Смоктуновский Иннокентий Михайлович – народный артист СССР (1974), советский и российский актер театра и кино, родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка Томской области Красноярского края в семье крестьянина. Настоящая фамилия Иннокентия Михайловича - Смоктунович. Прадед Иннокентия Михайловича, белорус по национальности, служил егерем в Беловежской Пуще. Так получилось, что он случайно убил зубра, в результате чего по доносу был сослан в Сибирь. В тех пор Смоктуновичи и обосновались в Красноярском крае.
В 1929 году семья Смоктуновичей, спасаясь от голода, покинула деревню, переехав в Красноярск, где жила родня отца. В Красноярске отец, обладающий большой физической силой, устроился работать в порт грузчиком, а мать пошла работать на колбасную фабрику. Однако в 1932 году в стране разразился еще более страшный, повальный голод. Чтобы спасти детей родителям пришлось отдать двух сыновей, Кешу и Володю, на воспитание родной сестре отца, Надежде Петровне.
В школе Кеша учился более чем средне. При этом мальчика отличало упрямство и самостоятельность мышления, и за это его недолюбливали учителя. Их раздражало, когда Кеша не боялся с ними спорить и защищать свою точку зрения.
В школе Кеша впервые познакомился с театром. В 14 лет он посетил Красноярский театр, который оставил в душе мальчика незабываемое впечатление. Благодаря этому посещению Иннокентий вскоре записался в школьный драмкружок, которым руководил актер Красноярского театра Синицын. Перед самой войной Кеше пришлось оставить школу и пойти учиться сначала на фельдшера, а позже на киномеханика.
В 1941 году началась война, отец ушел на фронт и погиб в 1942 году. На Иннокентия легла забота о содержании семьи: юноше пришлось совмещать учебу в школе с занятиями на курсах киномехаников, а затем и работать. Но театр продолжал манить его, и вскоре ему удалось устроиться работать в театр статистом.
В январе 1943 года его забрали в военное училище, но и там он не задержался. За то, что он в учебное время собирал оставшуюся в поле картошку, с него сорвали офицерские погоны и отправили на фронт - в самое пекло, на Курскую дугу. Затем ему довелось участвовать в форсировании Днепра, освобождении Киева.
В том же году во время наступления на Киев часть, в которой служил Смоктуновский, попала в окружение. Третьего декабря в одном из боев под Житомиром Смоктуновский был захвачен в плен. Условия в немецком лагере для военнопленных были нечеловеческими, и он прекрасно знал, что за попытку к бегству полагается немедленный расстрел. Шанс совершить побег представился спустя месяц, когда их колонну немцы гнали в Германию.
В течение нескольких недель Смоктуновский скитался по лесам, прячась от немцев. То и дело впадая в полузабытье от голода, он пробирался через чащи, пока, наконец, не выбрался к деревушке Дмитровка. Здесь его, умирающего от истощения, подобрала и выходила старушка-украинка. С ее стороны это был довольно рискованный поступок, ведь за укрывательство советского военнопленного всей ее семье грозил расстрел.
Через месяц, в феврале 1944-го случай помог ему добраться к партизанам. Несколько месяцев он воевал в партизанском отряде им. Ленина Каменец-Подольского соединения. В мае 1944-го произошло соединение партизанского отряда с регулярными частями Красной армии. В звании старшего сержанта, командира отделения автоматчиков 641-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской дивизии Смоктуновский заслужил медаль «За отвагу» - вторую в его биографии (первую, 1943 года, ему вручили через сорок девять лет после войны, на мхатовском спектакле «Кабала святош» прямо в театре). Закончил войну Иннокентий Михайлович в немецком городке Гревесмюлене. Удивительно, что за все время войны Смоктуновский ни разу не был даже ранен. Судьба явно берегла его.
После войны Смоктуновский вернулся в родной Красноярск. Некоторое время он раздумывал, какой из профессий себя посвятить. Поначалу он пошел учиться на фельдшера, затем какое-то время работал в порту рабочим и даже хотел поступить в лесотехнический институт. Однако мечты о театре не покидали его, и Смоктуновский решил устроиться в театральную студию при Красноярском театре, где был до армии статистом. Студийцев нередко привлекали для работы в театре, и Смоктуновский за короткое время успел отметиться выходами в спектаклях «Иван Грозный», «Золушка», «Давным-давно» и др.
Но полное отсутствие какой-либо театральной школы сказывалось - на сцене он был страшно скован. При этом же уже в те годы начал сказываться неуживчивый характер актера: он не раз выражал свое недовольство режиссеру, и тот в конце концов не выдержал и в 1946 году выгнал Смоктуновского из театра.
Он отправился в Норильск. Одновременно с этим Иннокентий Михайлович изменил свою настоящую фамилию Смоктунович, из-за которой его считали евреем, на более благозвучную Смоктуновский.
В Норильске Смоктуновский устроился в труппу Второго заполярного театра драмы и музыкальной комедии. Здесь его талант сразу отметили, и роли посыпались как из рога изобилия. Причем среди этих ролей было и несколько главных. В Норильске Смоктуновский прошел прекрасную профессиональную школу. Здесь работали бывшие заключенные актеры театров ГУЛАГа. Особенно сдружился Иннокентий Смоктуновский с Георгием Жженовым.
В Норильске Иннокентий Михайлович проработал четыре года. Было много работы в театре, много интересных ролей. Но суровый климат и скверное питание сделали свое дело: у Смоктуновского начался авитаминоз.
В 1950 году Иннокентий Смоктуновский отправился в Махачкалу, где устроился в труппу Дагестанского русского драматического театра имени Горького. Здесь же его впервые увидела актриса Римма Маркова и тут же загорелась идеей перевезти его в Москву.
Тем временем, Смоктуновский из Махачкалы в 1952 году перебрался в Сталинград. Дело в том, что Иннокентий Михайлович женился на актрисе Римме Быковой, а той, как раз, предложили работу в Сталинградском драмтеатре имени Горького.
Театр только что восстановили из руин, и первой постановкой стала пьеса Максима Горького «На дне». Затем последовала постановка «Укрощение строптивой» Шекспира, в которой Смоктуновскому досталась эпизодическая роль слуги Бьонделло. Свою маленькую роль актер сыграл так, что удостоился хвалебной статьи в журнале «Театр» (№ 12 за 1954 год). Особенно хорош Смоктуновский был в сатирических амплуа. Благодаря спектаклям «Доходное место» А. Островского и «Большие хлопоты» Л. Лэнга он очень быстро завоевал симпатии местной публики. Казалось бы, актер нашел свой театр, свой коллектив. Однако за внешним благополучием скрывались серьезные проблемы: размолвки с режиссером и измена жены. В итоге в январе 1955 года актер покинул театр, а заодно и свою жену.
Смоктуновский твердо решил перебраться в Москву. Покорение столицы оказалось делом непростым: его не приняли ни в один театр, несмотря на то, что при просмотре ему помогала Римма Маркова. Смоктуновский оказался в совершенно безвыходной ситуации. Счастье, что его выручали истинные друзья - Римма и Леонид Марковы. У них он порой ночевал, обедал. Наконец, удалось получить работу «на разовых» в Театре Ленинского комсомола, где он выходил в ролях без слов.
В один из тех дней он познакомился с девушкой по имени Саломея, которая впоследствии стала его женой, верным спутником и другом на протяжении 40 лет, матерью его двоих детей.
Рассказывает Елена Кореневская: «Он звал ее Соломка, и она действительно стала для него той соломкой, ухватившись за которую он медленно, но верно вплыл в другую жизнь, навстречу своему успеху, славе, тем высотам, которые подчас не только анализировать, но даже понять невозможно. Прежде всего, переехав к жене, он получил «прописку», страшное заветное слово, без которого ни на какую работу не брали. Но куда важнее прописки было другое. Иннокентий Михайлович не раз говорил мне, что он почти физически ощутил, что все страшное позади, что есть на свете доброта, есть любовь и ее так много в этой хрупкой девушке, что она буквально поднимала и несла его».
Саломея работала в костюмерных мастерских театра художником-костюмером и имела много друзей в столичной артистической среде. Одним из них был известный режиссер Леонид Захарович Трауберг. Именно через него Смоктуновского удалось представить Ивану Александровичу Пырьеву, который распорядился пристроить актера в Театр-студию киноактера.
В Театре-студии киноактера Смоктуновскому довелось играть в пьесе Бернарда Шоу «Как он лгал ее мужу» вместе с Еленой Кузьминой, женой знаменитого режиссера Михаила Рома. Она-то и порекомендовала Смоктуновского своему мужу, который в то время снимал фильм «Убийство ни улице Данте» (1956). Ромм пригласил актера на эпизодическую роль - молодого доктора, сотрудничавшего с немцами. Несмотря на зажатость актера на съемках режиссер сумел разглядеть в нем талант.
В том же 1956 году Смоктуновский сыграл лейтенанта Фарбера в фильме Александра Иванова «Солдаты». Образ, созданный актером, получился живым, запоминающимся, что сразу отметили многие критики. Эта картина круто изменила его судьбу.
На одном из просмотров фильма «Солдаты» Смоктуновского увидел режиссер Ленинградского Большого драматического театра Георгий Товстоногов. Режиссер был буквально пленен глазами актера. В те дни в БДТ ставили «Идиота» Ф. Достоевского, и Товстоногов никак не мог отделаться от впечатления, что у этого актера глаза Мышкина.
Когда Смоктуновский появился в БДТ, он был встречен большинством труппы враждебно, но сумел стерпеть все обиды. Спектакль, состоявшийся 31 декабря 1957 года, имел невероятный успех. Это был фурор, сенсация! Вспоминает Римма Маркова: «Какая это была высота! У меня от восторга аж зубы зудели, такое потрясение было». «Идиот» стал судьбоносным спектаклем в жизни актера. «Не знаю, - писал спустя годы Смоктуновский, - как бы сложилась моя творческая жизнь и вообще моя жизнь, если б меня не столкнуло с наследием Достоевского». Всех своих последующих героев он измерял по шкале Мышкина.
Период с 1960 по 1966 год - самый плодотворный в биографии Иннокентия Михайловича. В эти годы вышло большое количество фильмов с его участием. Многие из них были отмечены различными наградами, а сам актер приобрел мировую известность. А началось все с картины «Девять дней одного года». Картина вышла на экраны в 1962 году и имела большой успех, как у зрителей, так и на различных фестивалях. Была отмечена и работа Смоктуновского - на фестивале в Карловых Варах он получил приз за лучшее исполнение мужской роли. А по опросу читателей журнала «Советский экран», картина была названа лучшим фильмом года.
Еще больший успех ожидал Смоктуновского два года спустя, когда на экраны вышел фильм Григория Козинцева «Гамлет», в котором он сыграл главную роль - принца Датского. «Гамлет» вышел на экраны в 1964 году. И с этого же года началось его триумфальное шествие по миру. Кинофестиваль шекспировских фильмов в Висбадене, Международные кинофестивали в Венеции, Сан-Себастьяне, Панаме, Сан-Франциско, Лиме… Это далеко неполный перечень фестивалей, где «Гамлет» удостаивался высоких призов. В Англии, например, в 1965 году «Гамлет» был назван лучшим иностранным фильмом, а Смоктуновский - лучшим иностранным актером года. Английские зрители отмечали, что советский «Гамлет» более современный, чем даже «Гамлет» Лоренса Оливье. Такой успех не могли не заметить и в Советском Союзе. Поэтому в 1965 году Козинцеву и Смоктуновскому была присуждена Ленинская премия.
К середине 60-х Иннокентий Смоктуновский был уже необыкновенно популярен. Зрители неоднократно выбирали его лучшим киноактером года, да и среди коллег артистов он имел очень высокий авторитет. Начинающие актеры и вовсе стремились играть «под Смоктуновского». Не было проблем и с работой: среди кинорежиссеров он был просто нарасхват.
В 1965 году Эльдар Рязанов предложил Смоктуновскому сыграть, главную роль в его новой картине «Берегись автомобиля», который на долгие годы стал одним из самых любимых зрителями фильмов, а Смоктуновский в очередной раз был назван лучшим актером года.
В 1966 году Иннокентий Смоктуновский возвратился в БДТ, который он покинул в 1960 году. Он откликнулся на предложение Георгия Товстоногова, который решил показать спектакль «Идиот» за рубежом. Гастроли в Париже и Лондоне прошли с огромным успехом. Английские издания писали: «Исполнение Смоктуновским роли князя Мышкина возвышается над всеми остальными впечатлениями сезона».
Однако вскоре у Смоктуновского внезапно обострилась болезнь глаз: он вновь оставил театр и больше года почти не снимался в кино. Триумфальное возвращение состоялось в 1968 году, когда он сыграл сразу две яркие роли - Петра Ильича Чайковского в одноименном фильме Игоря Таланкина и Порфирия Петровича в картине Льва Кулиджанова «Преступление и наказание». Работы были отмечены призами и премиями, а «Советский экран» вновь назвал его лучшим актером года.
С начала 70-х положение Смоктуновского в кино изменилось. После блестящей роли Войницкого в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня» по пьесе А.П.Чехова Иннокентий Михайлович около десяти лет не снимался в главных ролях. Нет, его по-прежнему часто приглашали, но всякий раз на эпизоды. Но и в маленьких ролях великий актер продолжал демонстрировать свое мастерство.
Что же касается театральной деятельности, то в 1973 году Иннокентию Михайловичу предложили работу в Малом театре. Но там он долго не задержался. В 1976 году он ушел в МХАТ, где и играл до конца своих дней. Очень быстро Смоктуновский стал ведущим мхатовским актером, сыграв на его подмостках роли из классического репертуара русского театра. В наибольшей степени созвучными творческой индивидуальности актера оказались чеховские образы: Иванов («Иванов»), Дорн («Чайка»), Гаев («Вишневый сад»), Серебряков («Дядя Ваня»).
80-е годы для Смоктуновского в кино ознаменовались сотрудничеством с режиссером Леонидом Пчелкиным. Режиссер задействовал его в главных ролях в своих телефильмах: «Поздняя любовь» и «Сердце не камень» по пьесам А. Островского, «Дети солнца» по пьесе М. Горького. А в 1991 году он же пригласил Иннокентия Михайловича в телесериал «Дело Сухово-Кобылина».
С начала 90-х годов Смоктуновский все чаще вынужден соглашаться играть «проходные» роли. Причина была банальна - приходилось искать средства к существованию. И все же некоторые работы заслуживают внимания. Так за главную роль, сыгранную в картине «Дамский портной», Смоктуновский был удостоен приза «Ника» и отмечен дипломом на фестивале и Сан-Ремо.
К середине 90-х в послужном списке актера было уже более 80 ролей в кино и на телеэкране и свыше 50 - в театре. Кроме работы в театре и в кино Смоктуновский читал авторские тексты к игровым и документальным фильмам, работал на радио и телевидении.
При всей своей гениальности, Иннокентий Михайлович был необычайно скромным и застенчивым человеком, в то же время сам он отчетливо понимал свою гениальность.
Как уже говорилось, в личной жизни Иннокентий Михайлович был счастлив. Со своей женой Саломеей Михайловной он прожил долгую жизнь. Как отмечала Саломея Михайловна: «Жили мы очень скромно, и к тому же приучили детей». При этом любящий отец нередко баловал детей - Марию и Филиппа подарками, которые привозил из-за границы.
Иннокентий Михайлович очень хотел, чтобы Мария стала актрисой. Он с детских лет брал ее на съемки фильмов. Мария Иннокентьевна рассказывает: «Папа мне, конечно, помогал - уроки Смоктуновского я получила уже на съемочной площадке. Он репетировал со мной и стремился, чтобы я не увлекалась внешним рисунком роли, а старалась полностью перевоплотиться». Вместе с отцом она снялась в картинах «Сердце не камень», «Дина», «Дело», «Дамский портной», сыграла в спектакле «Из жизни дождевых червей».
Умер Иннокентий Михайлович 3 августа 1994 года после очередного инфаркта в подмосковном санатории имени Герцена. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10 ).
После смерти отца Мария Смоктуновская вместе с режиссером Мариной Турчанович поставили моноспектакль «Меня оставили жить» по воспоминаниям Иннокентия Михайловича о войне.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Театральные работы:
Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии (1946-1951):
«Чужой ребёнок» В.В. Шкваркина - Костя
«Машенька» А.Н. Афиногенова - Виктор Туманский
«Старые друзья» Л.А. Малюгина - Семён Горин
«Последние» М. Горького - Пётр
«Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова - Алексей
«Разлом» Б. А. Лавренёва - Полевой
«Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева - Гришко
«Доходное место» А.Н. Островского - Мыкин
«Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина - Моцарт
«Поздняя любовь» А.Н. Островского - Дормидонт
«Шутники» А.Н. Островского - Недоносков
Дагестанский государственный театр драмы им. М. Горького (1952):
«Семья» И. Попова - Александр Ульянов
«Свадьба с приданым» Н.М. Дьяконова - Муравьёв
«Её друзья» В.С. Розова - Виктор
«Ревизор» Н.В. Гоголя - Хлестаков
Сталинградский областной театр им. М. Горького (1953-1954):
«Ревизор» Н.В. Гоголя - Хлестаков
«Великий государь» В. Соловьёва - Магнус
«Укрощение строптивой» У. Шекспира - Бионделло
«Снежная королева» Е.Л. Шварца - Сказочник
«Доходное место» А.Н. Островского - Белогубов
Театр-студия киноактёра (1955):
«У опасной черты» В. Любимова - Неуспевающий
«Анджело» В. Гюго - Апафесто
«Как он лгал её мужу» Б. Шоу - Генри
«Машенька» А.Н. Афиногенова - Виктор Туманский
«Последние» М. Горького - Пётр
Большой драматический театр им. Горького (1957-1960):
«Идиот» по Ф.М. Достоевскому (реж. Г.А. Товстоногов) - Князь Мышкин
«Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина (реж. В.Я. Софронов и И.П. Владимиров) - Дзержинский
«Иркутская история» А.Н. Арбузова (реж. Г.А. Товстоногов) - Сергей Серёгин
Малый театр (1973):
«Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого (реж. Б.И. Равенских) - Царь Фёдор
МХАТ и МХТ им. Чехова (с 1976 года):
«Иванов» А.П. Чехова (реж. О.Н. Ефремов) - Иванов
«Обратная связь» А.И. Гельмана - Сакулин
«Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина - Часовщик
«Чайка» А.П. Чехова (реж. О.Н. Ефремов) - Дорн
«Так победим!» М. Шатрова (реж. О.Н. Ефремов) - Соратник Ленина и Профессор (с 1988 года)
«Господа Головлёвы» по М.Е. Салтыкову-Щедрину (реж. Л. Додин) - Порфирий Головлёв
«Дядя Ваня» А.П. Чехова (реж. О.Н. Ефремов) - Серебряков и Войницкий (с 1988 года)
«Тамада» А.М. Галина (реж. К.М. Гинкас) - Реваз
«Кабала святош» М.А. Булгакова (реж. А.Я. Шапиро) - Король Людовик XIV
«Вишнёвый сад» А.П. Чехова (реж. О.Н. Ефремов) - Гаев / Фирс
«Эквус» П. Шеффера - Мартин Дайзер
«Возможная встреча» П. Барца (реж. В. Долгачёв) - И. С. Бах
Антреприза Н. Шлезингера (США, 1992):
«Из жизни дождевых червей» П.У. Энквиста (постановка И. Смоктуновского и В. Ланского) - Андерсен
Радиоспектакли:
«Портрет Дориана Грея» О. Уайльда - Лорд Генри (1981)
«Старая любовь» А. Мишарина - Цаплин (1982)
«Мусоргский» - Ведущий (1989)
«Бесплодные усилия любви» У. Шекспира - Натаниель (1990)
«Эскориал» М. де Гельдерода - Король (1991)
«Первая любовь Ходжи Насреддина» Т. Зульфикарова - Толгат-Бек (1994)
Награды и звания:
Заслуженный артист РСФСР (1964).
Народный артист РСФСР (1969).
Народный артист СССР (1974).
Герой Социалистического Труда (1990).
Лауреат Диплома СК СССР на ВКФ в Ленинграде (1964, за роль в фильме «Гамлет»).
Лауреат Премии "Золотая доска" (премия журнала "Чинема нуова") на МКФ в Венеции (1964, за роль в фильме «Гамлет»).
Лауреат Ленинской премии (1965, за роль в фильме «Гамлет»).
Лучший иностранный актёр года (Англия, 1965 год).
Лауреат Приза "Серебряное блюдо" на МКФ в Панаме (1965, за роль в фильме «Гамлет»).
Лауреат Приза "За лучшее исполнение мужской роли" наа МКФ в Картахене, Колумбия (1969, за роль в фильме «Берегись автомобиля»).
Лауреат приза "За лучшую мужскую роль" на фестивале в Сан-Себастьяне (1969, за роль в фильме «Чайковский»).
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971, за роль Порфирия Петровича в фильме «Преступление и наказание»).
Лауреат Приза на фестивале советских фильмов в Сорренто (1972, за роль в фильме «Дядя Ваня»).
Лауреат Приза Киноакадемии "Ника-90" "За лучшую актёрскую работу" (1990, за роль в фильме «Дамский портной»).
Лауреат Приза на МКФ в Сан-Ремо (1991, за роль в фильме «Дамский портной»).
Премия "НИКА" в номинации "Приз за вклад в киноискусство" за 1993 год.
Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1994).
Лучший актёр года по опросу журнала "Советский экран" (1965, 1966, 1970).
Три ордена Ленина.
Орден Дружбы народов.
Орден Отечественной войны I степени (1985).
Две медали «За отвагу» в годы Великой Отечественной войны, в том числе за форсирование Днепра.
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и последующие, связанные с этой датой юбилейные медали.
Одна из малых планет под номером 4926 зарегистрирована в международном каталоге под именем Smoktunovsky.
Фильмография:
Как он лгал её мужу (короткометражный) (1956) роль: Генри
Солдаты (1956) роль: Фарбер, лейтенант
Убийство на улице Данте (1956) роль: молодой фашист
Рядом с нами (1957) главная роль: Андрей Королёв, редактор заводской газеты
Шторм (1957) роль: Муромцев, композитор
Дорогой бессмертия (телесектакль) (1957) роль: Юлиус Фучик
День первый (1958) роль: В.А. Антонов-Овсеенко
Ночной гость (1958) главная роль: Пал Палыч
Неотправленное письмо (1959) главная роль: Константин Сабинин, начальник экспедиции
До будущей весны (1960) роль: Алексей Николаевич Ручьёв, учитель
Високосный год (1961) главная роль: Геннадий Леонидович Куприянов, Геня
Девять дней одного года (1961) главная роль: Илья Куликов, физик-теоретик, скептик-интеллектуал
Моцарт и Сальери (1962) главная роль: Моцарт (поёт Сергей Лемешев)
Зима тревоги нашей (телеспектакль) (1963) главная роль: Итен Аллен Хоули
Гамлет (1964) главная роль: Гамлет, принц Датский
На одной планете (1965) главная роль: В.И. Ленин
Первый посетитель (1965) роль: В.И. Ленин
Берегись автомобиля (1966) главная роль: Юрий Иванович Деточкин, страховой агент
Евгений Урбанский (документальный) (1967) рассказывает о Евгении Урбанском
Живой труп (1968) роль: Иван Петрович
Первая любовь (1968) роль: Пётр Васильевич, отец
Степень риска (1968) роль: Александр Кириллов, учёный-математик, пациент Седова
Преступление и наказание (1969) главная роль: Порфирий Петрович, пристав следственных дел
Чайковский (1969) главная роль: Пётр Ильич Чайковский
Дядя Ваня (1970) главная роль: Иван Петрович Войницкий, дядя Ваня, брат первой жены Серебрякова
Ночь на размышление (короткометражный) (1970) главная роль: две роли двойников
Ехали в трамвае Ильф и Петров (1971) роль: пассажир трамвая в "заграничном" костюме
Маленькие трагедии (телеспектакль) (1971) роль: Моцарт
Где б ни был я (документальный) (1971)
Укрощение огня (1972) роль: Циолковский
Исполнение желаний (1973) главная роль: Дмитрий Бауэр, сын Сергея Ивановича
Москва - Кассиопея (1973) роль: И.О.О. - Исполняющий Особые Обязанности
Анна и Командор (1974) роль: Вадим Петрович, драматург
Выбор цели (1974) роль: Франклин Делано Рузвельт, президент
Дочки-матери (1974) главная роль: Вадим Антонович Васильев
Отроки во вселенной (1974) роль: исполняющий особые обязанности
Романс о влюблённых (1974) роль: Трубач
Звезда пленительного счастья (1975) роль: Цейдлер, губернатор Иркутска
Они сражались за Родину (1975) роль: врач-хирург
Доверие (1975) роль: Николай Иванович Бобриков, генерал-губернатор Финляндии
В горах мое сердце (1975) роль: мистер Козак
Фантазия (1976) роль: Дмитрий Санин
Дни хирурга Мишкина (1976) роль: Пахом Григорьевич, пациент
Легенда о Тиле (1976) роль: король Карл V
Принцесса на горошине (1976) роль: Король-отец
Вишнёвый сад (телеспектакль) (1976) роль: Леонид Андреевич Гаев, брат Раневской
В четверг и больше никогда (1977) главная роль: Иван Модестович, отчим Сергея
Враги (1977) главная роль: Зазар Бардин
Бархатный сезон | Velvet Season (CCCР, Швейцария) (1978) роль: комиссар полиции
Степь (1978) роль: Мойсей Мойсеич
Барьер | Barierata (Болгария) (1979) главная роль: Антоний Манев
Маленькие трагедии (1979) главная роль: Сальери / Барон
Москва слезам не верит (1979) роль: актёр Смоктуновский
Цезарь и Клеопатра (телеспектакль) (1979) главная роль: Цезарь
Рождённые бурей (1981) роль: старый граф
Кража (1981) главная роль: Энтони
Шутка?! (короткометражный) (1981) роль: Николай Иванович Гросс, начальник лаборатории
Иванов (телеспектакль) (1981) главная роль: Николай Алексеевич Иванов, непременный член по крестьянским делам присутствия
Пиковая дама (1982) роль: Чекалинский
Этот фантастический мир. Выпуск 7 (1982) роль: капитан, новелла «Ценный товар»
Двое под одним зонтом (1983) главная роль: Тиль, режиссёр цирка
Поздняя любовь (1983) главная роль: Герасим Порфирьич Маргаритов, адвокат из отставных московских чиновников, отец Людмилы
Уникум (1983) роль: Сан Саныч, врач-психиатр, взяточник
Пробуждение (1983) роль: генерал Гиппиус
Три карты (телеспектакль) (1983)
Мёртвые души (1984) роль: Плюшкин
Дети солнца (1985) главная роль: Павел Фёдорович Протасов
Русь изначальная (1985) роль: Юстиниан, император
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (1985) главная роль: доктор Джекил
Михаил Ромм: Исповедь кинорежиссёра (документальный) (1985)
Последняя дорога (1986) роль: барон Геккерн, нидерландский посол
Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона (1986) роль: лорд Бэллинджер, премьер-министр, фильм «ХХ век начинается» (5-й)
Очи чёрные | Dark Eyes | Oci ciornie (СССР, Италия) (1986) роль: Модест Петрович, городской голова в Сысоеве
Без солнца (1987) роль: Барон
Гардемарины, вперёд! (1987) роль: кардинал Флери
Загадочный наследник (1987) главная роль: Василий Григорьевич Ерихонов, эмигрант
На исходе ночи | Im Morgengrauen (СССР, ГДР) (1987) роль: Пауль Зайферт
Первая встреча, последняя встреча (1987) роль: чин из контрразведки
Идиот (фильм-балет) (телеспектакль) (1987)
Биография | Biography (документальный) (США) (1987-2013) архивные кадры
Запретная зона (1988) роль: Артём Григорьевич Каланчев
Чёрный коридор (1988) главная роль: Николай Степанович Ечевин, учитель истории
Кабала святош (телеспектакль) (1988) роль: Людовик Великий
Сердце не камень (1989) главная роль: Потап Потапыч Каркунов, богатый купец, старик
Мать (1989) роль: губернатор
Домик у околицы (1990) роль: бывший сосед Афанасия Николаевича / Странный прохожий, периодически появляющийся в деревне
Дамский портной (1990) главная роль: Исаак, дамский портной
Дина (1990) роль: доктор Бардов
Ловушка для одинокого мужчины (1990) роль: папаша Мерлуш, художник
Играют и поют лауреаты 9-го Международного конкурса имени П.И. Чайковского (документальный) (1990)
Дело Сухово-Кобылина (1991) роль: Пётр Константинович Муромский, 2-3-я серии
Дело (1991) роль: Муромский, отставной капитан, помещик
Откровение Иоанна Первопечатника (1991) роль: Иван Грозный
Гений (1991) роль: Гиля "Принц", вор в "законе","одесский папа"
Линия смерти (1991) роль: Луковецкий, теневой мафиози
Осада Венеции | Caccia alla vedova (СССР, Италия, Франция) (1991) роль: инквизитор
Возможная встреча (телеспектакль) (1992) роль: Иоганн Себастьян Бах
Золото (1993) роль: Дон Диего
Убийца (1993) главная роль: следователь
Хочу в Америку (Беларусь) (1993) роль: Классик
Белый праздник (1994) главная роль: Валентин Грак, профессор
Заколдованные (Россия, Беларусь) (1994) роль: дегустатор вина
Поездка на восток | Trip To the East, A | Podróż na wschód (Польша) (1994) главная роль: Миколай
Мечтательница (телеспектакль) (1995) роль: Карл Фёдорович Мейер
Вино из одуванчиков (Украина, Россия) (1997) роль: полковник Фрилей (озвучил Сергей Безруков)
Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни (телеспектакль) (1998) роль: Войницкий
Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000) роль: лорд Томас Бэллинджер, премьер-министр
Чтобы помнили... (документальный) (2001) фильм «Иннокентий Смоктуновский» (79-й), архивные кадры
Острова (документальный) (2005) фильм «Григорий Козинцев», архивные кадры
Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Иннокентий Смоктуновский», архивные кадры
Фильм про фильм (документальный) (2007) фрагменты хроники со съёмок «Берегись автомобиля», архивные кадры
Иннокентий Смоктуновский против князя Мышкина (документальный) (2008) архивные кадры
Острова (документальный) (2008) фильм «Сергей Урусевский», архивные кадры
"Кумиры" с Валентиной Пимановой (документальный) (2010) фильм «Татьяна Лаврова. Недолюбила, недожила...», архивные кадры
Иннокентий Смоктуновский. Моя фамилия вам ничего не скажет... (документальный) (2010) фрагменты интервью, записанного в 1993 году, архивные кадры
Острова (документальный) (2010) фильм «Иннокентий Смоктуновский», архивные кадры
Озвучивание:
Дай руку, жизнь моя | Life and Loves of Mozart, The | Mozart (Австрия) (1955) роль: Моцарт (роль О. Вернера)
Король в Нью-Йорке | King in New York, A (Великобритания) (1957) роль Чарли Чаплина
Токтогул (1959)
Ребята с Канонерского (1960) роль: Михаил (роль Льва Борисова)
Спасибо за весну (1961)
После свадьбы (1962) закадровый текст
Последний месяц осени (1965) читает текст от автора
Поэма двух сердец (1966) роль: Лохари (роль Тугана Реджаметова)
Маленький принц (1966) роль: Лётчик (роль Отара Коберидзе)
Сибирью пленённые (документальный) (1966) читает текст
Памяти Достоевского (документальный) (1971) читает текст
Ревизор. Сцены из спектакля (телеспектакль) (1972) голос за кадром
Зеркало (1974) текст от автора Алексея Александровича
Цапля и журавль (анимационный) (1974)
Двадцать дней без войны (1976) роль: Вячеслав (роль Николая Гринько)
Огни рампы | Limelight (США) (1976) роль Чарли Чаплина
Когда уходят снега (короткометражный) (1976) текст от автора
Я боюсь | Bodyguard, The | Io ho paura (Италия) (1977) роль: судья Канчедда (роль Эрланда Юсефсона)
Старый дом (анимационный) (1977)
Я к вам лечу воспоминаньем (анимационный) (1977)
Осенние колокола (1978) читает стихи А.С. Пушкина за кадром
В ночь лунного затмения (1978) голос за кадром
Про щенка (анимационный) (1979) персонаж: Щенок
И с вами снова я... (анимационный) (1980)
Болдинское притяжение (документальный) (1980) текст за кадром
Рождение идеи. Циолковский (документальный) (1980) текст за кадром
Крепыш (1981) читает текст, голос Крепыша
Опасный возраст (1981) роль: Наркис Михайлович Родимцев (роль Юозаса Будрайтиса)
Халиф-аист (анимационный) (1981)
Сто радостей, или Книга великих открытий (1981) текст от автора
Говорящие руки Траванкора (анимационный) (1981) читает текст
Рерих (документальный) (1982) читает текст
Путь в вечность (анимационный) (1983) читает текст
Седой Урал (документальный) (1984) читает текст
На охоте | Shooting Party, The (Великобритания) (1985) роль: Корнелиус (роль Джона Гилгуда)
Сестра моя Люся (1985) читает текст
Геракл у Адмета (анимационный) (1986)
Любимое моё время (анимационный) (1987)
Под небом голубым... (1989) роль: Соболев
Возвращение Ходжи Насреддина (1989) роль: Тимур Тамерлан (роли Рамаза Чхиквадзе и Гомбожавына Гомбосурэна)
Село Степанчиково и его обитатели (телеспектакль) (1989) текст от автора
Асаф Мессерер (документальный) (1989) текст за кадром
Другая драма | Pasternak (Великобритания, СССР) (1990) роль: Борис Пастернак
Грибная охота (документальный) (1990) читает текст
Виват, гардемарины! (1991) роль: прусский король Фридрих (роль Паула Буткевича)
Истоки (короткометражный) (Беларусь) (1993) читает текст
Посвящение в любовь (телеспектакль) (1994) читает текст
Сценарист:
Дети солнца (1985)