Самойлова Татьяна Евгеньевна – народная артистка РФ (1992), советская и российская актриса театра и кино, родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде в семье замечательного советского актера театра и кино Евгения Самойлова. Ее мама, Зинаида Ильинична Левина (1914-1994) - польская еврейка, дочь Ильи Львовича и Розалии Григорьевны (в девичестве Паперной) Левиных.
В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву. Татьяна Самойлова прекрасно помнила все ужасы войны, голода, эвакуации, бомбежек. В течение военных лет она переболела малярией, дифтерией и туберкулезом.
В школьные годы Татьяна Самойлова занималась балетом. Она окончила балетную студию при театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и ее даже приглашала учиться в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее. Татьяна, воспитанная на фильмах и спектаклях отца всегда хотела стать только актрисой.
В 1953 году она поступила в театральное училище имени Щукина и там же познакомилась с Василием Лановым. Во время учебы она была приглашена на роль Маши в драму Владимира Каплуновского «Мексиканец» - экранизацию рассказа Джека Лондона. Именно во время его съемок состоялась свадьба Татьяны Самойловой и актера Василия Ланового. Они прожили 5 лет. Василий очень хотел детей, а она забеременела как раз в то время, когда режиссер Калатозов пригласил ее сниматься в главной роли в фильме «Летят журавли» в 1957 году. Она выбрала кино, и ни с кем не посоветовавшись (даже с матерью), сделала подпольный аборт (была двойня). Мысли об этих нерожденных детях потом мучила ее постоянно. С Василием они постепенно отдалились, а потом разошлись.
В 1957 году Татьяна Самойлова сыграла одну из самых значительных своих ролей в кино - Веронику в великолепной картине Михаила Калатозова «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Фильм сняли быстро, за 6 месяцев, но график был изнуряющим. На съемках режиссер дал ей полную свободу, поэтому она и была живой, а ее талант раскрылся полностью.
Татьяна Самойлова потеряла сознание на съемках эпизода с часами, и потом держалась только на уколах и таблетках, сказались последствия туберкулеза. Однако от съемок она не отказалась, зато потом сразу попала в больницу, где ей сделали операцию на легких.
Фильм не понравился в министерстве культуры, но отрывок из него случайно показали французскому режиссеру Лелюшу, который и рекомендовал его на Каннский фестиваль.
Фильм «Летят журавли» имел ошеломительный всемирно признанный успех. В 1958 году на Каннском кинофестивале создатели фильма были удостоены Гран-при, фильм получил приз Каннского фестиваля «Золотую пальмовую ветвь», а Татьяна специальный диплом за лучшую женскую роль и премию жюри «Апельсиновое дерево». Пресса дружно переменила тон, расхваливая наперебой и фильм, и актеров.
После фестиваля Татьяна Самойлова возвратилась в Москву, поступила в Государственный институт театрального искусства и была принята в Театр им. В. Маяковского, затем перешла в Театр им. Е. Вахтангова, где работала до 1960 года.
Со вторым мужем Валерием Осиповым Татьяна Самойлова познакомилась в театре, где работал ее отец. Валерий - писатель, журналист, он много путешествовал по стране и отовсюду слал ей телеграммы. Они поженились. Осипов даже написал сценарий специально для нее - «Неотправленное письмо», по которому в 1959 году режиссер Калатозов снял фильм. Съемки проходили на натуре, в Сибири: в течение полутора лет актеры испытывали все трудности полупоходного жилья. После съемок Татьяна сильно и долго (целый год) болела (ревматизм).
Роль Тани в «Неотправленном письме» была удачной, но актриса могла справедливо рассчитывать на гораздо большее. После триумфа на Каннском фестивале ее пригласили в Голливуд на роль Анны Карениной. Партнером Самойловой должен был стать Жерар Филип. Но руководители Госкино не дали актрисе согласия на участие в голливудском фильме.
Единственной удачной работой Татьяны Самойловой в первой половине 60-х стоит считать лишь роль русской радистки в венгерском фильме «Альба Регия», сыгранную актрисой просто и искренне. Партнером Самойловой по фильму был замечательный венгерский актер Миклош Габор. Специально для съемок Татьяна выучила венгерский язык, а для того, чтобы лучше войти в образ, она много общалась с прототипом своей героини - советской разведчицей, чудом выжившей в годы войны. Съемки фильма продолжались почти два года, и пока шла работа над фильмом, Самойлова жила в Венгрии вместе со вторым мужем - писателем Валерием Осиповым.
С 1964 года актриса вовсе пропала с экранов. В течение последующих трех лет она вообще не снималась в кино, работала в Театре киноактера, ездила на встречи со зрителями. Ей было почти тридцать лет, она очень хотела детей, но, как оказалось, Осипов не мог иметь их и нашел утешение в выпивке. Татьяна не отказывалась выпить с ним за компанию, а пить-то ей было совсем нельзя. На съемках фильма «Альба-Регия» с ней случается приступ - серьезное психическое расстройство, она попала в больницу. Потом начались ссоры с мужем, которые привели к разводу.
Режиссер Соломон Шульман был 3-м мужем актрисы, но и с ним она рассталась.
Второй «звездный час» Татьяны Самойловой наступил в 1967 году, когда она получила роль Анны Карениной в экранизации романа Льва Толстого. Выбор режиссера Александра Зархи многим показался неожиданным. В представлении многих, Анна Каренина была типичной русской красавицей, и вдруг - Самойлова с ее чуть раскосыми глазами. Сомневающиеся оказались посрамлены: Татьяна Самойлова создала поистине русский образ, и «Анна Каренина» была восторженно принята зрителями. После «Анны Карениной» об актрисе вновь заговорили.
Окрыленная успехом, Татьяна Самойлова ждала интересных предложений от режиссеров, но их не последовало. Актриса изредка появлялась в небольших ролях в малоприметных фильмах.
В 1969 году Татьяна Самойлова родила сына Митю от актера своего театра Эдуарда Мошковича. Он на 15 лет моложе ее, и ни он, ни она сначала не думали, что будут жить вместе, и что родится сын. Жили они в то время очень бедно. Иногда приходилось брать в столовой только одну порцию винегрета на двоих и два чая. Татьяне пришлось раньше выйти из декрета, чтобы зарабатывать деньги. Сына растила мама Тани (Зинаида) - властная женщина, хозяйка дома. С Эдуардом Самойлова тоже рассталась.
Дальше были мелкие роли в слабых фильмах, а с 1976 года ее вообще перестали снимать. Гастроли с концертами стали единственным способом заработать. Митю пришлось сдать в интернат, поэтому он отдалился от матери и стал самостоятельным, потом его взяла к себе бабушка.
С середины 70-х она совсем исчезла с экрана. Вспомнили о ней лишь в начале 90-х годов - пригласили на 43-й Каннский кинофестиваль в качестве почетного гостя. В 1997 году Артур Зариковский снял о Татьяне Самойловой фильм «Трагическая пауза, или Татьянин день».
В 1999 году после долгого перерыва Самойлова вновь появилась на экране в картине Александра Атанесяна «Двадцать четыре». Актриса рассказывала, что ей было очень интересно сняться у режиссера нового поколения. В 2004 году Татьяна Самойлова мелькнула в эпизодах «Московской саги» и «Сен-Жермен».
В 2007 году праздновали 50-летие фильма «Летят журавли», и она вместе с Баталовым была на этом празднике, где их вновь чествовали.
Сын актрисы Дмитрий учился вместе с американкой Магдой, а после учебы они поженились и навсегда уехали жить в Америку. Несмотря на то, что у Дмитрия прекрасные внешние данные, он музыкален, играет на разных инструментах, актерской профессии он предпочел медицину. С матерью Дмитрий почти не общался до 2004 года, когда он первый раз приехал к ней с женой и дочкой Таней. Потом он иногда ее навещал.
Жила Татьяна Самойлова в Москве одна. Одиночество, болезни и материальные трудности она переносила стойко и надеялась, что будет еще работа и она «кому-нибудь пригодится». Ее слава жила отдельно от нее, потому что принадлежала всем.
В апреле 2013 года она была участником программы «Говорим и показываем» (НТВ) о нынешней жизни некогда известных артистов.
В день своего 80-летнего юбилея, 4 мая 2014 года, актриса попала в больницу в тяжёлом состоянии с ишемической болезнью сердца и гипертонией. В тот же день в 23:30 по московскому времени Татьяна Самойлова ушла из жизни. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Годы учёбы и работы:
1945-1947 - учёба в балетной школе при Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко
1953-1956 - учёба в Театральном училище им. Б.В. Щукина
1959 - окончание Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского.
1958-1959 - актриса Театра им. Вл. Маяковского
1959-1960 - актриса Театра им. Евг. Вахтангова.
1961-1967 - работа по договорам
1967-1992 - актриса Театра-студии киноактёра, затем Театра современной пьесы.
Театральные работы:
Дипломные спектакли:
Маша - «Живой труп» Л.Н. Толстого
«Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу
Театр Маяковского (1958-1959):
Лиля Брегман - «Дальняя дорога» А. Арбузова (пост. Е.И. Зотовой)
Театр-студия киноактёра (1967-1992):
Таня - «Таня» А. Арбузова (пост. А. Полякова)
Катерина - «Гроза» А.Н. Островского (пост. Г.Л. Рошаля и В.П. Строевой)
Театр "Современник":
Таня - «Вечно живые» В. Розова
Госпожа де Реналь - «Красное и чёрное» А. Стендаля (пост. С.А. Герасимова) (не сыграла)
“Легенда” - «Жизнь моя – кинематограф» (пост. В.С. Спесивцева)
Московский Литературно-драматический театр ВТО:
Моноспектакль по стихам Вероники Тушновой
Музыкальный театр п/р Г. Чихачёва:
Екатерина II - «Великая любовь Екатерины Великой» («За зеркалом») Е.А. Греминой (постановка Г. Чихачёва)
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1965).
Народная артистка РФ (1992).
Премия жюри XI Каннского фестиваля "Апельсиновое дерево", как "Самой скромной и очаровательной актрисе" (1958, за роль в фильме «Летят журавли»).
Диплом МКФ " Юсси / Jussi" (1958, Финляндия, за роль в фильме «Летят журавли»).
Премия Ассоциации немецких кинокритиков (1959, ФРГ, за роль в фильме «Летят журавли»).
Специальная премия за вклад в киноискусство на МКФ в Каннах (Франция) (1990).
Премия Национальной академии кинематографических наук "Золотой Орел" (2002).
Специальный приз МКФ в Москве (2007, за выдающийся вклад в мировой кинематограф).
Орден «Знак Почёта».
Орден Почёта (30 апреля 2009) - за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства.
Фильмография:
Мексиканец (1955) роль: Мариа
Летят журавли (1957) главная роль: Вероника, Вероника Алексеевна, "Белка"
Неотправленное письмо (1959) главная роль: Таня
Леон Гаррос ищет друга | Vingt mille lieues sur la terre (СССР, Франция) (1960) главная роль: Наташа, певица
Альба Регия | Alba Regia (Венгрия) (1961) главная роль: Альба
Они шли на восток | Attack And Retreat | Italiani brava gente (СССР, Италия) (1964) роль: Соня, коллаборационистка
Анна Каренина (1967) главная роль: Анна Аркадьевна Каренина
Конкурс продолжается. Иоганн Себастьян Бах (телеспектакль) (1971) роль: Анна Магдалена
Длинная дорога в короткий день (1972) главная роль: Екатерина Золотаренко, жена Нерчина
Город на Кавказе (короткометражный) (1972) главная роль: Надежда
Нечаянные радости (не был завершён) (1972)
Возврата нет (1974) роль: Настюра Шевцова, донская казачка
Океан (1973) роль: Маша, сестра Куклина, роковая женщина
Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975) роль: Мария Николаевна Оленецкая, шифровальшица
Профессия - оператор (документальный) (1987)
Анна Карамазофф (1991)
Мама (1999) эпизод
24 часа (2000) роль: Тамара Ивановна, мама братьев Шаламовых
Нет смерти для меня (документальный) (2000)
Марс (2004) эпизод
Московская сага (2004) роль: Татьяна Ивановна Плотникова, профессор
Сен-Жермен (2004)
Далеко от Сансет-бульвара (2006) роль: Лидия Сергеевна Полякова в старости
Упавшие с небес (документальный) (2006)
Татьяна Самойлова. Пятьдесят лет одиночества (документальный) (2007)
Моя правда (документальный) (Украина) (2007-2015)
Нирвана (2008) роль: Маргарита Ивановна
Острова (документальный) (2008) фильм «Сергей Урусевский», архивные кадры
Острова (документальный) (2009) фильм «Татьяна», интервью, фрагменты из фильмов