Серова Валентина Васильевна – заслуженная артистка РСФСР (1946), советская актриса театра и кино, родилась по официальным данным 23 декабря 1917 года в Харькове. Отмечала день рождения она 23 февраля. Чтобы поступить в институт раньше, Серова приписала себе два года. Настоящая дата рождения - 10 февраля 1919 года.
Валентина Серова, красавица, талантливая актриса и на театральной сцене, и в кино, она была рождена покорять. У нее было одно очень существенное отличие от всех прославленных советских актрис - Серова была естественна и на экране, и в жизни, в каждом своем поступке, в каждой роли.
Ее мать - актриса театра им. Маяковского Клавдия Михайловна Половикова, урождённая Диденко (1896-1979). Отец - инженер-гидролог Василий Васильевич Половиков (правильнее - Половык) (1893-1966).
Раннее детство Вали Половиковой прошло в Харькове, в семье бабушки, простой крестьянки. Девочке было шесть лет, когда ее привезли в Москву. Потом Валя очень долго не могла избавиться от украинского выговора. Она с детства была обречена играть. Репетировать она начала с восьми лет, а в девять впервые вышла на сцену - это было в Студии Малого театра на Сретенке в спектакле «Настанет время» Ромена Роллана. Героиню, вдову бурского генерала Дебору де Вит, играла Половикова, а ее сына Давида - маленькая Валя.
Театр был ее жизнью с самых ранних лет. Она хотела стать артисткой: в четырнадцать лет пришла в театральную школу, а после первого курса пошла работать в ТРАМ - Театр рабочей молодежи. Здесь она сыграла с заметным успехом Любовь Гордеевну в спектакле «Бедность не порок» (Островский).
В эти годы она впервые вышла замуж - привела в дом матери своего партнера по спектаклю Валентина Полякова, но этот брак длился очень недолго. Она любила петь, играть, она любила театр, хотя в этот период вела шумную, безалаберную жизнь.
И вот 3 мая 1938 года на вечеринке у Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского она познакомилась с Анатолием Серовым. Комбриг Серов, известный летчик, герой испанской войны был очень знаменит. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Валентина Половикова вышла замуж за Анатолия Серова и на всю жизнь сохранила его фамилию. Ей было двадцать один год, а вокруг ее имени уже начинала клубиться легенда - тогда она познала, что такое молва.
Серов привел ее в Кремль - она бывала на приемах, познакомилась со Сталиным, которого боготворила. Сталин покровительствовал Серову и его жене. Они получили роскошную пятикомнатную квартиру в Лубянском проезде (сейчас он носит имя летчика Серова). Они были очень счастливы. Серова была беременна, она ждала сына и очень боялась всякий раз, когда Анатолий уезжал на очередное задание. Шел 1939 год, когда Серов погиб при испытании самолета. Валентине сообщили об этом перед началом спектакля, но она, превозмогая отчаяние, вышла на сцену, чтобы не срывать премьеру. Уже после его смерти Серова родила сына, которого назвала Анатолием.
Сталин потом часто приглашал ее в Кремль, где она сидела рядом со вдовой Валерия Чкалова, Ольгой Эразмовной. Вдовы героев были в большом почете. Сталин отыгрывал свой образ сердечного и внимательного к бедам людей вождя. Фотографии Валентины Серовой тогда постоянно печатались в газетах. На экраны вышел фильм «Девушка с характером», где она снялась в главной роли. Серова в кино - это «социальный типаж», в ее лице, повадке, облике было то, что мечтал увидеть зритель. Она создала новый социальный тип молодой, очаровательной, влекущей к себе задорной советской девушки. У нее было красивое, выразительное лицо, были юмор, естественность и, как бы теперь сказали, сексуальная притягательность.
Обладала новая звезда и еще одним немаловажным свойством: она была талантливой театральной актрисой. В 1938 году ТРАМ, где начинала Серова, был преобразован в Театр имени Ленинского комсомола, им стал руководить Иван Николаевич Берсенев. Как она потом вспоминала, ей ужасно мешало, что на каждом спектакле «Зыковых» в первом ряду сидел какой-то молодой человек с цветами и буквально прожигал ее взглядом. Он не пропускал ни одного спектакля с участием Серовой, толкался возле служебного входа, писал ей записки с просьбой о встрече. Это продолжалось довольно долго. Однажды, после долгих раздумий, она написала ему: «Позвоните мне. В. Серова». Это был начинавший тогда входить в моду поэт Константин Симонов, которому было тогда 24 года.
Открывалась следующая страница ее биографии - начало любовного романа, который будет переживать вся страна. Зимой 1941 года на страницах «Правды» было опубликовано тут же ставшее знаменитым стихотворение «Жди меня» с посвящением «В.С.» А в 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением «Валентине Васильевне Серовой». Книжку нельзя было достать. Стихи переписывали от руки, учили наизусть, посылали на фронт, читали друг другу вслух. Ни один поэт в те годы не знал столь оглушительного успеха, какой познал Симонов.
В годы войны театр был эвакуирован в Фергану. Там Серова почти ежедневно получала от Константина Симонова письма. Театр вернулся из эвакуации только в апреле 1943 года. В том же году Серова согласилась стать женой Симонова. Это была его страсть - сильная мужская страсть к женщине, которая поначалу не любила его и не была особенно к нему привязана. Свадьба с Симоновым во многом изменила ее жизнь. Он был любимцем Сталина, на привилегированном положении, одним из руководителей Союза советских писателей. Очень талантливый, умный, мужественный человек, но преклонявшийся перед режимом, внутри которого существовал.
Творческий период жизни Серовой, когда она была вместе с Симоновым, был для нее самым счастливым. Она снималась в кино. «Сердца четырех» - незамысловатая комедия о забавной любовной путанице, где с Серовой снимались Людмила Целиковская, Евгений Самойлов и Павел Шпрингфельд, до сих пор смотрится с большим удовольствием. Фильм «Жди меня» с огромной художественной правдой выразил свое время, а зрители и тогда, и сейчас проявляют немалый интерес к этой картине. В 1946 году Серова снялась в фильме «Композитор Глинка» в роли жены Глинки. В роли Пушкина там снялся кумир 30-х и 40-х годов Пётр Алейников. Фильм был неудачным, но Серова получила за эту роль звание лауреата Сталинской премии.
И на театральной сцене Серова в те годы создает свои лучшие образы. Симонов специально для нее пишет пьесы - «Под каштанами Праги», «Так и будет», «Русский вопрос» (шел в пяти московских театрах), «Русские люди». И в каждой пьесе Серова с блеском исполняет главные роли. Она была в моде - элегантная, зажигательная, Женщина в высоком смысле этого слова.
Валентина Серова много выступала с концертами. Однажды в одном из госпиталей, где на излечении находился высший комсостав, ее попросили выступить в отдельной палате. Она пришла туда и увидела бледное, исхудавшее, умное, красивое лицо, и на нем - огромные синие глаза, в которых было нетерпеливое и напряженное ожидание. Это был маршал Константин Рокоссовский. Они долго разговаривали, и когда Серова вернулась домой, она тут же заявила Симонову, что влюбилась. Насколько близки были Серова и Рокоссовский, никому неизвестно. Только в 1968 году, услышав по радио о смерти Рокоссовского, она рассказала своей дочери, Марии об их коротком романе.
Симонов отправил нелюбимого им сына Серовой Анатолия в интернат куда-то за Урал. Это была страшная ошибка. Серова очень этим казнилась, не могла простить этого ни себе, ни мужу. В 1949 году она ушла из Театра имени Ленинского комсомола, где прослужила четырнадцать лет. От всех свалившихся на нее неприятностей она начала выпивать неожиданно для всех, и остановить себя уже не смогла.
Прошло еще восемь совместных с Симоновым лет, у них родилась дочь Маша. Константин Симонов еще пытался наладить жизнь. Он содействовал тому, что Валентину зачислили в Малый театр, который был ей чужд. Серову приняли там очень холодно. Она сыграла в Малом театре единственную роль - Коринкину («Без вины виноватые»), но не любила ни эту роль, ни этот спектакль. Однажды она пришла на спектакль «не в форме». Старые актрисы Малого театра были возмущены, они затеяли товарищеский суд над Серовой. После собрания в фойе театра появился Симонов, поднял заплаканную Серову на руки, снес по лестнице, усадил в машину и увез. Больше она в театре не появлялась.
Завидовали ей все и всегда, даже мать - Клавдия Половикова, талантливая актриса, но очень недобрый человек, которая плохо относилась к дочери и ревновала ее к успеху.
Валентина Серова поступила в Театр им. Моссовета, где проработала девять лет. За все это время она получила лишь одну стоящую роль - Лидию в пьесе «Сомов и другие». Она играла в очередь с Любовью Орловой и своей игрой вызывала восхищение и публики, и критики, и коллег по театру.
А в доме у нее был разлад. В 1957 году они с Симоновым расстались. Он устал от ее нервных срывов, пристрастия к питью, от того, что в доме не было покоя.
Сначала Валентина Васильевна боролась - она боялась остаться одна. Серова была очень ранимым и незащищенным человеком. Но Симонов сразу женился вновь.
Она осталась одна, дочь забрала бабушка: Клавдия Половикова даже судилась с Серовой из-за девочки. Маша рвалась к матери, и по достижению совершеннолетия вернулась к ней. Это было довольно мучительно: обожая мать, Мария не могла жить с нею рядом.
Серова рано постарела. Алкоголизм очень сильно сказался на ее внешности. Из-за пьянства ее уволили из Театра им. Моссовета. Валентина Васильевна ненадолго вернулась в Ленком, но и там ее уволили по сокращению штатов.
Потом ненадолго был Ногинский театр, и в конце - Театр киноактера (с 1964 года). Она пила страшно, отчаянно. Последние годы ее жизни ничем не напоминали о том, что когда-то эта всеми брошенная женщина принадлежала к элите. Серова была не столько постаревшая, сколько сломленная. Все те люди, кто пил за ее здоровье в хлебосольном симоновском доме, теперь отвернулись от нее. Актриса узнала и безработицу, и нужду, и унижения. Числясь в Театре киноактера, каждое утро она звонила диспетчеру и спрашивала, есть ли для нее работа. И каждое утро получала ответ: «Нет, Валечка, для вас работы нет». Ее дочь вспоминала, что в те годы Серова была ожесточенной, совершенно потерянной, загнанной в угол. Ее сын Анатолий - такой же алкоголик, как и мать, умер за полгода до нее. Похоронили его в Монино, под Москвой, где он жил с новой женой. Серова не была на похоронах - она была уже в бессознательном состоянии.
Валентина Васильевна Серова умерла 11 декабря 1975 года. Умерла одна, в пустой квартире, сутки пролежала на полу. Ни некрологов, ни статей в газетах не последовало - лишь коротенькое извещение в газете «Вечерняя Москва». Панихида была в Театре киноактера. Народу было немного, но люди выходили к гробу и говорили - с нежностью, болью, обидой и горечью. Похоронена актриса на 25-м участке Головинского кладбища Москвы рядом с отцом.
Очень многие люди, окружавшие Серову, отошли в небытие, даже Симонов. А Серова остается в памяти в образе романтической женщины, умеющей дарить людям счастье, и актрисы, не умевшей терять.
По мотивам биографии Серовой был снят телесериал «Звезда эпохи», где роль Серовой (в сериале Седовой) сыграла актриса Марина Александрова.
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1946).
Лауреат Государственной премии СССР (1947, за участие в фильме «Глинка»).
Театральные работы:
Московский ТРАМ (Театр им. Ленинского комсомола) (1933-1941, 1943-1950, 1959-1964):
Франци - «Продолжение следует» А.Б руштейна (1934)
Любовь Гордеевна - «Бедность не порок» А.Н. Островского (1935)
Театр драмы Н. Горчакова (1941-1943)
Малый театр (1950-1951):
Коринкина - «Без вины виноватые» А.Н. Островского
Театр им. Моссовета (1951-1959):
Лидия - «Сомов и другие» М. Горького (1954)
Московский государственный театр киноактёра (1964-1975)
Фильмография:
Строгий юноша (1935) роль: Лиза
Девушка с характером (1939) главная роль: Катя Иванова, работница дальневосточного зверосовхоза
Весенний поток (1940) главная роль: Надежда Ивановна Кулагина, учительница
Сердца четырёх (1941) главная роль: Галина Мурашова, математик, доцент МГУ
Жди меня (1943) главная роль: Лиза Ермолова
Глинка (1946) роль: Мария Петровна, жена Глинки
Заговор обречённых (1950) роль: Кира Рэйчел, журналистка из Чикаго
Бессмертный гарнизон (1956) главная роль: Мария Николаевна Батурина, жена командира гарнизона Брестской крепости
Арена (1967) роль: жена Рыжего клоуна
Королевская ложа (телеспектакль) (1969) роль: Беатриче
Кремлёвские куранты (1970) роль: Лидия Михайловна Забелина, жена профессора
Дети Ванюшина (1973) роль: генеральша Кукарникова, вдова
Как уходили кумиры (документальный) (2005) фильм «Валентина Серова», архивные кадры
Озвучивание и вокал:
Девушка с характером (1939) вокал: песня "У меня такой характер"
Тимур и его команда (1940) роль: Ольга Александрова (роль Марины Ковалёвой)
Жди меня (1943) вокал: романс "Сколько б ни было в жизни разлук, в этот дом я привык приходить..."; застольная "Мы сегодня выпили как дома, коньяку последний мой запас..."; песня "Ты, крылатая песня, лети с ветром буйным в родные края..."
Минувшие дни (1969) роль: Офтоб-аим (роль А. Мурадовой)