Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние добавления -
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Шуранова Антонина
Шуранова Антонина
Галкин Владислав
Галкин Владислав
Звонарева Мария
Звонарева Мария
Цилинский Гунар
Цилинский Гунар
Взаимосвязанные статьи
-------------- Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
7 гостей

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
Rambler's Top100
 
Актеры Основной раздел Актрисы

Поиск по тегам : Карамазовы», Субботиной», Шпильрайн», Айболита», детектив», международного


Шуранова Антонина

Печать E-mail
 

Автор KOV, Включено 29-08-2008 13:05

Просмотры : 14749    

Одобрение : 327

Теги : Кинематографический, интеллектуальность, искусствоведческие, Интерателье», противоречивостью, Чайковский», драматургический, интеллектуальных, невостребованную, Андромахе», Государственной, Государственном, Государственный, Железнова», Мартурано», востребованного, продолжительной, Железнова", международного, многогранность, проникновенной, художественных, Годунов», Коллеги», Ленинградский,


0

Рейтинг 3.4/5 (99 голосов)

Шуранова Антонина

Шуранова Антонина Николаевна – народная артистка РСФСР (1980), советская и российская актриса театра и кино, родилась 30 апреля 1936 года в Севастополе. Тяготы войны сполна легли на детские плечи Антонины Шурановой и надолго ей запомнились. После прорыва блокады вместе с матерью и двумя младшими сестренками маленькая девочка приехала в Ленинград, где и окончила семь классов школы, а потом поступила в техникум, чтобы поскорее получить специальность, работать и помогать семье. После техникума Шуранова три года трудилась садовником в Выборгском районе.

Мечта о сцене не оставляла будущую звезду. Антонина ходила на искусствоведческие занятия в Эрмитаж, занималась пением, на сцене Эрмитажного театра участвовала в спектаклях. Шуранова не верила, что ее примут, но неожиданно для себя с первой же попытки поступила в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского.

По окончании театрального института (класс профессора Т. Сойниковой) в 1962 году актриса начала работать в Ленинградском ТЮЗе имени Брянцева. Таланту Антонины Шурановой всегда была свойственна удивительная многогранность: ей подвластен и высокий накал шекспировской трагедии, и горький чеховский лиризм, и философия современной драматургии, и яркое чувство комедийного жанра. Этому театру Антонина Шуранова отдала более двадцати лет. Она была ведущей артисткой, сыграла целый ряд сложнейших ролей мирового театрального репертуара.

Здесь она встретила своего будущего мужа Александра Хочинского, вместе с которым проработали в театре до 1988 года. Уйти оттуда они были вынуждены после того, как главный режиссёр театра Зиновий Корогодский был отстранён от должности и подвергся судебному преследованию.

В 1988-1990 годы Шуранова работала на киностудии «Ленфильм», затем в 1990-1993 годы исполнила в театре-студии «Интерателье» заглавные роли в «Андромахе» и одну из самых блистательных своих ролей в «Филумене Мартурано».

С 1995 года и до последних дней Шуранова работала в Государственном театре Сатиры на Васильевском. Среди ее известных ролей в этом театре - Васса Железнова в первом варианте одноименной пьесы Горького.

Антонина Шуранова считала себя актрисой театральной. Режиссеры считали иначе: образы, созданные ею на экране (к сожалению, их совсем немного), не остались незамеченными, и сразу выдвинули Антонину Шуранову в число лучших киноактрис. Простота, лаконизм, сдержанность при напряженном ритме внутренней жизни - черты ее дарования, особенно близкие кинематографу. Волевая, умная, энергичная, тонко чувствующая логику и противоречия характеров, Шуранова была актрисой очень сложной и вместе с тем цельной.

Кинематографический дебют Антонины Шурановой был одним из самых громких в СССР. В 1967 году актриса (в то время еще студентка четвертого курса театрального института) сыграла княжну Марию Болконскую в знаменитой экранизации толстовского романа «Война и мир». Напряженная духовная жизнь Марии, чуткость и сила ее души, как в зеркале отражались в огромных прекрасных глазах. Актриса находила в душе своей героини такое глубинное, тонкое и такое значительное, что образ, созданный ею, выходил за рамки рассказа о судьбе человека, превращался в рассказ о способе жить - жить с внутренним достоинством, с уверенностью в своих силах.

От роли Надежды Филаретовны фон Мекк в картине «Чайковский» (1970) Антонина Шуранова поначалу отказалась, но потом все-таки изменила свое решение: это роль завлекла ее своей сложностью и противоречивостью. Актриса принесла с собой в фильм нечто гораздо большее, чем тему отчаянной последней любви начинающей стареть, гордой и не очень счастливой женщины. Шуранова играет не трагедию женской любви, а трагедию незаурядности, трагедию человека, не исчерпавшего себя, - невостребованную нежность, ненужную духовность и бесполезную интеллектуальность. Истинным чудом для себя актриса считала партнерство в фильме со Смоктуновским.

Антонине Шурановой не довелось создать на экране крупные характеры своих современниц. Она снялась в нескольких небольших ролях, но, несмотря на свое скромное место в сюжетах, эти образы выделялись своей особой проникновенной интонацией, попыткой пристально рассмотреть внутренний мир человека. Антонину Шуранову как актрису привлекал драматургический материал, интересовала возможность строить сложный характер. Такой для нее стала роль в телевизионном фильме «Опасный поворот».

Фильм Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», в котором Антонина Шуранова сыграла одну из главных ролей, был удостоен главного приза "Золотая раковина" международного кинофестиваля в Испании, в Сан-Себастьяне в 1977 году.

Антонина Шуранова вела жизнь нормального питерского интеллигента, востребованного, даже не в половину своих возможностей, но не жалующегося, напротив, умеющего во всех жизненных обстоятельствах найти нишу для интеллектуальных и художественных занятий. Она была скромна, но никогда не поступалась своим достоинством. Она дружила с избранными и не любила театральные тусовки. Да, она не была общедоступна, но всегда была очень общительна и контактна. Актриса была мастерицей рассказывать всякие истории, обожала фантастику и зачитывалась ею.

В апреле 1998 года умер муж актрисы - Александр Хочинский, со смертью которого закончилась самая счастливая пора жизни Антонины Шурановой.

В конце жизни актриса была одинока, жила замкнуто, близких друзей у нее почти не осталось.

5 февраля 2003 года на 67 году жизни после продолжительной болезни, Антонина Шуранова скончалась. Гражданская панихида прошла в Государственном театре сатиры на Васильевском острове, а похоронена она была на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, рядом с мужем. Так петербуржцы простились со знаменитой актрисой, одной из самых талантливых актрис своего поколения.

Антонина Шуранова навсегда останется для всех нас не только "национальным достоянием", эталоном достоинства профессии, но и Человеком с большой буквы.

 

Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru

 

Театральные работы:

Ленинградский ТЮЗ им. Брянцева (1962-1988):

«Коллеги» В. Аксёнова

Адриана  - «Комедия ошибок» У. Шекспира

«Борис Годунов» А.С. Пушкина

Гертруда - «Гамлет» У. Шекспира

Анни Сюлливан - «Сотворившая чудо» У. Гибсона

Мисс Феллоуз - «Тимми, ровесник мамонта» Ольшанского

Дикая Женщина - «Кошка, которая гуляла сама по себе» по Р. Киплингу

Роксана - «Самая-самая» Ф. Дорена

«После казни прошу…» В.Г. Долгого

Эболи - «Дон Карлос» Ф. Шиллера

Театр-студия "Интерателье" (1990-1993):

Андромаха - «Андромаха» Расина

Филумена - «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо

Санкт-Петергбургский Государственный театр сатиры на Васильевском острове (1995-2003):

Васса Железнова - «Васса Железнова» М. Горького (1997)

Фру Алвинг - «Призраки» Г. Ибсена (1998)

Баба в черном - «Закликухи» С. Свирко (2000)

 

Награды и звания:

Заслуженная артистка РСФСР (1974).

Народная артистка РСФСР (1980).

Приз Международного театрального фестиваля "Контакт" в Польше  за лучшую роль (1998, за роль в спектакле «Васса Железнова»).

В 1998 году была выдвинута на соискание Государственной премии России.

 

Фильмография:

Балтийское небо (1961) роль: блокадница, 2-я серия

Кюхля (телеспектакль) (1964) роль: Дуня, племянница Григория Глинки, возлюбленная Кюхельбекера

Война и мир (1965-1967) роль: княжна Марья Болконская, 1-4-й фильмы

Последние дни (телеспектакль) (1967) роль: Александра Гончарова

На пути в Берлин (1969) роль: Татьяна Михайловна, врач

Чайковский (1970) роль: Надежда Филаретовна фон-Мекк, баронесса

Шаг с крыши (1970) роль: хозяйка усадьбы

Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина (1971) роль: Тамара Миклашевская

Обратный адрес (телеспектакль) (1970) главная роль: школьный врач

Другая (телеспектакль) (1970) главная роль: Екатерина Бокова, хирург

Опасный поворот (1972) роль: Олуэн Пиил

Дела сердечные (1973) главная роль: Лида, фельдшер кардиологической скорой помощи

Ваши права? (1974) роль: Валерия Алексеевна Голубцова, мама Миши Малика

Странные взрослые (1974) роль: Нина Ивановна, воспитательница детского дома

Звезда пленительного счастья (1975) эпизод

Доверие (1976) роль: Роза Люксембург

Строгая мужская жизнь (1977) роль: Тамара Степановна Клёнова

Неоконченная пьеса для механического пианино (1977) роль: Анна Петровна Войницева, генеральша

Пуск (1978) роль: Анна Фокина

Бал (телеспектакль) (1979) роль: Полина

Инженер Графтио (1979) роль: Антонина Адамовна Графтио, жена

По коням, мальчики (документальный) (1979)

И вечный бой … Из жизни Александра Блока (1980) роль: Лариса Рейснер

Товарищ Иннокентий (1981) роль: Землячка

Крепыш (1981) главная роль: Елена Павловна

Мегрэ и человек на скамейке (телеспектакль) (1981)

С тех пор, как мы вместе (1982) роль: Антонина Петровна Чистякова, мама Нади и Анатолия

Чёрный гардемарин (телеспектакль) (1983)

Цокот волшебных копыт (документальный) (1983)

По коням! (1984) главная роль: Кира Сергеевна Горцева, директор пионерлагеря "Маяк"

Дождь (телеспектакль) (1984)

Клуб женщин (1987) главная роль: Майя Дмитриевна Саблина, пенсионерка

Физики (1988) роль: Марта Болль, старшая медсестра

Все кого-то любят... (1988) роль: Клавдия Ивановна, бабушка Жени

История болезни (короткометражный) (1990) роль: мать братьев офицеров

Княжны (телеспектакль) (1990) роль: Ольга

Рин. Легенда об иконе | Rin (Россия, Япония) (1992) роль: Феофания, игуменья

Помнишь запах сирени (1992) роль: Вера Львовна, учительница, грибник

22 июня, ровно в 4 часа (1992) роль: Нина Константиновна, мать Татьяны, старая партийка

Зимняя вишня (сериал) (1995) роль: мать Ольги

Ананасы в шампанском (телеспектакль) (1997) роль: Августа Баранова

Улицы разбитых фонарей (1997-1998) главная роль: Мария Павловна Леонидова, серии «Лекарство от скуки» (28-я)

Бандитский Петербург (Барон) (2000) роль: Ирина Васильевна Гордеева, искусствовед, 3-я и 5-я серии

Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Антонина Шуранова», архивные кадры

Зиновий Корогодский. Возвращение (документальный) (2006) архивные кадры

Антонина Шуранова. В живых сердцах оставить свет... (документальный) (2006) архивные кадры

Культурный слой (документальный) (2007) фильм «Хочинский и Шуранова», архивные кадры

 

Озвучивание:

Звезда пленительного счастья (1975) читает закадровый тескт - перевод на русский,

когда герои говорят по-французски

Крамер против Крамера | Kramer vs. Kramer (США) (1979) роль: Маргарет (роль Джейн Александр)

Поездка в Индию | A Passage to India (1984) роль Пегги Эшкрофт

Маски | Masques (1987) роль Моник Шометт

 


Твиттнуть



Обновлён : 12-03-2017 16:22

Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи

Комментарии пользователей  
 

Средняя оценка

 

Нет комментариев

Добавить комментарий

« Пред.   След. »