Калягин Александр Александрович – народный артист РСФСР (1983), советский и российский актер театра и кино, режиссер, театральный деятель, родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж Кировской области во время войны в эвакуации. Его матери, Юлии Мироновне Зайдеман, тогда было уже сорок лет. Его отец, Александр Иванович Калягин, декан исторического факультета, умер от разрыва сердца вскоре после рождения сына, успев лишь дать ему «победоносное» имя.
Мама, преподаватель французского (она владела пятью языками), после смерти мужа поднимала свое единственное чадо одна. Неудивительно, что все пожелания, все капризы маленького Саши всегда выполнялись. Детство Саши прошло уже в Москве. Именно там проживала многочисленная родня по материнской линии: все интеллигенты, профессора, в основном женщины. Так он и рос среди «бабьего царства», опекаемый со всех сторон.
Но никакого насилия над собой Саша никогда не терпел. «Любое подавление - и с этим я до сих пор живу, - посягательство на мое святое. Не выношу безальтернативную жизнь! Если нет выбора, меня это ранит. Нет, не ранит - просто убивает!» - утверждает он.
Уже в пять лет Саша решил, что станет актером. Тогда ему казалось, что работа актера - легкая. В семь лет сосед-столяр соорудил деревянный «театрик», и все детишки из коммунальной квартиры приходили на спектакли юного актера, а его мама вполне серьезно относилась к театральным занятиям сына. Затем были занятия в студии художественного слова.
В 1955 году Саша написал письмо самому Аркадию Исааковичу Райкину, и тот ответил ему, что талант - это труд, что надо много учиться… Позже гениальный артист советской эстрады назовет Калягина своим учеником, а то письмо Райкина Александр Александрович хранит у себя до сих пор.
Несмотря на желание Александра стать актером, на домашнем совете мама и тетушки постановили: надо получить нормальную профессию. И Александр Калягин пошел в медучилище, окончил его в 1959 году, после чего устроился работать фельдшером «Скорой помощи» в 50-ю горбольницу Тимирязевского района. Эта профессия заставила его лицом к лицу столкнуться с реальной жизнью, с человеческими драмами. В разные передряги приходилось ему попадать, видеть инфаркты, самоубийц, пьяниц, покалеченных в драках... Не из книг узнал Александр Калягин, какова жизнь на Руси. Впоследствии это пригодилось ему в работе над ролями. Через два сумасшедших года он все-таки решил осуществить свою детскую мечту.
Александр Калягин поступил в театральное училище имени Щукина с первого раза. Его взяли сразу на курс В.К. Львовой, причем без всякого блата. А на втором курсе Александра чуть было не отчислили за профнепригодность. Говорили о невнятности амплуа - метр семьдесят два, не социальный, не любовник, не худощавый, лысеющий… Героев он играть не может, пионеров не может, а стариков в театрах и так полным-полно.
Но отрывок «Свидание хотя и состоялось, но…» по Антону Павловичу Чехову, в котором однажды сыграл Александр был признан ректором Борисом Захавой лучшим на курсе. Веселый и обаятельный, Александр вскоре стал одним из лучших учеников в училище. Все преподаватели восхищались его талантом. А много позже театроведы восхищенно резюмируют: Калягин будто бы рожден, чтобы играть чеховских персонажей.
Там же Александр Калягин обрел свою первую любовь. Татьяна Корунова была настоящей красавицей и талантливой актрисой. Она приехала из Свердловска, где проучилась до третьего курса в университете на физмате. На вступительных экзаменах Татьяна поразила Бориса Захаву, и тот принял ее безо всяких отборочных туров. О романе Александра и Татьяны никто не знал. Поженились они на втором курсе тайно, просто расписались в ЗАГСе.
Окончив в 1965 году училище, супруги вместе поступили в Театр на Таганке. Там Александру Калягину довелось сыграть Галилея в одноименном спектакле по Бертольду Брехту.
Семейная жизнь протекала счастливо. Лидером в семье был Калягин: жена считала, что он более талантлив и подстраивалась под его режим работы, хозяйничала по дому.
Однажды Калягин поссорился с режиссером Любимовым и собрался уходить из театра. Любимов заявил, что если Александр Александрович уйдет, то его жена тоже будет уволена. Услышав это, Татьяна сама написала заявление об уходе и с тех пор посвятила себя семье, родила дочку Ксению.
В 1967 году Калягин перешел в Театр имени Ермоловой. Всего за три года им было сыграно немало интересных ролей, среди которых: Попришин в «Записках сумасшедшего» Н.В. Гоголя и Джим в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса.
После смены руководства в театре, Калягин в 1970 году ушел в «Современник», но уже год спустя, оказался во МХАТе имени Горького: Олег Ефремов, переходя из «Современника» во МХАТ, пригласил многообещающего артиста во вновь создаваемую им труппу. Калягин принял это приглашение с радостью, и не только потому, что Московский Художественный считался «первой сценой страны», но и потому, что сам Ефремов, как человек и как режиссер-новатор, был ему глубоко симпатичен. Калягин-актер верил в Ефремова-режиссера и с этой верой отыграл во МХАТе четверть века, сроднился всем существом с этим театральным «титаником» и его отчаянным и отважным кормчим Олегом Ефремовым и сыграл свои лучшие роли.
Блестяще сложилась карьера артиста и в кино, где Александр Калягин дебютировал в 1967 году эпизодической ролью в фильме «Николай Бауман». Потом были: Бийчук в детективе «Черный принц», Пиквик в телеспектакле «Записки Пиквикского клуба».
В 1974 году на экраны вышел один из первых фильмов Никиты Михалкова - «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Александр Калягин сыграл начальника железнодорожной станции Ванюкина.
В 1975 году он снялся у Никиты Михалкова в прекрасной картине «Раба любви», где сыграл одну из главных ролей - режиссера Александра Александровича.
В том же году на экраны вышла комедия «Здравствуйте, я ваша тетя!», сделавшая актера безумно популярным. Его герой Бабс Беверлей покорил сердца зрителей, а фильм, ставший культовым, просто растащили на цитаты: «Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь», «Я тетушка Чарли из Бразилии»…
Калягин стал знаменит, появилась масса поклонниц. У него стремились взять интервью, узнать про личную жизнь. «Все отлично» - отвечал он. И никто не знал (даже в театре!), что он остался один. Татьяна умерла от рака, дочке Ксюше тогда было всего четыре года. А еще через год от опухоли головного мозга умерла его мать. О том, что творилось на душе у актера тогда, никто не догадывался. Александр вошел в роль отца-одиночки. Сам готовил Ксюше еду, стирал белье, водил в садик. Он так любил дочь, что даже выбор новой мамы доверил именно ей. Массу поклонниц девочка забраковала.
Среди огромного количества фильмов, в которых снимался Александр Калягин, один занимает особое место. Это картина Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино», поставленная по пьесе Чехова «Платонов», а также по мотивам чеховских рассказов «Безотцовщина», «В усадьбе», «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь». В ней по-настоящему раскрылся многогранный талант актера.
Однако роль Михаила Платонова досталась Калягину не просто. В архиве актера завалялась черно-белая карточка, его первая фотопроба для «Неоконченной пьесы», на которой Никита Михалков прочертил жирно фломастером внутри круглого калягинского лица нужный абрис. Режиссер был строг - влезешь в этот размер, будешь играть. Месяц Калягин сидел на гречке. Влез и сыграл быть может, лучшую свою роль в кино.
И все дальнейшее определилось Платоновым. Даже Эфрос открыл его как актера именно в «Механическом пианино».
Картина «Неоконченная пьеса для механического пианино» сыграла и еще одну важную роль в жизни Александра Калягина. На съемках он познакомился с актрисой Евгенией Глушенко, которая играла в фильме Сашеньку. Все помнят, как бежала она за своим Платоновым, спотыкаясь, к реке: «Миша! Мишенька!».
Через два года после этих сьемок Калягин вдруг позвонил ей и предложил сходить в театр. Так начался их роман. Красивая и добрая женщина понравилась дочери Александра Александровича, и с тех пор они живут вместе.
Роль Платонова была очень высоко оценена как зрителями, так и критиками. В 1977 году по опросу журнала «Советский экран» Калягин был назван лучшим актером года. Но Калягин не останавливался на достигнутом. Он продолжал очень много сниматься, и практически ни одна работа не оставалась незамеченной. За роль Ганиева в детективно-публицистической драме «Допрос» (1979) актер был удостоен Государственной премии.
Многообразие киноролей, сыгранных Калягиным, удивляет. Калягин - актер универсальный, приобретший с годами учебы в вахтанговской школе и работой в лучших театрах столицы поразительную способность к пластическому перевоплощению. Он вживается в характер, обстановку и чувствует себя свободно в любом жанре - будь то чеховская мелодрама, эксцентрическая комедия, или даже эротическая притча. Вместе с тем есть одно, что объединяет всех его героев: одиночество. Это слово является лейтмотивом его творчества. Актером сыграно больше ста ролей, и всегда там и тут, так или иначе - одиночество рифмуется со свободой.
Всенародной любви прибавил актеру и его невероятный Павел Иванович Чичиков в пятисерийной телевизионной версии «Мертвых душ» Н.В. Гоголя режиссера Михаила Швейцера. Калягин создал очень русский образ, не просто пройдохи или жулика, а чрезвычайно искреннего, открытого человека. Калягинского Чичикова вся страна смотрела словно захватывающий детектив.
Впервые в качестве режиссера в кино Калягин выступил, сняв в 1985 году мелодраму «Подружка моя» - картину, открывшую зрителю актрису Ирину Розанову. Следующую работу пришлось ждать почти десять лет. В 1994 году вышла его «Прохиндиада 2», сатирическая комедия, являвшаяся продолжением похождений Сан Саныча Любомудрова, начавшихся в картине Виктора Трегубовича «Прохиндиада, или бег на месте».
В 80-е годы Калягин стал пробовать свои силы и в качестве театрального режиссера. Первые его работы были за рубежом: в США он поставил «Ревизора», а во Франции - «Чехов. Акт III».
В 1991 году, почувствовав, по его собственному выражению, «надвигающийся кризис» театра, ушел из труппы в «АРТель АРТистов» Сергея Юрского, где великолепно сыграл Утешительного в «Игроках - XXI» по Н.В. Гоголю - спектакле, всколыхнувшем сонную театральную жизнь Москвы того периода.
В 1993 году Калягин организовал собственный театр «Et Cetera». Александр Александрович вспоминает: «Наш театр начался не с идеи, а с шумного курса, который я выпустил в 90-м году. Это был один из лучших курсов Школы-Студии МХАТ. Ребята не разбежались, а стали вместе работать. Сначала без меня. Тогда я еще не помышлял о создании театра». Но разделение МХАТа сильно изменило театр. «Нависала тягостная для меня пауза, в которую ворвались мои ребята. Они что-то там репетировали в разных углах страны, я им помогал решать организационные проблемы, не вникая в творческий процесс. А тут для афиши им понадобилось мое имя. Пришлось посмотреть, что они там натворили. Я провел одну репетицию, потом вторую и так далее..., et cetera..., et cetera...».
Здесь им были поставлены «Лекарь поневоле» Мольера (где Калягин сыграл роль Тибо), «Руководство для желающих жениться» А.П.Чехова (роль Пискарева), «Смуглая леди сонетов» Бернарда Шоу (роль Шекспира) и другие спектакли.
Сегодняшняя жизнь Александра Александровича по-прежнему необыкновенно насыщена. Он работает в театре, иногда снимается в кино. Среди последних работ актера - роли в комедии «Леди на день», приключенческом фильме «Бульварный переплет», сериале «Бедная Настя», «Руд и Сэм».
Педагогическим дарованиям А. Калягина тоже нашлось применение. Сперва они проявились в постановке «Чайки» со студентами Школы-студии при МХАТ имени А.П. Чехова, где он в то время вел собственный курс, а затем потребовали выхода на качественно новом уровне и привели Калягина в Международную школу театрального искусства имени А. Чехова (Цюрих, Швейцария, 1989-1991), Британско-американскую школу драматического искусства (ВАDА, Оксфорд, Англия, 1990-1993) и Чеховскую школу театрального искусства (Париж, Франция, 1992-1995), где, как и в Цюрихе, он проводил мастер-классы совместно с Анастасией Вертинской.
В 1996 году театральная общественность страны избрала Александра Калягина председателем Союза театральных деятелей (СТД) России. Итоги четырех лет заставили убедиться: выбор не был ошибочным. За эти годы СТД РФ инициировал и принимал участие в проведении многих семинаров по проблемам театральной жизни (в том числе театрального форума 1999 года), а также крупнейшего и самого авторитетного театрального фестиваля страны «Золотая маска», который в 1996 году превратился из сугубо московского в общероссийский.
Была создана рабочая группа, подготовившая принятие правительством РФ постановления «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» - документа, принципиально важного для российских театров конца 1990-х годов. Не менее значимы и другие начинания СТД: подготовка закона «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации» и конференции режиссеров России, основной вопрос которой - как сохранить русский психологический режиссерский театр, не подменяя его продюсерским, и т. д.
Александр Калягин избран академиком Российской академии кинематографических искусств «НИКА». В 2005 году за общественную деятельность ему присуждена премия «Лидер года».
В 1995 году режиссер-документалист Галина Евтушенко сняла фильм 2Александр Калягин: Монолог о любимых».
О своей семейной жизни Александр Александрович все так же не любит рассказывать. Известно, что супруги живут счастливо. Дочь Ксения, выучившись в Америке, осталась жить там, она занимается программированием. В 2001 году у нее родился сын Матвей, появлению которого Александр Александрович был безмерно счастлив.
Сын Калягина и Глушенко, Денис, тоже учился в Америке в очень престижной частной школе «Джордж-скул» под Филадельфией. Он - натура творческая, хорошо разбирается в музыке и кино.
Музыкальные предпочтения Александра Калягина - сочинения А. Дворжака, джаз. Он собирает книги по изобразительному искусству и любит бывать в музеях.
Актер не прочь пошутить над собой, завести себя чем-то смешным. Он не терпит ханжества, не любит «тусоваться», появляться в свете и выслушивать комплименты. Александр Калягин убежден, что истинного интеллигента и культурного человека отличает умение жить с рублем в кармане, а ощущать себя миллионером. Ведь, по его словам, ощущение полноты жизни человек может создать себе только сам.
Биография подготовлена с использованием материалов www.rusactors.ru
Театральные работы:
Московский театр драмы и комедии на Таганке (1965-1967):
Галилео Галилей - «Жизнь Галилея» Б. Брехта (реж. Ю. Любимов)
Губин - «Только телеграммы» В. Осипова (реж. Теодор Вульфович)
Инвалид, Крестьянин, Солдат, Оратор, Министр - «Десять дней, которые потрясли мир» Д. Рида (реж. Ю. Любимов)
«Дознание» П. Вайса (реж. П. Фоменко)
Театр имени Ермоловой (1967-1970):
Попришин - «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя (реж. Юрий Вертман)
Джим О'Коннор - «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса (реж. Каарин Райд)
Тюремный связник - «Лейтенант Шмидт» Д. Самойлова (реж. В. Комиссаржевский)
Папкин - «Месть» А. Фредро (реж. Ежи Красовский)
Аркадий Сергеич Ислаев - «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (реж. Е. Еланская)
Театр Современник (1970-1971):
МХАТ (1972-1987); МХТ им. Чехова (1987-1991):
Мастер - «Сталевары» Геннадия Бокарева (реж. О. Ефремов)
Пётр Полуорлов - «Старый Новый год» М. Рощина (реж. О. Ефремов)
Лёня Шиндин - «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана (реж. О. Ефремов)
Тригорин Борис Алексеевич - «Чайка» А.П. Чехова (реж. О. Ефремов)
Ленин - «Так победим!» М. Шатрова (реж. О. Ефремов)
Фёдор Васильевич Протасов - «Живой труп» Л.Н. Толстого (реж. А. Эфрос)
Оргон - «Тартюф» Ж.Б. Мольера (реж. А. Эфрос)
Симон - «Тамада» А. Галина (реж. Кама Гинкас)
Табак - «Перламутровая Зинаида» М. Рощина (реж. О. Ефремов)
Кочкарёв - «Женитьба» Н.В. Гоголя (реж. Козак)
Сердахеи-Киш, ассистент - «Кино» И. Чурка (реж. Иштван Хорваи)
Шалимов - «Дачники» М. Горького (реж. Владимир Салюк)
Толкач - «Обратная связь» А. Гельмана (реж. О. Ефремов)
Фёдор Иванович - «Уходя, оглянись» Э. Володарского (реж. Е. Радомысленский)
Отец Алёши - «Муж и жена» М. Рощина (реж. Р. Виктюк)
Мурад - «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова (реж. Владимир Салюк)
Чугуев - «Трагики и комедианты» В. Арро (реж. Николай Скорик, Сергей Сатыренко)
"АРТель АРТистов" Сергея Юрского:
Утешительный - «Игроки - XXI» по Н.В. Гоголю (1992)
Ленком:
Павел Раздорский - «Чешское фото» А. Галина (1995)
Театр "Еt cetera" (с 1993 года):
Вдовец - «Руководство для желающих жениться» А.П. Чехова (1994)
Тибо - «Лекарь поневоле» Ж.Б. Мольера (1996)
Дон Кихот - «Смуглая леди сонетов» Бернарда Шоу (1998)
Папа Сергея Крюксона - «Навсегда-навсегда» К. Драгунской (реж. А. Калягин, 1998)
«Лица» по рассказам А.П. Чехова (реж. А. Калягин, 1998)
Дон Кихот - «Дон Кихот» Сервантеса (реж. Александр Морфов, 1999)
Шейлок - «Шейлок» У. Шекспира (реж. Р. Стуруа, 2000)
Папаша Убю - «Король Убю» А. Жарри (реж. Александр Морфов, 2001)
Крэпп - «Последняя запись Крэппа» С. Беккета (моноспектакль, реж. Р. Стуруа, 2002)
Максим Кузьмич Варравин / Капитан Полутатаринов - «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина (реж. Оскарас Коршуновас, 2005)
Хороший актёр - «Подавлять и возбуждать» М. Курочкина (реж. А. Калягин, 2006)
Просперо, законный герцог Миланский - «Буря» У. Шекспира (реж. Р. Стуруа, 2010)
Старик Гарбо - «Ничего себе местечко для кормления собак» Тарика Нуи (реж. Р. Стуруа, 2012)
Режиссёрские работы в театре:
«Лекарь поневоле» Ж.Б. Мольера ("Et cetera", 1996)
«Лица» по рассказам А.П. Чехова (1998)
«Подавлять и возбуждать» М. Курочкина (2006)
«Чехов. Акт III» ("Пантер", Париж, Франция)
«Ревизор» Н.В. Гоголя ("Элдред", Кливленд, США)
«Мы, нижеподписавшиеся» (Анкара, Турция)
Радиоспектакли:
«Заседание парткома» А. Гельмана (1976)
«Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле (реж. А. Вилькин, 1980) литературно-музыкальная композиция Сергея Муратова
Тригорин - «Чайка» А.П. Чехова (реж. О. Ефремов, (1981)
Ийон Тихий - «Звёздные дневники Ийона Тихого» (1988)
Награды и звания:
Заслуженный артист РСФСР (1978).
Народный артист РСФСР (1983).
Лауреат Специального приза жюри за высокое исполнительское мастерство на МКФ в Картахене (1977, за роль в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»).
Лучший актёр 1979 года по опросу журнала «Советский экран».
Лауреат Государственной премии СССР (1981, за роль в фильме «Допрос»).
Лауреат Государственной премии СССР (1983, за роль вождя революции в спектакле «Так победим!»).
Орден «Знак почёта» (1985).
Премия имени Станиславского (2001).
Золотой Почётный знак "Общественное признание" (2001).
Премия Мэрии Москвы (2001, за исполнение роли Дон Кихота в спектакле «Дон Кихот» в Московском театре "Et Cetera").
Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (15 апреля 2002 года, за выдающийся вклад в развитие отечественного искусства).
Премия "Золотая маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (2003, за роль Папаши Убю в спектакле «Король Убю»).
Премия "Лидер года" Российской академии кинематографических искусств "НИКА" за общественную деятельность (2005).
Премия Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусств (2006).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 октября 2007 года, за большой вклад в развитие театрального искусства, многолетнюю творческую и общественную деятельность).
Премия "Фонда Ролана Быкова" (2008).
Национальная премия фестиваля "Музыкальное сердце театра" в номинации "Лучший продюсер" (2009, за постановку мюзикла «Продюсеры», вместе с Давидом Смелянским).
Орден Почёта (16 апреля 2012 года, за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность).
Почётный гражданин Кировской области (2014, за выдающиеся заслуги в области культуры и искусства, значительный вклад в развитие учреждений культуры и дополнительного образования детей Кировской области).
Самарский крест (Общественный совет Болгарии) (2016 год).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 мая 2017 года, за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность).
Официальный сайт: www.kalyagin.ru
Фильмография:
Николай Бауман (1967) роль: Марат
Неоконченная симфония (телеспектакль) (1968) главная роль: Франц Шуберт
Огоньки (телеспектакль) (1968) роль: Шурка
Оправдание Паганини (телеспектакль) (1969) роль: Россини
Всегда на марше (телеспектакль) (1969) роль: Сайтуддинов
Дети (короткометражный) (1970) роль: Типунов
Преждевременный человек (1971) роль: Никон Букеев
Пятнадцатая весна (1971) роль: Астахов
Гробовщик ("Повести Белкина") (телеспектакль) (1972) главная роль
Записки Пиквикского клуба (телеспектакль) (1972) роль: Пиквик
Чёрный принц (1973) роль: Даниил Аркадьевич Бийчук, Даник
Заячий заповедник (1973)
Каждый день доктора Калинниковой (1973) роль: Сергей Петрович Красик, врач, доктор медицинских наук, заместитель Калинниковой по научной работе
Детство. Отрочество. Юность (телеспектакль) (1973) роль: Карл Иванович Мауэр, дядька-воспитатель, немец Мауэр
Месяц в деревне (телеспектакль) (1973) роль: Аркадий Сергеич Иcлaeв, помещик
Чудо с косичками (1974) роль: тренер Светланы Кропотовой
Свой среди чужих, чужой среди своих (1974) роль: Ванюкин, железнодорожник
Ночь ошибок (телеспектакль) (1974) роль: мистер Харткестль
Вариант "Омега" (1975) роль: Франц Маггиль, штурмбаннфюрер, начальник гестапо
Здравствуйте, я ваша тётя! (1975) главная роль: Бабс Баберлей, безработный
Раба любви (1975) роль: Александр Александрович Колягин, кинорежиссёр
Вкус халвы (1975) роль: главный повар эмира
Ярослав Домбровский (1975) роль: полковник Тухолко
Маленькие зверюшки Антони ван Левенгука (короткометражный) (1975) главная роль: Антони ван Левенгук, голландский натуралист 18-го века, основоположник научной микроскопии
Ну, публика! (телеспектакль) (1976) роль: Иван Алексеевич, новобрачный
Жизнь и смерть Фердинанда Люса (1976) роль: Шварцман, продюсер, коллега Фердинанда Люса
Подранки (1976) роль: Денис Кусков, средний брат
Принцесса на горошине (1976) роль: Король
В профиль и анфас (киноальманах) (1977) роль: Николай Петрович Чередниченко, новелла «Большая любовь Чередниченко Н.П.» (2-я)
Неоконченная пьеса для механического пианино (1977) главная роль: Михаил Васильевич Платонов, школьный учитель
Заседание парткома (телеспектакль) (1977) роль: Григорий Иванович Фроловский, старший диспетчер
Смятение чувств (1977) роль: отец Нади
Фантазии Веснухина (1977) роль: Николай Олегович, директор школы
Кукла | Doll,The | Lalka (Польша) (1977-1978) роль: Сузин, купец
Открытая книга (1977, 1979) эпизод
Дети как дети (1978) роль: Игорь Владимирович, хирург, отец Оли
Игроки (телеспектакль) (1978) роль: Ихарев
Верой и правдой (1979) главная роль: Владик Минченко, архитектор
Допрос (1979) главная роль: Сейфи Ганиев, капитан-следователь
Дачники (телеспектакль) (1979) роль: Яков Петрович Шалимов, писатель
Адам женится на Еве (1980) роль: защитник
Старый Новый год (1980) главная роль: Пётр Полуорлов
Назначение (1980) главная роль: Николай Степанович Куропеев / Муравеев
И с вами снова я... (1981) роль: Василий Андреевич Жуковский
Перед закрытой дверью (1981) роль: Габит Дашдамиров, отец Мурада, вдовец, директор педагогического техникума
Сказка, рассказанная ночью (1981) роль: Михель, голландец, злой дух Померании
Эзоп (1981) главная роль: Эзоп
Парк (1983) роль: Гена
Кое-что из губернской жизни (1983) роль: Повидон Максимович, муж Кати / Апломбов / Вихленёв / Хирин
Золотая рыбка (телеспектакль) (1983-1985) роль: рассказчик, 1-я и 2-я серии
Мёртвые души (1984) главная роль: Павел Иванович Чичиков
Прохиндиада, или Бег на месте (1984) главная роль: Сан Саныч Любомудров
Последняя дорога (1986) главная роль: Василий Андреевич Жуковский, действительный статский советник
Жизнь Клима Самгина (1986-1988) роль: Митрофанов
Крейцерова соната (1987) роль: пассажир
Другая жизнь (1987) главная роль: Фариз Амирович Рзаев
Так победим! (телеспектакль) (1987) главная роль: Ленин
Большая игра | Голямата игра (СССР, Болгария) (1988) главная роль: Соломон Шор, инспектор криминальной полиции
Васька (1989) роль: Каганович, Первый Прораб, 1-3-я серии
Комедия о Лисистрате | Lisistrata (СССР, Греция, Великобритания) (1989) роль: советник Пробул
Тартюф (телеспектакль) (1989) роль: Оргон, сын госпожи Пернель, отец Дамиса и Марианы
Мы странно встретились (1990) роль: Он
Дело Сухово-Кобылина (1990) главная роль: Иван Антонович Расплюев, 2-4-я серии
Как живете, караси? (1991) главная роль: Человечек, глава преступной организации
Ключ (1992) роль: Семён Сидорович, адвокат
Лавка "Рубинчик и..." (Украина) (1992) роль: Равви
Рукопись (1992) роль: писатель
Дети чугунных богов (1993) роль: профессор
Я - Иван, ты - Абрам | Ivan and Abraham | Moi Ivan, toi Abraham (Беларусь, Франция) (1993) роль: Мордхе, отец Иешуа и Рахиль
Игроки-XXI (телеспектакль) (1993) роль: Утешительный
Прохиндиада 2 (1994) главная роль: Сан Саныч Любомудров
Трагики и комедианты (телеспектакль) (1995) роль: Чугуев
Александр Калягин. С любимыми не расставайтесь (документальный) (1995)
Агнус Дей (не был завершён) (1996) роль: Иваницкий, журналист
Чтобы помнили... (документальный) (1996) фильм «Юрий Богатырёв» (16-й)
Женитьба (телеспектакль) (1997) роль: Кочкарёв
Чехов и Ко (1998) роли: Иван Прохорович Гауптвахтов / Аристарх Иванович Пискарёв, полковник / Егор Фёдорович Шмахин, серии «Забыл» (1-я) / «Дипломат» (5-я) / «Безнадёжный» (8-я)
Леди на день (2002) роль: Генри Блэйк, судья
Фото (2002) главная роль: Павел
Бульварный переплёт (2003) роль: Жильбер
Бедная Настя (2003-2004) главная роль: Василий Жуковский, поэт, воспитатель и наставник Александра, друг и поверенный царской семьи
Сибирская сага Виктора Трегубовича (документальный) (2005)
Острова (документальный) (2005) фильм «Анатолий Эфрос»
Руд и Сэм (2007) главная роль: Сэм, Семён Иванович
Вечный Олег (документальный) (2007)
Ирина Мирошниченко. Звезда с характером (документальный) (2007)
Птица-Гоголь (документальный) (2009)
Я буду вам сниться. Никита Михайловский (документальный) (2009)
Ирина Мирошниченко. Откровения. (документальный) (2011)
Раба любви Елена Соловей (документальный) (2011)
Лица (телеспектакль) (2012)
Здравствуйте, я ваш Калягин! (документальный) (2012)
Тайны советского кино (документальный) (2014) фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!»
Василий Ливанов. Я умею держать удар (документальный) (2015)
Тайны советского кино (документальный) (2015) фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино»
Евгения Ханаева. Поздняя любовь (документальный) (2016)
Режиссёр:
Подружка моя (1985)
Прохиндиада 2 (1993)
Лица (телеспектакль) (2012)
Озвучивание:
Здравствуйте, я ваша тётя! (1975) вокал
У самого Чёрного моря (1975) закадровый текст
Агония (1975) голос за кадром
Транссибирский экспресс (1977) роль Асанали Ашимова
Кто я такой? (анимационный) (1977) читает текст
Сказка сказок (анимационный) (1979)
Приключения кота Леопольда (анимационный) (1981-1987) все роли, 3-8-я, 10-я и 11-я серии
Подружка моя (1985) роль: Алексей Иванович Лепёшкин (роль Михаила Семакова)
Муму (анимационный) (1987) читает текст
Диалог. Крот и яйцо (анимационный) (1987)
Новые приключения Кота Леопольда (анимационный) (2014) персонаж: Кот Леопольд