Литвинова Рената Муратовна – заслуженная артистка России (2003), российская актриса, телеведущая, сценарист, режиссер, продюсер, родилась 12 января 1967 года в Москве в семье врачей. Мама, Алиса Михайловна, работала хирургом. Отец, Мурат Аминович Вергазов (1940-1987) также был врачом. Родители разошлись, когда Ренате был всего год, но актриса в интервью вспоминала его как очень красивого мужчину. Он был потомком старинного татарского рода из города Касимова Рязанской губернии. Назвали Ренату в честь дяди. Правда, татарский дядя был Ринат.
Отец не жил с ними. Рената вспоминает, что он был очень красивым мужчиной. Мама Ренаты обожала кино. Мамина киномания передалась Ренате: она признается, что может смотреть кино с утра до вечера. Прошкольное детство Рената Литвинова очень не любит вспоминать. От него у актрисы остались воспоминания некоей беспросветности и детского одиночества.
Дома Рената читала все подряд, но больше всего любила Гоголя. В десятом классе она решила поступать на сценарный факультет ВГИКа, потому что она любила кино и сама уже пробовала писать, да и институт был рядом с домом. Она принесла во ВГИК свои рассказы. Рената очень понравилась знаменитому сценаристу Евгению Габриловичу и с первого раза поступила.
Одним из руководителей курса был Исай Константинович Кузнецов. «Рената была красавица, - вспоминает Кузнецов. - Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться».
Дипломный сценарий Ренаты назывался «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.». Рецензент оценил его весьма негативно. Даже пришлось переписывать. Стажировку Рената Литвинова проходила в объединении Сергея Соловьева "Круг". Соловьева совершенно поразил ее сценарий «Нелюбовь», и он первым запустил его в своем объединении: кино началось.
В кинобогеме Рената сразу произвела впечатление. Уже в начале 90-х про нее стали писать влюбленные журналисты, хотя ничего особенного она еще не сделала. Собственно, Рената Литвинова - сама по себе явление. Она стала модным персонажем. Пока известность Ренаты ограничивалась узким кругом мастеров искусства и журналистов.
Клипмейкер Юрий Грымов, который и себя считает законодателем мод и не может пропустить мимо ни одну модную штучку, где-то нашел и прочитал повесть Литвиновой «Третий путь». В ней Грымов увидел свой путь в большое кино. Произведение Грымов назвал «Мужские откровения» и огорошил всех рекламной компанией короткометражки. Но фильм вышел откровенно неудачным. Быть может, потому, что сценарий писал Грымов сам, причем даже вставил туда несколько своих сцен. Впрочем, про «Откровения» быстро забыли. А про Литвинову - нет.
Режиссер Кира Муратова еще в конце 80-х прочитала в альманахе "Киносценарии" ту самую дипломную работу Ренаты «Принципиальный и жалостливый взгляд». Ей так понравилось, что она даже хотела снять по нему картину. Этого не случилось, зато на одном из кинофестивалей Кира Георгиевна Муратова встретила Ренату Литвинову и побеседовала с ней. Однажды рано утром Ренату Литвинову разбудил телефонный звонок: Муратова предложила прийти к ней на кинопробы. Рената пришла: так появился новый персонаж - странная медсестра со своими странными монологами. Она никогда не чувствовала в себе актерских талантов, а свое лицо считала нефотогеничным. Рената всегда отказывалась, когда ее звали сниматься, но отказать самой Кире Муратовой было невозможно.
Потом специально для Муратовой Рената написала несколько, как она сама выражается, "криминальных новелл". Муратова выбрала из них одну - «Офелия, невинно утонувшая». (Из-за нее в Ренате и стали подозревать маньяка.) Добавив еще две (других сценаристов), Муратова сделала фильм «Три истории». Так Литвинова попала в историю кино.
Режиссер Валерий Тодоровский прочитал повесть Ренаты «Обладать и принадлежать» про двух девушек, одна из которых глухая. Он захотел сделать по ней фильм. Однако сценарий написал почему-то в соавторстве с другим человеком, а не с Ренатой Литвиновой. Фильм «Страна глухих» стал вполне успешным. Собственно, единственное, что сценаристы не тронули в литвиновской прозе, - образ глухонемой по имени Яя, на которой и держится картина.
Рената все чаще стала появляться на экране телевизоров. Телевизионщики - существа расчетливые. Они точно знают, что если в кадре что-то будет говорить Литвинова, люди канал не переключат. Могут костерить эту "блондинку жеманную", но все равно будут смотреть.
Рената успела сняться даже в рекламе - колготки рекламировала (чисто из материальных соображений). Между прочим, впервые она снялась в рекламе еще в девятом классе. Кто-то решил, что с ее тогдашней ангельской внешностью хорошо будут сочетаться драгоценности, которые она и рекламировала.
Пожалуй, настоящая, народная слава пришла к ней после сериала Александра Митты «Граница. Таежный роман», где актриса сыграла гарнизонного медработника. Рената была очень послушной на площадке, и Митта не мог на нее нарадоваться. В июне 2002 вместе с фильмом Литвинова была удостоена Государственной премии РФ.
Литвинова - сильная и таинственная женщина, и этой тайной она не намерена ни с кем делиться. Рената использует своеобразие собственной личности очень расчетливо, очень умно, очень дозировано, и в каждой картине по-разному.
Она старательно избегает разговоров о личной жизни. Про первого мужа, кинопродюсера, никогда не позволяет себе никаких высказываний. Второй муж Ренаты к кино отношения не имеет. Летом 2001 года у них родилась дочь Ульяна. В 2007 году они развелись.
Как режиссер она сняла документальный фильм о "звездах тоталитарного режима" - «Нет смерти для меня».
Литвинова выступила в качестве продюсера фильма Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка» и собственного фильма «Богиня. Как я полюбила», в которых также сыграла главные роли.
Рената Литвинова попробовала себя в качестве театральной актрисы - она занята в спектакле МХТ им. Чехова «Вишнёвый сад» в роли Раневской (режиссёр А. Шапиро).
Актриса входила в состав жюри Берлинского кинофестиваля, Московского МКФ.
В издательстве «Афиша» в 2005 году вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написанная журналистом Алексеем Васильевым. Книга составлена из диалогов и отрывков неопубликованной прозы, она наполнена рассуждениями, воспоминаниями и историями, которые переданы весьма точно со всеми оригинальными словечками и неповторимыми интонациями, свойственными Литвиновой.
В 2007 издательства «Амфора» и «Сеанс» в серии «Библиотека кинодраматурга» выпустили книгу «Обладать и принадлежать», в которую вошли новеллы и киносценарии Ренаты.
В настоящее время Рената Литвинова - один из самых модных и ярких персонажей российского кинематографа.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Семья:
Отец - Мурат Аминович Вергазов (1944-1969)
Мать - Алиса Михайловна Литвинова (1943 г.р.)
Первый муж (2000-2001) - Александр Антипов (1970 г.р.), кинопродюсер
Второй муж (2001-2007) - Леонид Добровский (1965 г.р.), бизнесмен
Дочь - Ульяна Леонидовна Добровская (2001 г.р.)
Театральные работы:
МХТ им. Чехова:
Любовь Андреевна Раневская - «Вишнёвый сад» по пьесе А.П. Чехова (реж. Адольф Шапиро, 2004)
«Шага» по пьесе Маргерит Дюрас (постановка Мари-Луиз Бишофберже, 2010-2011)
Ромэйн - «Свидетель обвинения» Агаты Кристи (реж. Мари-Луиз Бишофберже, 2012)
Работы на телевидении:
«Ночные музы» (НТВ, съёмки прекращены)
«Стиль от… Ренаты Литвиновой» (НТВ, съёмки прекращены)
«Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» (НТВ)
«Синемания» (Муз-ТВ)
«Кинопремьеры» (Муз-ТВ)
«Детали» (СТС)
Комментатор в проекте Леонида Парфёнова «Намедни» (НТВ)
«Красота скрытого. История нижнего платья с Ренатой Литвиновой» (Телеканал «Культура», 2011 - Автор сценария, режиссёр, ведущая)
«Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой» (Телеканал «Культура», 2013 - Автор, ведущая)
Член жюри шоу «Минута славы» (2017)
Съемка в рекламе:
Рекламный ТВ-ролик «Красная линия».
Рекламный ТВ-ролик «L’OREAL».
Реклама часов «Rado».
Реклама автомобилей «Volvo».
Реклама салонов меха «Capitol».
Реклама женской коллекции часов «RADO Esenza Ceramic Touch».
Реклама косметического средства "эликсир молодости" от «Faberlic».
Музыкальные клипы:
«Моряк», группа «Агата Кристи» (1997)
«Речной Трамвайчик», Алла Пугачёва (2001)
«Ты мне пишешь», Юля Бужилова (2003)
«Прогулка», Земфира (2005)
«Блюз», Земфира (2005)
«Самолёт», Земфира (2005)
«Итоги», Земфира (2005)
«Отымела», Корней (2005)
«Мы разбиваемся», Земфира (2007)
«Во мне», Земфира (2011)
«Жить в твоей голове», Земфира (2013)
Награды и звания:
Заслуженная артистка России (2003).
Приз в номинации "За лучший актёрский дебют" на ОРКФ "Кинотавр" в Сочи (1994, за роль в фильме «Увлеченья»).
Приз кинопрессы в номинации "Женщина-стиль" (1994, за роль в фильме «Увлеченья»).
Приз в номинации "За лучшую женскую роль" на КФ в Свердловске (1997, за роль в фильме «Три истории»).
Приз в номинации "За лучшую женскую роль второго плана" на МКФ "Балтийская жемчужина" в Риге-Юрмале (1997, за роль в фильме «Три истории»).
Премия "Лавровая ветвь" в номинации "За лучший документальный телефильм" за режиссёрскую работу (2000, за фильм «Нет смерти для меня»).
Государственная премия России (2001, за роль в фильме «Граница. Таёжный роман»).
Молодёжный грант Триумф (2001).
Приз жюри в номинации "За лучшую женскую роль" на РКФ "Литература и кино" в Гатчине (2003, за роль в фильме «Небо. Самолет. Девушка»).
Приз в номинации "За лучшую женскую роль" на КФ "Виват, кино России!" в Санкт-Петербурге (2005, за роль в фильме «Настройщик»).
Специальное упоминание жюри МКФ goEast в Висбадене (2005, за роль в фильме «Богиня: Как я полюбила»).
Специальное упоминание жюри МКФ goEast в Висбадене (2005, за роль в фильме «Настройщик»).
Приз в номинации "За лучшую женскую роль" на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи (2006, за роль в фильме «Мне не больно»).
Национальная премия общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2007).
Лучшая российская актриса "Жорж" (2008).
Серебряная калоша 2009. Номинация № 1 "Очень нужны деньги, или Кидалово года".
По версиям (независимым опросам) Livejournal.com и Liveinternet.ru фильм «Небо. Самолёт. Девушка» вошёл в "100 лучших российских фильмов".
Национальная премия кинокритики и кинопрессы "Белый Слон" за лучшую женскую роль второго плана (2010, за роль в фильме «Мелодия для шарманки», совместно с Юлией Пересильд за роль в фильме «Край»).
Приз издания "Коммерсантъ Weekend" на 34-м ММКФ (2012, за роль в фильме «Последняя сказка Риты»).
Медаль Пушкина (2012).
Награда "Золотой телец" за кинозаслуги на кинофестивале Таормина (2013).
Официальный сайт: www.renatalitvinovaofficial.com
Неофициальный сайт: www.renata-litvinova.ru
Фильмография:
Две стрелы. Детектив каменного века (1989) эпизод
Увлеченья (Украина, Россия) (1994) главная роль: Лилия, медсестра
Три истории (киноальманах) (Россия, Украина) (1997) главная роль: Офа, регистратор роддома, новелла «Офелия»
Намедни. Наша эра. 1961-2003 (1997-2003)
Право на выбор (1999)
Граница. Таёжный роман (2000) главная роль: Альбина Ворон, медсестра, 8 серий
Чёрная комната (киноальманах) (2000) роль: крупье в казино, фильм "Гипноз -2001" (17-й)
Нет смерти для меня (документальный) (2000)
Апрель (2001) роль: Настасья
Гипноз (короткометражный) (2001) роль: крупье в казино
Берлинский экспресс (2002) главная роль: агент спецслужб
Небо. Самолёт. Девушка (2002) главная роль: Лара
Кира (документальный) (2003)
Богиня: как я полюбила (2004) главная роль: Фаина, следователь
Диверсант (2004) главная роль
Настройщик (Украина) (2004) главная роль: Лина, жена Андрея
Чемоданы Тульса Люпера, часть 3: Из Сарка до конца (2004) роль: Констанция Булицки
Вокальные параллели (Россия, Казахстан) (2005) главная роль
Жмурки (2005) роль: официантка / секретарь
9 месяцев (2006) эпизод
Жесть (2006) эпизод
Мне не больно (2006) главная роль: Тата, Натэлла Антоновна
Два в одном (Украина) (2006) главная роль: работница трамвайного депо
Жестокость (2007) главная роль: Зоя Андреевна Гаткина
Отдамся в хорошие руки (2008) роль: мама
Мелодия для шарманки (Украина) (2009) роль: "Киса"
Приказано уничтожить. Операция "Китайская шкатулка" (2009) роль: Шарлотта
Красная шапочка (Украина) (2009)
Весельчаки (2009) роль: жена Розы
Золотое сечение (2010) роль: Катюша, владелица фотостудии, "демон гламура" - манерная дама из модной тусовки
Бриллианты. Воровство (короткометражный) (2010) роль: женщина с большим носом
Generation "П" (2011) роль: Алла
Последняя сказка Риты (2011) роль: Таня Неубивко
Сердца бумеранг (2011) роль: волшебница
Внимательно смотрите сны (короткометражный) (2011)
Иван Охлобыстин. Поп-звезда (документальный) (2011)
Девушка и смерть | Girl and Death, The | Mädchen und der Tod, Das (Германия, Нидерланды, Россия) (2012) главная роль: Нина
Вечное возвращение (Украина) (2012) роль: Женщина
Вишнёвый сад (телеспектакль) (2012) роль: Любовь Андреевна Раневская
Волшебный кубок Роррима Бо 3D (2013) главная роль: старшая пионервожатая / ведьма Вергильда
Гена-Бетон (2013) роль: редактор газеты "Наш криминал"
Девушка с коробкой (короткометражный) (2013) роль: дама с пистолетами
Уходящая (короткометражный) (2014)
Про любовь (2015) главная роль: лектор
Лестница Родченко (короткометражный) (2015)
Случай в Мадриде с госпожой К (короткометражный) (2015) роль: Госпожа К.
Петербург. Только по любви (2016) роль: Маргарита, серия «Сны Иосифа» (1-я)
Ну, простите! (короткометражный) (2016)
Как Большие (короткометражный) (2016) роль: Полина
День моей смерти (короткометражный) (2016)
Как достать соседа (2017)
Faberlic: Эликсир молодости (короткометражный) (2017)
Режиссер:
Нет смерти для меня (документальный) (2000)
Богиня: как я полюбила (2004)
Зелёный театр в Земфире (документальный) (2008)
Последняя сказка Риты (2011)
Внимательно смотрите сны (короткометражный) (2011)
Девушка с коробкой (короткометражный) (2013)
Письмо Сальмы (короткометражный) (2013)
Уходящая (короткометражный) (2014)
Случай в Мадриде с госпожой К (короткометражный) (2015)
Петербург. Только по любви (2016) серия «Сны Иосифа» (1-я)
Ночи Агаты (короткометражный) (2016)
Ну, простите! (короткометражный) (2016)
День моей смерти (короткометражный) (2016)
Faberlic: Эликсир молодости (короткометражный) (2017)
Сценарист:
Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча (1988)
Ленинград. Ноябрь | Leningrad, November (Германия, СССР) (1990) в соавторстве с Андреасом Шмидтом, Олегом Морозовым
Нелюбовь (1991)
Трактористы II (1992) в соавторстве с Глебом Алейниковым
Увлеченья (Украина, Россия) (1994) автор монологов медсестры Лилии
Принципиальный и жалостливый взгляд (1995)
Мужские откровения (короткометражный) (1996)
Моряк (клип группы «Агата Кристи») (1997)
Три истории (киноальманах) (Россия, Украина) (1997) новелла «Офелия»
Страна глухих (1998)
Нет смерти для меня (документальный) (2000)
Небо. Самолёт. Девушка (2002)
Богиня: как я полюбила (2004)
Вокальные параллели (Россия, Казахстан) (2005) совместно с Рустамом Хамдамовым
Два в одном (Украина) (2006) совместно с Евгением Голубенко
Последняя сказка Риты (2011)
Девушка с коробкой (короткометражный) (2013)
Письмо Сальмы (короткометражный) (2013)
Случай в Мадриде с госпожой К (короткометражный) (2015)
Петербург. Только по любви (2016) серия «Сны Иосифа» (1-я)
Ну, простите! (короткометражный) (2016)
День моей смерти (короткометражный) (2016)
Faberlic: Эликсир молодости (короткометражный) (2017)
Продюсер:
Небо. Самолёт. Девушка (2002)
Богиня: как я полюбила (2004)
Зелёный театр в Земфире (документальный) (2008)
Последняя сказка Риты (2011)
Озвучивание:
8 1/2 долларов (1999) роль: Ксения (роль Натальи Андрейченко)
Аудиокнига «Алиса в Стране чудес» (2005) роль: Алиса
Лягушачий рай (анимационный) (2008) персонаж: Лягурина
Приключения Алёнушки и Ерёмы (анимационный) (2008) персонаж: Ефросинья, тётка Алёнушки, знаток магии и придворный администратор
Сапсан (анимационный) (2009) персонаж: голубка Гала
Новые приключения Алёнушки и Ерёмы (анимационный) (2009) персонаж: Ефросинья, тётка Алёнушки, знаток магии и придворный администратор
Последний человек из Атлантиды (анимационный) (2011)
Петербург. Только по любви (2016) читает роман Сей Сёнагона "Записки у изголовья", серия «Выгул собак» (7-я)