Яковлева Ольга Михайловна - народная артистка России (1985), советская и российская актриса театра и кино, родилась 14 марта 1941 года в Тамбове.
Ее отец был коммерческим директором на различных заводах, поэтому семья часто переезжала. А мама Ольги была воспитательницей в детском саду.
Ольга Яковлева занималась во многих театральных студиях, затем в Алма-Ате закончила Театральную студию при ТЮЗе. Получив приглашение остаться в театре, она отказалась и уехала поступать в театральный вуз в Москву.
В 1962 году она окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина (курс И. Рапопорта, А. Борисова) и была принята в труппу Театра имени Ленинского комсомола, где выступала уже с третьего курса.
В 1964 году главным режиссером театра стал А.В. Эфрос, и с этого момента судьба актрисы неразрывно связана с ним. Ольга Яковлева была открыта Анатолием Эфросом. Случилось это на репетиции спектакля "До свидания, мальчики". Молва - вечная спутница славы известных актеров - гласит, что Анатолий Васильевич чуть ли не из массовки выхватил цепким режиссерским взглядом юную актрису: "Пусть попробует сыграть эта девочка в чулочках", - бросил якобы режиссер. А вот как рассказывает Ольга Михайловна: «Я там не играла, репетировала другая актриса. Потом меня вызывает Сергей Львович Штейн, говорит: «Будешь показываться Эфросу». «Но я же не репетировала. Не буду». Пришел Эфрос. Все нервничают, а мне нервничать нечего, я даже текста не знаю. Я вбегала, выбегала, хохотала. Когда закончился показ, мы сели и ждем, что он скажет. Он говорит: «Мне, в общем, понравилась эта артистка в красных чулках, в юбке в складку. Ну, если это можно назвать понравилась. Она вообще взволновала меня. Конечно, если это можно назвать волнением. А вообще-то мне все время хотелось, чтобы вот эти все ушли, а она пришла».
С первых ролей современного репертуара она стала известной. Узнаваемость ее героинь парадоксально соединялась с исключительностью, внешняя простота с непередаваемым душевным трепетом. Игре Яковлевой, актрисе лирического темперамента; были свойственны изящество и тонкий психологизм, импульсивность и порывистость. В ее героинях хрупкость, ранимость сочетались с душевной стойкостью и внутренней силой.
В конце 60-х Яковлева сыграла немало главных ролей русской и зарубежной классики, продемонстрировав рост мастерства и разнообразие сценических красок: «Чайка» (Нина), «Три сестры» (Ирина).
В 1967 году вместе с А. Эфросом Ольга Яковлева перешла в Театр на Малой Бронной, где режиссёр поставил свои лучшие спектакли, а актриса сыграла лучшие свои роли: «Три сестры» (Маша), «Месяц в деревне» (Наталья Петровна), «Лето и дым» (Альма), «Веранда в лесу», «Директор театра», «Наполеон Первый» (Жозефина), «Дорога» (Коробочка).
Героиням Яковлевой был свойствен богатый внутренний мир. Даже в комедийном жанре это качество актрисы звучало в полную силу. Неизбывный трагизм любви, душевных страданий остается главным мотивом творчества Яковлевой в конце 1970-х, когда она воплотила на сцене тургеневскую женщину - Наталью Петровну («Месяц в деревне» И.С. Тургенева, 1977) и слишком одухотворённую Альму Уайнмиллер в спектакле «Лето и дым» (1980) по пьесе Т. Уильямса. Не осталась незамеченной её роль Жозефины («Наполеон Первый» Ф. Брукнера , 1983).
Переход актрисы в театр на Таганке в 1984 году был связан с приглашением А.В. Эфроса в театр на должность главного режиссёра. Актриса успела сыграть в новых его постановках всего две роли: Селимену в мольеровском «Мизантропе» и Настю в «На дне» М. Горького (1984). Новый образ Яковлевой в этом периоде - это женщина, отстаивающая принцип лицемерия как главного в жизни, «женщина, познавшая катастрофу и разочарование души», окаменевшая, отвергнувшая живые чувства.
После смерти А. Эфроса в 1987 году актриса уехала во Францию, где жила и работала по 1991 год.
В Москву Ольга Яковлева вернулась в 1991 году и по приглашению А. Гончарова пришла в Театр имени Вл. Маяковского, одновременно играя в различных московских театрах.
Слава Ольги Яковлевой была завоевана исключительно подмостками: в кино она почти не снималась, а на телеэкране появлялась редко. Но для Москвы она стала предметом поклонения. Ее способность влюблять в себя - главное качество подлинной звезды - была феноменальной. Победительной жизнестойкости советских женщин она, сама того, вероятно, не сознавая, противопоставила победительную беззащитность, сражавшую наповал сильную половину человечества. "Хотелось броситься на сцену и оберегать ее, оберегать", - вспоминал много лет спустя один известный театровед.
С 2004 года Ольга Яковлева - актриса труппы МХТ имена А.П. Чехова.
Терпение и смирение, хрупкость и нежность к жестокому миру - тема ее последних спектаклей, тема, подтвержденная ее жизнью, ее судьбой. Сейчас актриса мечтает о роли комической старухи. Свой возраст она не скрывает.
Своеобразный, мелодичный и очень выразительный голос О. Яковлевой способствует ее плодотворной работе на радио (Маша в «Дубровском» А.С. Пушкина, Незнакомка в «Незнакомке» А.А. Блока и др.). Ряд запоминающихся ролей создала она и на телевидении в телепостановках А. Эфроса.
Став премьершей, которую всегда сопровождали сплетни о ее плохом, если не скверном характере (шлейф этот тянется до сих пор), играя только первые роли, Яковлева всегда одерживала победы и никогда не терпела поражений.
Она сумела стать не только первой, но и единственной, поскольку она сама выбрала преданность режиссеру. Ее не соблазнили заманчивые предложения в кино, на телевидении. Верность актрисы явилась следствием единомыслия с режиссером. И сегодня ее трудно представить в дешевых телесериалах, в стайке звезд на банкете, окруженных приживалами успеха. Мишурная пошлость нашего быта к ней не пристает.
Эта актриса - такое случается в истории театра с немногими - сумела стать актрисой-символом, поскольку воплотила на сцене особый тип женщины с изящным строем чувств, богатых обертонами душевных переживаний.
Ольга Яковлева - человек-эпоха, актриса-легенда советского и российского театра, кумир целого поколения. В 2003 году она опубликовала книгу воспоминаний «Если бы знать…» - одну из самых интересных и очень личностных книг последних лет об отечественном театре. В мемуарах «Если бы знать…» автор рассказывает о драматических событиях в театре Ленком, театре на Малой Бронной и театре на Таганке - о самом трагическом периоде в жизни великого режиссёра Анатолия Эфроса.
Ольга Яковлева о своей книге: «Исповедь? Нет. Перед кем? Воспоминания? Нет. Исследование? Тем более. Чувство вины? Возможно. Разве не испытывают чувство вины те, кто потерял близких и продолжает жить? Я продолжаю жить, хотя жизнь моя ушла вместе с ними.
А может быть, все проще. Я хочу отдать дань тем, кому я была попутчицей в жизни. Это не они уходят - это мы умираем».
Ольга Яковлева была замужем за выдающимся советским спортсменом-футболистом Игорем Нетто (1930—1999).
Биография подготовлена по мате
Театральные работы:
Ленком (1962-1967):
«Сто четыре страницы про любовь» Э. Радзинского - Наташа
«Всего несколько слов в честь господина де Мольера» М. Булгакова - Арманда Бежар
«Чайка» А.П. Чехова - Нина
«Три сестры» А.П. Чехова - Ирина
«Мой бедный Марат» А. Арбузова - Лика
«Снимается кино» Э. Радзинского - Аня
«Опасный возраст» С. Нариньяни
«До свидания, мальчики» Б. Балтера - Инка
«Герой нашего времени» по мотивам романа М.Ю. Лермонтова - Княжна Мери
«Вам 22, старики» Э. Радзинского
«В день свадьбы» В. Розова - Клава
Театр на Малой Бронной (1967-1984):
«Три сестры» А.П. Чехова - Ирина
«Три сестры» А.П. Чехова - Маша
«Женитьба» Н.В. Гоголя - Агафья Тихоновна
«Месяц в деревне» И.С. Тургенева - Наталья Петровна
«Лето и дым» Т. Уильямса - Альма
«Брат Алёша» В. Розова по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» - Лиза Хохлакова
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира - Джульетта
«Веранда в лесу» И. Дворецкого - Светлана
«Директор театра» И. Дворецкого - Анна Чудакова
«Дон Жуан» Ж.Б. Мольера - Эльвира
«Наполеон Первый» Ф. Брукнера - Жозефина
«Ситуация» В. Розова
«Отелло» У. Шекспира - Дездемона
«Дорога» В. Балясного по поэме «Мёртвые души» и письмам Н.В. Гоголя - Коробочка
«Воспоминание» А. Арбузова - Любовь Георгиевна
«Как вам это понравится» по мотивам произведений У. Шекспира - Розалинда
«Обольститель Колобашкин» Э. Радзинского
«Прекрасное воскресенье для пикника» - Боди
«Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского - Анна
«Сказки старого Арбата» А. Арбузова - Виктория
«Снятый и назначенный» Я. Волчека - Ксения
«Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова
Театр на Таганке (1984-1987):
«Мизантроп» - Селимена
«Прекрасное воскресенье для пикника» - Боди
«На дне» М. Горького - Настя
Театр имени Вл. Маяковского (1991-2005):
«Наполеон Первый» Ф. Брукнера - Жозефина
«В баре токийского отеля» Т. Уильямса - Мириам
«Спуск с горы Морган» А. Миллера - Теодора Фельт
Французский культурный центр:
«Король умирает» Э. Ионеско - Маргарита (1992)
Театр "Школа современной пьесы":
«Без зеркал» Н. Климонтовича - Анна
МХТ имена А.П. Чехова (с 2004 года):
«Кабала святош» М. Булгакова - Мадлена
«Кошки-мышки» И. Эркеня - Гиза
«Немного нежности» А. Николаи - Ноэми
«Весенняя лихорадка» Н. Коуарда - Джудит Блисс
«Обрыв» по роману И. Гончарова - Бабушка (2010, реж. А. Шапиро)
«Savannah Bay» М. Дюрас - Мадлен (2012, реж. Кристиан Бенедетти)
Театр п/р О. Табакова:
«Последние» М. Горького - Софья (1995)
«Любовные письма» А. Гурнея - Мелисса Гарднер (2000)
Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева:
«Путешествие Алисы в Швейцарию» Лукаса Берфуса - Лотта Галло (2012, реж. Виктория Звягина)
Радиопостановки:
«Правдоха» А. Глебова (1964)
«Далёкое» А. Афиногенова (1965)
В. Розов «В день свадьбы» (1965) роль: Клава
Дж. Лондон «Мартин Иден» (1976) роль: Руфь
А. Блок «Незнакомка» (1977) роль: Незнакомка
А.С. Пушкин «Дубровский» (1978)
А.С. Пушкин «Каменный гость» (1978) роль: Донна Анна
А.С. Пушкин «Пир во время чумы» (1979) роль: Мери
В. Хильдесхаймер «Жертвоприношение Елены» (1980) роль: Елена
«Вторая молодость» Д. Копани (1982)
Поэтическая тетрадь (1984)
«Дневник Павлика Дольского» А. Апухтина (1986)
Ж-Б. Мольер «Мизантроп» (1989) роль: Селимена
«Итог» Генриха Белля (1992)
Стихи А. Ахматовой (1992)
Г. Белль «Итог» (1992) роль: Клара
«Лёгкое дыхание» И. Бунина (1995)
Ф. Брукнер «Наполеон первый» (1996) роль: Жозефина
«Прогулка в Лю-Бле» Е. Рубиной (2008)
Дж. Лондон «Кража» (2009)
Книги:
О. Яковлева. «Если бы знать…» Москва. АСТ. Астрель. 2003
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1977).
Народная артистка РСФСР (1985).
Лауреат Государственной премии России (1996, за роль Софьи Коломийцевой в спектакле Московского театра под рук. О. Табакова по пьесе М. Горького «Последние»).
Лауреат премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль" (1996, за роль Софьи Коломийцевой в спектакле «Последние» М. Горького, Московский театр под рук. О. Табакова, Москва, 1996).
Лауреат премии "Хрустальная Турандот" - "За вклад в искусство, очарование и прелесть" в номинации "Лучшая женская роль" (1993, Жозефина в спектакле «Наполеон I», Театр им. Вл. Маяковского, Москва).
Орден Почёта «За многолетние заслуги перед Отечеством» (2006).
Орден Дружбы - за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность (2011).
Лауреат премии "Хрустальная Турандот" в номинации "Театральное достояние" (2011).
Лауреат премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль" (2011, за роль бабушки в спектакле «Обрыв» И.А. Гончарова, МХТ им. А.П. Чехова).
Официальный сайт: www.olga-yakovleva.ru
Фильмография:
Голубой огонёк-1962 (телеспектакль) (1962)
Плащ (телеспектакль) (1968)
Комендант Лаутербурга (телеспектакль) (1969)
Борис Годунов. Сцены из трагедии (телеспектакль) (1970) роль: Марина Мнишек
Марат, Лика, Леонидик (телеспектакль) (1971) главная роль: Лика
За всё в ответе (1972) главная роль: Агния Шабина, журналист, публицист
Всего несколько слов в честь господина де Мольера (телеспектакль) (1973) роль: Арманда Бежар Де Мольер, актриса, дочь Мадлен
Таня (телеспектакль) (1974) главная роль: Таня, Татьяна Алексеевна, врач
Страницы журнала Печорина (телеспектакль) (1975) роль: Вера
Бешеное золото (1976) роль: Эдит Парсонс
Слово для защиты (1976) роль: актриса
Отклонение - ноль (1977) роль: Люся, врач, жена лётчика-испытателя Виноградова
Дачная жизнь (телеспектакль) (1979) роль: Наталья Михайловна
Месяц в деревне (телеспектакль) (1983) главная роль: Наталья Петровна
Наполеон Первый (телеспектакль) (2001) роль: Жозефина
Кабала святош (телеспектакль) (2003) роль: Мадлена Бежар, актриса
Четыре Любови (2004) главная роль: Любовь Львовна
Последние (телеспектакль) (2004)
Мангуст 2 (2005)
Острова (документальный) (2005) фильм «Анатолий Эфрос»
Плата за любовь (2006) роль: Анна Прокофьевна
Маяк (2006)
Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Анатолий Эфрос»
Дом на набережной (2007) роль: Дина Абажур
Тяжёлый песок (2008) роль: Ольга Львовна, внучка Рахили, владелица клиники в Швейцарии, 1-я, 4-я, 6-я, 11-я, 14-я и 16-я серии
Алексей Арбузов. Сказки и быль (документальный) (2008)
Раньше (телеспектакль) (2009) главная роль
Апельсиновый сок (2010) роль: Ольга Михайловна, мама Даши
Борис Годунов (2011) роль: Рузя
Хранимые судьбой (2011) роль: Ольга Козлова
Дядя Саша (2018)