыбников» (21-й)
Чтобы помнили... (документальный) (1997) фильм «Сергей Столяров» (32-й)
Алла на шее (документальный) (2006) архивные кадры
Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Алла Ларионова», архивные кадры
Алла Ларионова. Сказка о советском ангеле (документальный) (2009) архивные кадры
Георгий Юматов. Трагедия офицера (документальный) (2011) архивные кадры