Борисова Юлия Константиновна – народная артистка СССР (1969), советская и российская актриса театра и кино, родилась 17 марта 1925 года в Москве в семье служащих Борисова Константина Ивановича и Борисовой Серафимы Степановны.
После окончания Училища имени Б. Щукина в 1949 году Юлия Борисова была принята в Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, работать в котором начала ещё во время учёбы в 1947 году. Юлия Константиновна осталась верна этому театру на всю жизнь: она выступает на его сцене уже более 60 лет.
Первые шаги на сцене актриса сделала в амплуа лирических героинь: Магда («Заговор обреченных» Н. Вирты), Геро («Много шума из ничего» У. Шекспира), Галя («Макар Дубрава» А. Корнейчука), Эпонина («Отверженные» В. Гюго), Джулия («Два веронца» В. Шекспира). Все эти героини Юлии Борисовой обладали прекрасной внешностью, обаянием молодости, трогательностью и обещанием будущих возможностей.
Подлинное открытие большой актрисы с ее уникальной индивидуальностью произошло в роли Анисьи в спектакле «На золотом дне» Д. Мамина-Сибиряка. Борисова создала глубокую трагедию богато одаренной души, поруганной и изувеченной укладом жизни купечества Сибири, создала с удивительной психологической тонкостью, мощным темпераментом и яркой театральной выразительностью.
С тех пор практически ни одна работа Юлии Борисовой не оставалась незамеченной. Ее талант многогранен, но более всего актрисе интересны образы, которым свойственны сердечный порыв, смятение чувств и кипение страстей.
Даже ее хрупкие юные героини, имея разные характеры, поразительно стойко, страстно противостоят ударам судьбы. Борисова - всегда адвокат своих героинь, ее интересовало становление женской человеческой личности. Это и Наташа («Город на заре» А. Арбузова), и Люся («Две сестры» Ф. Кнорре), и Банат («Неписаный закон» Н. Пистоленко), и Аня («Коронация» Л. Зорина), и, наконец, Валя («Иркутская история» А. Арбузова). Все они на пороге жизни, все они имеют мечты и стремления, переживают такие же драмы и радости, как и их современница актриса Борисова, но особо выделяется образ Вали, в котором актриса тонко и точно сыграла взросление души, осмысление своего места в жизни и чуда, произошедшего от любви.
Особую страницу в актерской биографии Ю.К. Борисовой занимала работа над ролью Настасьи Филипповны («Идиот» Ф. Достоевского, 1958). Актрисе довелось сыграть ее и в кино, и на сцене. Многие специалисты полагают, что более глубоко и ёмко это было в театре, где последовательнее прослежена судьба этой женщины, мятущейся между благородством и ожесточенностью, между любовью и ненавистью.
Точность социальной характеристики, чистота, целомудренная поэтичность, духовная сила отличали многие роли Борисовой. Женщины со сложной судьбой, несчастной любовью - у нее всегда натуры избранные, незаурядные. Умная, независимая Нефедова («Одна» А. Алешина), потерянная в жестоком мире Гитель («Двое на качелях» У. Гибсона), виртуозная притворщица, «царица блажи», жертвующая жизнью во имя любви, Клеопатра («Антоний и Клеопатра» У. Шекспира), романтическая, талантливая чарующе открытая, но растратившая свою жизнь Лика Мизинова («Насмешливое мое счастье» Л. Малюгина), неприкаянная, ищущая выхода своим жизненным силам Елена Андреевна («Леший» А. Чехова), яростная в своем отчаянии Мария («Мария Тюдор» В. Гюго) и, конечно, хрупкая и нежная, но удивительно мужественная и стойкая Гелена («Варшавская мелодия» Л. Зорина).
Юлии Борисовой пришлось играть и стойких революционерок - Мария («Конармия» И. Бабеля) и Виринея («Виринея» Л. Сейфуллиной), и деловых женщин - Анна Георгиевна («Из жизни деловой женщины» А. Гребнева).
Есть еще грань таланта актрисы - создание образов комедийных, почти эксцентрических: это веселая, озорная и гордая казачка Павлина («Стряпуха» и «Стряпуха замужем» А. Софронова), и взбалмошная и хитроумная Эпифания («Миллионерша» Б. Шоу), и капризная, своенравная Турандот («Принцесса Турандот» К. Гоцци), и беспомощная, доверчивая королева Анна («Стакан воды» Э. Скриба).
Все эти образы поражали смелостью откровенной театральности, блеском актерского мастерства.
Юлии Борисовой довелось сыграть и женщин своей профессии: Кручинину («Без вины виноватые» А. Островского), где она виртуозно воплощает трагическую судьбу женщины, актерское призвание и красоту человеческой души, и Патрик Кэмпбелл («Милый лжец» Д. Килти) - умную, ироничную, пронесшую через многие годы любовь к Б. Шоу.
Юлия Борисова - ярчайший представитель вахтанговской школы, ей были подвластны и максимальное душевное обнажение, и публичная исповедь, и яркая театральность, почти гротеск.
Помимо работы в театре Юлия Борисова снималась в кинокартинах: «Три встречи» (1948) в роли Оксаны, «Идиот» (1958) в роли Настасьи Филипповны, «Посол Советского Союза» (1970) в роли Кольцовой, а также в фильмах-спектаклях .
Юлия Константиновна очень мало снималась в кино, но уже одна роль вписывает её имя золотыми буквами в скрижали отечественного кинематографа - Настасья Филипповна. Долгие годы трудно было представить себе эту героиню в ином исполнении. Юлия Борисова играла её не только в кино, но и на сцене родного театра. В обоих случаях её партнёрами были величайшие актёры театра Вахтангова Юрий Яковлев и Николай Гриценко. А уже в наши дни, в новый век Юлия Константиновна благословила играть свою звёздную роль молодую актрису театра Вахтангова - Лидию Вележеву.
Будучи ведущей актрисой театра, Юлия Борисова многие годы была Депутатом Верховного Совета РСФСР (с 1963 года), членом Президиума Дома Актёра.
Юлию Борисову высоко ценил и любил как актрису выдающийся театральный режиссёр Рубен Симонов, поставившей специально для неё несколько спектаклей. Его сын, Евгений Симонов, также ставил для неё спектакли.
Замужем Юлия Борисова была один раз - за администратором Вахтанговского театра Исаем Исааковичем Спектором (1916-1974). Сын Александр - работник МИД. Внучки - Мария и Дарья.
17 марта 2005 года в Театре им. Вахтангова состоялся юбилейный творческий вечер актрисы. Юлия Борисова вышла на сцену в образе Кручининой в спектакле по пьесе Островского «Без вины виноватые» (постановка Петра Фоменко).
О ней всегда говорят с исключительной теплотой. Говорят все, кому случалось встречаться с нею. Её коллеги в один голос отмечают, как легко было играть с нею, как тонко чувствовала она партнёра, понимала его без слов и помогала ему.
Юлия Борисова всегда была ведущей актрисой театра, его женским лицом. Она и Настасья Филипповна, и пани из «Варшавской мелодии», и Клеопатра, и, конечно, принцесса Турандот! Юлия Борисова и Василий Лановой, как некогда Ц. Мансурова и Ю. Завадский, покорили публику и стали эталонными исполнителями ролей Турандот и Калафа.
17 марта 2015 года свой 90-летний юбилей отметила на сцене - в спектакле «Пристань» режиссёра Римаса Туминаса.
Юлия Борисова ушла из жизни 8 августа 2023 год в возрасте 98 лет в больнице в Москве.
Личная жизнь
Муж - Исай Исаакович Спектор (1916-1974), директор фронтового филиала, директор-распорядитель Театра Вахтангова, заслуженный работник культуры РСФСР (1967).
Сын - Александр Исаевич Борисов (1950-2022), выпускник МГИМО МИД СССР 1972 года, действительный государственный советник Российской Федерации, работал в МИД РФ, занимал должности руководителя департамента Министерства торговли Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (по состоянию на 15 января 2003 года). Был женат на Борисовой (Дружниковой) Наталии Владимировне (род. 1949; заместитель руководителя отдела компании), дочери народного артиста РСФСР Дружникова Владимира Васильевича (1922-1994).
Внучки - Мария (1977) и Дарья (1979).
Правнуки - Александр (2001), Никита (2004), Андрей (2008), Илья (2011).
Правнучка - Мария (2011).
Театральные работы:
Магда - «Заговор обречённых» Н.Е. Вирты (1949)
Геро - «Много шума из ничего» У. Шекспира (1949)
Галя - «Макар Дубрава» А.Е. Корнейчука (1949)
Эпонина - «Отверженные» В. Гюго (1950)
Джулия - «Два веронца» У. Шекспира (1952)
Анисья Молокова - «На золотом дне» Д.Н. Мамина-Сибиряка (1955)
Нефёдова - «Одна» С. Алёшина (1956)
Наташа - «Город на заре» А.Н. Арбузова (1957)
Люся - «Две сестры» Ф.Ф. Кнорре (1957)
Банат - «Неписанный закон» Л. Ирвинга (1958)
Настасья Филипповна - «Идиот» Ф.М. Достоевского (1958)
Валька-дешёвка - «Иркутская история» А.Н. Арбузова (1959)
Анна - «Двенадцатый час» А.Н. Арбузова (1960)
Павлина - «Стряпуха» А.В. Софронова (1959)
Павлина - «Стряпуха замужем» А.В. Софронова (1961)
Гитель - «Двое на качелях» У. Гибсона (1963)
Турандот - «Принцесса Турандот» К. Гоцци (1963)
Эпифания - «Миллионерша» Б. Шоу (1964)
Мавра Покитченко - «Правда и кривда» М.А. Стельмаха (1964)
Лика Мизинова - «Насмешливое моё счастье» Л.А. Малюгина (1965)
Мария - «Конармия» И.Э. Бабеля (1966)
Виринея - «Виринея» .Н. Сейфуллиной (1967)
Гелена - «Варшавская мелодия» Л.Г. Зорина (1967)
Аня - «Коронация» Л.Г. Зорина (1969)
Клеопатра - «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира (1971)
Анна Георгиевна - «Из жизни деловой женщины» А.Б. Гребнева (1974)
Елена Андреевна - «Леший» А.П. Чехова (1979)
Мария - «Мария Тюдор» В. Гюго (1985)
Королева Анна - «Стакан воды» Э. Скриба (1988)
Кручинина - «Без вины виноватые» А.Н. Островского (1993)
Патрик Кэмпбелл - «Милый лжец» Б. Шоу (1994)
Клара Цаханассьян - «Пристань» по мотивам произведений Б. Брехта, И.А. Бунина, Ф.М. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А.С. Пушкина, Э. де Филиппо («Визит дамы» Ф. Дюрренматта, 2011)
"Сон Татьяны" - «Евгений Онегин» (сцены из романа) по А.С. Пушкину (2013)
Мадам Катрин Готье - «Возьмите зонт, мадам Готье!» И. Пло (2015)
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1957).
Народная артистка РСФСР (1961).
Народная артистка СССР (1969).
Лауреат Государственной премии РСФСР (1966).
Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1994 года (29 мая 1995).
Герой Социалистического Труда (1985).
Два ордена Ленина (1971, 1985).
Орден Трудового Красного Знамени (1960).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени "За выдающиеся заслуги в области театрального искусства" (6 марта 1995).
Первый лауреат Высшей театральной премии Москвы "Хрустальная Турандот" (1991).
Лауреат премии "Кумир" в номинации "За высокое служение искусству" (2000).
Лауреат премии имени К.С. Станиславского (2006).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (14 марта 2010, за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность).
Театральная премия «МК» Сезон-2011/2012 (2012, за исполнение роли Клары Цаханассьян в спектакле «Пристань» - «Визит старой дамы»).
Золотая медаль имени Н.Д. Мордвинова "За выдающийся вклад в театральное искусство" Международного Славянского форума искусств "Золотой Витязь" (2015).
Российская национальная актёрская премия имени А. Миронова "Фигаро" в номинации "Легенда русского театра" (2016).
Орден "За заслуги перед Отечеством" II степени (28 октября 2019) - за выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
Медали.
Ордена и медали иностранных государств.
Фильмография:
Три встречи (1948) роль: Оксана
Много шума из ничего (телеспектакль) (1955) роль: Геро, дочь Леонато
Идиот (1958) главная роль: Настасья Филипповна
Город на заре (телеспектакль) (1959) роль: Наташа
Янтарное ожерелье (телеспектакль) (1960) главная роль: Ира
Поднятая целина (телеспектакль) (1960)
Интервью у весны (телеспектакль) (1962) роль: Павлина Казанец, сцена из спектакля «Стряпуха замужем»
Театральные встречи БДТ в Москве (телеспектакль) (1966) роль: ведущая
Посол Советского Союза (1969) главная роль: Елена Николаевна Кольцова, посол в Швеции
Варшавская мелодия (телеспектакль) (1969) главная роль: Гелена, варшавская девушка, студентка московской консерватории
Принцесса Турандот (телеспектакль) (1971) главная роль: Турандот
Иркутская история (телеспектакль) (1973) главная роль: Валя
Миллионерша (телеспектакль) (1974) главная роль: Эпифания
Насмешливое моё счастье (телеспектакль) (1975) роль: Лидия Стахиевна Мизинова
Конармия (телеспектакль) (1975) роль: Мария
Человек с ружьём (телеспектакль) (1977) роль: Катя, сестра Ивана Шадрина
Ситуация (телеспектакль) (1977) роль: Тамара
На золотом дне (телеспектакль) (1977) главная роль: Анисья
Антоний и Клеопатра (телеспектакль) (1980) главная роль: Клеопатра
Леший (телеспектакль) (1981)
Мартовские иды (телеспектакль) (1994) роль: Кифарида, актриса
Без вины виноватые (телеспектакль) (1994) главная роль: Елена Ивановна Кручинина, известная провинциальная актриса
Милый лжец (телеспектакль) (2001) главная роль: Патрик Кэмпбелл
Пристань (телеспектакль) (2011) роль: Клара Цаханассьян, мультимиллионерша, отрывок «Ф. Дюрренматт. "Визит дамы"» (4-й)
Евгений Онегин (телеспектакль) (2013) роль: "Сон Татьяны"
Использованы материалы www.kino-teatr.ru