Шукшин Василий Макарович – советский писатель, кинорежиссер, актер, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и считались середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи - Макар Леонтьевич Шукшин рботал механизатором и пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: в 1933 году Макара Леонтьевича арестовали.
В 22 года мать, Мария Сергеевна, осталась без кормильца с двумя малолетками на руках. Глухое отчаяние наводило на страшные мысли, но судьба уберегла от греха. И вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно за односельчанина Павла Куксина. "Второй отец" Шукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку. Так и стал тринадцатилетний Василий Макарович главным мужчиной и кормильцем в доме. По воспоминаниям очевидцев, Шукшин рос мальчишкой замкнутым, что называется, "себе на уме". Лет в пятнадцать к Василию пришла первая любовь. Это была четырнадцатилетняя девочка из их села Маша Шумская. Как и все деревенские пары, они сидели на лавочке до рассвета, гуляли по берегу и мечтали.
В шестнадцать лет, окончив семь классов, Шукшин уехал из Сросток: с 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме, но закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, пришлось устраиваться на работу. Первым местом работы Шукшина стал трест "Союзпроммеханизация". В качестве слесаря-такелажника Василий Шукшин вскоре был направлен сначала на турбинный завод в Калугу, затем на тракторный завод во Владимир, в апреле 1949 года на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги, а потом на строительство железнодорожного моста на станции Голицыно, откуда его призвали на действительную военную службу.
Окончив учебку по специальности радиста, Шукшин в 1950 году попал в одну из частей Черноморского флота, дислоцированную в Севастополе. Во время службы Василий с Машей Шумской писали друг другу. В 1953 году у него обнаружилась язвенная болезнь желудка и медицинская комиссия Главного военного госпиталя Черноморского флота Василия Шукшина комиссовала.
После возвращения в 1953 году в родные Сростки, Василий и Мария сыграли свадьбу. Мария Ивановна вспоминает, что это было самое счастливое время. Василий экстерном сдал экзамены за 10 классов и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5-7-х классов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно был директором. Однако проучительствовал он недолго: Шукшин решил отправиться в Москву поступать на сценарный факультет ВГИКа.
В 1955 году Василий отправился покорять Москву, а Мария поехала в Новосибирск поступать в пединститут. Шукшину посоветовали подавать документы на режиссерский факультет. Вгиковские педагоги боялись его брать: Василий был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, а чего нельзя, но в него поверил Михаил Ромм.
Поступив во ВГИК, Шукшин поселился в общежитии института на Трифоновской улице. В 1957 году Василий написал матери, что полюбил другую женщину, а с Марией будет разводиться. Мария Шумская не удерживала Василия, хотя любила его и до сих пор хорошо вспоминает о нем. Живет она сейчас в Алтайском крае в поселке Майма.
В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» он сыграл в крошечном эпизоде. Летом следующего года Шукшин оказался на практике в Одессе и совершенно внезапно получил приглашение от режиссера Марлена Хуциева сыграть главную роль в его фильме «Два Федора». Премьера этого фильма оказалась очень успешной, и Шукшина-актера заметили.
Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. В 1958 году в журнале "Смена" был опубликован его рассказ "Двое на телеге". Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и Шукшин на время перестал рассылать свои произведения по редакциям. Но уже в начале 60-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина.
В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК. Актерская карьера его в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. После фильма «Два Федора» приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. На основе своих рассказов "Классный водитель" и "Гринька Малюгин", опубликованных в 1963 году, Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень», который вышел на экраны страны в 1964 году и получил восторженные отклики публики.
В те же годы существенные изменения происходили и в личной жизни Шукшина. В 1963 году много говорили его романе с известной поэтессой Беллой Ахмадулиной, которую он даже снял в своей первой картине «Живет такой парень». Однако, через несколько месяцев их роман благополучно завершился, и судьба свела Шукшина с другой женщиной - Викторией Софроновой. Было ей в ту пору 33 года, она была разведена и трудилась редактором в журнале "Москва". Видимо, первая серьезная трещина в их отношениях произошла летом 1964 года, когда актер отправился в Судак на съемки фильма «Какое оно, море?». И там Шукшин встретился с 26-летней киноактрисой Лидией Федосеевой, которая стала его женой.
Между тем 12 февраля 1965 года у Виктории Софроновой родилась девочка от Шукшина. Ее назвали Катей. И хотя он приходил к Виктории и к ребенку, теплых отношений между ними уже не было.
В браке у Шукшина и Лидии Николаевны родились две девочки-погодки: Мария и Ольга.
Тем временем творческая энергия Шукшина трансформируется в целый ряд новых литературных и кинематографических проектов. Во-первых, выходит новая книга его рассказов под названием "Там вдали...", во-вторых, в 1966 году на экранах появляется его новый фильм - «Ваш сын и брат», который через год удостаивается Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Мысли о России привели Шукшина к идее снять фильм о Степане Разине. По словам Лидии Федосеевой, в течение всего 1965 года Шукшин тщательно готовился к съемкам. Однако все оказалось напрасным - высокое кинематографическое начальство внезапно изменило свои планы и съемки фильма заморозило. То же самое произошло и с другой идеей Шукшина - желанием экранизировать собственную сатирическую сказку "Точка зрения". Убийственные выводы коллег произвели на Шукшина тягостное впечатление.
Многие рассказывают о пристрастии Шукшина к спиртному. Действительно пил он запоями, но дети своим появлением на свет его спасли. Позже, когда Маша подросла, с Шукшиным произошел случай, после которого он навсегда завязал со своей пагубной привычкой. Однажды Шукшин отправился с Машей гулять и зашел с приятелем в забегаловку, выпил, а про дочку забыл напрочь, а когда вспомнил и выскочил на улицу, ее нигде не было. В панике обежал весь район, а пока бегал, дал себе зарок: если найдет дочь - в рот не возьмет больше ни капли. Дочку он, наконец, нашел, а свое слову своему не изменил до самой смерти.
Через год после рождения Маши в семье Шукшиных на свет родилась еще одна девочка - Оля. Это радостное известие застало Шукшина в окрестностях Владимира на съемках очередной картины - «Странные люди». В основу ее легли три шукшинских рассказа: "Чудик", "Миль пардон, мадам!" и "Думы". В 1969 году Василию Шукшину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1971 году вышел его фильм «Печки-лавочки», однако публика, в отличие от критики, приняла картину достаточно сдержанно.
В конце 1972 года Шукшин перешел со студии имени Горького на "Мосфильм". Сделано это было по одной причине: на "Мосфильме" ему пообещали помочь в осуществлении его давнего замысла - постановки фильма о Степане Разине. Однако и здесь ситуация с "Разиным" оказалась достаточно сложной. Тем временем, пока в ЦК разбирались, Шукшин приступил к съемкам очередной своей картины - «Калина красная».
Фильм вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потряс зрителей. Без преувеличения можно было сказать, что ничего подобного в отечественном кинематографе еще не было. Фильм был необычен и для самого Шукшина. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку в апреле 1974 года «Калина красная» была награждена главным призом. Причем жюри специально оговорило свое решение: "Отмечая самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера Василия Шукшина, главная премия фестиваля присуждена фильму киностудии "Мосфильм" «Калина красная». Кроме этой награды, фильм в дальнейшем соберет и целый букет других: приз польских критиков "Варшавская сирена-73", приз фестиваля в Западном Берлине и приз ФЕСТ-75 в Югославии. А самому актеру по опросу журнала "Советский экран" эта картина принесла звание лучшего актера 1974 года.
Последний год жизни Шукшина складывался для него на редкость удачно как в плане творческом, так и личном. В 1973 году вместе с семьей он наконец переехал из тесной комнатки на Переяславской улице в новую квартиру на улице Бочкова. В свет вышел новый сборник его рассказов "Характеры", который тут же стал главным событием в прозе и предметом острейших дискуссий. В Большом драматическом театре Г. Товстоногов решается ставить спектакль по пьесе Шукшина «Энергичные люди». (Это было первое сотрудничество Шукшина с театром - до этого он театр не любил, унаследовав эту нелюбовь от своего учителя М. Ромма.) Генеральная репетиция спектакля состоялась в июне 1974 года с участием Шукшина и произвела на него прекрасное впечатление.
И, наконец, он ни на день не забывал о своей давней мечте - поставить фильм о Степане Разине. Свое твердое обещание помочь ему в этом деле дал С. Бондарчук, но взамен этой помощи он уговорил Шукшина сняться в его новой картине - «Они сражались за Родину». Шукшину в нем предстояло сыграть роль бронебойщика Лопахина. Съемки должны были проходить в августе - октябре 1974 года на Дону.
Почти весь сентябрь Шукшин находился на Дону в районе поселка Клетская на съемках фильма «Они сражались за Родину». График съемок был настолько плотным, что Шукшин даже не смог выбраться в Москву 1 сентября, чтобы проводить дочку Машу в первый класс. Лишь несколько раз он уезжал оттуда: во второй половине месяца в столицу, где начинался подготовительный период фильма «Степан Разин», и в Ленинград, на съемки эпизода в картине Г. Панфилова «Прошу слова». К началу октября Шукшин практически полностью завершил роль Лопахина, и ему оставалось отсняться в последнем эпизоде. 4 октября он должен был вернуться в Москву.
Василий Шукшин ушёл из жизни утром 2 октября 1974 года в каюте теплохода "Дунай" в станице Клетской Волгоградской области. Тело Шукшина в тот же день доставили в Волгоград, где врач сделал вскрытие и дал заключение: причина смерти - сердечная недостаточность. Из Волгограда цинковый гроб на военном самолете доставили в Москву. Его сопровождали Бондарчук, Бурков, Губенко, Тихонов, оператор Юсов, другие участники съемочного коллектива.
Похоронили Шукшина на Новодевичьем кладбище. Попрощаться с выдающимся писателем, режиссером и актером собралось огромное количество людей. К концу панихиды гроб был весь в ветках калины. Почти каждый, пришедший проститься с Шукшиным, оставлял веточку с красными ягодами.
Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле. С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения.
После смерти Шукшина в народе внезапно поползли слухи о том, что умер он не естественной смертью - мол, ему помогли это сделать. Эти слухи циркулировали даже в кинематографической среде: сам Бондарчук однажды признался, что какое-то время считал, что Шукшина отравили. Но эти слухи никакого реального подтверждения так и не нашли. И вот в наши дни о них заговорили вновь…
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Награды и звания:
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).
Лауреат Государственных премий СССР (1971, за роль Василия Черныха в фильме «У озера»).
Лауреат Государственной премии РСФСР (1967, за сценарий и режиссуру фильма «Ваш сын и брат»).
Лауреат Ленинской премии "За творческие достижения последних лет в литературе и киноискусстве" (посмертно) (1976).
Приз "Золотой Лев Святого Марка" на МКФ в Венеции (1964, за роль в фильме «Живёт такой парень»).
Приз "За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение" по разделу художественных фильмов на ВКФ (1964, за роль в фильме «Живёт такой парень»).
Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше (1973, за роль в фильме «Калина красная»).
Лучший актер 1974 года по опросу журнала "Советский экран".
Главная премия "За самобытный, яркий талант писателя, режиссёра и актёра" на ВКФ (1974, за фильм «Калина красная»).
Особое упоминание FIPRESCI и экуменического жюри на МКФ в Западном Берлине (1975, за фильм «Калина красная»).
Сайт памяти: www.shukshin.ru
Сайт памяти: www.shukshin75.narod.ru
Сайт: www.shukshiny.ru
Фильмография:
Убийцы (короткометражный) (1956) роль: Оле Андресон, швед, жертва - за ним охотятся гангстеры-убийцы
Тихий Дон (1956) роль: матрос за плетнём
Два Фёдора (1958) главная роль: Фёдор-большой
Золотой эшелон (1959) главная роль: Андрей Низовцев
Простая история (1960) роль: Иван Лыков
Из Лебяжьего сообщают (короткометражный) (1960) главная роль: Пётр Ивлев
Алёнка (1961) роль: Степан Ревун
Когда деревья были большими (1961) роль: председатель колхоза
Командировка (1961) роль: комбайнёр, молодой отец
Мишка, Серёга и я (1961) роль: Геннадий Николаевич Козлов, молодой учитель математики, чемпион Советского Союза по боксу
Юрка - бесштанная команда (короткометражный) (1961)
Мы, двое мужчин (1962) главная роль: Михаил Горлов, водитель
Какое оно, море? (1964) роль: Жорка
Журналист (1967) роль: Евгений Сергеевич, журналист
Комиссар (1967) роль: Козырев, командир
Три дня Виктора Чернышёва (1967) роль: Кравченко
Мужской разговор (1968) роль: Николай Николаевич Ларионов, отец Саши
У озера (1969) роль: Василий Васильевич Черных, директор комбината
Эхо далёких снегов (1969)
Любовь Яровая (1970) роль: Роман Кошкин, комиссар
Освобождение (1970-1971) роль: Иван Степанович Конев, маршал Советского Союза, 3-5-й фильмы
Держись за облака | Kapaszkodj a fellegekbe! (Венгрия, СССР) (1971) роль: чекист
Даурия (1971) главная роль: Василий Андреевич Улыбин, брат Северьяна, дядя Романа, "политический"
Печки-лавочки (1972) главная роль: Иван Сергеевич Расторгуев, алтайский хлебороб-тракторист
Калина красная (1973) главная роль: Егор Прокудин
Если хочешь быть счастливым (1974) главная роль: Владимир Андреевич Федотов, рабочий
Они сражались за Родину (1975) главная роль: Пётр Федотович Лопахин, бывший шахтёр (озвучил Игорь Ефимов)
Прошу слова (1975) роль: Фёдор, местный драматург (озвучил Игорь Ефимов)
Василий Шукшин. По страницам прозы (документальный) (1978) архивные кадры
Жил человек... Василий Макарович Шукшин (документальный) (1988) архивные кадры
Шукшин (документальный) (1999) интервью на съёмках фильма «Они сражались за Родину», архивные кадры
Василий Шукшин. Возвращение, или В поисках национальной идеи (документальный) (1999) архивные кадры
Как уходили кумиры (документальный) (2005) фильм «Василий Шукшин», архивные кадры
Печки-лавочки Лидии Шукшиной (документальный) (2008) архивные кадры
Лидия Шукшина. Непредсказуемая роль (документальный) (2008) архивные кадры
Василий Шукшин. Самородок (документальный) (2014) архивные кадры
Озвучивание:
Странные люди (киноальманах) (1969) от автора
Энергичные люди (телеспектакль) (1989) голос автора
Режиссер:
Из Лебяжьего сообщают (короткометражный) (1960) дипломная работа студента ВГИКа
Живёт такой парень (1964)
Ваш сын и брат (1965)
Странные люди (киноальманах) (1969)
Печки-лавочки (1972)
Калина красная (1973)
Сценарист:
Из Лебяжьего сообщают (короткометражный) (1960)
Живёт такой парень (1964)
Ваш сын и брат (1965)
Странные люди (киноальманах) (1969)
Ваня, ты как здесь? (телеспектакль) (1969)
Пришёл солдат с фронта (1971)
Печки-лавочки (1972)
Калина красная (1973)
Земляки (1974)
Позови меня в даль светлую (1977)
Экранизация без участия Шукшина:
Одни (короткометражный) (1966)
Конец Любавиных (1971)
В профиль и анфас (1971)
Беседы при ясной луне (телевизионный спектакль) (1981)
Други игрищ и забав (короткометражный) (1981)
Праздники детства (1982)
Свояки (по рассказу «Свояк Сергей Сергеевич») (1987)
Ёлки-палки! (1988)
Энергичные люди (1988, 1989)
Крепкий мужик (по мотивам рассказов «Крепкий мужик», «Верую», «Сураз») (1990)
Шукшинские рассказы (шесть новелл по рассказам) (2002)
А поутру они проснулись (2003)
Верую (по мотивам рассказов «Верую!», «Забуксовал», «Залетный») (2009)
Охота жить (по мотивам рассказов «Билетик на второй сеанс», «Осень», «Охота жить») (2014)