Пельтцер Татьяна Ивановна – народная артистка СССР (1972), советская актриса театра и кино, родилась 24 мая (6 июня) 1904 года в Москве в семье замечательного русского актера и режиссера, заслуженного артиста Республики Ивана Романовича Пельтцер. Немец по национальности, он сумел проникнуться настоящим русским духом, стать настоящим русским актером и передать все это своей дочери. Еще до революции Иван Романович поставил несколько фильмов. После революции он играл в различных театрах, снимался в кино («Белеет парус одинокий», «Медведь», «Большая жизнь»), занимался антрепренерской и педагогической деятельностью. У него даже была своя маленькая театральная школа. Отец и стал для Татьяны первым и единственным учителем.
Свои первые роли на сцене Татьяна Пельтцер сыграла в спектаклях отца. В девять лет она появилась в роли Авдия в спектакле «Камо грядеше» (сезон 1913 года) в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославле. А за работу в следующей постановке, «Дворянское гнездо», она впервые получила гонорар. В 1914 году в частной антрепризе города Екатеринославля в спектакле «Анна Каренина» Татьяна играла Серёжу Каренина. После революции с 1920 года Пельтцер работала сначала в Передвижном театре Политуправления, а затем на провинциальных подмостках Нахичевани, Ейска и других городов.
В конце 20-х Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. В 1927 году она вышла за него замуж, а в 1930 году супруги переехали в Германию. Там Татьяна по ходатайству мужа вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. В то время в Берлине работал известнейший режиссер Эрвин Пискатор. В 1930 году в рабочем районе Берлина в помещении "Вальнертеатра" он открыл свой третий театр. Узнав, что фрау Тейблер в прошлом профессиональная актриса, он предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе советского драматурга Глебова.
Но при всём благополучии заграничной жизни, при всей любви к мужу и даже, несмотря на собственные немецкие корни, Татьяна Пельтцер не смогла долго оставаться вне Родины. Прожив с Гансом в общей сложности четыре года, она уговорила его расстаться. Со своим бывшим мужем они оставались друзьями всю жизнь. Замуж Татьяна Ивановна так больше и не вышла. Долгие годы ее семьей был отец Иван Романович. Последние годы, после того как его выгнала молодая жена, он прожил у дочери, а в 1959 году умер.
В 1931 году Татьяна вернулась в Советский Союз и вновь взяла фамилию отца - Пельтцер. Она устроилась работать в театр МГСПС (ныне - театр им. Моссовета). Но ее путь в искусство оказался нелегким. Актрису, не имеющую профессионального театрального образования, зачислили во вспомогательный состав. Проработала она там недолго, и в 1934 году ее уволили "за профнепригодность". Она вновь стала машинисткой, устроившись на машиностроительный завод АМО (позже завод им. Лихачева). В 1936 году Татьяна Ивановна ушла с завода и уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова.
В 1937 году она снова вернулась в Москву, проработала год (1937-1938) в Колхозном театре и далее два года все в том же театре МГСПС (1938-1940). Затем актриса узнала об открытии Театра Миниатюр: в 1940 году она пришла в этот театр и работала там семь лет. На сцене Театра Миниатюр Татьяна Пельтцер выходила в замечательной компании Рины Зелёной, Марии Мироновой и Александра Менакера. Но и здесь Татьяне Ивановне приходилось нелегко, её затмевали звёзды Мироновой и Зелёной, и переиграть их было не так-то просто. Тем не менее, у актрисы появились первые поклонники, ей начали писать письма, режиссёры стали приглашать на эпизоды в кино.
В кино, как и в театре, у актрисы тоже было не все гладко. Она дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба» (1943), затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первую свою большую роль, Плаксину в военной мелодраме «Простые люди» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Но этот фильм пролежал долгих 11 лет "на полке" и вышел на экраны лишь в 1956 году. А актриса тем временем вновь играла проходные эпизоды.
В 1947 году Татьяна Ивановна Пельтцер перешла в Московский театр Сатиры, который стал на долгие годы ее домом и главным театром ее жизни. Она не затерялась в шикарной труппе, сплошь состоящей из блистательных мастеров сатирического цеха. Играя много и увлеченно, Татьяна Ивановна, наконец, получила роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле Б. Равенских «Свадьба с приданым». В 1953 году спектакль сняли на пленку и выпустили на экраны кинотеатров страны. К ней пришла первая всенародная известность в сорок девять лет. А сколько слез и разочарований было до этого!
После вышедшего на экраны фильма-спектакля «Свадьба с приданым» к Пельтцер пришла всесоюзная любовь и бешеная популярность. Еще больший успех принесли ей роли в комедиях «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин» в 1955 году. После выхода на экраны этих фильмов Пельтцер тут же окрестили "матерью русского солдата" и присвоили звание заслуженной артистки. В продолжении - картине «Иван Бровкин на целине» (1958) - роль Евдокии писалась специально под нее.
Татьяна Ивановна была не просто одаренной и мудрой актрисой, но еще сумела выразить какую-то неистовую российскую отвагу, замешанную на доброте и душевном сострадании. Ей удалось воплотить народную мечту о несокрушимой старости, где мудрость дерзко соседствует с юной и озорной жизнестойкостью. Себя она называла "счастливой старухой". В этом была правда: в семьдесят пять, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Снималась актриса много, говорила, что иначе ее забудут и она "умрет с голоду". И так всю жизнь: бегом, бегом, бегом. Даже в преклонном возрасте Пельтцер продолжала играть в театре, ездить на гастроли и сниматься в кино.
В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. Однако по-настоящему достойных ролей и прославленных фамилий режиссеров в значительном списке ее киноработ практически не встретишь. То ли не знали, как ее использовать, то ли просто боялись. Да, работать с ней было непросто. Перед тем как выйти на съемочную площадку, она любила довести отношения с режиссером до температуры кипения. Это было необходимо ей как допинг. В партнеров своих она влюблялась, однако характер имела вздорный: могла и похвалить, и "задать трепку", наговорить всяких резких замечаний.
В душе многие коллеги не испытывали симпатии к Татьяне Ивановне Пельтцер и не любили за прямолинейность, за правду-матку, которую она резала в глаза. Замечательный актер Борис Новиков, которого однажды обсуждали на собрании труппы за пристрастие к спиртному, после нелестного выступления актрисы, обидевшись, сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!» И потом долго испытывал неловкость за эти слова.
В середине 60-ых Плучек пригласил в театр молодого, никому неизвестного режиссера Марка Захарова. Спектакль «Доходное место» у него получился гениальный, и Пельтцер с удовольствием работала с ним. Период конца 60-ых - начала 70-ых стал для актрисы победным временем. В театре она играла множество больших ролей. Зрителям казалось, что такой, какой она была на сцене, она оставалась и в жизни - своей, близкой, понятной, что всё давалось ей легко и просто. Творческая же индивидуальность актрисы была сложной и противоречивой. В 1972 году она стала народной артисткой СССР - первой за 48 лет существования театра Сатиры.
В 73 года она как будто начала новую жизнь. Захаров поставил в театре сатиры пять спектаклей - и все с Пельтцер в главной роли. С его уходом в Ленком актрисе стало чего-то недоставать. Между ней и Плучеком начались размолвки. В 1977 году Татьяна Ивановна со скандалом покинула Театр Сатиры. Все произошло спонтанно на последней перед премьерой репетиция «Горя от ума».
Татьяна Ивановна отправилась в Театр имени Ленинского Комсомола к Марку Захарову. Переход в Ленком в 73 года для многих стал неожиданностью, многие считали это безрассудным поступком. После тридцати лет работы в популярнейшем столичном театре, где рядом с другими любимцами публики она оставалась лидером, вдруг поменять всё на свете и начать жизнь сначала - для этого нужен особый характер - азартный, рискованный: такой, какой был у Татьяны Ивановны.
В театре имени Ленинского комсомола Пельтцер сыграла немного. Бенефисной стала роль старухи Фёдоровны в пьесе Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом». Другие роли были менее интересны. Было очень странным и нелепым видеть актрису в образах Клары Цеткин («Синие кони») и Надежды Крупской («Диктатура совести»). Татьяна Ивановна постоянно забывала или путала чуждые ей тексты, переживала, плакалась подругам. Зато в небольших ролях и эпизодах, она вновь была блистательна.
И в 85 лет Пельтцер делала все вопреки рекомендациям врачей: курила, пила крепчайший кофе, все время бегала. У нее был очень крепкий сон. Одна из ее подруг вспоминает, что однажды в открытое окно гостиничного номера влетел голубь и уселся на голову спящей Татьяны Пельтцер, а она даже не проснулась.
В последние годы жизни актриса стала терять память. Огромный скандал тогда вызвала маленькая заметка в прессе о том, что Пельтцер попала в простую районную психиатрическую больницу. Душевнобольные враждебно приняли актрису и жестоко ее избили. Узнав об этом, в Ленкоме приложили усилия, и ее перевели в хорошую клинику.
После больницы Татьяна Ивановна снова вернулась в театр, но это уже был совершенно другой человек. Она с трудом передвигалась, уже не могла запоминать текст, постоянно путала реплики. Но вся труппа, горячо любящая актрису, хотела, чтобы она играла. Тогда специально для нее Марком Захаровым был поставлен спектакль «Поминальная молитва». Для нее Григорий Горин написал роль старой еврейки Берты. Александр Абдулов, игравший ее сына, выводил актрису на сцену - выводил так бережно, словно она была хрупкой драгоценностью. Эта роль была практически без слов, но зрителям не важно было, что она говорит. Каждое появление ее на сцене сопровождалось безумной радостью и ликованием. Все понимали, что прощаются с великой актрисой.
В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Ивановна вновь попала в больницу. Там, предоставленная самой себе, неуёмная и непоседливая, она упала и сломала шейку бедра. Для 88-летнего человека исход был один. 16 июля 1992 года Татьяна Ивановна Пельтцер ушла из жизни.
Актриса похоронена на Введенском (Немецком) кладбище рядом с отцом.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Театральные работы:
Антреприза Н.Н. Синельникова в Екатеринославле (1913-1920):
«Камо грядеше» (сезон 1913 года)
«Дворянское гнездо»
Серёжа Каренин - «Анна Каренина»
Передвижной театр Политуправления (1920)
Театр Нахичевани (1920-1921)
Театр Ейска
Театр Военно-Морского флота (1921-1922)
Театр Комедии (бывший Театр Корша в Москве) (1922-1923)
"Вальнертеатр" (Германия) (1930):
«Инга» по пьесе советского драматурга Глебова
Театр МГСПС (Театр им. Моссовета) (1923, 1931-1934, 1938-1940):
Параша и беременная женщина - «Шторм» (реж. Любимов-Ланской)
Ярославский драмтеатр (1936-1937)
Колхозный театр (1937-1938)
Театра Миниатюр (1940-1947)
Театр студия киноактёра (1946-1947):
«За тех, кто в море» Б.А. Лавренёва (реж. Н.С. Плотников)
Московский театр Сатиры (1947-1977):
Клавдия Павловна, жена Матвеева - «Человек с того света» В.А. Дыховичного, М.Р. Слободского (1947)
Дежурная по 13-му этажу - «Вас вызывает Таймыр» А.А. Галича и К.Ф. Исаева (1948)
Миссис Джекобс - «Остров мира» Е.П. Петрова (1948)
Маслова - «Кто виноват?» Г. Мдивани (1949)
Лукерья Васильевна Похлёбкина - «Свадьба с приданым» Н.М. Дьяконова (1950)
Анна Мироновна, мама - «Не ваше дело» В.С. Полякова (1950)
Цю, вдова министра - «Пролитая чаша» Ван Ши-фу (1952)
Татьяна Игнатьевна Филимонова - «Личная жизнь» К.Я. Финна (1952)
Каурова - «Страницы минувшего» («Завтрак у предводителя») И.С. Тургенева (1953)
Караулова - «Чужой ребёнок» В.В. Шкваркина (1955)
Анна - «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета (1957)
Манефа - «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского (1958)
Таисия Мироновна Лобашкова, мать семейства - «200 000 на мелкие расходы» В.А. Дыховичного, М.Р. Слободского (1960)
Евдокия - «Слепое счастье» А.Ю. Кузнецова и Г.Г. Штайна (1960)
Анна Александровна, жена профессора Андриевского - «Будем знакомы» Т.Г. Сытиной (1961)
Дудукалка - «Яблоко раздора» М. Бирюкова (1961)
Няня Гинесс - «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (1962)
Мария Ипполитовна, бабушка Андрея - «Ложь для узкого круга» А.Д. Салынского (1964)
Прасковья - «Старая дева» И.В. Штока (1966)
Кукушкина - «Доходное место» А.Н. Островского (1967)
Мадам Ксидиас - «Интервенция» Л.И. Славина (1967)
Фрекен Бок - «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен (1968)
Марселина - «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1969)
Леони Пимоз - «Мой дом - моя крепость» Джеймса Купера (1969)
Мать Скитальца морей - «У времени в плену» А. Штейна (1970)
Тётя Тони - «Проснись и пой!» М. Дьярфаша (1970)
Софья - «Темп 1929» Н.Ф. Погодина (1971)
Мамаша Кураж - «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта (1972)
«Маленькие комедии большого дома» А.М. Арканова, Г.И. Горина (1973)
Миссис Джекобс - «Остров мира»
Театр Ленком (1977-1992):
Старуха Стивен - «Тиль» Г. Горина по роману Ш. де Костера (1974)
Авдотья Назаровна, старуха с неопределенною профессией - «Иванов» А.П. Чехова (1975)
Тётя Надя Бурыгина, бывшая ткачиха - «Мои Надежды» М.Ф. Шатрова (1977)
Тётушка Арвира, школьная уборщица - «Хория» («Именем Земли и Солнца») И. Друцэ (1977)
Клара Цеткин - «Революционный этюд» М.Ф. Шатрова (1978)
Фёдоровна - «Три девушки в голубом» Л.С. Петрушевской (1985)
Тётя Варя - «Встречи на Сретенке» В.Л. Кондратьева (1985)
Н.К. Крупская - «Диктатура совести» М.Ф. Шатрова (1986)
Царь-Рыба - «Царь-Рыба» В.П. Астафьева (1987)
Манефа - «Мудрец» по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1989)
Берта - «Поминальная молитва» Г.И. Горина (1989)
Клара Цеткин - «Синие кони»
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1954).
Народная артистка РСФСР (1960).
Народная артистка СССР (1972).
Лауреат Государственной премии СССР (1951, за театральную работу).
Орден Трудового Красного Знамени (1967).
Орден Октябрьской Революции (1974).
Орден Ленина (1984).
Медали СССР.
Фильмография:
Она защищает Родину (1943) роль: колхозница
Свадьба (1944) роль: жена доктора
Простые люди (1945) роль: Плаксина
Драгоценные зерна (1948) роль: сотрудник областной редакции
Счастливый рейс (1949) роль: Фенина бабушка
Свадьба с приданым (телеспектакль) (1953) роль: Лукерья Похлёбкина, колхозный "лодырь и тунеядец"
Сеанс гипноза (короткометражный) (1953) роль: работница птицесовхоза
Аттестат зрелости (1954) роль: дворник в сквере у райкома ВЛКСМ
Большая семья (1954) роль: тётя Лиза
Укротительница тигров (1954) роль: Эмми Степановна Сальтерино, мама Лены Воронцовой
Любимая песня (1955) роль: тётя Наташа, Наталья Алексеевна
Максим Перепелица (1955) роль: бабка, рассказывающая про гарбузы
Солдат Иван Бровкин (1955) главная роль: Евдокия Макаровна Бровкина, мать Ивана Бровкина
Два капитана (1955) роль: Нина Капитоновна
Медовый месяц (1956) роль: Вера Аркадьевна, медсестра в медпункте
Не на своём месте (1957) роль: жена Вранбуци
Иван Бровкин на целине (1958) главная роль: Евдокия Макаровна Бровкина, мать Ивана
В этот праздничный вечер (1959) роль: Матильда Прохоровна Щипухина
Косолапый друг (1959) роль: ветеринарный врач
Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва (1959) роль: Дарья Семёновна, уборщица
Повесть о молодожёнах (1959) роль: Варвара Васильевна, тётя Володи, акушерка
Конец старой Берёзовки (1960) роль: Галина Павловна, учительница
Первое свидание (1960) роль: Маргарита Михайловна
Своя голова на плечах (1960) роль: Пелагея Степановна, мать Толяши
Чёртова дюжина (1961) роль: Надежда Ивановна
Яблоко раздора (1962) роль: Ульяна Дмитриевна Дудукалка, доярка
Конец света (1962) главная роль: Матрёна, вдовая колхозница
Ход конём (1962) роль: Степанида Копейкина, бабушка Алёши Лёвшина
Трудные дети (1963) роль: бабушка Севы
Всё для вас (1964) главная роль: тётя Саша, консультант
Морозко (1964) роль: мать жениха
Ноль три (1964) роль: Карринг, доктор
Приключения Толи Клюквина (1964) роль: Дарья Семёновна
Путешественник с багажом (1965) роль: преподавательница немецкого языка, пассажирка автобуса
Фитиль (короткометражный) (1966-1974) роль: пассажирка, фильмы «Что же вы поете, дьяволы?» (50-й), «В течение дня» (141-й), «Нельзя и можно» (150-й)
Большие хлопоты из-за маленького мальчика (1967) роль: бабушка Артура
Журавушка (1968) роль: бабка Настасья
Деревенский детектив (1968) роль: Глафира Анискина
Как велит сердце (1968) роль: Лидия Фёдоровна
Судьба играет человеком (телеспектакль) (1968) роль: Марья Семёновна
Кабачок "13 стульев" (телеспектакль) (1968-1981) главная роль: пани Ирена
Две комедии Бранислава Нушича (телеспектакль) (1969)
Приключения жёлтого чемоданчика (1970) главная роль: Анна Петровна Верёвкина, бабушка Томы
Малыш и Карлсон, который живёт на крыше (телеспектакль) (1971) роль: Фрекен Бок
Молодые (1971) роль: Нюша, няня
Офицер флота (телеспектакль) (1971) роль: Юлия Антоновна
Двенадцать месяцев (1972) роль: Гофмейстерина
Чудак из пятого "Б" (1972) роль: бабушка Нины
Исполняющий обязанности (1973) роль: Вера Борисовна
Анискин и Фантомас (1973) роль: Глафира, жена Анискина
Безумный день, или Женитьба Фигаро (телеспектакль) (1973) роль: Марселина
Одиножды один (1974) роль: Матвеиха, мать Анатолия
Большой аттракцион (1974) роль: Ольховикова, педагог
Царевич Проша (1974) роль: Берта
Есть у меня друг (короткометражный) (1974) главная роль: бабушка
Проснись и пой (телеспектакль) (1974) роль: тётя Тони
Маленькие комедии большого дома (телеспектакль) (1974) роль: Мария Ивановна Иванова
Единственная (1975) роль: Анна Вильгельмовна, врач-невропатолог
Это мы не проходили (1975) роль: Надежда Александровна, руководитель практики, преподаватель педагогического института
В стране ловушек (анимационный) (1975) роль: бабушка Олега
Дом, где разбиваются сердца (телеспектакль) (1975) роль: няня Гинесс
Ты - мне, я - тебе (1976) роль: тётя Люба, Любовь Тимофеевна
12 стульев (1976) роль: Клавдия Ивановна, тёща Воробьянинова
Колыбельная для мужчин (1976) роль: тётя Таня, врач
Личное счастье (1977) роль: Агриппина Савельевна Тикоцкая, одинокая женщина у которой сняли комнату Илья и Ирина
Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1977) роль: баба Варвара
И снова Анискин (1977) роль: Глафира, жена Анискина
Между небом и землёй (телеспектакль) (1977) роль: мать Климова
Здравствуй, река! (1978) роль: бабушка Степки
Василий Шукшин. По страницам прозы (документальный) (1978) роль: Марья (инсценировка рассказа)
Примите телеграмму в долг (1979) роль: Пивашиха
Трое в лодке, не считая собаки (1979) роль: миссис Попинс, квартирная хозяйка, 1-я и 2-я серии
Молодая хозяйка Нискавуори (телеспектакль) (1979) роль: старая хозяйка
Вам и не снилось (1980) роль: бабушка Ромы, мать Веры Васильевны
Дульсинея Тобосская (1980) роль: сеньора Тереса
Ночное происшествие (1980) роль: Александра Алексеевна, соседка Воронова
У матросов нет вопросов (1980) роль: Клавдия Михайловна, заведующая комнатой матери и ребёнка
Руки вверх! (1981) роль: Наталья Николаевна, бабушка
Отставной козы барабанщик (1981) роль: бабка Агапа
Именем земли и солнца (телеспектакль) (1981) роль: Арвира
Ослиная шкура (1982) роль: Гравидана, Злая Волшебница
Не было печали (1982) роль: Юлия Дмитриевна, мать Потапова
Там, на неведомых дорожках... (1982) роль: Баба - Яга, Варвара Егоровна
Карантин (1983) главная роль: Дуся, прабабушка, учительница
Племянник (1983)
Метелица (телеспектакль) (1983) главная роль: Марина Максимовна, Марьяша, бабушка Алёны
И вот пришел Бумбо... (1984) роль: бонна, немка-учительница
Рыжий, честный, влюблённый (1984) роль: сова Илона
Формула любви (1984) роль: Федосья Ивановна, тётушка Алексея
Личное дело судьи Ивановой (1985) роль: Анна Николаевна, соседка бабушки
После дождичка в четверг (1985) роль: сторожиха
Сеанс гипнотизера (телеспектакль) (1985) роль: Екатерина Николаевна Кушакова, работница консервного завода
Как стать счастливым (1985) роль: бабушка Лиды
Кто войдёт в последний вагон (1986) роль: Антонина Николаевна, клоунесса
Малявкин и компания (1986) роль: Анна Петровна, учительница биологии
Раз, два горе - не беда! (1988) роль: бабушка
Диктатура совести (телеспектакль) (1988) роль: Надежда Константиновна Крупская
Три девушки в голубом (телеспектакль) (1988) роль: Фёдоровна
Князь Удача Андреевич (1989) роль: соседка Северьяна
Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Татьяна Пельтцер», архивные кадры
Драма Татьяны Пельтцер (документальный) (2009) архивные кадры
Татьяна Пельтцер. Осторожно, бабушка! (документальный) (2009) архивные кадры
Озвучивание:
Весенняя сказка (анимационный) (1949)
Граф Монте-Кристо | Count of Monte Cristo, The | Comte de Monte-Cristo, Le / Il Tesoro di Monte Cristo (Италия, Франция) (1953)
Наш двор (1956) роль: сплетница Васаси (роль С. Такаишвили)
Пока не поздно (1957) роль В. Летувайтите
Капитанская дочка (1958) роль: племянница истопника (роль Елены Савицкой)
Ключ (анимационный) (1961) персонаж: Фея Тюльпина
Три толстяка (анимационный) (1963) персонаж: тётушка Ганимед
Без этого нельзя (анимационный) (1971)
Необычный друг (анимационный) (1975) персонаж: робатница зоопарка
Лоскуток (анимационный) (1976)
Чудеса среди бела дня (анимационный) (1978) персонаж: Волшебница
Ёжик плюс черепаха (анимационный) (1981) персонаж: Ягуариха
Следствие ведут Колобки (анимационный) (1983) персонаж: Петрова, бабушка Миши, 1-ый выпуск
Жил у бабушки козёл (анимационный) (1983) персонаж: бабушка Варварушка
Встречайте бабушку (анимационный) (1984)
Домовёнок Кузя (анимационный) (1984-1987) персонаж: Баба-Яга, фильмы «Возвращение домовёнка» (1-я), «Сказка для Наташи» (3-я), «Приключения домовёнка» (4-я)
В стране ловушек (анимационный) (1975) персонаж: бабушка Олега
Голубая стрела (анимационный) (1985) персонаж: Фея
Весёлая карусель (анимационный) (1985) фильм «Чудо-дерево» (16-й)
Карпуша (анимационный) (1988) персонаж: Бабка