Гарин Эраст Павлович - народный артист СССР (1977), лауреат Сталинской премии (1941), советский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, родился 10 ноября 1902 года в Рязани.
Эраст Герасимов родился 28 октября (по старому стилю) 1902 года. Учился он в Рязанской гимназии и, окончив её в 1919 году, ушёл добровольцем в Красную Армию. Там юноша играл на сцене гарнизонного театра в Рязани и Первого самодеятельного театра Красной Армии (1919-1921), где участвовал в комедии Я. Княжнина «Сбитеньщик». Там же Эраст взял сценический псевдоним «Гарин».
С этим театром он попал в Москву, где был замечен Всеволодом Мейерхольдом. В 1921 году Гарин поступил в его студию, а в 1922 году молодой актер перешел в Театр В.Э.Мейерхольда, где проработал до 1936 года. Параллельно в 1926 году Эраст Павлович окончил Государственные экспериментальные театральные мастерские Наркомпросса РСФСР (ГЭКТЕМАС). Уже в те годы Эраст Гарин стал любимцем театральной Москвы: его Хлестаков и Чацкий срывали настоящие овации. На очереди было завоевание сердец кинозрителей.
Впервые на экране Эраст Гарин появился в образе адъютанта Коблукова в комедии Александра Файнциммера «Поручик Киже» в 1934 году. Роль была исполнена в привычном для актера комедийно-гротескном ключе, в котором чувствовалось влияние школы Всеволода Мейерхольда. В том же стиле были и следующие работы актера.
В те же годы Гарин решил попробовать себя и в качестве кинорежиссера. Для дебюта он избрал гоголевскую «Женитьбу». В паре со своей супругой Хесей Локшиной они создали блистательную картину (что подтверждают восторженные отзывы современников), но «на верху» она чем-то не понравилась, и ее вскоре запретили. В 1937-1938 годах фильм был подвергнут разгрому в ходе кампании борьбы с «формализмом», негатив был смыт, прокатные копии уничтожались, и в настоящее время не найдена ни одна из них. Поиски в фильмотеках других стран, начатые ещё самим Гариным и продолжающиеся до настоящего времени, пока успеха не принесли.
В 1936 году Гарин, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, перешёл от Мейерхольда в Ленинградский театр Комедии, где работал актёром и режиссёром до 1950 года, поставив за это время несколько спектаклей - «Простая девушка» В. Шкваркина (1938), «Сын народа» Ю. Германа (1938), «Медведь» А. Чехова (1948). Однако, своей дружбы и творческих связей с своим учителем он не прерывал. В 1938 году театр Всеволода Мейерхольда был закрыт, а сам он подвергся гонениям и нападкам, и только Эраст Гарин из всей труппы остался предан Мейерхольду до конца. В 1939 году Всеволод Эмильевич был арестован, а свой последний вечер на свободе он провел с Гариным и его женой Хесей Локшиной.
В те годы Эраст Гарин много работал на радио, был режиссером первого радиоспектакля «Тридцать три раунда».
В годы войны Эраст Гарин и Хеся Локшина сняли картину «Принц и нищий» по одноименной повести Марка Твена», где главную роль исполнила неповторимая Мария Барабанова. Ради этой роли актрисе пришлось даже оставить со скандалом Ленинградский театр комедии.
А вот в качестве актера Гарину некоторое время не везло. Фильм Сергея Юткевича «Швейк готовится к бою» (1942), где Гарин сыграл одну из главных ролей, был запрещен по личному распоряжению начальника Главного политического управления Красной Армии А.С. Щербакова без объявления причин.
В 1944 году на экраны вышла сатирическая комедия режиссера Исидора Анненского «Женитьба» (по одноименному водевилю А.П. Чехова). Блистательный ансамбль - Эраст Гарин, Фаина Раневская, Зоя Федорова, Алексей Грибов, Осип Абдулов, Вера Марецкая, Михаил Яншин - создали великое, нетленное творение, наполнив фильм смесью тонкого юмора и едкой сатиры.
Но в те годы картина не имела большого успеха, уступив по своей популярности более актуальным фильмам о войне. Однако, успешно пережив десятилетия, неожиданно в 70-е годы «Женитьба» стала одним из самых показываемых фильмов, да и сегодня по-прежнему пользуется популярностью. А фразы из картины: «В Греции все есть», «Хочут свою образованность показать» и другие уже давно стали поистине народными.
На гонорар, полученный за следующий снятый ими фильм - «Доктор Калюжный», Эраст Гарин и Хеся Локшина купили квартиру в Москве и переехали в столицу. Здесь они поступили на студию Союздетфильм (ныне Киностудия имени М. Горького). В Москве Гарин продолжил работу в кинематографе и в Театре-студии киноактера.
Одна из самых любимых зрителями роль Эраста Павловича и вообще одна из лучших его ролей - Король из фильма «Золушка». Его интонация, мимика, манера двигаться стали составляющими неповторимого «гаринского» стиля, обеспечившего актеру огромнейший успех на протяжении десятилетий.
В сказках Е. Шварца он замечательно сыграл ещё двух королей в фильмах «Каин XVIII» (1963) и «Обыкновенное чудо» (1964). В 1970-е годы помимо съёмок в фильмах Гарин озвучивал мультфильмы, много работал на радио. Фильмам с Гариным всегда сопутствовал успех. Любые роли, маленькие или большие, исполнялись им на высоком уровне актёрского мастерства.
Гарин обладал ярко выраженной комической внешностью - худощавым телосложением (которое подчёркивалось ношением мешковатых костюмов), выразительным лицом с длинным острым носом, оттопыренными ушами и глубоко посаженными глазами (с особым остекленевшим взглядом), выдающейсвя вперёд нижней губой, а главное - пронзительным скрипучим голосом, манерой гундосить и "проглатывать" слова, при помощи которых он делал своих героев, если это требовалось, отвратительными и невыносимыми. Гарин был неотразим в гротескных комических ролях, в которых он воплощал и резко отрицательных персонажей.
Стоит отметить, что актер на протяжении десятилетий работал практически на одной краске, но при этом какие разнообразные роли он создавал! Добрые, наделенные детской непосредственностью парикмахер в «Неоконченной повести» (1955), дедушка главной героини Кати в «Девушке без адреса» (1957), профессор-археолог в «Джентльменах удачи» (1971). И в тоже время самодовольные, тупые, злобные, такие, как Каин в «Каине XVIII». Эраст Гарин в совершенстве владел мастерством гротеска, и потому по праву назывался «комиком с серьезным лицом» и «Бастером Китоном советского кинематографа».
Параллельно с работой в кино Эраст Гарин блестяще реализовал свой талант в мультипликации. Его голосом говорят множество различных персонажей, самый известный из которых ослик Иа-Иа в мультфильме о Винни Пухе.
Режиссерской деятельностью Эраст Гарин всегда занимался в паре со своей супругой Хесей Локшиной. Они составляли удивительную пару, милую и в то же время контрастную: властная и неулыбчивая, Хеся Александровна была движущей силой в этом дуэте, в то время как Эраст Павлович всё больше «летал в облаках».
Наиболее удачной их работой является экранизация пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», вышедшая на экраны в 1964 году. А вот другой фильм Гарина и Локшиной - сатирическую комедию «Веселые Расплюевские дни» - ожидала печальная судьба: несколько лет пролежав на полке, эта картина вышла в конце 60-х мизерным тиражом и замечена не была. В 1966 году во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни» случилась авария, вследствии которой Эрасту Павловичу удалили один глаз, да и второй уже практически не видел.
В конце 70-х блистательный комик Эраст Гарин оказался не у дел. Школа Мейерхольда к тому времени была давно уничтожена, и его последователи влачили жалкое существование. Актёра перестали приглашать в кино и театральные постановки.
Эраст Гарин ушёл из жизни 4 сентября 1980 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Первая жена актера - Любовь Саввишна Руднева (Фейгельман), дочь - Ольга Эрастовна Гарина.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Годы работы:
В 1919 году ушёл добровольцем в Красную Армию и до 1921 года выступал в Рязанском Гарнизонном театре (1-й самодеятельный театр Красной Армии).
В 1921 году поступил в студию Всеволода Мейерхольда, которого потом всю жизнь называл Мастером.
1922-1926 - учеба в Государственных экспериментальных театральных мастерских Наркомпросса РСФСР (ГЭКТЕМАС) и работа в РКА в создаваемой там «живой газете».
1922-1936 - актер Московского театра имени В.Э. Мейерхольда.
1930-1980 - режиссер киностудий "Белгоскино", "Ленфильм", "Союздетфильм".
1934 - сотрудничество с Рабочим театром Пролеткульта (худ. руководитель Сергей Эйзенштейн).
1936-1949 - актёр и режиссёр Ленинградского театра комедии.
1946-1980 - актёр и режиссёр Театра-студии киноактёра в Москве.
Театральные работы:
Театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ):
«Трест» по роману И. Эренбурга (1924) - Семь ролей изобретателей
«Мандат» по пьесе Н. Эрдмана (1925) - Гулячкин
«Ревизор» по пьесе Н.В. Гоголя (1926) - Хлестаков
«Горе уму» по пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1928) - Чацкий
«Последний решительный» Вс. Вишневского (1931) - Жан Вальжан
Ленинградский театр Комедии:
«Простая девушка» В. Шкваркина (1938) - режиссёр
«Сын народа» Ю. Германа (1938) - режиссёр и роль Калюжного
«Медведь» А.П. Чехова (1948) - режиссёр
«Вас вызывает Таймыр» А. Галича, К. Исаева (1948 ) - режиссёр
Театр-студия киноактера:
«Обыкновенное» (1956)
Награды и звания:
Заслуженный артист РСФСР (1950).
Народный артист РСФСР (1964).
Народный артист СССР (1977).
Государственная премия СССР (Сталинская премия II степени, 1941, за роль Тараканова в фильме «Музыкальная история»).
Орден «Знак Почёта» (1939, за исполнение роли Волкова в фильме «На границе»). Специальный приз МКФ в Канне за мужскую роль (1961, за роль в фильме «Ведьма»).
Орден Трудового Красного Знамени (1974).
Фильмография:
Поручик Киже (1934) главная роль: адъютант Каблуков
Женитьба (1936) роль: Подколёсин
На границе (1938) роль: Волков, диверсант
Музыкальная история (1940) роль: Тараканов Фёдор Терентьевич, "Альфред", мещанин
Боевой киносборник № 7 (киноальманах) (1941) роль: немецкий солдат, новелла «Эликсир бодрости»
Швейк готовится к бою (1942) роль: Франсуа, новелла «Моды Парижа»
Свадьба (1944) главная роль: жених, Эпаминонд Максимович Апломбов
Иван Никулин - русский матрос (1944) роль: Тихон Спиридонович
Синегория (1946) эпизод
Золушка (1947) главная роль: Король
Встреча на Эльбе (1949) роль: Томми, капитан
Ревизор (1952) роль: Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
Джамбул (1952) эпизод
Фонтан (короткометражный) (1955) роль: Петухов
Синяя птичка (короткометражный) (1955) главная роль: Петухов
Нестерка (1955) роль: школяр Самохвальский
Неоконченная повесть (1955) роль: Колосков, дамский мастер-парикмахер
Девушка без адреса (1957) роль: дед Кати, вахтёр в райсовете
Шли солдаты (1958) главная роль: Якоб Гофман, немецкий солдат
Ведьма (короткометражный) (1958) главная роль: Савелий Гыкин, дьячок
Русский сувенир (1960) роль: господин Джонс Пидапс, священник, магистр философии
Водяной (короткометражный) (1961) главная роль: Прохор Васильевич Лыков, "Водяной"
Алёнка (1961) роль: Витаминыч (Константин Вениаминович), учитель начальных классов
Монета (1962) главная роль: прохожий, специалист по вытаскиванию монет, новелла «Воскресенье в джунглях»
Необыкновенный город (1962, 1963) роли: секретарша Крутикова / Пал Палыч, дядя Облапошкина / Крутиков, директор бани
Оптимистическая трагедия (1963) роль: Вожачок
Каин XVIII (1963) главная роль: король Каин XVIII
Обыкновенное чудо (1964) главная роль: Король
Весёлые расплюевские дни (1966) главная роль: Кандид Тарелкин / Сила Силыч Копылов, надворный советник
Полчаса на чудеса (киноальманах) (1968) роль: Его Величество, новелла «Полчаса на чудеса»
Два дня чудес (1970) роль: профессор-экзаменатор института Мелких Пакостей имени Кащея Бессмертного
Если ты мужчина... (1971) роль: Ульяныч, садовод
Джентльмены удачи (1971) роль: профессор Мальцев Николай Георгиевич
12 стульев (1971) роль: критик в театре
Много шума из ничего (1973) роль: Кисель
Нейлон 100% (1974) роль: укротитель, старый артист
Меняю собаку на паровоз (1975) роль: хормейстер
Пошехонская старина (киноальманах) (1977) роль: Василий Порфирыч, новеллы «Бессчастная Матрёна», «Братец Федос», «Ванька-Каин»
Профессия - киноактёр (документальный) (1979) роль: камео
Как уходили кумиры (документальный) (2005) фильм «Эраст Гарин», архивные кадры
Режиссер:
Женитьба (1936)
Доктор Калюжный (1939)
Принц и нищий (1942)
Синегория (1946)
Синяя птичка (короткометражный) (1955)
Фонтан (короткометражный) (1955)
Обыкновенное чудо (1964)
Весёлые расплюевские дни (1966)
Сценарист:
Женитьба (1936)
Обыкновенное чудо (1964)
Весёлые расплюевские дни (1966)
Озвучание мультфильмов:
Квартет (1947)
Федя Зайцев (1948) персонаж: учитель
Волшебный клад (1950) персонаж: судья
Лесной концерт (1953) персонаж: кот Мурлыка
Заколдованный мальчик (1955) персонаж: Мартин
Девочка в джунглях (1956)
Палка-выручалка (1956) роль: старик
Верлиока (1957) персонаж: Верлиока
Исполнение желаний (1957) персонаж: Король Салерно
Краса ненаглядная (1958) персонаж: Царь
Спортландия (1958) персонаж: Матрас-председатель
Тайна далёкого острова (1958) персонаж: профессор
Легенда о завещании мавра (1959) роль: судья
Человечка нарисовал я (1960) персонаж: учитель
Дорогая копейка (1961) персонаж: Пенс
Чиполлинo (1961) персонаж: Тыква
Дракон (1961) персонаж: дедушка
Семейная хроника (1961) персонаж: Пудель-фотограф
Дикие лебеди (1962) персонаж: епископ
Дочь солнца (1963)
Свинья-копилка (1963) персонаж: Слон
Дюймовочка (1964) персонаж: Рак
Кот-рыболов (1964) персонаж: Волк
Лягушонок ищет папу (1964) персонаж: Рак-отшельник
Почта (1964) персонаж: Борис Житков
Храбрый портняжка (1964) персонаж: король
Петух и краски (1964) персонаж: Индюк
Наргис (1965) персонаж: Бамбур
Лягушка-путешественница (1965) персонаж: селезень-вожак
Весёлые человечки (1965) персонаж: Петрушка
Слонёнок (1967) персонаж: Питон
Возвращение с Олимпа (1969) персонаж: орёл
Без этого нельзя (1971)
Винни-Пух и день забот (1972) персонаж: Ослик Иа
В мире басен (1973) читает текст
Робинзон Кузя (1978) персонаж: Попугай