Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние добавления -
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Раневская Фаина
Раневская Фаина
Плотников Борис
Плотников Борис
Гордина Ирина
Гордина Ирина
Взаимосвязанные статьи
-------------- Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
8 гостей

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
 
Актеры Основной раздел Актрисы

Поиск по тегам : Карамазовы», Субботиной», Шпильрайн», Айболита», детектив», международного


Раневская Фаина

Печать E-mail
 

Автор KOV, Включено 25-03-2009 13:27

Просмотры : 5846    

Одобрение : 217

Теги : продемонстрировали, аттракцион», короткометражный, невозможно», профессиональной, Государственной, Железнова», Раневской», Художественного, администраторша, веревочка», мерзавцы!», порекомендовала, психологической, Государственна, Константиновна, Подкидыш», академического, аплодисментами, бабушка!», гвардейца", мопассановской, подкаблучником, провинциальным, просуществовав,


0

Рейтинг 4.7/5 (748 голосов)

Раневская Фаина

Раневская Фаина Георгиевна – народная артистка СССР (1961), родилась 27 (15 - по старому стилю) августа 1896 года в городе Таганроге в состоятельной еврейской семье. Ее отец, Фельдман Гирши Хаймович, был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода «Святой Николай», а мама Фельдман Милка Рафаиловна занималась воспитанием четверых детей: у Фаины было два брата и старшая сестра Белла.

Как признавалась сама Фаина Георгиевна, она не была счастлива в родительском доме: возможно, причина в ее повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения. Боясь насмешек, она избегала сверстников, не имела подруг, не любила учиться. С трудом проучившись в младших классах Мариинской женской гимназии, девочка упросила родителей забрать ее оттуда. В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать.

Увлечение кино пришло к Фаине лет в двенадцать. Чуть позже началось ее увлечение театром. Первые посещения городского театра оставили в ее душе неизгладимые впечатления, но настоящее потрясение испытала она в 1913 году, когда побывала на спектакле «Вишневый сад» А.П. Чехова на сцене Московского Художественного театра. Кстати, псевдоним Раневская взят именно из этой пьесы. Эта фамилия позже стала для актрисы официальной.

После увиденного на сцене, она уже знала, что будет актрисой обязательно. Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, Фаина стала посещать занятия в частной театральной студии А. Ягелло. Девушка училась свободно двигаться на сцене, говорить, растягивая слова, чтобы скрыть свое заикание. Ее заявление о решении стать профессиональной актрисой, вызвало скандал и разрыв с семьей, поэтому в 1915 году она покинула Таганрог и уехала в Москву.

Ни в одну из лучших театральных школ Фаина не была принята, и ей пришлось устроиться в частную школу, но из-за отсутствия средств на обучение пробыла она там недолго. Она почти ничему и нигде специально не училась. Да и образование пришло к ней отнюдь не из средней школы, которую она с грехом пополам закончила, и не из высшей школы, в которой никогда не была, а от жажды новых познаний, сопровождающей её всегда.

Девушке повезло, что к ней с участием отнеслась актриса Гельцер. Это она порекомендовала Раневскую в Малаховский летний театр под Москвой, где, отыграв один сезон, Раневская в 1916 году подписала договор с антрепризой Ладовской на роли героинь-кокет и уехала в Керчь. Но выступления труппы не собирали зрителей, и Раневская покинула антрепризу. Начались ее скитания по провинциальным театрам – Феодосия, Кисловодск, Ростов-на-Дону…

Весной 1917 года вся семья Фельдман эмигрировала, и Фаина осталась одна в России. В Ростове она познакомилась с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, в лице которой Раневская обрела надежного друга на всю жизнь.

Тогда же актриса была принята в труппу Театра актера, главным режиссером которого был Павел Анатольевич Рудин. В 1925 году Павла Вульф и Фаина Раневская поступил  в передвижной Театр Московского отдела народного образования (МОНО). Но, просуществовав один зимний сезон, театр закрылся, и актрисы вновь возвратились в провинцию. Вновь начались их скитания: Святогорский театр при санатории донбасских шахтеров, Бакинский рабочий театр. Затем были Гомель, Смоленск, Архангельск, Сталинград и вновь Баку…

Все эти годы Раневскую не покидает мысль о Москве. В 1930 году она пишет письмо главному режиссеру московского Камерного театра Александру Таирову с просьбой принять ее. Первоначально следует отказ, но затем режиссер меняет свое решение. И вот с 1931 года Раневская становится актрисой этого театра и удачно дебютирует ролью в спектакле «Патетическая соната». Однако спустя некоторое время спектакль снимают с репертуара. Поскольку других ролей у нее не было, Раневская в 1935 уходит в Центральный театр Красной Армии.

В 1939 году Раневскую приглашают в Малый театр. Она, конечно же, соглашается, но тут возникают неожиданные препятствия. Из театра Красной Армии ее отпускать не хотели, и актриса ушла со скандалом. В то же время старейшины Малого оказались категорически против ее прихода в труппу. В итоге Раневская осталась без работы.

В кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году, будучи тогда актрисой Камерного театра. Начинающий режиссер Михаил Ромм, увидев ее на сцене, пригласил на роль госпожи Луазо в фильме «Пышка» по знаменитой мопассановской новелле. Приехавший в Советский Союз Ромен Роллан был в восторге от фильма. Среди актеров он выделял в первую очередь Раневскую. По его просьбе «Пышку» продемонстрировали во Франции. И картина прошла там с огромным успехом.

После «Пышки», несмотря на успех, Раневская решила больше в кино не появляться – слишком это все мучительно. Тем не менее, спустя три года она приняла предложение режиссера Игоря Савченко сняться в роли попадьи в фильме «Дума про казака Голоту». К этому времени актриса как раз осталась без работы в театре, и кино захватило ее.

В 1939 году Фаина Раневская снимается сразу в трех кинокартинах, но настоящую известность актрисе принесла комедия Татьяны Лукашевич «Подкидыш», где Раневская сыграла самоуверенную, командующую подкаблучником-мужем женщину. Актриса специально для своей роли придумала несколько хлестких фраз. Одна из них, «Муля, не нервируй меня», стала по-настоящему крылатой.

В 1940 году Михаил Ромм пригласил Фаину Раневскую сниматься в социально-психологической драме «Мечта», где актриса сыграла роль хозяйки меблированных комнат - мадам Розу Скороход. Эта работа открыла огромное трагическое начало в таланте Фаины Раневской.

И все же, кинематограф Раневская недолюбливала, но восхищалась Михаилом Роммом, у которого дебютировала в «Пышке», а затем снялась в «Мечте», которую высоко оценил Теодор Драйзер, а Рузвельт сказал: «Раневская - великая актриса». В этой оценке единодушно сошлись все: и режиссеры, и критики, и зрители.

После начала войны Фаина Раневская была эвакуирована в Ташкент, где пробыла до 1943 года. В 1943 году она вернулась в Москву, и была принята в Театр драмы (ныне - театр имени Вл. Маяковского). Она снялась в нескольких рядовых фильмах, после чего была приглашена на роль мамаши в фильме «Свадьба». Эта комедия на долгие годы стала одним из любимейших зрителями фильмов. Сама Раневская, создавая образ, пользовалась наблюдениями из реальной жизни.

После войны Фаина Раневская сыграла несколько заметных ролей, а в 1947 году на экраны вышла комедия Григория Александрова «Весна» с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. Фаине Раневской в сценарии отводился лишь один эпизод: ее героиня Маргарита Львовна подавала завтрак своей знаменитой племяннице. Александров предложил актрисе самой сделать себе роль. Раневская придумала множество веселых фраз и диалогов. Вместе с Ростиславом Пляттом они внесли в картину комедийную, водевильную стихию. В итоге они, играющие роли второго плана, запомнились зрителям даже больше, чем главные герои.

В том же году Раневская сыграла мачеху в знаменитой сказке «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой. Эта картина одна из немногих, принесших актрисе настоящую радость. Автор сценария Евгений Львович Шварц, как никто другой, болезненно бережно относившийся к каждой фразе, каждому слову в сценарии, Раневской с удовольствием позволял отсебятину. Мачеха - одна из лучших комедийных ролей Раневской. Удивительно, но этот сугубо отрицательный персонаж сказки вызывает у зрителей настоящий восторг.

Среди других работ Фаины Раневской в послевоенные годы стоит отметить роль бабушки в фильме «Слон и веревочка», где актриса впервые снялась с Наташей Защипиной, тогда еще шестилетней девочкой. Раневская высоко отзывалась о юной актрисе и общалась с ней, как со взрослой.

В 1949 году Раневская уходит из Театра Драмы и поступает на работу в Театр им. Моссовета. Здесь она играла очень мало. Репертуар театра состоял из рядовых, а порой и просто бесцветных и скучнейших спектаклей, приуроченных к очередным советским праздникам. С большим трудом ее уговорили на роль старухи в спектакле «Рассвет над Москвой». Великая актриса от скуки и раздражения превратила свою роль в капустник на заданную тему, и каждое ее появление на сцене сопровождалось аплодисментами.

Как-то Раневской достался эпизод в пьесе «Шторм». На первую же репетицию актриса принесла десятки вариантов каждого кусочка, чуть ли не каждой реплики своей роли. Она почти полностью переписала текст, Завадский замер. Драматург прочитал, побагровел и стал так хохотать, что все испугались. «Здесь ничего нельзя менять», - сказал он, - все оставить... как у Раневской». На следующий день актриса принесла еще несколько вариантов. «Оставьте ее», - сказал драматург, - «пусть играет как хочет и что хочет. Все равно лучше, чем она, эту роль сделать невозможно». Раневская так великолепно играла свой эпизод в «Шторме», что затмевала всех остальных актеров, включая и исполнителей главных ролей. Завадский не хотел мириться с этим, и вскоре лишил актрису роли.

Все это, конечно же, не могло устраивать Фаину Георгиевну, и в 1955 году она покинула театр. Она перешла в театр Пушкина - бывший Камерный театр, где она проработала до 1963 года, но затем ушла и оттуда.

За всю свою жизнь Фаина Раневская так и не вышла замуж. Как-то ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена. Раневская рассказала эпизод из своей юности. Она была влюблена в красавца-актера, игравшего вместе с ней в труппе. Однажды актер сказал ей, что вечером придет к ней домой. Раневская нарядилась, накрыла стол, а актер пришел пьяный и с женщиной, сказав ей: «Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя». «С тех пор не то, что влюбиться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!» - признавалась Фаина Георгиевна.

Однако в начале 60-х был у Фаины Раневской период, когда она не чувствовала себя одинокой. Она получила письмо от своей сестры Беллы (Изабелла Георгиевна Аплеен), которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа, перебралась в Турцию. Сестра была тоже одинока и просила помочь вернуться в СССР. Раневской помогла в этом министр культуры Е. Фурцева. Несколько лет сестры прожили вместе, но затем у Беллы обнаружили рак. Раневская вызывала лучших врачей, проводила с ней, уже безнадежной,  ночи. Больница, операция - все было бессмысленно: в 1964 году Белла умерла.

Все это время Раневская практически не снималась в кино. Да и о тех редких работах актриса отзывалась так: «…Снимаюсь в ерунде. Съемки похожи на каторгу. Сплошное унижение человеческого достоинства, а впереди - провал, срам, если картина вылезет на экран».

«Осторожно бабушка!» (1960) Надежды Кошеверовой, где Раневская сыграла главную роль, получился откровенно провальным. Раневская восприняла это как личной оскорбление и поссорилась с режиссером, которая долгие годы была ее подругой.

Тем не менее, спустя пять лет Кошеверова рискнула вновь пригласить Фаину Георгиевну в свою новую картину. Раневской предстояло сыграть роль директора цирка в фильме «Сегодня новый аттракцион». Роль была неплохой, и актриса после долгих уговоров согласилась, но при этом она выдвинула ряд условий. Режиссер согласилась, хотя на практике условия были выполнены едва ли наполовину. Роль в этой картине была последней работой в кино Фаины Георгиевны.

В середине 60-х Раневская возвратилась в театр к Завадскому, где работала до конца своих дней.

Удивительно, но за долгие годы она так и не сыграла ни одной великой роли мирового репертуара. Все экранные и сценические работы Раневской можно перечесть по пальцам. «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», - говорила она. Но даже то немногое сделало ее величайшей отечественной актрисой. Лондонский ежегодник «Кто есть кто» включил ее в число десяти лучших актрис ХХ века. И это не случайно: актриса в совершенстве владела всеми жанрами - от трагедии до фарса, она не играла, она жила своими ролями. Каждую героиню Раневская наделяла своеобразной походкой, манерой речи, ритмом движения, у каждой из них даже разные руки. Помимо этого, огромное значение придавалось любой папироске, чепчику, зонтику, пенсне, томику «Идиота» или кружке пива. В целом создавался тот самый неповторимый, идеальный образ, который совершенно невозможно представить в чьём-либо другом исполнении.

За год до своей смерти Раневская отказалась играть на сцене. Умерла Фаина Георгиевна 19 июля 1984 года, после перенесенных инфаркта и пневмонии.

Похоронена в Москве, на Донском кладбище (4 уч.).

 

Театральные работы:

«Летний театр», Малаховка (1915):

«Тот, кто получает пощёчину» Л. Андреева (постановка Иллариона Певцова) - Роль без слов

«Первый советский театр» в Крыму (1920-1924):

«Вишнёвый сад» А.П. Чехова - Шарлотта Ивановна, гувернантка

«Три сестры» А.П. Чехова - Ольга, Наташа

«Чайка» А.П. Чехова - Маша

«Дядя Ваня» А.П. Чехова - Войницкая

«Иванов» А.П. Чехова - Зюзюшка

«Последняя жертва» А.Н. Островского - Глафира Фирсовна

«Волки и овцы» А.Н. Островского - Анфиса Тихоновна

«Без вины виноватые» А.Н. Островского - Галчиха

«На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского - Манефа

«Гроза» А.Н. Островского - Сумасшедшая барыня

«На дне» М. Горького - Настя

«Ревизор» Н.В. Гоголя - Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова

«Женитьба» Н.В. Гоголя - Сваха

«Роман» Э. Шелтон - Кавалини

Театры Ростова-на-Дону, Смоленска, Архангельска, Сталинграда, Баку (1925-1937):

«Коварство и любовь» Ф. Шиллера - Леди Мильфорд

«Бесприданница» А.Н. Островского - Тётка Карандышева

«Дворянское гнездо» И.С. Тургенева - Лаврецкая

«Живой труп» Л.Н. Толстого - Маша

«Свадьба» А.П. Чехова - Змеюкина

«Юбилей» А.П. Чехова - Мерчуткина

«Гамлет»У. Шекспира - Королева

«Ярость» Е.Г. Яновского - Председатель колхоза

«Чудак» А.Н. Афиногенова - Трощина

«Любовь Яровая» К.А. Тренёва - Дунька

«Чудеса в решете» А.Н. Толстого - Марго

Камерный театр (1931):

«Патетическая соната» Н. Кулиша (постановка Александра Таирова) - Зинка, проститутка

Центральный театр Красной Армии (1935-1939):

«Чужой ребёнок» В. Шкваркина - Мать

«Гибель эскадры» А. Корнейчука - Оксана

«Последняя жертва» А.Н. Островского - Глафира Фирсовна, сваха

«Васса Железнова» М. Горького (реж. Елизавета Телешева) - Васса Железнова

«Слава» В. Гусева - Мать

«Беззащитное существо» А.П. Чехова - Щукина

Театра драмы (1943-1949):

«Молодая гвардия» A. Фадеева (реж. Николай Охлопков) - Бабушка Олега Кошевого

«Лисички» Лилиан Хелман - Берди

«Капитан Костров» А. Файко - Свояченица

«Закон чести» А. Штейна (реж. Н. Охлопков) - Жена Лосева

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина (1955-1963):

«Игрок» Ф.М. Достоевского - Антонида Васильевна

«Деревья умирают стоя» А. Касона - Бабушка

«Мракобесы» А.Н. Толстой - Прасковья Алексеевна

Театр имени Моссовета (1949-1955, 1963-1984):

«Модная лавка» И. Крылова - Сумбурова

«Рассвет над Москвой» A. Сурова - Агриппина Солнцева

«Шторм» В. Билль-Белоцерковского - Манька-спекулянтка

«Рассказы о Турции» Н. Хикмета - Старуха Фатьма Нурхан

«Сомов и другие» М. Горького - Анна Сомова

«Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского - Марья Александровна

«Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика - Миссис Этель Сэвидж

«Дальше - тишина» Вина Дельмара (постановка Анатолия Эфроса) - Люси Купер

«Последняя жертва» А.Н. Островского - Глафира Фирсовна

«Правда - хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского (постановка Сергея Юрского) - Филицата

 

Награды и звания:

Заслуженная артистка РСФСР (1937).

Народная артистка РСФСР (1947).

Народная артистка СССР (1961).

Лауреат Сталинской премии СССР (1949, за исполнение роли жены Лосева в пьесе А.П. Штейна «Закон чести» на сцене Московского театра драмы).

Лауреат Сталинской премии СССР (1951, за исполнение роли Агриппины Солнецовой в пьесе А.А. Суворова «Рассвет над Москвой»).

Лауреат Сталинской премии СССР (1951, за роль фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»).

Редакционным советом английской энциклопедии "Кто есть кто" ("Who is who") включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века (1962).

Орден «Знак Почёта» (1947).

Ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1967).

Орден Ленина (1976).

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946).

Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948).

 

Сайт памяти: www.faina.narod.ru

           

Фильмография:

Пышка (1934) роль: госпожа Луазо

Дума про казака Голоту (1937) роль: сельская попадья

Ошибка инженера Кочина (1939) роль: Ида Гуревич

Подкидыш (1939) роль: Ляля, солидная бездетная дама

Человек в футляре (1939) роль: жена инспектора

Любимая девушка (1940) роль: Маня, Марья Ивановна, тётка Добрякова, сотрудница роддома

Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1941) роль: Горпина

Мечта (1941) роль: Роза Скороход, хозяйка меблированных комнат "Мечта" и фруктовой лавочки

Александр Пархоменко (1942) роль: тапёрша

Новые похождения Швейка (1943) роль: тётушка Адель

Родные берега (1943) роль: Софья Ивановна, директор музея, новелла «Три гвардейца»

Свадьба (1944) главная роль: мать невесты

Небесный тихоход (1945) роль: военный врач, профессор

Слон и верёвочка (1945) роль: бабушка

Весна (1947) роль: Маргарита Львовна, экономка

Золушка (1947) главная роль: Мачеха

Рядовой Александр Матросов (1947) роль: врач

Встреча на Эльбе (1949) роль: миссис Мак-Дермот

У них есть Родина (1949) роль: фрау Вурст, хозяйка кафе

Девушка с гитарой (1958) роль: Зоя Павловна Свиристинская

Драма (короткометражный) (1960) главная роль: Мурашкина, писательница

Осторожно, бабушка! (1960) главная роль: Елена Тимофеевна, бабушка Лены

Лёгкая жизнь (1964) главная роль: Маргарита Ивановна, она же "Королева Марго", спекулянтка

Фитиль (короткометражный) (1964-1965) роли: гадалка / жилица старого дома, фильмы «Карты не врут» (25-й) / «Не поеду!» (186-01-й) 

Первый посетитель (1965) роль: старая дама

Сегодня - новый аттракцион (1965) главная роль: Ада Константиновна Бранд, директор цирка, в прошлом акробатка на канате

Дальше - тишина (телеспектакль) (1978) главная роль: Люси Купер

Вспоминая Раневскую (документальный) (1999) архивные кадры

Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Фаина Раневская», архивные кадры

Моя правда (документальный) (2008) фильм «Великая и ужасная Фаина Раневская», архивные кадры

Фаина Раневская: Красота - страшная сила (документальный) (2009) архивные кадры

Короли эпизода. Фаина Раневская (документальный) (2015) архивные кадры

 

Озвучивание:

Александр Пархоменко (1942) вокал: жестокий романс

Сказка о царе Салтане (анимационный) (1943) персонаж: сватья баба Бабариха

Малыш и Карлсон (анимационный) (1970) персонаж: Фрекен Бок, фильм «Карлсон вернулся» (2-я)

 

Киновоплощения:

«Звезда эпохи» (2005) (реж. Юрий Кара). В роли Раневской - Татьяна Васильева

«Анна Герман. Тайна белого ангела» (2012) (реж. Вальдемар Кшистек, Александр Тименко). В роли Раневской - Елена Бондарева-Репина

«Орлова и Александров» (2015) (реж. Виталий Москаленко). В роли Раневской - Юлия Рутберг

 


Твиттнуть



Обновлён : 08-11-2017 16:46

Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи

Комментарии пользователей  
 

Средняя оценка

 

Нет комментариев

Добавить комментарий

« Пред.   След. »