Светличная Светлана Афанасьевна - заслуженная артистка РСФСР (1974), советская и российская актриса, родилась 15 мая 1940 года в городе Ленинакан в Армении в семье генерала. В семье у родителей Светличной было трое детей: старший брат Валерий, Светлана и Олег, который родился через 13 лет после Светланы, но в один день с ней - 15 мая. Старшего брата уже нет, младший брат пошёл по стопам отца: он стал военным, сейчас находится в отставке и живёт в Пензе.
К сцене и экрану Светочку готовили чуть ли не с пеленок. В семье, кочевавшей по просторам СССР, царил достаток, поэтому у мамы оставались и время, и силы на художественную самодеятельность для себя и драмкружки для малышки. Женщина старалась не отрываться от искусства ни в Ленинакане в Армении, где родилась Света, ни в Ахтырке в Сумской области, где девочка пошла в первый класс, ни в Прибалтике, где будущая кинозвезда получила школьный аттестат.
Если бы не мамина настойчивость, закомплексованная Света никогда не рискнула бы поступать во ВГИК, но после выпускного в школе ей вручили билет на поезд до Москвы и дали родительское благословение. Симпатичная провинциалочка приглянулась приемной комиссии, разглядевшей в перепуганной абитуриентке искру таланта, и Светлана успешно прошла три тура испытаний.
Светличная была принята на курс выдающегося режиссера и педагога Михаила Рома. Вместе с ней учились Галина Польских, Андрон Кончаловский, Валерий Носик. Светлана быстро попала в число любимиц мэтра. Гибкий талант студентки позволял примерять на нее любые образы, использовать какие угодно режиссерские методики. Кроме того, у первокурсницы открылись незаурядные хореографические способности. Посмотреть на ее занятия танцами сбегались все свободные от лекций студенты. Уже к середине семестра Светлана стала очень популярной личностью во ВГИКе. Она гордилась, что оправдала мамины ожидания.
На одном из праздников, проходивших в общежитии, Светлана впервые увидела Владимира Ивашова. Тогда утонченной генеральской дочери он понравился. Чуть позже она увидела «Балладу о солдате», где Ивашов сыграл главную роль Алеши Скворцова. Эта работа принесла актеру мировую известность. Алёша Скворцов в исполнении Владимира потряс сердце Светланы душевной чистотой, и девушка влюбилась.
Развязка наступила на генеральной репетиции «Казаков» по повести Толстого, где по сценарию парочка должна целоваться. Режиссер почему-то все время откладывал эту сцену. Лишь на финальном прогоне спектакля Ивашов страстно обнял и поцеловал свою робкую партнершу, чуть не упавшую в обморок от счастья. Как только опустился занавес, он сказал: «Светка, мне кажется, что я тебя люблю!».
Через полгода они играли свадьбу, а через год у пары родился сын Алёша, названный в честь главного героя «Баллады о солдате». Первое время молодожены жили у родителей Ивашова. В одной комнатушке коммуналки ютились семь человек, что, конечно, не способствовало установлению хорошего климата в семье. С самого начала у невестки не сложились отношения со свекровью.
Творческая жизнь актерской пары складывалась успешно. В кино Светлана дебютировала еще до замужества, сыграв эпизодическую роль Натки в киноповести Михаила Калика «Колыбельная».
В 1961 году она получила главную роль Нади Колчиной в фильме режиссера Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо». Сама актриса так вспоминала об этой роли: «Я играла жену летчика, которого играл Рыбников. Меня старили – его омолаживали. Но получилась очень хорошая пара. Я защищала диплом, и мне Михаил Ильич Ромм за эту работу поставил отлично».
В 1963 году после окончания ВГИКа Владимир Ивашов и Светлана Светличная поступили на службу в Театр-студию киноактера. Молодые актеры после длинных хождений по коридорам власти и бюрократических проволочек наконец получили отдельную двухкомнатную квартиру. Впереди была вся жизнь, и они верили, что их ждет блестящее будущее.
В 60-е годы Ивашов и Светличная много снимались, и фильмы с их участием зачастую имели успех у зрителей. Пару раз Светлана Светличная снялась вместе с мужем, правда это были эпизодические роли. Так в «Герое нашего времени», где Владимир сыграл Печорина, Светлана снялась в роли девушки-контрабандистки. Так же эпизодическую роль она сыграла в приключенческом фильме «Новые приключения неуловимых», где Ивашову досталась роль адъютанта полковника Кудасова.
Были роли и гораздо более известные. В популярной комедии Эдмона Кеосаяна «Стряпуха» она сыграла Павлину Хуторную, в военной балладе «Чистые пруды» - Катю-русалку, в мелодраме «Неподсуден» - стюардессу Вику, в лирической комедии «Не самый удачный день» - маму. Эти роли создали Светличной имидж самой красивой актрисы страны.
Самый большой успех актрисы пришелся на комедию Гайдая «Бриллиантовая рука». Ей досталось там всего лишь несколько эпизодов, однако их вполне хватило, чтобы Светличная вошла в историю советского кино в качестве первой актрисы, показавшей стриптиз. Мало кто знает, но одно время этот эпизод даже вырезался из фильма по приказу высокого руководства.
В 70-е годы личная жизнь Ивашова и Светличной складывалась непросто. Как вспоминает сама Светличная: «Первые десять лет - потрясающие: мы Ромео и Джульетта. Потом - сложная середина». Был момент, когда их брак висел на волоске. Начались семейные неурядицы, взаимная ревность к поклонникам, измены.
Светлана Светличная вспоминает: «То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи. Он понимал, что я - человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, и у меня могут быть какие-то закидоны, но он был однолюб, умел прощать… Я была противной. Володя был степенным. Если бы я вышла замуж за другого, наверное бы, у меня был не один муж. Выдержать мои закидоны трудно».
Самой громкой стала ее связь с Андреем Мироновым на съемках «Бриллиантовой руки». В перерывах контрабандист Козодоев не давал прохода сексапильной блондинке. Она ответила взаимностью. «Доброжелатели» оперативно проинформировали Владимира о проделках дражайшей половины, и он решил презентовать супруге ответные «рога».
Вернувшись в Москву, Светлана традиционно покаялась в грехах, муж простил и с легкой душой отправился на свидание с любовницей. Соперница Светличной оказалась такой красавицей, что ветреная актриса задумалась о сохранении семьи, отбросив мысли о романах на стороне. Для верности она даже родила второго сына Олега.
Владимир оказался замечательным отцом. И все же супруги продолжали ссориться чуть ли не каждый вечер, выясняя, кто достиг в кино большего. Разборки заканчивались объятиями, поцелуями и праздничными столами после возвращения Светланы со съемок. Сумасшедшая юношеская любовь оказалась неубиенной, как герои современных блокбастеров. Помогло сохранить брак и то, что Ивашов никогда не ревновал жену к славе.
В 70-е годы карьера Светличной в кино складывалась не слишком удачно. На ее счету были только две роли, которые запомнились зрителям. Одна из них - это Габи в легендарном телесериале «Семнадцать мгновений весны», который вышел на экраны в 1973 году. После этой работы Светлане Светличной было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР. Другая роль - Надя в другом не менее легендарном телесериале «Место встречи изменить нельзя» (1979).
Правда, была еще одна интересная работа - главная роль Милли Вимерфорд в советско-венгерской комедии «Держись за облака». Этот фильм был снят в 1973 году, но в Советском Союзе в широкий прокат так и не вышел, оставшись для отечественного зрителя неизвестным. О остальных ролях того десятилетия Светлана Светличная вспоминает с неохотой, а о своих работах в фильме-катастрофе «Когда дрожит земля» и публицистической драме «Корень жизни», где главную роль сыграл ее муж, и вовсе с отвращением.
Почему же талантливую актрису не приглашали сниматься? Светличная объясняет это так: «Могла быть причиной невостребованности в советском кинематографе моя несоветская внешность. Я ездила за рубеж очень часто. Нону Мордюкову не брали. Я же была в Мексике, во Франции, Швеции… Я была похожа на западных актрис. И самое страшное для меня было то, что я ездила с чужими картинами. Ведь меня на роли не брали. Сколько я нажила себе врагов!»
Владимир Ивашов, в отличие от жены снимался чаще, но такой роли как Алёша Скворцов у него так и не было. Режиссеры безжалостно эксплуатировали его внешность, его популярность, так и не предложив ему ничего серьезного.
В 80-е годы Светличная и Ивашов снимались крайне редко, а с начала 90-х их и вовсе перестали приглашать. Большим ударом для обоих актеров стал развал Театра-студии киноактера. В 1993 году там началась генеральная чистка. Новый руководитель театра - бывший парторг ГАИ - решил избавиться от «балласта» и уволил 180 актеров из 230 числившихся в труппе. В число «балласта» вошли такие актеры, как Леонид Куравлев, Марина Ладынина, Николай Крючков и другие. Талантливые актеры перестали быть нужными стране. Ивашов и Светличная ушли из театра добровольно.
Светличная смирилась с уходом популярности. Женщина в расцвете сил увлеклась ролью жены и матери. С радостью она возилась на кухне, убирала, стирала, воспитывала сыновей. Светлана прекрасно готовила, а Владимир очень красиво сервировал стол. Их дом всегда славился хлебосольством, и многочисленные друзья и знакомые с удовольствием их посещали.
Но в отличие от жены, Владимир очень страдал от своей невостребованности. Чтобы обеспечивать семью, он устроился простым рабочим на стройку. Непосильная работа и стала причиной его преждевременной смерти.
В марте 1995 года Владимиру Ивашову пришлось работать особенно много. В ту весну Владимир плохо себя чувствовал. На стройке его щадили, но с его язвой такая работа была недопустима. Во время разгрузки очередной машины с шифером Ивашову внезапно стало плохо. Срочно вызвали врачей. В больнице ему сделали операцию, но это не помогло: сердце не выдержало. Он скончался в ночь на 23 марта в 1-й Градской больнице на 56-м году жизни.
После смерти мужа Светличная осталась совершенно одна. В этот период ей помогли ее сыновья. Раньше Алексей и Олег прекрасно обходились без матери, месяцами пропадавшей на съемках, и только после смерти отца поняли, как она им дорога.
Оба сына Светличной когда-то мечтали стать артистами, хотя родители и были против. Но с этой мечтой им пришлось распрощаться. Алексей работает зубным техником. Он женат, имеет дочь Машу, которая тоже стала стоматологом, и внука Владимира, который носит фамилию Ивашов. Олег умер в 33 года в своём доме в Ивановской области, похоронен рядом с отцом.
Некоторое время после смерти мужа Светлана бедствовала, жила в нищете, подрабатывала уборщицей. Единственным другом был пес Филя. Пожилая хозяйка каждый день разговаривала со старичком-сеттером. Однажды их идиллию нарушил Сергей Сокольский, поэт, бард, художник, на 20 лет моложе Светличной. Очарованная его талантом, женщина забыла о разнице в возрасте и просто сказала: «Женись на мне. Я тебе помогу, в люди выведу». Парень клюнул на заманчивую наживку. Через неделю они расписались, а через 27 дней развелись. Светлана неохотно комментирует этот неудачный опыт.
Сегодня она свободна. От одиночества не страдает. Вниманием поклонников не обделена, но о замужестве слышать не хочет, так как потенциальные женихи не идут ни в какое сравнение с Владимиром Ивашовым.
Даже в сейчас Светличная остается женщиной до кончиков ногтей. Регулярно делает гимнастику, тщательно следит за внешностью, с удовольствием ходит по модным бутикам вместе с внучкой Машей. Светлана не скрывает свой возраст, но и не распространяется о количестве прожитых лет. Любит море, солнце, природу, животных, вечеринки в тесной компании друзей.
В 2004 году, после 20 лет «простоя», актриса сыграла в мелодраме Ренаты Литвиновой «Богиня», а затем в картинах: «Дом у соленого озера» (2004), «Куратор» (2007, главная роль), «Похищение Богини» (2009), «Гаражи» (2010), «Девушка и смерть» (2012).
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Театральные работы:
Марья Тимофеевна Лебядкина - «Бесы» по роману Ф.М. Достоевского (реж. В. Спесивцев)
Сюзанна - «Чудо» по пьесе «Чудо святого Антония» и другим произведениям М. Метерлинка (реж. С. Кулиш, 1976)
Клипография:
«Танец перехода» (реж. Сергей Воеводин, 2010)
«Молчать» (группа "Пилар", 2011)
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1974).
Медаль А.С. Пушкина за монолог Татьяны Лариной (1999).
Почётный приз за талант и народное признание на МКФ "Фестиваль фестивалей"
Премия "Бриллиантовая шпилька" - "Блондинкой по заслугам" (2006).
Приз зрительских симпатий на XI Бердянском Международном кинофестивале (2008).
Премия журнала "Hello" "Самая стильная в России" в номинации "Икона стиля" (2009).
Приз за вклад в комедию на фестивале "Амурская осень" (2010).
Премия от телеканала Fashion TV - Fashion People Awards 2011 - титул "Икона стиля" (2011).
Почётный гражданин Советска (2011).
Приз XXI Российского кинофестиваля "Литература и кино" в Гатчине "За преданность кинематографу" (апрель 2015 года).
Премия Fashion People Awards - "Икона стиля" (2015).
Победитель VIII Международного кинофестиваля "От всей души"» в Ульяновске в номинации "Легенда российского киностиля" (2016).
Фильмография:
Колыбельная (1959) роль: Натка + вокал
Мне двадцать лет (1962-1964) роль: Светлана
Им покоряется небо (1963) роль: Нина Колчина
Юность (киноальманах) (1963) главная роль: Светлана, новелла «Тётка с фиалками»
Пока фронт в обороне (1964) роль: Катя, связистка
Чистые пруды (1965) роль: Катя-Русалка
Тридцать три (1965) роль: Нина Светлова, телеведущая
Стряпуха (1965) главная роль: Павлина Григорьевна Хуторная, молодая вдова, красивая казачка
Герой нашего времени (1965) роль: Ундина, девушка-контрабандистка, фильм «Максим Максимович. Тамань» (1-й)
Не самый удачный день (1966) роль: Надя Степанова, сестра Никиты
Новые приключения неуловимых (1968) роль: дама-красотка в собольем палантине в ресторане "Паласъ"
Бриллиантовая рука (1968) роль: Анна Сергеевна, черноморская путана (озвучила Зоя Толбузина)
Любить (1968) главная роль: северянка
Неподсуден (1969) роль: Вика, стюардесса
Папиросница (короткометражный) (1969) главная роль: продавщица папирос с лотка
Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые (1970, 1971) роль: дама, посетительница ресторана
Держись за облака | Kapaszkodj a fellegekbe! (Венгрия, СССР) (1971) главная роль: Милли Вимерфорд
Семнадцать мгновений весны (1973) роль: Габи Набель, 2-я, 3-я и 6-я серии
Скворец и Лира | Skřivánek a Lyra (1974) роль: Генриетта
Закрытие сезона (1974) роль: Зоя Морено, исполнительница мото-аттракциона "Бесстрашный рейс""
Когда дрожит земля (1975) роль: Ирина
Ты - мне, я - тебе (1976) роль: Валя, приятельница Ивана Кашкина
Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (телеспектакль) (1977) роль: камео
Корень жизни (1977) роль: Сабина
Отец Сергий (1978) роль: барыня
Недопёсок Наполеон III-й (1978) роль: Меринова
Место встречи изменить нельзя (1979) роль: Надя Колесова, сестра Ларисы Груздевой
Третье измерение (1981) роль: Ольга, жена Букреева, 3-я серия
Мужской почерк (короткометражный) (1982)
Анна Павлова | Anna Pavlova | Anna Pawlowa - Ein Leben für den Tanz (СССР, Великобритания, ГДР, Куба, Франция) (1983) роль: Маша
День гнева (1985) роль: женщина с развалин
И возвращается ветер... (1991) эпизод
Дом на камне (1994) роль: нищенка с ребёнком
Чтобы помнили... (документальный) (1996) фильм «Владимир Ивашов» (18-й)
Богиня: как я полюбила (2004) роль: мама-призрак
Дом у солёного озера | Home near salt lake (Казахстан) (2004) главная роль: Зигрид, немецкая журналистка
Как уходили кумиры (документальный) (2005) фильм «Андрей Миронов»
Как уходили кумиры (документальный) (2005) фильм «Леонид Гайдай»
Рождение легенды (документальный) (2005-2008)
Звезда Империи (2007) роль: гадалка
Наблюдатель (Россия, Украина) (не был завершён) (2007) главная роль: Мария Тарасовна, бывшая актриса
Моя правда (Украина) (документальный) (2007-2015)
Фильм о фильме (документальный) (2008) фильм «Застава Ильича: Коллективный портрет Оттепели»
Неизвестная версия (документальный) (Украина) (2008) фильм «Корона Российской империи, или Снова Неуловимые»
Неизвестная версия (документальный) (Украина) (2008) фильм «Бриллиантовая рука»
Похищение Богини (Россия, Украина) (2009) роль: Афродита Попандос, европейский цирковой продюсер
Бриллиантовая ручка короля комедии. Яков Костюковский (документальный) (2009)
Владимир Ивашов. Баллада о любви (документальный) (2009)
Честь имею. Владимир Ивашов (документальный) (2009)
Неизвестная версия (документальный) (Украина) (2009) фильм «Неуловимые мстители»
Гаражи (2010) роль: камео
Нонна Мордюкова. Как на свете без любви прожить (документальный) (2010)
Николай Рыбников. Парень с Заречной улицы (документальный) (2010)
Светлана Светличная. Светить всегда (документальный) (2010)
В огнедышащей лаве любви. Светлана Светличная (документальный) (2010)
Бриллиантовая рука 2 (документальный) (2010) роль: камео
Девушка и смерть | Girl and Death, The | Mädchen und der Tod, Das (Германия, Нидерланды, Россия) (2012) главная роль: Нина в старости
"Семнадцать мгновений весны". Последний дубль (документальный) (2013)
Леонид Куравлёв. На мне узоров нету (документальный) (2013)
Беловодье. Тайна затерянной страны (2018) роль: камео
Озвучивание:
Молодые (1971) роль: Лена (роль Нелли Пшённой)
Нет ничего лучше плохой погоды (Болгария) (1971) роль: Эдит (роль Елены Райновой)
Новые центурионы | New Centurions, The (США) (1972) роль: Дороти
Возвращение (1972) роль: Анаит (роль Анаиды Топчиян)
Живите, девушки (1972) роль: Солмаз (роль Валентины Аслановой)
Беги, чтобы тебя поймали | Fuss, hogy utolerjenek (Венгрия) (1972) роль: Эва
Живите, девушки (1972) роль: Солмаз (роль Валентины Аслановой)
Шах королеве бриллиантов (1973) роль: Страута (роль Лилиты Озолиня)
Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975) роль: Лида Боссэ (роль Эдиты Пьехи)
Иисус | Jesus (США) (1979)
Золотоискатели | Cautatorii de aur (Румыния, ФРГ, Франция) (1986) роль: Эллис Кэд Уилсон (роль Франсуазы Арнуль)
Транзит для дьявола (1999)