Высоцкий Владимир Семенович – заслуженный артист РСФСР (1986), выдающийся советский актёр театра и кино, поэт, автор и исполнитель песен, родился 25 января 1938 года в Москве.
Его мама, Нина Максимовна Серегина, и отец, Семен Владимирович Высоцкий, прожили вместе около пяти лет, потом развелись и вступили во вторые браки. Семен Владимирович в 1971-1988 работал на предприятии министерства связи, затем директором школы Главпочтамта, скончался в 1997 году.
После пребывания в эвакуации на Урале, Владимир вернулся в Москву, а затем в возрасте девяти лет он вместе с отцом-офицером попал в послевоенную оккупированную Германию. Эти впечатления не были похожи на жизнь его московских сверстников в послевоенной советской столице.
Отношения Высоцкого с отчимом сложились хуже, чем с мачехой. С ней он поселился после Германии в центре Москвы - в Большом Каретном переулке, где судьба и свела его с компанией типичной городской молодежи 50-х. В годы молодости Высоцкого была в ходу блатная романтика - наследие сталинского ГУЛАГа. Ни одна дворовая компания не обходилась без гитары и душещипательных песен о Колыме, Воркуте, Мурке, а также довоенных романсов Козина и Петра Лещенко. Так в жизни Высоцкого появилась гитара.
Будучи десятиклассником, Владимир Высоцкий посещал драматический кружок, но он не сразу понял, что хочет быть актером. После окончания школы он поступил в московский инженерно-строительный институт, и, проучившись полгода, бросил его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год.
Еще полгода Владимир готовился и поступил в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе. На первом курсе он познакомился со студенткой Изой Жуковой, которая стала его первой женой. Третьекурсником Высоцкий дебютировал на киноэкране, сыграв маленькую роль в фильме «Сверстники».
Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он написал «Песню о Правде и Лжи», посвященную Окуджаве. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он написал знаменитую "Подводную лодку". Именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась.
После окончания в 1960 году школы-студии МХАТ Высоцкий некоторое время работал в театре имени А.С. Пушкина, затем в Театре миниатюр и в «Современнике». Он играл в эпизодах, в массовке и радости от этого не получал.
В 1964 году Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке: Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым, который поставил и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями. Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.
Параллельно с работой в театре была и работа в кино. Сниматься Владимир Высоцкий начал еще в студенческие годы. В 1961 году он сыграл уже замеченную публикой роль в известной молодежной картине «Карьера Димы Горина».
С супругой они рассорились, Иза уехала из Москвы, а Высоцкий на съемках очередного фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой. От второго брака у Высоцкого родились два сына - Аркадий (1962 г.р.) и Никита (1964 г.р.).
Тем временем сначала по Москве, а потом и по стране стали расходиться песни Высоцкого, которые он сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов. Актер в те годы часто снимался в кино, но роли это небольшие, серые, а фильмы скучные и пустые. Высоцкий все чаще стал находить утешение в пьянстве. Эта пагубная привычка стала причиной разлада в семье и на работе.
В 1967 году на экраны вышла картина «Вертикаль», которая принесла Высоцкому настоящий успех, особенно его песням из фильма.
Третья жена - Марина Влади (настоящие имя и фамилия - Марина-Катрин Владимировна Полякова-Байдарова, 1938 г.р.) - вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья». Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет, и все эти годы она пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого. Супруга ввела актера и певца в круг европейских знаменитостей. На Западе вышло несколько пластинок Высоцкого.
В конце 60-х годов Владимир Высоцкий много снимался в кино. Среди его работ такие фильмы как: «Короткие встречи» (Максим), «Интервенция», «Служили два товарища» (Брусенцов), «Хозяин тайги» (Рябой), «Опасные гастроли». Героико-приключенческий музыкальный фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли» подвергся в критике, но все же вышел на экраны. Картина обошла по популярности даже знаменитый фильм «Белое солнце пустыни».
К тому времени многие в СССР стали обзаводиться магнитофонами. Буквально в каждом доме стали появляться неофициальные записи песен Высоцкого, который постепенно становился настоящим кумиром. Это неподцензурное творчество очень раздражало советскую власть: Высоцкого все чаще не утверждали на роли в кино, его песни не допускались на радио и грампластинки.
В 70-е годы Высоцкий мало снимался, периодически на экранах кино можно было услышать его песни, или песни на его стихи: в драме «Сыновья уходят в бой», в приключенческом фильме «Контрабанда», в трагикомедии «Одиножды один», в героической драме «72 градуса ниже нуля» и других.
В театре на Таганке в те годы Высоцкому то дают главные роли, то выгоняют с работы за пьянство. Несколько раз Высоцкий был близок к смерти - он попадал в реанимацию из-за больного сердца, напряженной нервной деятельности, злоупотребления алкоголем.
Не выразив себя в полной мере в качестве киноактера, Высоцкий стал настоящим кумиром, исполняя свои песни. В последние годы жизни доминирующей темой творчества Владимира Высоцкого в его песнях становится исповедь. Он всё чаще обращался не только к своим современникам, но и к потомкам.
В 1979 году Владимир Высоцкий сыграл свою самую значительную роль в кино - Глеба Жеглова в сериале «Место встречи изменить нельзя». Как признавался сам актер, это была его самая любимая роль. Во время съемок Станиславу Говорухину пришлось покинуть съемочную площадку из-за отъезда на фестиваль, и он доверил режиссуру Высоцкому. У него камера начинала крутиться через несколько минут после того, как он входил в павильон. Объект, рассчитанный на неделю съемок, был "готов" за четыре дня. Владимир бы снял всю картину, если бы ему позволили. Он, несущийся на своих конях к краю пропасти, не имел права терять ни минуты. Владимир входил в павильон абсолютно готовым к работе, всегда в добром настроении и заражал своей энергией и уверенностью всех участников съемки. По этой короткой пробе легко было представить его в роли режиссера большой картины.
В этом фильме Высоцкий не исполнял своих песен, хотя первоначально очень хотел. Против этого был Говорухин, он считал, что тогда образ певца Высоцкого заслонит образ капитана Жеглова. В итоге персонаж получился очень реалистичным: многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову".
Не смотря на ряд ярких ролей, по большому счету, талант Высоцкого-киноактера так и остался нераскрытым. Множество ролей так и остались не сыгранными по разным причинам, но чаще всего из-за властей, который упорно пытались не допустить его на экраны. В 1964 году Шукшин планировал снимать Высоцкого в роли Пашки Колокольникова, но в итоге отдал роль Леониду Куравлеву. Пробовался Высоцкий и в фильмы «Софья Перовская» на роль Желябова, мелодраму «Дорога домой», приключенческом фильме «Дерзость». В фильме «Дерзость» Георгию Юнгвальд - Хилькевичу Госкино не дало снять Высоцкого под угрозой закрытия съемок. И тогда режиссер на свой страх и риск со своим звукооператором записал тридцать песен Владимира Семеновича на широкой пленке - это была первая качественная запись его песен.
Режиссеры шли на различные ухищрения, чтобы пробить в Госкино разрешение на съемки Высоцкого, но чиновники боялись как огня одного его имени. А когда роли все же доставались, то, как правило, это были небольшие тусклые эпизоды. И все таки мощный темперамент, незаурядное дарование всегда находили возможность проявиться и в ролях второго плана.
17 июля 1980 года состоялся его последний концерт в Болшево.
18 июля 1980 года был его последний выход на сцену родного театра в спектакле «Гамлет», а 20 июля 1980 года он написал последнее стихотворение: «И снизу лёд, и сверху - маюсь между...».
Жизнь Владимира Высоцкого неожиданно оборвалась в 04:10 утра 25 июля 1980 года в его московской квартире в доме № 28 на Малой Грузинской . Причиной смерти актёра был острый инфаркт миокарда. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий". Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию. Похороны стали скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья "застоя", выразителем и обличителем которого был Владимир Высоцкий. Похоронен Владимир Высоцкий 28 июля на Ваганьковском кладбище в Москве.
Сын Аркадий окончил МГУ, в мае 1982 женился, живет в Москве.
Другой сын, Никита, стал актером. Он женат второй раз, имеет двух сыновей от двух браков. Никита Высоцкий с 1996 года - директор Государственного музея Владимира Высоцкого.
Неслыханную, всенародную любовь Высоцкий заслужил, в большой степени, из-за социально-политической ситуации, в которой находилась страна в его время.
Он вслух и открыто вещал о том, чем жила страна на самом деле. Он насмешничал и печалился о том же, о чем ехидничали и горевали миллионы людей. Он один отвечал за всех. Люди двоедушничали: делали одно, а делали вид о другом, думали одно, а говорили другое.
Песни Владимира Высоцкого популярны и актуальны и сегодня. Его манера и стиль исполнения породили новый жанр: "русский шансон".
Память
Официальное признание к Высоцкому пришло только после смерти.
В 1981 году был опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого, «Нерв», и вышла первая полноценная («диск-гигант») советская пластинка.
В 1986 году Владимиру Высоцкому было посмертно присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР, а в 1987 посмертно присуждена Государственная премия СССР.
В Москве открыт Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого.
С 1994 на Гоголевском бульваре в Москве действует постоянная выставка - профессиональные и любительские фотографии из жизни Высоцкого.
В 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, министерством культуры РФ и Национальным Резервным банком учреждена ежегодная Премия Высоцкого "Своя Колея".
В 1999 году Содружество актеров Таганки осуществило постановку спектакля "ВВС" (Высоцкий Владимир Семенович).
В честь Высоцкого назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij).
На всей территории бывшего СССР установлены более 20 памятников (и столько же памятных досок), ещё 4 памятника поэту есть за рубежом.
Имя Высоцкого носят более 30 улиц (в том числе в Болгарии и Германии).
Почти 20 скал и пиков, перевалов и речных порогов, каньонов и ледников названы в честь Высоцкого. Его имя присвоено даже горному плато на архипелаге Огненная Земля.
Именем Высоцкого названы театры, корабли, самолёт, кафе, сорта цветов.
Его памяти посвящены несколько спортивных турниров.
Существует, как минимум, 6 музеев Высоцкого, из них наиболее известен «Дом Высоцкого на Таганке».
В 1987 году вышел первый фильм о Высоцком - «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», режиссёра Эльдара Рязанова. В дальнейшем разными режиссёрами было снято ещё более 10 документальных фильмов, а по роману «Чёрная свеча» Владимир Яканин снял художественный фильм «Фартовый».
Количество книг о Высоцком растёт постоянно, о нём пишут и его жёны, и друзья, и исследователи творчества.
Творчество Владимира Высоцкого, способствовавшее более широкому признанию авторской песни, косвенно помогло и становлению советского рока. Его стихи оказали прямое влияние на таких рок-музыкантов, как Александр Башлачёв, Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев («Алиса»), Андрей Макаревич («Машина времени») и Игорь Тальков. Так, например, видна прямая связь со стихами Высоцкого таких песен, как «Время колокольчиков» Башлачёва, «Сумерки» Кинчева, «Цыганочка» Юрия Шевчука. Косвенно Высоцкий повлиял и на Виктора Цоя («Кино»), Бориса Гребенщикова («Аквариум»), Юрия Клинских (Хой) («Сектор газа»), Егора Летова («Гражданская оборона») и многих других.
После смерти Высоцкого его памяти посвящены стихи и песни многих поэтов (например, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский), бардов (например, Ю. Визбор, Б. Окуджава, М. Щербаков), рок-музыкантов и исполнителей авторской песни (например, А. Башлачёв, А. Макаревич, Ю. Лоза) и других.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru и ru.wikipedia.org
Театральные работы:
Театре на Таганке (1964-1980):
«Добрый человек из Сезуана» Бертольда Брехта - Второй бог, муж, Янг Сунн (1964)
«Герой нашего времени» Михаила Лермонтова - Драгунский капитан, отец Бэлы (1964)
«Антимиры» Андрея Вознесенского (1965)
«10 дней, которые потрясли мир» Джона Рида - Керенский, артист, анархист, солдат революции, часовой и другие (1965)
«Павшие и живые», композиция Д. Самойлова, Ю. Грибанова, Ю. Любимова по стихам фронтовых поэтов - Кульчицкий, Гитлер, Чаплин, Гудзенко
«Жизнь Галилея» Бертольда Брехта - Галилей (1966)
«Послушайте!» Владимира Маяковского - Маяковский (1967)
«Пугачев» Сергея Есенина - Хлопуша (1967)
«Мать» Максима Горького - Власов - отец (1969)
«Берегите ваши лица!» Андрея Вознесенского (В этом спектакле Владимир Высоцкий в первый раз спел свою знаменитую «Охоту на волков» (1970)
«Гамлет» Вильяма Шекспира - Гамлет (1971)
«Пристегните ремни» Г. Бакланова, Ю. Любимова - Солдат (1975)
«Вишнёвый сад» А.П. Чехова - Лопахин (1976)
«В поисках жанра», Концертное представление (1978)
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского - Свидригайлов (1979)
Радиоспектакль:
«Мартин Иден» по Джеку Лондону (постановка А.В. Эфроса) - Мартин Иден (1976)
Награды и звания:
Заслуженный артист РСФСР (1986, посмертно).
Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно, за участие в телесериале «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен).
Лауреат приза V фестиваля Наций в Таормине за лучшее исполнение мужской роли (1974, за участие в фильме «Плохой хороший человек»).
Специальный диплом и приз жюри IX ВКФ в Ереване (1981, за роль в фильме «Место встречи изменить нельзя»).
Сайт памяти: www.visotsky.ru
Фильмография:
Сверстницы (1959) роль: Петя, студент театрального училища
Карьера Димы Горина (1961) роль: Софрон, шофёр
Грешница (1962) роль: корреспондент, эпизод в картину не вошел
713-й просит посадку (1962) роль: американский моряк, морской пехотинец
Увольнение на берег (1962) роль: Петька, матрос
Штрафной удар (1963) роль: Юрий Никулин, спортсмен-гимнаст-"конник", он же "Маслюков" - зав. птицефермой
Живые и мёртвые (1963) эпизодическая роль: весёлый солдат
Стряпуха (1965) роль: Андрей Пчёлка
Наш дом (1965) роль: радиотехник
На завтрашней улице (1965) роль: бригадир Пётр Маркин, бригадир земснаряда на строительстве электростанции
Саша-Сашенька (1966) эпизодическая роль: певец с гитпрой + текст песен
Вертикаль (1966) роль: Владимир, радист + музыка, текст и исполнение песен: "Песня о друге","Свои обиды", "Скалолазка", "Здесь вам не равнина", "Баллада об альпийских стрелках", "В суету городов"
Я родом из детства (1966) роль: Володя, капитан-танкист, сосед Женьки Барана + текст песен "Братские могилы", "Жил я с матерью и батей на Арбате ", "Звезды", "Холода" + вокал
Война под крышами (1967) роль: полицай + вокал, музыка песен, текст песен
Интервенция (1967) главная роль: Мишель, он же "товарищ Воронов", товарищ Степан, настоящее имя Андрей Жарков, партийное - "Евгений Бродский"
Короткие встречи (1967) главная роль: геолог Максим + текст песен, музыка песен, вокал
Срочно требуется песня (документальный) (1967)
Служили два товарища (1968) роль: поручик Александр Брусенцов
Хозяин тайги (1968) роль: Иван Рябой, бригадир сплавщиков + музыка песен, текст песен: "Не судьба меня манила", "Дом хрустальный" + вокал
Эхо далеких снегов (1969) роль: Серый
Белый взрыв (1969) роль: капитан
Опасные гастроли (1969) главная роль: Жорж Бенгальский (Николай Коваленко), артист-куплетист, а на деле подпольщик + текст песен
Четвёртый (1972) главная роль: журналист
Плохой хороший человек (1973) главная роль: Николай Васильевич фон Корен, зоолог
Остановите Потапова! (короткометражный) (1973) роль: Гамлет, фрагменты спектакля «Гамлет», архивные кадры
Единственная дорога | Okovani soferi (1974) роль: шофёр Солодов + вокал, текст и музыка песен
Бегство мистера Мак-Кинли (1975) роль: уличный певец Билл Сигер + текст песен
Единственная (1975) роль: Борис Ильич, руководитель музыкально-хорового кружка, убеждённый холостяк + текст песен
Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976) главная роль: Ибрагим Ганнибал
Их двое | Ök ketten (Венгрия, Франция) (1977) роль: знакомый главной героини
Место встречи изменить нельзя (1979) главная роль: Глеб Егорович Жеглов, капитан
Маленькие трагедии (1979) главная роль: Дон Гуан - последняя работа в кино
Высоцкий: песни-монологи (документальный) (1980)
Я возвращаю Ваш портрет (документальный) (1983) архивные кадры
Начни сначала (1985) архивные кадры
Четыре встречи с Владимиром Высоцким (документальный) (1987) архивные кадры
Два часа с бардами (документальный) (1988) архивные кадры
Я не люблю (документальный) (1988) архивные кадры
Непридуманные посвящения Владимиру Семёновичу (документальный) (1990) архивные кадры
Владимир Высоцкий. Документальная трилогия (документальный) (1998) фильмы «Я не люблю» (1-й), «Сказка о любви» (2-й), «История болезни» (3-й), архивные кадры
Чтобы помнили... (документальный) (1998) фильм «Владимир Высоцкий» (41-й), архивные кадры
Французский сон (документальный) (2003) архивные кадры
Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Владимир Высоцкий», архивные кадры
Монологи на фоне красного кирпича, или 20 лет спустя (документальный) (2007) архивные кадры
Владимир Высоцкий. Я приду по ваши души! (документальный) (2008) архивные кадры
Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй (документальный) (2008) архивные кадры
Владимир Высоцкий. Это я не вернулся из боя (документальный) (2009) архивные кадры
Уйду я в это лето... (документальный) (2010) архивные кадры
Спето в СССР (документальный) (2010) фильм «Песня о друге», архивные кадры
Андрей и Зоя (документальный) (2011) архивные кадры
Высоцкий. Вот и сбывается всё, что пророчится... (документальный) (2011) архивные кадры
Высоцкий. Последний год (документальный) (2011) архивные кадры
Белла Ахмадулина. Чистые помыслы (документальный) (2013) архивные кадры
Марина Влади. Я несла свою беду (документальный) (2013) архивные кадры
Владимир Высоцкий. Я не верю судьбе (документальный) (2013) архивные кадры
Не сыграно, не спето (документальный) (2014) архивные кадры
Озвучивание:
Ильф и Петров (документальный) (1969) читает закадровый текст
Автор музыки и текстов песен и их исполнение:
Вертикаль (1966) автор и исполнитель песен
Я родом из детства (1966)
Хозяин тайги (1968) песни "Не судьба меня манила", "Дом хрустальный"
Сыновья уходят в бой (1969) исполнение песен, текст песен
Свой остров (телеспектакль) (1971) музыка
Чёрный принц (1973) текст песен
Контрабанда (1974) текст песен, вокал
Одиножды один (1974) текст песен, музыка песен
Стрелы Робин Гуда (1975) музыка, вокал
Свой остров (телеспектакль) (1976) музыка
Середина жизни (1976) фрагмент песни "Скалолазка"
72 градуса ниже нуля (1976) текст песен, вокал
Ветер "Надежды" (1977) текст песен, музыка песен, вокал
Вторая попытка Виктора Крохина (1977) песня "Песня о давно минувших временах"
Точка отсчёта (1979) текст песен, музыка песен
"Мерседес" уходит от погони (1980) песня "Он вчера не вернулся из боя"
Баллада о доблестном рыцаре Айвенго (1982) текст баллад, музыка баллад, вокал
Если верить Лопотухину (1983) в фильме звучит лирическая инструментальная вариация на мелодию песни "Бег на месте"
Я возвращаю Ваш портрет (документальный) (1983) автор и исполнитель песни
Зачем человеку крылья (1984)
Милый, дорогой, любимый, единственный (1984) песня "Кони привередливые"
Каждый охотник желает знать (1985) автор и исполнитель песен
Вы чье, старичье? (1988) автор и исполнитель песни "Моя цыганская"
В Альдебаран (короткометражный) (1989) использована песня "В далеком созвездии Тау-Кита"
Высокая кровь | Высокая кроў (СССР, Польша) (1989) автор песен, вокал
Валерий Золотухин. В свободное от работы время (короткометражный) (1989) музыка к песне "На нейтральной полосе"
Распад (1990) музыка песен, текст песен, использована песня "Моя цыганская" ("В сон мне - жёлтые огни")
Страсти по Владимиру (1990) автор и исполнитель песен "Утренняя гимнастика", "Банька по-чёрному", использована фонограмма разговора со зрителями на концерте
Вербовщик (1991) вокал, музыка песен, текст песен
Кровь за кровь (1991) музыка песен, вокал, текст песен
Чёрный квадрат (1992) используется песня "Прерваный полет"
Я - Иван, ты - Абрам | Ivan and Abraham | Moi Ivan, toi Abraham (Беларусь, Франция) (1993) использована песня "Моя цыганская"
Лунные псы (1995) используемая музыка
Тоталитарный роман (1998) используемая музыка
Место встречи изменить нельзя. 20 лет спустя (документальный) (1999)