Никулин Юрий Владимирович – народный артист СССР (1973), выдающийся советский и российский актер и клоун, родился 18 декабря 1921 года в Демидове Смоленской губернии. Отец Юрия, Владимир Андреевич, демобилизовавшись из Красной Армии и окончив курсы Политпросвета, устроился в драматический театр в Демидове (бывшее Поречье) Смоленской губернии. Там же работала актрисой и будущая мама Юрия. Вскоре Владимир Андреевич организовал передвижной театр «Теревьюм» - театр революционного юмора, сам ставил спектакли и много играл.
В 1921 году у Никулиных родился сын Юрий, а спустя четыре года семья перебралась в Москву. В столице Владимир Андреевич продолжил заниматься любимым ему делом - писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Позднее он устроился работать в газеты «Известия» и «Гудок». Два раза в неделю Никулины посещали театр, и Юрий Никулин уже с детских лет оказался в центре театральной жизни столицы. В школе, где учился Юрий, его отец вел драматический кружок. Естественно, что участвовал в нем и Юрий. Так в «Детстве» Максима Горького он играл самого Пешкова.
В 1939 году Никулин окончил десять классов, и тогда же был призван в армию, в войска зенитной артиллерии. Уже через месяц после начала службы в армии грянула война с Финляндией, но участвовать в боевых действиях ему не довелось. Зенитная батарея Никулина находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к северной столице. В апреле 1941 года он стал готовиться к демобилизации, но 22 июня 1941 года началась война.
Уже с первых дней войны батарея Никулина открыла огонь по фашистским самолетам, которые прорывались к Ленинграду. В составе зенитной батареи Юрий воевал до весны 1943 года и дослужился до звания старшего сержанта. Затем он дважды побывал в госпитале. После выздоровления его направили в 72-й отдельный зенитный дивизион под Колпином. Победу Никулин встретил в Прибалтике, однако домой попал не скоро: демобилизовали его только через год после окончания войны 18 мая 1946 года.
Летом 1946 года он подал документы во ВГИК, но с третьего тура был внезапно снят экзаменационной комиссией, которая посоветовала ему пойти в театральный институт. Последовав совету, Юрий Никулин подал документы сразу в два театральных заведения: ГИТИС и училище им. Щепкина при Малом театре. Но и здесь его ждала неудача. Не приняли Никулина и во вспомогательный состав театра МГСПС, а также в ряд других творческих училищ и студий. Наконец, удача улыбнулась в студии при Ногинском театре, которым руководил режиссер Константин Воинов.
Но в сентябре 1946 года Никулин узнал о наборе в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре и решил рискнуть. В отличие от театральных институтов, в цирковую студию он поступил без особых проблем, хотя конкурс был огромный. 25 октября 1948 года произошло его первое самостоятельное выступление на манеже цирка. Выступал он вместе со своим напарником Борисом Романовым, а репризу подготовил его отец. Вскоре Никулин и Романов отправились на гастроли уже с самим Карандашом - популярнейшим в те годы клоуном. Чуть позже у Никулина появился новый напарник - Михаил Шуйдин.
В 1949 году Юрий Никулин познакомился с девушкой Татьяной Покровской, которая вскоре стала его женой. 14 ноября 1956 года в семье Никулиных появилось прибавление - родился сын Максим.
В 1950 году Никулин и Шуйдин ушли от Карандаша. Выступали они достаточно удачно, и даже были в 1955 году впервые направлены с гастролями за границу.
В 1958 году Юрий Никулин впервые снялся в кино в эпизодической роли пиротехника в музыкальной комедии «Девушка с гитарой». Над его незадачливым героем, который своим фейерверком едва не спалил сначала экзаменационный кабинет, а затем и целый отдел в магазине, зритель смеялся больше всего. На успешный дебют Никулина обратил внимание другой режиссер с «Мосфильма» - Юрий Чулюкин. Он предложил артисту роль пройдохи Клячкина в своей комедии «Неподдающиеся».
Знаменитым на всю страну Юрий Никулин стал в начале 60-х благодаря короткометражке Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Фильм снимался практически без проб, никакие сцены не репетировались. В то время Юрий Никулин был очень занят в цирке, и Гайдай пошел на то, чтобы подстроить время съемок под график работы артиста. Таким образом, каждое утро актер приезжал на съемки фильма, а вечером выступал в цирке. Во всем фильме не произносилось ни слова, все строилось на веселых трюках. Никулина практически не гримировали. По словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы, которыми он так забавно хлопал. Короткометражка «Пес Барбос и необычный кросс» породила уникальный эксцентрический феномен трех героев-масок советского кинематографа - Балбеса, Труса и Бывалого, принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и знаменитой троице: Никулин - Вицин - Моргунов.
Уже спустя несколько месяцев после завершения съемок «Пса Барбоса» Леонид Гайдай вновь использовал их в своей новой короткометражке, которая называлась «Самогонщики». Фильм «Самогонщики» вышел на экран в 1961 году и имел огромный успех. Троица постепенно превращалась в культовый символ советского кинематографа.
В том же 1961 году Юрий Никулин снялся в одной из лучших своих картин - фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Это была первая драматическая роль актера, и в своем выборе Кулиджанов не ошибся. Фильм вышел на экраны страны в 1962 году, вызвав большой успех у зрителей. В судьбе же самого актера фильм имел очень большое значение: именно после него к Юрию Никулину изменилось отношение режиссеров - они увидели в нем актера, способного играть не только комические, но и серьезные драматические роли.
Успешные работы в кино привели к тому, что Никулина теперь знала вся страна. Даже в цирк зрители теперь ходили на Никулина не как на клоуна, а как на Балбеса из знаменитой троицы. Фильмы с его участием продолжали выходить один за другим. Чаще режиссеры все же использовали комический характер актера.
В 1964 году режиссер Семен Туманов предложил Юрию Никулину роль лейтенанта милиции Глазычева в киноповести «Ко мне, Мухтар!», в которой актер снова сыграл серьезную драматическую роль.
Во второй половине 60-х годов Юрий Никулин вновь снялся в роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая. Первоначально это была новелла в киноальманахе «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а затем знаменитая троица появилась в полнометражном фильме «Кавказская пленница», который стал лучшей комедией, где снялась троица Никулин-Вицин-Моргунов. Трудно найти человека, который не видел бы этот фильм хотя бы два раза, а большинство фраз и эпизодов из фильма «ушли в народ».
В 1966 году, как раз между съемками в «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» актер снялся в серьезной драматической роли монаха Патрикея в знаменитой картине «Андрей Рублев» Андрея Тарковского.
Большой успех ждал Никулина в 1969 году, когда он снялся в веселой, зажигательной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Впервые Гайдай доверил актеру роль не жулика, а тихого и скромного экономиста Семена Семеновича Горбункова.
К началу 70-х Юрий Никулин был не просто популярным, а горячо любимым народом актером. Режиссеры с большим удовольствием приглашали его в свои картины. Продолжал его снимать и Леонид Гайдай. Юрия Никулина любил и режиссер Эльдар Рязанов, доверивший ему роль следователя прокуратуры Мячикова в комедии «Старики-разбойники».
Продолжали приглашать Никулина и на драматические роли. В 1974 году Сергей Бондарчук доверил Никулину роль солдата Некрасова в фильме «Они сражались за Родину», а в 1975 году на драматическую роль военного журналиста Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны» Никулина пригласил режиссер Алексей Герман. Драма «Двадцать дней без войны» стала настоящим шедевром. Спустя десять лет на Международном кинофестивале в Роттердаме картина была удостоена специального приза.
В 80-е годы Никулин снимался в кино очень мало. Зато именно в эти годы им была сыграна замечательная драматическая роль деда Лены Бессольцевой в картине Ролана Быкова «Чучело».
В 1984 году Юрий Владимирович был назначен на пост директора Московского цирка. В середине 80-х Никулину удалось уговорить Председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова выделить денежные средства на постройку нового цирка. И в начале 90-х полностью обновленный цирк на Цветном бульваре вновь открыл свои двери для зрителей.
Юрий Никулин был автором и ведущим популярной телепрограммы "Белый попугай" (РенТВ).
В конце июля 1997 года Никулину внезапно стало плохо, и он обратился к врачам. Осмотр выявил серьезные проблемы с сердцем. Нужна была срочная операция, которая состоялась 5 августа 1997 года. Обычно такие операции длятся минут 20-30. Но в самый последний момент у Никулина закрылся сосуд, и произошла остановка сердца. Врачам ценой огромных усилий удалось вновь его «завести». Борьба за жизнь Никулина продолжалась 16 дней. Для спасения Никулина были предприняты беспрецедентные усилия: известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днем и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура. Однако чуда не произошло - 21 августа в 10 часов 16 минут утра сердце Юрия Никулина остановилось. Похоронен актер на Новодевичьем кладбище.
Сын Юрия Никулина Максим окончил журфак, долго работал на радио, потом на телевидении вел программу «Утро». Однако затем перешел на работу в дирекцию цирка на Цветном бульваре, который отныне носит имя его отца. У него два сына: старший Юрий (1986 г.р.) и младший - Максим (1990 г.р.).
Память:
В музее школы № 346 есть стенд, посвящённый актёру.
В сентябре 2000 года недалеко от здания цирка, в котором более 50 лет работал Юрий Никулин, появился памятник работы скульптора Рукавишникова, изображающий актёра рядом с автомобилем из фильма «Кавказская пленница».
Московский цирк на Цветном бульваре носит имя Ю.В. Никулина.
В 2010 году в Перми появился памятник «Гайдаевской тройке» напротив кинотеатра «Кристалл».
В 2011 году на родине артиста в городе Демидове Смоленской области был открыт памятник.
В ноябре 2011 года в Курске перед зданием цирка установлен памятник клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину.
В 2011 в Сочи у здания морпорта установлена скульптурная экспозиция, изображающая кадры из фильма «Бриллиантовая рука» (фильм частично снимался в Адлере и Сочи). В экспозиции представлены А. Миронов, А. Папанов, Ю. Никулин, актриса Нина Гребешкова, играющая роль жены в фильме и мальчик в роли сына.
В 2012 году в Иркутске около здания цирка установлен памятник Леониду Гайдаю и «Гайдаевской троице».
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Награды и звания:
Заслуженный артист РСФСР (1963).
Народный артист РСФСР (1969).
Народный артист СССР (1973).
Герой Социалистического Труда (1990).
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970, за ряд комедийных ролей в кино).
Орден Ленина (1980).
Орден Отечественной войны II степени (1985).
Орден Ленина (1990).
Премия "Кинотавр" в номинации "Премия президентского совета за творческую карьеру" (1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996).
Орден Трудового Красного Знамени.
Орден «Знак Почёта».
Медали, в том числе «За отвагу» (1945), «За трудовую доблесть» (1958), «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»».
Почётный гражданин города Демидова.
Фильмография:
Девушка с гитарой (1958) роль: пиротехник-неудачник
Неподдающиеся (1959) роль: Василий Клячкин
Яша Топорков (1960) роль: Проша
Друг мой, Колька! (1961) роль: Вася, шофёр автобазы
Совершенно серьёзно (киноальманах) (1961) роль: "Балбес", фильм «Пёс Барбос и необычный кросс» (5-й)
Иван Рыбаков (1961)
Самогонщики (короткометражный) (1961) главная роль: "Балбес"
Когда деревья были большими (1961) главная роль: Кузьма Кузьмич Иорданов
Человек ниоткуда (1961) роль: милиционер
Укрощение строптивой (телесректакль) (1961) роль: руководитель церковного хора мальчиков
Деловые люди (1962) главная роль: Вор, фильм «Родственные души» (2-й)
Молодо-зелено (1962) роль: Николай, шофёр грузовика
Без страха и упрёка (1962) роль: клоун в цирке
Фитиль (короткометражный) (1962) роль: Николай, вор, фильм «Пострадавший» (№181-01)
Большой фитиль (киноальманах) (1963) главная роль: Петя-Петушок, новелла «Влип»
Ко мне, Мухтар! (1964) главная роль: Николай Глазычев, лейтенант милиции, милиционер-проводник
Мы идём в цирк... (документальный) (1964) роль: клоун
Дайте жалобную книгу (1965) роль: продавец
Операция Ы, и другие приключения Шурика (1965) роль: "Балбес", новелла «Операция "Ы"»
В первый час (1965) роль: гость "Голубого огонька"
Фантазёры (1965) роль: дядя на пляже
Сказки русского леса (1966) роль: "Балбес", исполняет полную версию песни "Если б я был султан" из фильма «Кавказская пленница»
Маленький беглец (СССР, Япония) (1966) роль: Юрий Никулин
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966) главная роль: Балбес
Коллекция Капы (телеспектакль) (1966) роль: Юрий Никулин исполняет песни: "Необыкновенный отель"; интерпретация "Постой, паровоз"
Великие клоуны (документальный) (1966) фильм «Это очень, очень серьёзно...»
Андрей Рублёв (1966-1969) роль: монах Патрикей
Великие клоуны (документальный) (1967) фильм «Юрий Никулин»
Юрий Никулин (документальный) (1967)
День цирка на ВДНХ (документальный) (1967)
Бриллиантовая рука (1968) главная роль: Семён Семёнович Горбунков, старший экономист в "Гипрорыбе"
Новенькая (1968) роль: Евгений Иванович, сосед Вали
Семь стариков и одна девушка (1968) роль: "Балбес", грабитель
Парад-алле (1969) роль: комментатор, клоун в паре Михаилом Шуйдиным, репризы "Факир" и "Лошадки"
Денискины рассказы (1970) роль: сосед Дениски из похожего дома
12 стульев (1971) роль: дворник Тихон
Старики-разбойники (1971) главная роль: Николай Сергеевич Мячиков, cледователь прокуратуры
Телеграмма (1971) роль: Фёдор Фёдорович
Пожара не будет! (короткометражный) (1971) главная роль: Иван, сварщик
Точка, точка, запятая... (1972) главная роль: Жильцов, отец Лёши
Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный) (1974)
Они сражались за Родину (1975) главная роль: рядовой Некрасов
Двадцать дней без войны (1976) главная роль: Василий Николаевич Лопатин, майор, военный журналист
Приключения Травки (1976) роль: клоун Чичимори
Клоуны и дети (короткометражный) (1976)
Сегодня и ежедневно (документальный) (1978)
Тут, недалеко (короткометражный) (1979) главная роль: приезжий
Не хочу быть взрослым (1982) роль: клоун на телевидении
Чучело (1983) главная роль: Николай Николаевич Бессольцев, дедушка Лены
Цирк нашего детства (документальный) (1983)
А также цирк (документальный) (1983)
Конкурс (документальный) (1983) роль: зритель
Прощай, старый цирк (документальный) (1985)
Цирк для моих внуков (документальный) (1989)
Голос памяти (документальный) (1989)
Капитан Крокус (1991) роль: от автора
Чтобы помнили... (документальный) (1994) фильм «Инна Гулая» (1-й)
Ожидание концерта (документальный) (1995)
Клоун (документальный) (2001)
Как уходили кумиры (документальный) (2005) фильм «Юрий Никулин», архивные кадры
Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Михаил Румянцев (Карандаш)», архивные кадры
Великие комбинаторы (документальный) (2009) архивные кадры
Замужем за гением (документальный) (2009) архивные кадры
Спето в СССР (документальный) (2010) фильмы «Остров невезения», «Песня самогонщиков», архивные кадры
Озвучивание:
Операция "Ы" и другие приключения Шурика (1965) вокал: песня "Постой, паровоз..."
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966) вокал: песня "Если б я был султан"
Бриллиантовая рука (1968) вокал: песня про зайцев
Бобик в гостях у Барбоса (анимационный) (1977) персонаж: Бобик