Солоницын Анатолий (Отто) Алексеевич – заслуженный артист РСФСР (1981), советский актер театра и кино, родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковской области в семье поволжских немцев. Его отец был журналистом и работал ответственным секретарем газеты «Горьковская правда».
Настоящее имя Анатолия Солоницына - Отто. В год его появления на свет вся страна, затаив дыхание, следила за подвигом отважных челюскинцев, и отец решил назвать новорожденного малыша в честь руководителя экспедиции Отто Шмидта. Когда же началась война с фашистами, мальчик наотрез отказался откликаться на немецкое имя и потребовал, чтобы его называли Толиком. Родные согласились, но по документам он так до конца дней и оставался Отто, что создавало определенные трудности.
Вообще вся жизнь Солоницына состояла из сплошных трудностей. После школы он поступил в строительный техникум, но учеба была не в радость, и при малейшей возможности будущий замечательный актер сбегал с занятий в кино или театр.
Три раза пытался Солоницын поступить в ГИТИС, и три раза его срезали с формулировкой «ввиду профнепригодности». В 1957-1960 годы он все же учился в театральной студии при Свердловском драмтеатре, а затем шесть лет проработал в нем.
Солоницын часто менял театры, был готов бросить всё и нестись на другой край света ради единственной интересной роли. Сменял Свердловск на Таллин ради того, чтобы сыграть в полузабытой пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощёчины» (про неё неожиданно вспомнили под юбилей писателя). Театр Ленсовета бросил, когда Тарковский позвал его в Москву играть Гамлета в Ленкоме. Это была последняя роль Солоницына на сцене. Может быть, потому, что после работы с Тарковским в театре не представлял себе, куда можно развиваться дальше.
Хотя в театре актером было сыграно более 100 ролей, творить ему удалось прежде всего в кино. Солоницыну действительно крупно повезло. В 1965 году в журнале «Искусство кино» напечатали сценарий фильма «Андрей Рублев». Никому не известный тогда еще актер Свердловского драматического театра загорелся сыграть роль главного героя. На свой страх и риск, взяв в театре отгулы, он отправился в Москву. Чудо, фантастика, но Тарковский сразу же увидел в нем Андрея Рублева. Однако на роль был уже утвержден Станислав Любшин, да и все окружение режиссера приняло Солоницына в штыки. Тогда Тарковский взял фотографии двух десятков актеров, в том числе и Любшина, снимавшихся в пробах к «Рублеву», и отправился к историкам и реставраторам, специалистам по древнерусскому искусству. Никто из них, конечно, не знал, как точно выглядел иконописец, но все как один указали на Солоницына.
Немалых трудов стоило Тарковскому утвердить свердловчанина Солоницына на роль Рублёва. Этот фильм изрядным образом повлиял на судьбу актёра и даже на его понимание профессии. Как рассказывал про своего старшего брата писатель Алексей Солоницын, Анатолий воспринял свою работу как послушание, а высшей актёрской доблестью стал почитать точное выполнение замысла режиссёра.
С первой же совместной работы Солоницын стал для Тарковского любимым актером. Он снимал Анатолия во всех своих последующих картинах, за исключением тех, что вынужден был делать уже за границей. А для Солоницына Тарковский стал главным режиссером. Актёр был готов ради него на любые жертвы.
Дочь актера, киновед Лариса Солоницына, вспоминала: «Тарковский был режиссером, требующим абсолютного к себе доверия, беспрекословного подчинения. А отец как раз считал: высшая актерская доблесть - точное выполнение замысла режиссера. Они идеально совпали по своим внутренним позициям».
В финальной сцене фильма «Андрей Рублев» после обета молчания иконописец должен был начать говорить. Тарковский сказал Солоницыну: «Толя, ты должен помолчать месяц, а то и два, чтобы голос стал старческим, надтреснутым». Но Солоницыну этого показалось мало, и он не только два месяца объяснялся со всеми знаками - за несколько дней до съемок он перетянул горло шарфом и чуть было не посадил связки.
Первый раз Анатолий женился на театральной гримерше, оказавшейся весьма ветреной особой. Неисправимый романтик Солоницын видел в ней Сонечку Мармеладову и верил, что любовью и доверием поможет ей переродиться. Очень скоро этот брак распался: Сонечки Мармеладовой из гримерши не получилось, она просто-напросто не читала Достоевского.
«Анатолий был абсолютно не устроен в жизни», - считали друзья артиста. Да и сам он записал в дневнике: «Женщины любили меня не больше трех месяцев… «Я - романтик. Худой Дон Кихот, который верит в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю».
Рассказывает дочь артиста Лариса: «Отец был человеком очень верным, очень порядочным и в то же время очень требовательным - и к себе, и к окружающим. Многие женщины пытались завести с ним, уже известным артистом, легкий роман, но отца, несмотря на то что он слыл балагуром и весельчаком, такие отношения не устраивали. Отношения с мамой были наиболее длительными в его жизни. Они прожили вместе 15 лет. Жизнь у нас была крайне необеспеченной. Когда отец получал гонорар за съемки, у нас в доме две недели стоял пир горой, потом мы опять жили впроголодь. Отец вынужден был постоянно колесить по стране с концертами. Их отношения с мамой были крайне неровными: после бурных ссор следовали столь же бурные примирения. Наверное, с годами отец устал от бурных ссор и примирений. Ему захотелось тихой семейной жизни. Такой образ жизни отцу сумела создать его третья супруга, Светлана, с которой он познакомился на съемках фильма «Сталкер».
В 1981 году Анатолию Солоницыну присвоили звание заслуженного артиста России. На западноберлинском кинофестивале ему был присужден приз «Серебряный медведь». Он наконец-то обрел свой собственный дом - «Мосфильм» выделил кооперативную квартиру. Жить бы, как говорится, и радоваться. Но жить 47-летнему артисту оставалось меньше года. В 1981 году во время съёмок очередного фильма в Монголии Солоницын упал с лошади и ушиб грудь. Его поместили в больницу, и во время обследования врачи обнаружили у него рак лёгких. Конец актёра был предрешён.
Все думали, он не знает, что у него рак, а он все прекрасно знал и только делал вид, что не догадывается, чтобы облегчить страдания жены.
Анатолий Солоницын ушёл из жизни 11 июня 1982 года. Похоронен актёр в Москве на Ваганьковском кладбище, участок № 37. Вскоре на его могиле был воздвигнут памятник - фигура монаха, выходящего из церковного портала (Андрей Рублев).
Более 30-ти лет прошло с того дня, как не стало Анатолия Солоницына, но остались фильмы, в которых он играл. Фильмы разные - великие, хорошие, средние... Но ни за одну сыгранную роль актёру не было бы стыдно.
Семья:
Младший брат: Алексей Алексеевич Солоницын, журналист, писатель, живёт в Самаре.
Первая жена: Людмила Солоницына (Успенская), проживает в Екатеринбурге, в прошлом работала на Свердловской киностудии.
Вторая жена: Лариса Солоницына (Сысоева).
Дочь: Лариса Солоницына (1968 г.р.), директор Музея кино (с 2014); окончила ВГИК, киноведение.
Внук Артемий Солоницын (1997 г.р.).
Третья жена: Светлана.
Сын: Алексей, окончил МССШМ, работал следователем. После приглашения Маргариты Тереховой сняться в фильме оставил карьеру следователя. Сейчас работает в кинокомпании "Коктебель".
Годы учебы и работы:
1951-1952 - Саратовский весоремонтный завод, слесарь-весоремонтник
1952-1954 - учился в 9-10 классах средней школы
1954-1956 - завод сельхозмашин имени Фрунзе, слесарь-инструментальщик
1956-1957 - Первомайский РКЛКСМ (г. Фрунзе, Киргизия), заведующий организационным отделом
1957-1960 - учился в Свердловской театральной студии при Свердловском Драмтеатре
1960-1966 - актёр Свердловского театра драмы
1966-1967 - актёр Театра драмы имени Горького (БССР)
1967-1968 - актёр Одесской киностудии (по договору)
1968-1970 - актёр Новосибирского театра драмы "Красный факел"
1970-1971 - актёр Русского драматического театра (Таллинн)
1971-1972 - актёр Киностудии имени Горького (по договору)
1972 - актёр Киностудии «Ленфильм» (по договору)
1972-1976 - актёр Театра имени Ленсовета
Театральные работы (более 100 ролей):
Иван Петрович - «Униженные и оскорбёенные» Ф.М. Достоевского
Афоня Лапченко - «Иркутская история» А. Арбузова
Анатолий - «Цветы живые» Н. Погодина
Задорнов - «Океан» А. Штейна
Гвиччарди - «Четвёртый» К. Симонова
Урукай - «Приваловские миллионы» Д. Мамина-Сибиряка
Гном Четверг - «Белоснежка и семь гномов»
Гамлет - «Гамлет» У. Шекспира
«Тот, кто получает пощёчины» Леонида Андреева
Театр "Красный факел" (1968-1970):
Годунов - «Борис Годунов» (1968, реж. А. Сагальчик)
Награды и звания:
Заслуженный артист РСФСР (1981).
Приз МКФ в Западном Берлине "Серебряный медведь" за лучшее исполнение мужской роли (1982, за роль в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»).
Фильмография:
Дело Курта Клаузевица (короткометражный) (1964) главная роль: Курт Клаузевиц
Андрей Рублев (1966-1969) главная роль: Андрей Рублёв
Анютина дорога (1967) роль: Степан, начальник продотряда
В огне брода нет (1967) роль: Иван Евстрюков, комиссар
Один шанс из тысячи (1968) главная роль: капитан Мигунько, он же разведчик Вайзинг (озвучил Анатолий Кузнецов)
В лазоревой степи (киноальманах) (1970) главная роль: Игнат Крамсков, новелла «Коловерть» (1-я)
Проверка на дорогах (1971) главная роль: Игорь Леонидович Петушков, майор, политрук
Гроссмейстер (1972) роль: отец Сергея Хлебникова
Любить человека (1972) главная роль: Дмитрий Андреевич Калмыков
Принц и нищий (1972) роль: Лорд Сент-Джон
Солярис (1972) роль: Сарториус, астробиолог
Зарубки на память (1973) главная роль: Ромус Чербуну
Алиса Фрейндлих. Избранное (документальный) (1973)
Зеркало (1974) роль: судебный врач, прохожий
Под каменным небом | Under en steinhimmel (СССР, Норвегия) (1974) роль: Хофмайер, немецкий полковник
Последний день зимы (1974) роль: Михаил Соловцов
Свой среди чужих, чужой среди своих (1974) главная роль: Василий Антонович Сарычев, предгубисполкома
Наследники (1974) роль: Алексей Фёдорович Быстров
Моё поколение (телеспектакль) (1974)
Между небом и землей (1975) роль: Орлов, полковник
Воздухоплаватель (1975) роль: Анри Фарман, хозяин авиашколы
Доверие (1975) роль: Шотман
Там, за горизонтом (1975) роль: Бочажников
Память (1975) роль: врач, 3-я серия
Агония (1975) роль: муж баронессы, полковник
Восхождение (1976) роль: Павел Гаврилович Портнов, следователь на службе у фашистов
Легенда о Тиле (1976) роль: Рыбник
Пока стоят горы... (1976) роль: следователь
А у нас была тишина (1977) роль: Петруха
Сумка инкассатора (1977) роль: Иван Тимофеевич, генеральный прокурор
Юлия Вревская (СССР, Болгария) (1977) роль: доктор Павлов
Поворот (1978) роль: Константин Королёв, сын погибшей
Трасса | Direction | Trasa (СССР, Чехословакия) (1978) роль: Лев Николаевич Сливин, работник министерства (озвучил Игорь Ефимов)
Предвещает победу (1978) главная роль: Виктор Вершинин, инженер, дворянин, офицер
Сталкер (1979) главная роль: Писатель
Телохранитель (1979) главная роль: Султан-Назар, шейх
Двадцать шесть дней из жизни Достоевского (1980) главная роль: Фёдор Михайлович Достоевский
Из жизни отдыхающих (1980) роль: Толик Чикин, строитель
Сергей Иванович уходит на пенсию (1980) роль: Владимир Васильевич, знакомый Наташи
Таинственный старик (1980) роль: Кондратий Фаддеич, скупщик краденного
Бумеранг (короткометражный) (1980) роль: Маклейн, шериф
Мужики! (1981) роль: отец Павлика, спившийся и жалкий художник
Тайна записной книжки (1981) роль: Мартын Мартыныч, махинатор, глава преступного сообщества
Шляпа (1981) роль: отчим Ани
Великая судьба (1981) роль: Бакич
Раскиданное гнездо (1981) роль: Незнакомый странник
Остановился поезд (1982) главная роль: Малинин, журналист
Чудотворство (документальный) (1989) архивные кадры
Чтобы помнили... (документальный) (1995) фильм «Анатолий Солоницын» (8-й), архивные кадры