Балтер Алла Давыдовна – народная артистка России (1998), советская и российская актриса театра и кино, родилась 23 августа 1939 года в Киеве.
Алла Балтер окончила Киевское театральное училище при Театре им. И. Франко и в 1961-1965 годы была актрисой театра им. Леси Украинки и других театров Украины.
Затем она была принята в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, где и познакомилась с актером Эммануилом Виторганом. Виторган и Балтер играли двух влюбленных - Бернардо и Аниту в спектакле «Вестсайдская история». У обоих тогда были семьи. Первого мужа Аллы тоже звали Эммануилом. Говорят, он безумно любил свою жену, носил ее на руках, а она все бросила и ушла к Виторгану, который бросил свою семью, дочку и ушел к Балтер. Историю их любви знал весь город. Театральная общественность считала их самой красивой парой Ленинграда.
В 1971 году супружеская пара Балтер-Виторган покинула Ленинград и перебралась в Москву, где стала работать в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского. Созданные Аллой Балтер на его сцене образы стали событием театральной жизни Москвы.
Подробности их романа и совместного переезда-бегства в Москву были так по-книжному красивы и с такой охотой обсуждались сплетниками обеих столиц, что превратились в знаменитую театрально-закулисную историю. Тем более что пара Балтер - Виторган стала не только одной из самых привлекательных актерских семей, но и очень популярным, устойчивым сценическом дуэтом. Они вместе работали в Театре имени Станиславского, а в 1984 году перешли в Театр имени Маяковского, где с тех пор оставались на первых ролях. Алла Балтер была сразу введена на роли Мэг и Марии в спектакли «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса и «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта.
В Театре Маяковского все звали ее Аллочкой. Она была очень красивой, но при всей своей ослепительной женственности ни у кого не вызывала зависти: ей прощали и успех, и внешность, и известность мужа - Эммануила Виторгана. Этой парой нельзя было не любоваться. А тепло и свет, которыми так щедро делилась Аллочка, давали ей полное основание считаться любимицей театра.
То, что она нравилась мужчинам - собратьям по цеху, ни у кого сомнений не вызывало. Актер театра Александр Шаврин говорил об Алле Давыдовне только в превосходной степени: «Блестящая, великолепная, всегда потрясающе выглядела...».
Но чтобы о своей коллеге так отзывались женщины…
Актриса Ольга Прокофьева: «Аллочка - эксклюзив, эталон. Законодательница моды и стиля в театре. Для нее ухоженность - это норма, а красота и шарм - образ жизни. Она была такой светлой и чистой...».
Татьяна Аугшкап, руководитель актерского агентства "АрТКиТ": «Алла Давыдовна - всегда в форме, при прическе, в духах. Она была тонкой и чувственной актрисой, женщиной - от Бога…».
Да, Алла Балтер была очень красивой, однако прежде всего это была красота умной женщины, требовательной интеллектуалки, знающей, что за право распорядиться своей жизнью должны сражаться даже красавицы. И что даже они должны уметь проигрывать бесконечные сражения с судьбой. Кажется, именно это тайное знание не дало ей стать звездой первой величины. Но оно же не давало ей затеряться среди прочих.
В кино Алла Балтер снималась редко. В 1984 году она сыграла главную роль в политическом детективе «Последний визит», а в 1986 вместе со своим мужем Эммануилом Виторганом она снялась в фильме «Шпион». Вместе с Виторганом она снималась также в небольших ролях в детективе «Ларец Марии Медичи», музыкальном фильме «Когда святые маршируют» и политическом детективе «Черный квадрат».
Была одна очень семейная черта у Виторгана с Балтер - не навязывать свои проблемы и не посвящать даже очень близких друзей в большие и маленькие тайны своего дома. А тайны бывают в каждой семье. Несколько лет назад у Эммануила Гедионовича были серьезные проблемы с легкими, подозревали рак. Пришлось делать очень сложную операцию, но все тогда обошлось, и Алла Давыдовна, сохраняя абсолютное внешнее спокойствие, на все вопросы коллег отвечала: «Не волнуйтесь, у нас все хорошо». То, что это именно Аллочка выцарапала Эмму из лап страшной болезни, никто не сомневался. Все знали, какой сильный характер у этой женщины и как она влюблена в своего мужа.
Когда болезнь вдруг настигла Аллочку, Эммануил Гедионович тут же поспешил успокоить коллег-актеров: «В больнице Аллочку навещать не надо, ее скоро выпишут». Она вышла на сцену в декабре 1999 года, и все с облегчением вздохнули: теперь все позади, Аллочка справилась. Ее жажда играть и работать в эти дни особенно поражала. Балтер была занята сразу в нескольких спектаклях, играла «Нору», «Чуму на оба ваши дома», блестяще работала в антрепризе Михаила Казакова «Цветок смеющийся».
27 декабря Виторгану исполнилось 60 лет, и в театре отмечали юбилей известного актера. Отмечали так, что у Аллочки в глазах стояли слезы - от счастья, любви и переполняющей нежности к мужу и благодарности ко всем, кто так по-доброму относится к ней и Эмме.
А в марте 2000 года в спектакле «Цветок смеющийся» у Аллочки подвернулась нога - каблук попал в щель. То ли это спровоцировало неприятные ощущения в ноге, то ли прежняя болезнь решила о себе напомнить, но Аллочка почувствовала себя неважно. На следующий день ей предстояло играть в спектакле «Чума на оба ваши дома».
Вечером она все-таки вышла на сцену. С трудом отыграла первый акт: боль в ноге была такой невыносимой, что актриса вообще едва могла стоять. Срочно вызвали "Скорую". Спектакль хотели отменить, но Алла Давыдовна не позволила: с неживой, отнимающейся ногой Балтер, играющая герцогиню, все-таки вышла на сцену, точнее, ее, легкую и изящную, просто внесли, держа под руки, верные слуги (ребята-актеры). Все мизансцены спектакля Балтер с Виторганом по ходу перестроили так, что зрители не заподозрили ничего странного в том, что герцогиня в основном сидит, а если и поднимается, то слуги не отходят от нее ни на шаг. После спектакля зал, как обычно, приветствовал актеров стоя, но на поклон Алла Балтер уже не вышла.
Многие в театре даже не догадывались, насколько все серьезно, и не предполагали, что это последний Аллочкин спектакль...
Через три дня ее положили в онкологическую больницу на Каширском шоссе, сделали очередную, уже третью по счету, операцию. Больше Алла Давыдовна в театр не вернулась. Никогда. Аллочка медленно угасала. Врачи поставили страшный диагноз: рак позвоночника.
В это никто не хотел верить - ни муж, который сделал все, чтобы спасти Аллочку, разыскал и привез самых лучших врачей, а потом собрал деньги (был организован специальный фонд помощи актрисе Алле Балтер) на операцию в Германии; ни сын Максим Виторган, который боготворил свою мать, ни сама Аллочка, которая боролась до последнего.
14 июля 2000 года Аллы не стало. Ее похоронили на 24-м участке Ваганьковского кладбища Москвы. На панихиде всем особенно запомнились слова Максима: «Мама для меня - это абсолютно все. И когда позвонил папа и стало ясно, что все... Я в первый миг подумал - надо же позвонить маме и спросить у нее, что делать...».
Она была на редкость добрым, отзывчивым, красивым человеком. Всегда выдержанная, ровная, тактичная, умная, интеллигентная, очаровательнейшая женщина. И светлая о ней останется память.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Театральные работы:
Ленинградский театр имени Ленинского комсомола (1965-1971):
Миледи - «Три мушкетёра» по А. Дюма
Зина Мещерская - «Прошу слова» В.К. Кетлинской
Книппер - «Насмешливое мое счастье» Л.А. Малюгина
Анита - «Вестсайдская история» Л. Бернстайна и А. Лорентса
Московский драматический театр имени К.С. Станиславского (1971-1982):
Роксана - «Сирано де Бержерак»
«Первый вариант "Вассы Железновой"»
Театр имени Вл. Маяковского (1984-2000):
Мэгги - «Кошка на раскаленной крыше» Теннесси Уильямса
Мария Стюарт - «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта
Баронесса - «Горбун» С. Мрожека
Клеопатра - «Игра теней» Ю. Эдлиса
Леди Нельсон - «Виктория» Т. Рэттигана
Фру Линне - «Кукольный дом» («Нора») Г. Ибсена
Анита - «Вестсайдская история» А. Лорентса
Сеньора Капулетти - «Чума на оба ваших дома» Г.А. Горина
Антреприза Михаила Казакова «Цветок смеющийся»
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1990).
Народная артистка России (1998).
Фильмография:
Степень риска (1968) роль: Алла, анестезиолог
Пер Гюнт (телеспектакль) (1968) роль: Ингрид
Баллада о Сирано (телеспектакль) (1969) главная роль: Роксана
Три года (телеспектакль) (1970) роль: Юлия Сергеевна, жена Алексея
Держись за облака | Hold on to the Clouds | Kapaszkodj a fellegekbe! (Венгрия, СССР) (1971)
Записки Пиквикского клуба (телеспектакль) (1972) роль: Эмили Уордль
Следствие ведут Знатоки (1975) роль: Ляля, манекенщица, фильм «Дело № 10. Ответный удар»
Такая короткая долгая жизнь (1975) роль: Лидия Павловна, серия «Следствие» (6-я)
Мораль пани Дульской (телеспектакль) (1978) роль: пани Юльясевич
Поэма о крыльях (1979) эпизод
Молодая хозяйка Нискавуори (телеспектакль) (1979) роль: Ида
Ларец Марии Медичи (1980) роль: Дениза Монтегюр, мать Мадлен Локар
Бенефис Татьяны Дорониной (телеспектакль) (1980)
Находка Траубе (телеспектакль) (1981) роль: Кэрол
Транзит (1982) роль: "Русалка", жена Анатолия Даниловича, архитектор
Последний визит (1984) главная роль: Сэйра Бэртон, журналистка, жена Тома
Несмотря на преклонный возраст (телеспектакль) (1985) роль: Нина Спиридоновна
Шпион (короткометражный) (1986)
Ваша дочь Александра (телеспектакль) (1986) эпизод
Эшелон (телеспектакль) (1988) роль: Ива
Шаг | Step, A (СССР, Япония) (1988) эпизод
Юбилейное танго (телеспектакль) (1989) роль: Анна, официантка ресторана
Кошка на раскалённой крыше (телеспектакль) (1989) главная роль: Маргарет
Когда святые маршируют (1990) роль: жена джазового трубача Бориса Вешнина
После дуэли (телеспектакль) (1990) роль: императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I
И возвращается ветер... (1991) роль: Лиза Калик, мама Михаила
Чёрный квадрат (1992) роль: Ракитина
Игра теней (телеспектакль) (1993) роль: Клеопатра
Я люблю (1994) роль: Надежда, жена Королькова
Звёздная ночь в Камергерском (1997) роль: участница капустника МХТ, номер "Актёрская династия"
Каменская (1999) роль: Тамила Шалвовна Бартош, фильм «Смерть и немного любви» (6-й)
Чтобы помнили... (документальный) (2002) фильм «Алла Балтер» (86-й), архивные кадры
Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Алла Балтер», архивные кадры
Эммануил Виторган и Алла Балтер. По обе стороны жизни (документальный) (2006) съёмка 1998 года, архивные кадры
Эммануил Виторган. Исповедь Дон-Жуана (документальный) (2009) архивные кадры
Озвучивание:
Скромное обаяние буржуазии | Discreet Charm of the Bourgeoisie, The | Charme discret de la bourgeoisie, Le (Франция, Италия, Испания) (1972)
Давайте любить | Hajde da se volimo (Югославия) (1987)