Меньшикова Нина Евгеньевна – народная артистка РСФСР (1977), советская и российская киноактриса, родилась 8 августа 1928 года в Москве. Ее отец - Меньшиков Евгений Александрович (1898 г.р.), военный; мать - Меньшикова Татьяна Григорьевна (1903 г.р.).
В 1947 году Нина Меньшикова поступила во Всесоюзный институт кинематографии на актерский факультет. Учеба для нее складывалась поначалу не очень удачно. Руководитель курса Борис Бабочкин не видел в своей ученице ни броской красоты, ни стандартной миловидности; он оценил ее будущее как абсолютно бесперспективное и передоверил ее обучение ассистирующему педагогу. Все учебные работы Меньшиковой руководителя не устраивали, и он оценивал их не выше чем "удовлетворительно".
Так продолжалось почти два года, а потом она по собственной инициативе перешла на курс ниже, в мастерскую Сергея Апполинарьевича Герасимова, где началась ее совершенно новая жизнь в институте. Именно в мастерской С.А. Герасимова по-настоящему раскрылось своеобразие ее таланта, обнаружилось актерское обаяние, возрос профессионализм. В характеристике, с которой в 1953 году выпустили Нину Меньшикову из института, было сказано: "Одаренная молодая актриса, способная к решению самостоятельных актерских задач. Хорошо образована и любознательна, одарена чувством юмора и острой наблюдательностью. Сыграла большое количество самых разнообразных ролей, разного возраста и характерности. Все роли, исполненные ею в течение курса, всегда получали отличную оценку. Хорошо танцует, поет, решая творческие задачи, проявляет волевые качества". Все это отчетливо проявилось и в ее дипломных работах - в роли Долли из «Анны Карениной» и в роли Анны Монс из спектакля «Юность Петра».
В том же 1953 году Нина Меньшикова стала актрисой Театра-студии киноактера.
Экранной работы для дипломной защиты у Меньшиковой еще не было. Но когда товарищи по мастерской - студенты режиссерского факультета В. Ордынский и Я. Сегель приступили к постановке на киностудии имени Горького своего дипломного короткометражного фильма «Переполох» (по рассказу А.П. Чехова), они пригласили на главную роль Нину Меньшикову.
Эта первая же работа на экране показала, что молодая актриса не только умеет работать высокопрофессионально, но и действительно способна к решению самостоятельных творческих задач. Была еще одна роль в самом начале творческого пути Меньшиковой, во многом определившая ее дальнейшую судьбу. Это роль Ксении Рогозиной - жены профессионального революционера из фильма «Первые радости» ("Мосфильм", 1956). Эта работа показала, что актрисе доступны и роли высокого драматического, даже трагедийного накала.
Дальнейший путь Нины Меньшиковой в кино складывался из чередований ролей, требующих лирических красок (подруги-наперсницы, любящие старшие дочери и сестры, верные, терпеливые жены) и ролей драматического характера (брошенные жены, жертвы преступлений и неизлечимых болезней, обиженные матери). Иногда встречались роли, где обе линии - лирическая и драматическая - переплетались.
Одна из крупных ролей, сыгранных Меньшиковой, это учительница литературы Светлана Михайловна в фильме «Доживем до понедельника». Она сумела показать эту вроде бы сугубо отрицательную героиню сложно и тонко, раскрыть разные, порой противоречивые черты характера Светланы Михайловны. Роль получилась настолько удачной, что за неё актриса получила Государственную премию СССР.
Всего Нина Меньшикова сыграла более 60-ти ролей в кинофильмах и спектаклях, поставленных такими режиссерами, как Кулиджанов, Сегель, Донской, Бунеев, Федорова, Уразбаев, Сахаров, Ростоцкий, Чухрай, Лиознова, Войнов, Любимов, и др.
Народная мудрость гласит: «Мы ценим правила, но любим исключения». 45-летний супружеский союз режиссёра Станислава Ростоцкого и актрисы Нины Меньшиковой как раз и есть то счастливое исключение, которое не подтверждает общеизвестную истину о беспутности в личной жизни людей искусства.
Природа наградила Станислава Иосифовича и ростом, и статью, и невероятным мужским обаянием. Еще школьником он успел сняться в незавершенном фильме Сергея Эйзенштейна «Бежин луг» (1936 г.). Потом была война, на которой Ростоцкий потерял ногу и только немногие близкие друзья знали, что он всю жизнь ходил на протезе, надевать который мог только после новокаиновой блокады - такие были боли. Он окончил ВГИК в 1952 году: его учителями были С. Эйзенштейн и Г. Козинцев. Затем работал, вторым режиссером на студии им. М. Горького, но, конечно, хотелось делать собственные фильмы.
Впервые они с будущей супругой встретились во ВГИКе. Нина отдавала себе отчет, что Станислав необыкновенно красив, знаменит и обаятелен. В него были влюблены все студентки, в том числе и ее подруга - красавица Алла Ларионова. Конечно, у нее шансов не было практически никаких, но влюбилась Нина без памяти.
Однажды он с соавтором Владимиром Красильщиковым намеревался писать сценарий первой авторской картины. Они решили для этого поехать в деревню Киржач на границе Владимирской и Московской областей. Нина Меньшикова согласилась поехать с ними, чтобы готовить и вести хозяйство. Конечно, их роман начался в первый же день. Поездка в Киржач завершилась появлением в 1956 году фильма «Земля и люди» и рождением в январе 1957 года сына Андрея, названного в честь оператора Андрея Москвина. Кстати, врачи запрещали Нине Евгеньевне рожать из-за перенесённого ею туберкулёза. Но она рискнула и подарила советскому кинематографу талантливого актёра, каскадёра и режиссёра Андрея Ростоцкого («Эскадрон гусар летучих», «Перехват», «Бармен из «Золотого якоря»).
Потом была долгая совместная жизнь и любящая супруга полностью посвятила себя мужу и дому. Станислав Ростоцкий стал прижизненным классиком отечественного кино, лауреатом всех мыслимых кинопризов и премий. Дважды его работы номинировались на премию американской киноакадемии «Оскар» («А зори здесь тихие», «Белый Бим Чёрное ухо»), трижды признавались лучшими фильмами года («А зори здесь тихие», «Доживём до понедельника», «Белый Бим Чёрное ухо»).
Увы, но последние десять лет жизни ему не оказалось места в российском кино. Он уехал из Москвы и поселился близ Выборга. Умер режиссёр по дороге на девятый кинофестиваль «Окно в Европу», куда был приглашён в качестве почётного гостя, прямо в машине 10 августа 2001 года в результате обширного инфаркта. Но судьба нанесла Нине Меньшиковой ещё один тяжелейший удар - 5 мая 2002 года в Сочи при подготовке к съёмкам трагически погиб их со Станиславом Иосифовичем сын Андрей Ростоцкий.
Сына Нина Евгеньевна пережила на 5 лет. Она ушла из жизни 26 декабря 2007 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с мужем Станиславом Ростоцким и сыном Андреем Ростоцким.
Биогафия подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка РСФСР (1977).
Лауреат Государственной премии СССР (1970, за исполнение роли Светланы Михайловны в фильме «Доживем до понедельника»).
Награждена медалями: "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "Ветеран труда", "Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне".
Дипломные работы в театре:
«Анна Каренина» - Долли
«Юность Петра» - Анна Монс
Фильмография:
Переполох (короткометражный) (1954) роль: гувернантка Машенька
Первые радости (1956) роль: Ксения Афанасьевна Рогозина
Память сердца (1958) роль: Екатерина Ивановна, учительница
Человек с планеты Земля (1958) роль: Люба Циолковская
Хождение по мукам (1959) роль: Чесночиха, фильм «Хмурое утро» (3-й)
Баллада о солдате (1959) роль: телеграфистка на вокзале
Аннушка (1959) роль: колхозница в чёрном платке
Первый день мира (1959) роль: фрау Мария Фишер
Чудотворная (1960) главная роль: Варвара, мать Родьки
Серёжа (1960) эпизод
Первое свидание (1960) роль: Тоня Смурова, жена Павла, буфетчица
Битва в пути (1961) роль: Нина
Девчата (1961) роль: Вера Тимофеевна Круглова, "Мама Вера"
Молодо-зелено (1962) эпизод
Большие и маленькие (1963) главная роль: Вера Игнатьевна Коробова, библиотекарь
Человек, который сомневается (1963) роль: мать Тани
Где ты теперь, Максим? (1964) роль: мать Максима
Чистые пруды (1965) роль: мама Сергея
Сердце матери (1965) роль: Анна Ульянова
Серая болезнь (1966) роль: Женя
Верность матери (1966) роль: Анна Ульянова
Доживем до понедельника (1968) роль: Светлана Михайловна, учительница литературы
Хуторок в степи (1970) роль: Татьяна Ивановна
Человек на своём месте (1972) роль: Анна Петровна Звягина, передовая доярка
Возвращение скрипки (1972) роль: Надежда Ивановна
Возврата нет (1973) роль: Антонина Ивановна Короткова, инструктор райкома партии
Ваши права? (1974) роль: Светлана Глебовна, инспектор детской комнаты милиции
В ожидании чуда (1975) роль: экскурсовод
Сто дней после детства (1975) роль: Ксения Львовна
Шторм на суше (1975) роль: Марфа Корнеевна, мама Мити
Солдат и мать (короткометражный) (1976) роль: мать
Фронт за линией фронта (1977) роль: жена предателя Герасима Павлушкина
"Посейдон" спешит на помощь (1977) главная роль: Надежда Васильевна Чигринова, жена капитана Чигринова
Школьный вальс (1977) роль: Соловьёва, мать Дины
Иванцов, Петров, Сидоров (1978) роль: Лариса Павловна, жена Сидорова
Крутое поле (1979) роль: Серафима
Моя Анфиса (1979) роль: мать Николая
Шестой (1981) роль: Ольга Васильевна, мать Александра
Путешествие в Кавказские горы (1981) роль: Клавдия Михайловна
В небе "Ночные ведьмы" (1981) роль: Марья Ивановна, комиссар
Открытое сердце (1982) роль: Наталья Павловна, старшая медсестра
Серафим Полубес и другие жители Земли (1983) роль: Марфа
Господин гимназист (1985) роль: Елена Ивановна Ступина, мать
Конец операции "Резидент" (1986) роль: Вера Сергеевна Нестерова
Визит к Минотавру (1987) роль: Анна Александровна Яблонская, педагог по вокалу в Гнесинском училище, бывшая жена Иконникова
Николай Подвойский (1987) роль: Мария Ульянова
Ссуда на брак (1987) роль: Варвара Петровна, руководитель
И вся любовь (1989)
Шапка (1990) роль: Лариса Евгеньевна, жена Каретникова
Под маской Беркута (1991) эпизод
Призраки зелёной комнаты (1991) роль: мадам Леблан
Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант (2003) роль: Капитолина Макаровна, серия «Сволочь ненаглядная» (3-й)
Опера. Хроники убойного отдела (2004) роль: Полина Витальевна, фильм «Стрелка» (12-й)
Нина Меньшикова. Сердце матери (документальный) (2005)
Человек безвозвратный (2006) роль: Елизавета Петровна
Память о счастье (документальный) (2008) архивные кадры
Больше, чем любовь (документальный) (2010) фильм «Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова», архивные кадры
Озвучивание:
300 спартанцев | 300 Spartans, The (США) (1961)
Мужчина и женщина | Un homme et une femme (Франция) (1966) роль: Анна Готье (роль Анук Эме)
Крылья песни (1966) роль: Сабира (роль Т. Тасыбековой)
Он убивать не хотел (1966) роль: Эка (роль Мананы Абазадзе)
Возвращение улыбки (киноальманах) (1967) роль Софико Чиаурели
Десница великого мастера (1969, 1970) роль: царица Мариами (роль Софико Магалашвили)
О любви (1970) роль: Галина (роль В. Фёдоровой)
Маленькая исповедь (1971) роль: Элеонора Гульбинене (роль Руты Сталилюнайте)
Невестка (1971) роль: Бибитач (роль Айнабат Аманлиевой)
Подозреваются все | A gyilkos a házban van (Венгрия) (1971)
Оцеола | Osceola (ГДР, Югославия, Болгария, Куба) (1971) роль: Глэдис Рейнс (роль Карин Уговски)
Воскресный музыкант (1972) читает текст
Расследование поручено мне | Hekus lettem (Венгрия) (1972)
Белый клык | Zanna Bianca (Италия, Франция) (1973)
Знакомство по брачному объявлению | Run After Me Until I Catch You | Cours après moi que je t'attrape (Франция) (1976) роль: Жаклин Брашер
Грибной человек | Mushroom Man, The | Hombre de los hongos, El (Испания, Мексика) (1976) роль: Эльвира (роль Иселы Вега)
Несколько интервью по личным вопросам (1978) роль: мать Софико (роль Кетеван Орахелашвили)
Следствие с риском для жизни | Warning, The | Avvertimento, L' (Италия) (1980) роль: Сильвия Лангана (роль Лауры Троттер)
Легенда Серебряного озера (1984) роль: Фатьма-Ханум
И на камнях растут деревья | Trees Grow on the Stones Too | Dragens fange (СССР, Норвегия) (1985) читает текст