Негода Наталья Игоревна – советская, российская и американская актриса театра и кино, родилась 12 ноября 1963 года в Москве. Уже в раннем детстве Наташа ощутила вкус артистической жизни. Ее родители имели непосредственное отношение к творчеству: мама, Тамара Павлюченко, работала режиссером на телевидении, а отец был актером. Учиться девочка не любила, мечтала стать балериной, очень любила читать сказки. Однако такой романтический характер скрывался за неприметной внешностью: из-за маленького роста на Наташу долго не обращали внимание ребята-ровесники и не принимали всерьез взрослые.
А она представляла себя только актрисой - великой и гениальной, поэтому сразу после школы отправилась штурмовать театральные. Первая мечта Наташи Негоды сбылась только через год: она стала студенткой Школы-студии МХАТ (мастерская О. Ефремова).
В 1986 году Негода окончила Школу-студию и пережила мучительный период показов в театры, который закончился приемом в ТЮЗ.
В том же 1986 году уже закончились съемки в фильме Ю. Кары «Завтра была война» по одноименному роману Б. Васильева, где у Натальи была одна из главных ролей - десятиклассницы Зины. Это был ее дебют в большом кино, и именно благодаря этому фильму состоялось ее знакомство с начинающим режиссером В. Пичулом.
Их встреча произошла совершенно случайно. Вот что позже вспоминал Пичул о работе с Негодой: «Она пришла на студию Горького получать гонорар за роль комсомолки Зины в фильме «Завтра была война». Там ее увидел наш администратор и привел ко мне. Дальше были пробы. Сначала на роль Веры планировалась Ирина Апексимова, но ее пригласили в фильм «Башня». Негода не пыталась вызвать к себе никакой симпатии, про нее всегда рассказывали жуткие истории - как она ведет себя в жизни, как в театре… Получалось нечто ужасное, и я, конечно, не горел желанием приглашать ее в фильм. И когда Апексимова отказалась от роли, Татьяна Лиознова, бывшая по тем временам вроде продюсера, заставила показать еще раз пробы и выбрала Негоду. А я был так раздавлен предательством предыдущей актрисы, что мне было совершенно все равно».
Вопреки ожиданиям режиссера и съемочной группы, Негода никак не проявляла свой пресловутый дурной характер: «С ней работать было легко, даже постельная сцена (первая откровенная в отечественном кино) далась на удивление просто. Она великая актриса, а про великих всегда говорят гадости. И я благодарен и судьбе, и Татьяне Лиозновой, потому что Негода стала тем нервом, который внес в фильм энергетику. Это мой первый фильм, в нем масса ошибок, но никто их не видит, потому что там есть энергетика». Возможно, именно эта сумасшедшая энергетика привлекла в кинотеатры более 50 миллионов зрителей - и это в то время, когда о мощных пиар-технологиях и слыхом не слыхивали.
Так в конце 1980-х символом веры в то, что и мы будем жить лучше, стала маленькая провинциальная девушка Вера - отвязная и резкая, добрая и чуткая девчонка, рвущая от жизни всё, что удается. Партнером Натальи, с которым по сюжету у нее был бурный роман и первая в отечественном кино эротическая сцена, стал студент первого курса Щукинского училища Андрей Соколов: «Сниматься с Наташей было вовсе не сложно. Говорят, будто она была капризной актрисой, - это абсолютная неправда. … А о том, что картину станут считать точкой отсчета нового кинематографа, мы даже не предполагали».
По опросу журнала «Советский экран» Наталья Негода была признана лучшей актрисой 1988 года, а фильм получил множество наград на международных фестивалях: Большой специальный приз жюри Международного кинофестиваля 1988 года в Монреале, премию ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля 1988 года в Венеции, Гран-при "Золотой Хьюго" за лучшую женскую роль Наталье Негоде на Международном кинофестивале 1988 года в Чикаго, приз «Голубой берег» Международного кинофестиваля 1989 года в Трое, пеpвый пpиз лучшей актрисе Наталье Негоде на Международном кинофестивале 1989 года в Женеве, приз "Феликс-89" за лучший сценарий Марии Хмелик, Гран-при за лучший полнометражный фильм на Международном кинофестивале 1989 года в Анже, приз киноакадемии "Ника-88" лучшей актрисе года Наталье Негоде, призы кинофестиваля "Созвездие-89" за роли второго плана Юрию Назарову и Людмиле Зайцевой.
Темпераментно, остро, с психологической и социальной точностью актриса сыграла девушку, чья жизнь и любовь изуродованы люмпенской провинциальной средой. Ее Вера была и порождением этой среды, и одновременно бунтовщицей и жертвой. Негода привнесла в образ максимум личного обаяния и ту меру исповедальности, которая сделала ее героиню символом поколения, а фильм - символом эпохи.
Образ Маленькой Веры принес Негоде небывалый успех и крушение личного счастья. По крайней мере, именно из-за этой роли закончился трехлетний роман с Ефремовым-младшим.
Получив международное признание и всенародную славу, актриса Негода продолжала воплощать противоречивые образы зайчиков-попугайчиков на сцене московского ТЮЗА. Выбор между сомнительным будущим в ТЮЗе и сногсшибательными рекламными компаниями в Италии, Испании и предложением сняться в «Плейбое» был легким: в 1988 году Наталья Негода ушла из театра навсегда.
«Маленькую Веру» закупили для проката в 12 странах, а Наталья Негода изъездила полмира и даже выступала зарубежной соведущей на церемонии вручения «Оскара». Скандальный успех фильма принес Негоде дивиденды в форме предложения сняться для разворота «Плейбоя».
Профессиональное мастерство Негоды сыграло с ней злую шутку, а точное попадание в образ Веры стало для актрисы не только триумфальным, но и роковым. Для зрителей Наталья Негода так и осталась «маленькой Верой».
В начале 90-х Наталья окончательно перебралась на Запад, вышла замуж за русского эмигранта, экономиста по профессии, и поселилась в Лос-Анджелесе, где живет и сейчас, правда, уже без мужа. Наталья в Голливуде сыграла главные роли в четырех фильмах: «Назад в СССР» (реж. Д. Сэрафьян, 1992), «Товарищ на лето» (1992), «Закон и порядок» (реж Томм Ли Уоллас, 1993) и «Каждая минута - прощание» (1996). Актриса ведет затворнический образ жизни, иногда приезжает в Москву, с прессой почти не общается, на тусовках не появляется. Однако, по ее словам, она свободна и счастлива.
В 2003 году Наталья Негода стала героиней фильма Б. Бермана и И. Жиндарева «Звучная фамилия Негода, или «Маленькая Вера» 15 лет спустя», который с успехом прошел по Первому каналу.
В 2009 году актриса сыграла главную роль в российском фильме «Бубен, барабан», за которую в 2010 году получила национальную кинематографическую премию «Золотой орёл» в номинации «Лучшая женская роль».
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Награды и звания:
Кинопремия "Ника" в номинации "Лучшая женская роль" (1988, за роль в фильме «Маленькая Вера»).
Гран-при "Серебряный Хьюго" за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Чикаго (1988, за роль в фильме «Маленькая Вера»).
Пеpвый пpиз как лучшей актрисе на Международном кинофестивале в Женеве (1989, за роль в фильме «Маленькая Вера»).
Национальная кинематографическая премия "Золотой орёл" в номинации "Лучшая женская роль" (2010, за роль в фильме «Бубен, барабан»).
Приз международного кинофестиваля в Чебоксарах (2010, за исполнение главной женской роли в фильме «Бубен, барабан»).
Премия "Белый Слон" Гильдии киноведов и кинокритиков России (2010).
Фильмография:
Этот фантастический мир. Выпуск 11: «Случай с полковником Дарвином» (телеспектакль) (1985) роль: Кэт, секретарша полковника Дарвина
Завтра была война (1987) главная роль: Зина
Автопортрет неизвестного (1988) главная роль: Вера
Маленькая Вера (1988) главная роль: Вера
В городе Сочи тёмные ночи (1989) главная роль: Лена, Елена Игоревна Фомкина, студентка финансовой академии
Закон и порядок | Law & Order (США) (1990-2010)
Назад в СССР | Back in the U.S.S.R. (США, Япония) (1992) роль: Лена
Русское лето | The Comrades of Summer) (1992) роль: Таня
Закон и порядок | Law & Order (США) (1993) роль: Ирина Купер
Каждая минута - прощание Every Minute Is Goodbye (США) (1996) роль: Надежда
Звучная фамилия Негода, или "Маленькая Вера" 15 лет спустя (документальный) (2003)
Легенда "Маленькой Веры" (документальный) (2008)
Бубен, барабан (2009) главная роль: Катя, Екатерина Артёмовна, зав. библиотекой
Тайны советского кино (документальный) (2015) фильм «Маленькая Вера»