Мышкова Нинель Константиновна - заслуженная артистка РСФСР (1976), советская актриса, родилась 8 мая 1926 года в Ленинграде в семье генерал-лейтенанта артиллерии Константина Романовича Мышкова.
В то послереволюционное время многие придумывали своим детям необычные имена. Константин Романович тоже не остался в стороне: Нинель - это ведь Ленин наоборот.
Сама Нинель очень не любила свое имя и предпочитала называться Евою. Так она представилась и своему будущему мужу - молодому актёру Вахтанговского театра Владимиру Этушу. Этуш признавался, что по молодости был очень влюбчивым человеком, и молодая красивая студентка Щукинского училища тут же вскружила ему голову. Вскоре они сыграли свадьбу, а о настоящем имени своей жены он узнал лишь в ЗАГСе.
В 1947 году Нинель Мышкова окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина и тогда же дебютировала на киноэкране. Это была роль Шабуниной в фильме Александра Файнциммера «За тех, кто в море». Но продолжения кинокарьеры не последовало, Нинель закружили повороты личной жизни. В 1947-1968 годы она работала по договорам, а в 1968-1983 годы была актрисой Театра-студии киноактёра.
С Владимиром Этушем они прожили недолго. В их доме бывало немало творческой интеллигенции, заходил и композитор Антонио Спадавеккиа - автор музыки к тому же фильму «За тех, кто в море», а также к замечательному фильму-сказке «Золушка». Нинель влюбилась в этого человека, который был старше её на целых 19 лет, но и этот брак оказался недолговечным.
В 1953 году Нинель Мышкова познакомилась с кинооператором, замечательным мастером своего дела, Константином Никифоровичем Петриченко. Он тоже был старше её (на 11 лет). Нинель вообще нравились мужчины старше её. В том же году они сыграли свадьбу, а в 1954 году у супругов родился сын Константин, ставший впоследствии известным дипломатом.
В кино у Нинель Мышковой долгое время не было больших успехов. За десять лет она сыграла считанные роли, правда, две из них зрители помнят и сегодня. Речь идет о сказках Александра Птушко «Садко», где актриса сыграла прекрасную и несчастную Ильмень-царевну и «Илья Муромец» (Василиса). Нинель вообще очень любила сниматься в сказках - они увлекали ее в другой, необычный и завораживающий мир. Чуть позже, в 1959 году, она сыграла Марью-искусницу в одноименной сказке Александра Роу.
Но настоящий успех к актрисе пришел двумя годами раньше. В 1957 году она снялась в киноромане Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Мышкова создала глубокий психологический образ Лиды.
После фильма «Дом, в котором я живу» Нинель Мышкова много играла в кино, с каждой ролью наращивая своё мастерство. Помимо «Марьи-искусницы», она снималась в мелодраме Якова Базеляна «Дом с мезонином», эксцентрической комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», производственных драмах «Никогда» и «Здравствуй, Гнат».
На съёмках фильма «Здравствуй, Гнат» Нинель Мышкова познакомилась с человеком, который стал для неё настоящей путеводной звездой по жизни. Это был режиссёр Виктор Илларионович Ивченко.
В 1965 году Виктор Ивченко приступил к съёмкам своего нового фильма по повести Алексея Толстого «Гадюка». Это драматическая история купеческой девушки Ольги Зотовой, отринувшей прошлое и окунувшейся в пекло Гражданской войны. Ивченко долго не мог найти исполнительницу на главную роль. Пробовалась Светлана Дружинина, другие актрисы, и тут режиссёр вспомнил о Нинель Мышковой. Ей уже было под сорок, но выглядела она по-прежнему прекрасно. К тому же актриса, в желании продлить свою молодость (одна из первых в Советском Союзе!) сделала пластическую операцию.
Фильм «Гадюка» ознаменовал не только новый взлет актрисы, но и круто изменил ее личную жизнь. Именно тогда Виктор Ивченко без памяти влюбился в Нинель, и отныне его не интересовали ни положение, ни тихая семейная жизнь (он был женат и воспитывал сына Бориса). Страсть была так велика, что Виктор честно признался своей жене, что больше не может жить без этой женщины и потому уходит.
У Ивченко и Мышковой началась новая жизнь: шесть лет безоблачного счастья. Во всех своих последующих картинах в главных ролях он снимал лишь свою любовь. При этом он не просто назначал её на роль, а буквально создавал фильмы под нее, тонко чувствуя характер актрисы. Не все картины были шедеврами, но главное - они были счастливы вместе.
Конец всему наступил в 1972 году. В конце лета Виктор Ивченко выехал в Ростов-на-Дону на съёмки своей новой картины, где его и настиг инфаркт (четвертый по счёту). Узнав об этом, Нинель срочно выехала к мужу. 7 сентября, у неё на руках в больнице он умер.
Для Нинель Мышковой это был страшнейший удар. В один день она постарела лет на десять. Первое время Нинель вообще не могла работать: она полностью потеряла вкус и к жизни, и к работе. Затем актриса стала периодически появляться на киноэкране, но эти эпизодические роли не шли ни в какое сравнение с её прежними работами.
В 1976 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.
В 1982 году Нинель Мышкова в последний раз снялась в кино - в роли Валентины в детективном сериале «Гонки по вертикали». А затем её настиг новый удар - актрису поразила страшная болезнь - прогрессирующий склероз: она перестала узнавать людей, перестала ориентироваться в жизни.
В эти тяжёлые годы рядом с ней оказался её сын Константин Петриченко. Он забрал мать к себе и окружил её заботой. Константин возил актрису по лучшим специалистам Франции, но везде слышал одно и то же: эта болезнь неизлечима. Так она прожила 20 лет.
13 сентября 2003 года Нинель Мышковой не стало. Похоронили актрису на Новодевичьем кладбище рядом с могилой отца.
Биография подготовлена по материалам www.kino-teatr
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1976).
Фильмография:
За тех, кто в море (1947) роль: Ольга Шабунина
Садко (1952) роль: Ильмень-царевна
Илья Муромец (1956) роль: Василиса
Сердце бьётся вновь (1956) роль: Нина Алексеевна, врач-кардиолог, подруга Голубева
Дом, в котором я живу (1957) роль: Лида, Лидия Ивановна, жена геолога Мити
Капитан первого ранга (1958) роль: Лезвина
Человек меняет кожу (1959) роль: Немировская
Марья-искусница (1959) главная роль: Марья-искусница
Дом с мезонином (1960) роль: Лидия Волчанинова
Человек ниоткуда (1961) роль: Оля
Никогда (1962) роль: Ирина, жена Алексина
Здравствуй, Гнат (1962) главная роль: Мария
Серебряный тренер (1963) главная роль: Джулия, итальянка, жена и импрессарио тренера Антона Лутенко
Ноль три (1964) главная роль: Ольга, доктор
Лёгкая жизнь (1964) главная роль: Ольга Сергеевна Коробкова, шляпница из Дальногорска, сестра Муромцевой
Гадюка (1965) главная роль: Ольга Вячеславовна Зотова
А теперь суди... (1966) роль: Сашенька
Доктор Вера (1967) роль: Кира Ланская, актриса
Десятый шаг (1967) главная роль: Аня Перемытова-Дзюба
Мужской разговор (1968) роль: Ирина Сергеевна Ларионова, мать Саши
Крах (1968) роль: Ольга, подруга молодости Павловского
Падающий иней (1969) главная роль: Сильвана
Путь к сердцу (1970) главные роли: Валентина Зорина / мадам Жакино
Софья Грушко (1972) главная роль: Софья Петровна Грушко
Большое космическое путешествие (1974) роль: Катерина, сотрудник центра управления полётом
Лесные качели (1975) главная роль: Таисия Семёновна, старшая пионервожатая
"Сто грамм" для храбрости (киноальманах) (1976) роль: Надежда Мещерякова, новелла «Сто грамм для храбрости»
Гонки по вертикали (1982) роль: Валентина, жена Обнорского
Как уходили кумиры (документальный) (2005) фильм «Нинель Мышкова», архивные кадры
Озвучивание:
Задержанный в ожидании суда | Detenuto in attesa di giudizio (Италия) (1971) роль: Ингрид (роль Эльги Андерсен)
Анатомия любви | Anatomy of Love | Anatomia miłości (Польша) (1972)