Крамаров Савелий Викторович - заслуженный артист РСФСР (1974), родился 13 октября 1934 года в Москве в семье известного московского адвоката Виктора Крамарова, человека доброго и одержимого желанием помочь абсолютно всем. Виктор Савельевич писал научную работу о суде шариата. В своих изысканиях он заходил все дальше и дальше, одновременно открывая для себя всю лживость советской системы, что его и погубило. В середине 30-х годов Крамарова арестовали органы НКВД, но вскоре ненадолго отпустили. В конце 30-х его забрали вторично, и Виктор Савельевич уже больше никогда не увидел своего маленького сына и любимую молодую жену Басю – Бенедикту Соломоновну.
Мать Савелия оказалась совершенно неприспособленной к жизни, и заботу о семье взял на себя брат отца. Чтобы не потерять работу, Бенедикте Соломоновне пришлось развестись с мужем - такое было время…
Учился Савелий плохо, а с поведением дела обстояли и того хуже. Когда староста класса пригрозил, что с таким поведением и такими отметками его не примут в комсомол, он этому только обрадовался: он боялся признаться в том, что его отец осуждён и сидит в лагере, а все будут смотреть на него как на сына врага народа.
Частенько вместо уроков он бегал в кинотеатр, куда его часто бесплатно пускала соседка по коммуналке тётя Дуся. А мама Савелия Крамарова была уверена в том, что ее сын станет артистом.
Узнав о том, что горячо любимый муж в 1951 году погиб в лагере (покончил с собой), Бенедикта Соломоновна слегла, и очень скоро её не стало.
Савелий мечтал стать юристом, как отец, но в соответствующие институты детей «врагов народа» не брали. На семейном совете у дяди было решено, что по окончании школы Савелий будет поступать в Лесотехнический институт, что он и сделал.
Учась в институте, в 1954 году он поступил в театральную студию «Первый шаг» при ЦДРИ. Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, Крамаров некоторое время работал по специальности. Но работу он решил бросить и всерьёз посвятить себя кинематографу: взял несколько своих фотографий и разослал по всем киностудиям страны. И на одно письмо пришел ответ: так Савелий Крамаров попал на свою первую роль в кино - солдат Петькин в фильме «Им было девятнадцать».
В 1960 году Яков Сегель приступил к съёмкам фильма по собственному сценарию под названием «Прощайте, голуби» была в этом сценарии роль некого бездельника и хулигана Васьки Коноплянистого, у которого вечно не заводился его мотоцикл «Индиана». Именно эту роль он и предложил Крамарову.
А в 1961 году Алексей Салтыков в качестве своей дипломной работы вместе с Александром Миттой решил экранизировать популярную тогда пьесу А. Хмелика «Друг мой, Колька!» На роль хулигана Васьки он пригласил Крамарова. Эту роль актер позднее назовёт одной из лучших в своей кинематографической карьере.
Этими двумя второстепенными ролями Крамаров мгновенно сделал себе имя: публика с ходу запомнила его лицо и дико хохотала при любом его появлении на экране. Поэтому многие советские режиссёры стали приглашать его в свои картины даже на маленькие роли, прекрасно зная, что любое присутствие этого актёра в картине сулит большой успех.
После удачного дебюта Савелия Крамарова стали приглашать известные и маститые режиссёры: наступило время, когда артист был у них нарасхват. Крамарову иной раз даже приходилось отказываться от ролей.
Нередко роли писались специально под Крамарова. Так создатели «Трембиты» очень хотели, чтобы актёр снялся у них, но в сценарии роли для него не было. Режиссер Олег Николаевский обратился к товарищу Савелия – писателю Варлену Стронгену с просьбой придумать что-нибудь. Так родился образ сапёра Петра, на протяжении всего действия искавшего повсюду мины. После этого Савелий понял, что может играть не только эпизоды.
Ошеломляющий успех Крамарову принесла картина «Неуловимые мстители», где ему довелось появиться в кадре всего-то несколько раз, произнеся фразу «А вдоль дороги мёртвые с косами стоят! И – тишина!». Почему именно эти слова стали такими популярными, никто не знал. Но трусливый крамаровский белогвардеец полюбился зрителям наравне с самими «неуловимыми».
В 1967 году Крамаров получил предложение главного режиссёра только что созданного Театра миниатюр Владимира Полякова поработать в его труппе, и Савелий согласился с этим предложением. В качестве своей первой работы в театре он сам выбрал для себя материал – рассказ Василия Шукшина «Ваня, ты как здесь?», который вошёл отдельным номером в спектакль «Скрытой камерой». Благодаря Крамарову спектакль имел оглушительный успех, а его стали приглашали всё чаще и чаще.
К началу 70-х годов Савелий Крамаров уже прочно занимал место в десятке лучших советских комиков, а в 1974 году, став заслуженным артистом, он всю ночь проплакал, вспоминая родителей, поруганное детство и все обиды, нанесённые ему окружающими.
В 1971 году Савелий Крамаров снялся в своей лучшей роли - уголовника Косого в фильме «Джентльмены удачи». На съемках Крамаров познакомился с Георгием Вициным и Евгением Леоновым, которые взяли его под свою опеку и щедро делились своим опытом и мастерством.
Период с 1971-го по 1975 год можно смело назвать золотым периодом в его кинематографической карьере, так как именно тогда им были сыграны лучшие роли. Среди них: Феофан в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», «инопланетянин» в «Этой весёлой планете», Петя Тимохин в «Большой перемене». На него наконец-то обратил внимания знаменитый комедиограф Леонид Гайдай.
В 1972 году он решает всерьёз взяться за своё профессиональное мастерство и поступает в ГИТИС на актёрский факультет. Однако учёба радости ему не принесла. Как он сам потом говорил: «Ничего мне это не дало, потому что, как я считаю, эту профессию получают от Господа Бога. Если ты одарён, если ты рождён актёром, этому нельзя научить. Можно научиться культуре, литературе, искусству. Профессии научить невозможно. Я учился так: ходил в кино, смотрел своих любимых актёров. Но несмотря ни на что, я благодарен тем мастерам, которые меня учили в институте. Так что у меня теперь два диплома…».
Закончив ГИТИС, Крамаров так и не устроился ни в один из столичных театров.
Крамаров - ярчайший самобытный комик и легендарный актер. Чрезвычайно выигрышная внешность (простое, подвижное лицо с очень глупым выражением, косоглазие, очень приятная, обескураживающая улыбка во всё лицо), мощный комедийный темперамент, большое врождённое актёрское мастерство, обаяние, мимика и подвижность тела позволяли Крамарову создавать многочисленных отрицательных персонажей, но не страшных или отвратительных, а смешных в своей нелепости и глупости.
Богатая мимика Крамарова отнюдь не выглядела кривлянием, а всегда гротескная манера исполнения не раздражала зрителей, так как герои Крамарова всегда были обезоруживающе обаятельны и при всех своих недостатках, в сущности, безобидны.
Крамаров был ярким представителем советской сатиры. Любой, даже вполне нейтральный с точки зрения юмора текст Крамаров умел произнести и обыграть так, что это вызывало не просто хохот в зале, а бурные аплодисменты и выкрики зрителей при просмотре кинофильма. Причём Крамаров воплощал своих персонажей моментально, импровизируя, без особенных усилий режиссёра и всякий раз попадал в самую точку.
Одновременно с обучением в ГИТИСе Савелий серьёзно увлекся индийской йогой. Сначала занимался самостоятельно, а потом нашел какой-то кружок, которым заинтересовался КГБ. В этот же период родной дядя Савелия решил уехать в Израиль. И в результате Савелий Крамаров превратился в человека с сомнительными связями. В те годы это означало только одно - конец карьеры. Отношение "высокого" начальства Госкино к нему кардинально изменилось: было спущено негласное указание прекратить снимать Крамарова, поскольку он играет недоумков и кретинов, что не соответствует составу нашего общества, более того, вызывая своей игрой смех, он оглупляет этим самым передовое в мире общество.
У Савелия, лишенного, по существу, любимой работы, были дни и месяцы отчаяния, и он сам, самостоятельно пришёл к выбору опоры, которой стала для него вера в Бога. Но он не представлял, что в стране, где официально разрешено вероисповедание, верующий может подвергаться гонениям.
Актёр всерьёз начинает задумываться об эмиграции, но выпускать его из страны долго не хотели, ведь в этом случае все картины, в которых он снялся (более сорока кинолент), были бы "положены на полку".
В начале 80-х годов Крамаров вместе с Александром Левенбуком написал письмо президенту США Рональду Рейгану - в прошлом тоже актёру.
«Уважаемый господин президент Рональд Рейган! Обращается к вам популярный в Советском Союзе киноартист Савелий Крамаров. Я не переоцениваю свою известность. Стоит вам, гуляя с супругой по Москве, спросить у любого москвича, у любой старушки, даже если вам её подставят, и она окажется агентом КГБ, знает ли она Савелия Крамарова, то она обязательно откроет рот и скажет: «А как же! Смешной артист! Много раз смотрела фильмы с его участием. Кого он только не играл? Президентов, секретарей ЦК партии не играл. Ему такие роли не доверяли, учитывая его хулиганское и порою даже воровское кинопрошлое».
Уважаемый господин президент! Старушка, кем бы она ни была, скажет вам правду, но не всю. Действительно, зрители до сих пор смеются над героями моих фильмов, но лично мне самому сейчас не до смеха. Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. Помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности. Моя нынешняя великая страна, видимо, помочь мне в этом вопросе не может…».
Говорят, это письмо трижды читали по «Голосу Америки». Может, о его существовании узнал и Рейган. Отъезд Крамарова из СССР произошёл 31 октября 1981 года.
В 1982 году Савелий Крамаров переехал в США. В то время режиссёр Пол Мазурски приступал к съёмкам антисоветской комедии «Москва на Гудзоне» и взял к себе Крамарова вместе с актёром Ильей Баскиным, с которым Савелий снимался в России в «Большой перемене». В фильме Крамарову досталась роль кагэбэшника Бориса. Три большие сцены с участием актёра, стали, пожалуй, самыми смешными эпизодами в комедии.
Вскоре Савелий снялся в фильме «2010», в комедии «Возвращение Моргана Стюарта», боевике «Красная жара» и др.
Тем временем на родине актёра спешно вырезали его фамилию из титров всех фильмов, где он снимался. Он не упоминался ни в киносправочниках, ни в журналах о кино - вообще нигде, вообще нигде, как будто зрители не знали о существовании такого актёра. Крамарова невозможно было забыть, так как фильмы с его участием не сходили с экранов кинотеатров и телевизоров.
В Штатах Савелий Викторович, обосновался, как хотел всю жизнь - купил дом в лесу, недалеко от океана. Каждое утро пробежки, купание, днём - прогулки по лесу.
В Москву Савелий Крамаров приезжал дважды в 1992 и 1994 годах. В первый приезд почти сразу же отправился на «Кинотавр». Появление Крамарова в Сочи вызвало настоящий фурор.
В Москве он навестил старых друзей, а когда показался на Арбате, чуть не был смят восторженной толпой. На телевидении вышло получасовое интервью, где Савелий Викторович рассказывал о своей жизни на фоне американского флага. А потом начались съёмки: Михаил Кокшенов дал актёру главную роль в комедии «Русский бизнес», Георгий Данелия - сразу три разных эпизода в «Насте».
Не избалованный отсутствием женского внимания, Савелий Крамаров, тем не менее, всю жизнь мечтал найти «умную интеллигентную подругу» и даже просил друзей посодействовать ему. Увы, девушки не обращали на него внимания - красотки воспринимали его как дурачка.
Тем не менее Крамаров официально был женат три раза. Первой женой была девушка Людмила. Второй, гражданской, женой стала Маша, скоторой актер прожил 13 лет. Третью жену Марину он нашёл уже в Штатах, и она родила ему дочь Басю (Бенедикту), которую Савелий Викторович обожал. После развода с Мариной он сохранил с ней хорошие отношения только ради дочери. Последней женой Крамарова стала Наталья Сирадзэ. Они прожили вместе меньше года, она его и похоронила.
В январе 1995 года у Савелия Крамарова обнаружили рак прямой кишки. В начале февраля его прооперировали и назначили усиленный курс химиотерапии. В тот же период у него начался острый тромбоз в ногах. Позже тромбы разошлись по всему организму, включая мозг. Весь май, после двух инсультов актёр лежал в госпитале слепой, немой, парализованный. Олег Видов сообщил в Москву, что Савелий Крамаров может только слышать, и просил прислать ему телеграммы, а потом, в очередь с Наталией часами читал тысячи посланий любимому артисту с родины.
Савелий Крамаров ушел из жизни 6 июня 1995 года. Похоронили его неподалёку от Сан-Франциско на еврейском мемориальном кладбище в Колма - городе мёртвых. Через год был открыт памятник, сооружённый по макету друга - всемирно известного скульптора Михаила Шемякина. Памятник представляет собой гримерный столик, на котором разбросаны маски несыгранных, трагических ролей и лежит раскрытая книга, куда занесены названия любимых актёром фильмов: «Друг мой, Колька!», «Неуловимые мстители», «Джентльмены удачи», «Двенадцать стульев», «Большая перемена»…Слева занавес, справа - совсем непривычный для Крамарова портрет, на котором фотограф запечатлел на редкость доброе, обаятельное и улыбчивое лицо актёра.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Фильмография:
Ребята с нашего двора (короткометражный) (1959) главная роль: Васька Ржавый, хулиган
Прощайте, голуби! (1960) роль: Васька
Им было девятнадцать... (1960) роль: Петькин, новобранец
Приключения Кроша (1961) роль: Ивашкин, водитель
Друг мой, Колька! (1961) роль: Пимен, Вовка Пименов, хулиган
Горизонт (1961) роль: шофёр
Ход конём (1962) главная роль: Колька Лопатин, прицепщик
На семи ветрах (1962) роль: военный патрульный / раненый
Бей, барабан! (1962) роль: "Мусью", поэт, бывший беспризорник
Без страха и упрека (1962) роль: "Сова", Светик Савилов, великовозрастный и вороватый балбес
Получка (короткометражный) (не был завершён) (1962)
Суд идёт (короткометражный) (1963) роль: Трофим, животновод
Первый троллейбус (1963) роль: долговязый, тунеядец
Сказка о потерянном времени (1964) роль: Вася-дедушка
Чрезвычайное поручение (1965) роль: анархист
Тридцать три (1965) роль: Родион Хомутов, поэт
На завтрашней улице (1965) роль: Матвейчук, начальник участка стройки электростанции
Дорога к морю (1965) роль: Чегреев, бездушный кадровик министерства
Город мастеров (1965) главная роль: Нанасс Мушерон, по прозвищу «Клик-Кляк» (озвучил Георгий Штиль)
Бывает и так (киноальманах) (1965) роль: Весёлкин, новелла «Скелет Аполлона»
Фитиль (короткометражный) (1965) фильм «На троих» (32-й)
Чёрт с портфелем (1966) главная роль: Петя Лихов, колхозный шофёр
Формула радуги (1996) роль: Васильчиков
Красное, синее, зелёное (1966) главная роль: регистратор ЗАГСа
Неуловимые мстители (1966) роль: Илюха-бандит
Товарищ песня (киноальманах) (1966) роль: Алёша, радист на теплоходе
Знакомство (короткометражный) (1966) главная роль: Санька
Баллада о Чердачнике (короткометражный) (1966)
Звёзды и солдаты | Red and the white, The | Csillagosok, katonák (Венгрия, СССР) (1967) роль: Савва, белоказак
Фитиль (короткометражный) (1967) фильм «Операция "Неман"» (61-й)
Улыбнись соседу (1968) роль: артист-недотёпа
Трембита (1968) роль: Петро
Новые приключения неуловимых (1968) роль: Верехов, солдат конвоя
Золотые часы (1968) роль: милиционер Ткаченко
Гроза над Белой (1968) роль: раненый разведчик
Похищение (1969) главная роль: Паша Ветченко, пожарный, активист xудожественной самодеятельности
Тайна железной двери (1970) роль: Зайцев, гитарист и тунеядец, превратившийся в белого голубя
Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя (1970) роль: болтливый водитель
Светофор (короткометражный) (1970)
Звёзды не гаснут (1970, 1971) роль: Андреев, солдат
Джентльмены удачи (1971) главная роль: Фёдор Петрович Ермаков по кличке "Косой"
Держись за облака | Kapaszkodj a fellegekbe! (Венгрия, СССР) (1971) эпизод
12 стульев (1971) роль: одноглазый шахматист-любитель в Васюках
Терем-теремок (телеспектакль) (1971) роль: Кравцов
Золотые рога (1972) роль: Сундук, разбойник
Большая перемена (1972, 1973) роль: Петя Тимохин
Эта весёлая планета (1973) роль: Прохор, водитель с "Перпетум мобиле" (вокал - Дмитрий Иванов)
Новые приключения Дони и Микки (1973) главная роль: Хулиган, местный верзила-переросток, фильм «Битва за двор»
Иван Васильевич меняет профессию (1973) роль: дьяк Феофан
Звезда экрана (1974) роль: Гриша, член киногруппы
Большой аттракцион (1974) роль: Сеня, помощник Бубенцова
Бенефис Веры Васильевой (телеспектакль) (1974)
Бенефис Савелия Крамарова (телеспектакль) (1974)
Соло для слона с оркестром (1975) роль: Алексей Борисович Лопухов
Не может быть! (1975) роль: Серёга, друг жениха, ловелас и серцеед, новелла «Свадебное происшествие»
Бенефис Ларисы Голубкиной (телеспектакль) (1975)
Афоня (1975) роль: Егоза, друг детства Афони
Ау-у! (киноальманах) (1975) роль: Вася / герцог Луазье, новелла «Что наша жизнь?!, или Что наша жизнь?!»
Мама | Rock'n Roll Wolf | Ma-ma (Румыния, СССР, Франция) (1976) роль: Волчонок
12 стульев (1976) роль: Виктор Михайлович Полесов, слесарь-интеллигент
Эти невероятные музыканты (телеспектакль) (1977) роль: камео
Мимино (1977) роль: подсудимый с "хорошими глазами"
По улицам комод водили (1978) главная роль: старший преподаватель, новелла «Экзамен»
Новые приключения капитана Врунгеля (1978) главная роль: Свирепый Гарри
Живите в радости (1978) роль: "Бацилла", Федырин, он же жулик Леонтий Маркелович
Аз и Ферт (телеспектакль) (1981) роль: купец Август Карлович Фиш
Оступившийся парень | The Fall Guy (1981-1984) роль: таксист, серия "Olympic Quest"
Москва на Гудзоне | Moscow on the Hudson (США) (1983) роль: Борис, руководитель советской делегации, человек из КГБ
2010 | 2010: The Odyssey Continues (США) (1984) роль: Владимир Руденко, советский космонавт
Золотая рыбка (телеспектакль) (1985) роль: актёр, исполняющий роль герцога,
использована теленовелла "Ау-у!", 2-я серия
Вэлери | Valerie (США) (1986) роль: Николай, серия "From Russia with Fries"
Вооружён и опасен | Armed and Dangerous (США) (1986) роль: Олаф, работник охранной фирмы
Домашняя война | Home Front (США) (1987) главная роль: Иван Ильич Виндиков, дворецкий
Двойной агент | Double Agent (США) (1987) роль: Юрий
Красная жара | Red Heat (США) (1988) роль: Григорий Мусорский, советский посол
Танго и Кэш | Tango & Cash (США) (1989) роль: владелец автомобиля
Русский бизнес (1993) роль: дядя Вася, старый дрессировщик
Настя (1993) роль: Косой, вор-домушник, псевдоспонсор из Южной Кореи
Любовная история | Love Affair (США) (1994) роль: офицер связи
Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Савелий Крамаров», архивные кадры