Зиганшина Эра Гарафовна - народная артистка РФ (2005), советская и российская актриса театра и кино, родилась 1 февраля 1944 года в Казани.
Начиналось все в Казани. Именно там родилась и росла девчонка с рыжей шевелюрой, за которую ее наградили кличкой "Бетховен". Говорят, имя имеет свою магию, и кто мог тогда знать, какой код судьбы заложен у девочки с такой величественной кличкой и с таким редким именем. Может быть, это они повинны в раздвоении ее жизни: она начала учиться в Москве, в училище имени Вахтангова, а закончила студию Товстоногова при БДТ; обрела актерскую славу в Петербурге, а гордится актрисой сегодня и Москва.
Уехав в Москву, она стала работать на два города, в разных театрах и с самыми известными режиссерами - Гетой Яновской, Романом Виктюком, Владимиром Тумановым.
Есть в искусстве имена, которые заслужили быть именами собственными, и не требуют того, чтобы добавлять к ним фамилию и даже отчество. Есть АЛИСА. Есть ЛИЯ. Есть ЭРА. И понятно, о ком идет речь.
Эра Зиганшина о себе:
«Сначала я училась в Москве. И, приехав в Ленинград, думала, что это на год-два. Каждый выходной я мчалась в Москву, смотрела спектакли, встречалась с друзьями и была уверена, что Ленинград - это мое временное пристанище. … А потом Ленинград стал моим родным городом, и здесь со мной произошло практически все, что может произойти с живым человеком.
Мне приходилось менять и преодолевать себя. По характеру, по воспитанию - по всему, я была человеком совершенно не приспособленным для театральной жизни. Я была очень резкой, не собранной. Для меня не существовало никаких авторитетов. В школе это во мне пестовали, а для театра оказалось плохо.
Когда я пришла в театр, как-то сразу стала ведущей актрисой - повезло. Начала с «Униженных и оскорбленных», и репертуар у меня был, о котором молодая актриса только мечтать может. Но, как шутят актеры: "С 1861 года у нас отменили крепостное право для всех, кроме артистов". Можно делать вид, что ты независимый, самостоятельный, что ты имеешь право голоса, но объективно это совсем не так. …
Была такая советская уравниловка, где был местный комитет, который мог собраться и отчитать человека, или ходить по коридорам и презрительно от тебя отворачиваться. Помню, что меня это очень ранило. Другое дело, что я очень рано научилась "держать лицо" независимо от ситуации.
В театре Ленинского комсомола я работала еще до Опоркова. Потом моего мужа назначили главным режиссером в Кишинев…. В это время в театр пришел Опорков и привел свою приму. А мы уехали. Когда я вернулась в Ленинград, Лариса Малеванная уже ушла из театра, а режиссер хотел сохранить спектакль «С любимыми не расставайтесь». И карты так легли, как, наверное, по судьбе и должны были лечь. Я сыграла в его спектаклях, и режиссера ближе и роднее в моей жизни не было.
Опорков резко менял мое представление обо мне. Назначить молодую актрису на старуху Пилар в спектакле «По ком звонит колокол» - это высший пилотаж риска, как бы ты не доверял актрисе, что бы там ни было, но мне был 31 год! Не имея ни фактуры, ни, что называется, тела…. Я и так-то отношусь к себе очень хорошо, эта мания величия меня всегда выручала. Но после Пилар я поняла - я могу все! Это потрясающее чувство. До Пилар я знала, что я могу, и чего я категорически не могу. Я драматическая, трагическая, жаль, что я не играла комедийные роли, потому что чувствовала, что могу это сделать. Но тут я сказала: "Я могу все!".
… Я пробовала и там, и там, и там. А потом взяла и резко поменяла подход к жизни. Я думаю о том, где мне еще получить удовольствие. Удовольствие от своей профессии, от того, что я еще жива, потому что много друзей уже ушли. От того, что могу еще двигаться по сцене и по жизни, и даже с какой-то скоростью. Теперь я живу так.
Большое удовольствие я получила от репетиций с Виктюком.
… В Москве действительно другая жизнь, другая культура, и даже другая манера существования на сцене. Вроде "песня" у нас одна и та же, и слова те же, а мелодия другая. Там если выясняют отношения, то очень резко, по-московски тяжело. Я играю в Москве «Грозу», которая пользуется колоссальным успехом. Но у этого спектакля питерская интонация.
… Я стараюсь одинаково существовать и в московском театре, и здесь. Конечно, несмотря на прошедшие годы, Ленком - это единственное место, где я себя чувствую дома. Что бы ни было. Здесь я прожила двадцать с лишним лет, здесь я чувствую "запах" отчего дома.
К кино я относилась предвзято. В 21 год у меня, может быть, еще никакого качества не было, но самоуверенность была мощнейшая. Снимали «Снежную королеву», я пришла и сказала: "Вот я хочу сняться у вас". Мне сказали: "Спасибо, мы уже утвердили". "Жаль, - говорю, - проиграете фильм". И удалилась. Через неделю они мне позвонили и пригласили сниматься. Это была роль Разбойницы.
Ради профессии мне приходилось жертвовать не чем-то, а всем. Сейчас, когда дети выросли, я стараюсь это не вспоминать. Но то, что им не додано, - это несомненно. Я с этой виной долго жила, и только когда они стали уже о-очень совершеннолетние, я себя от этой вины освободила.
Прелестей светской жизни я не понимаю. Для меня это всегда было мучительно. Прикидываться несколько часов, ну очень утомительно».
Роман Громадский, народный артист России: «Зиганшина - это удивительный характер. Те несчастья, которые выпали на ее женскую долю, можно было распределить человек на десять, а она вынесла все одна. В нашей паре на сцене я всегда чувствовал себя ведомым, потому что она очень сильная. И чтобы она не играла, рядом с ней каждый чувствовал себя ведомым. Я смело могу сказать: ни один образ у нее не повторял другой. Сегодня она в тройке лучших актрис Петербурга. Я люблю ее по-настоящему - и как актрису, и как человека, несмотря на то, что ссоримся мы с ней больше, чем миримся».
Роман Виктюк: «У Эрочки Зиганшиной есть уникальное качество, которое я запомнил в ней еще со спектаклей Опоркова, - это пульсирующий свет, исходящий из нее. … Это тот этап творчества и мудрости, когда уравновешены разум и сердце. Ей не скучно с собой. В ней нет пустоты. Ей есть, что отдать людям. Каждую роль она начинает с той ноты, с которой обычно актер заканчивает. Она начинает с такой вершины, и такая лавина несется вниз, что не видно, когда эта лавина остановится».
Яркая, талантливая, наделенная необыкновенным женским обаянием, народная артистка России Эра Зиганшина сейчас одна из самых востребованных театральных актрис.
Актриса двух городов, она с равным успехом играет и в Москве и Петербурге. Где сейчас лежит ее трудовая книжка не знает никто, кроме нее: в Москве она удивительно играет в ТЮЗе ( Кабаниху в «Грозе» Г. Яновской), в театре им. Станиславского («Стакан воды»), нескольких антрепризах («Плохая семейка», «Фамильная честь Вустеров»). В Петербурге она по-прежнему сотрудничает с театром «Балтийский дом»: именно на этой сцене - Ленинградского театра им. Ленинского комсомола она сыграла лучшие свои роли - «С любимыми не расставайтесь», «По ком звонит колокол», «Чайка».
Она играла и в БДТ, и в Театре комедии, и в Приюте комедианта. За роль в спектакле «Похороните меня за плинтусом» в 2008 году Эра Зиганшина получила премию «Золотой софит».
Ее первую роль в кино, Маленькую разбойницу в «Снежной королеве», до сих пор с восторгом вспоминают зрители, а роль в фильме «Не делайте бисквиты в плохом настроении» отмечена призом за лучшую женскую роль фестиваля «Амурская осень».
Актриса и сейчас продолжает работать в кино. На ее счету более 75-ти ролей.
Театральные работы:
Театр "Балтийский дом" (Ленинградский театр им. Ленинского комсомола) (1965-1989, 2001-2011):
«С любимыми не расставайтесь» А. Володина
«Трёхгрошовая опера» Бертольда Брехта - Люси
«Униженные и оскорблённые» Ф.М. Достоевского - Нелли
«По ком звонит колокол» Э. Хэмингуэя - Старуха Пилар
«Деньги для Марии» В. Распутина - Мария
«Утиная охота» А. Вампилова - Галина
«Последние» М. Горького - Софья
«Чайка» А.П. Чехова - Аркадина
«Ольга. Запретный дневник» - Ольга Берггольц
«Пьеса, которой нет» Андрея Могучего и Евгения Гришковца
«Литургия ZERO» по роману Ф.М. Достоевского «Игрок» - Бабушка
Театр им. Станиславского:
«Стакан воды» Э. Скриба
Московский ТЮЗ:
«Гроза» А.Н. Островского - Кабаниха
«Скандал, или Публике смотреть воспрещается!!!»
Театр "У Никитских ворот":
«Цена» А. Миллера - Эстер
Театр Комедии им. Н.П. Акимова:
«Милый лжец» Д. Килти, Б. Шоу - Миссис Патрик Кэмпбелл
«А что на дне колодца»
«Зойкина квартира» М. Булгакова - Зойка
Другие театры:
«Без вины виноватые» А.Н. Островского - Кручинина
«Похороните меня за плинтусом» П. Санаева - Бабушка
«Фердинандо» по пьесе А. Ручелло - Донна Клотильда
«Старомодная комедия» А. Арбузова - Лидия Васильевна Жербер
Антреприза:
«Плохая семейка»
«Фамильная честь Вустеров»
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1980).
Народная артистка РФ (2005).
Лауреат театральной премии имени Владислава Стржельчика.
Лауреат премии К.С. Станиславского за лучшую женскую роль.
Лауреат приза фестиваля "Амурская осень" за лучшую женскую роль (2002, за роль в фильме «Не делайте бисквиты в плохом настроении»).
Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" в номинации "Лучшая женская роль в драматическом спектакле" (2008, за главную роль в спектакле по книге П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»).
Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит" по итогам сезона 2012/2013 (2013, за исполнение роли Бабушки в спектакле «Литургия ZERO» по роману Ф.М. Достоевского «Игрок»).
Фильмография:
Снежная королева (1966) роль: маленькая разбойница
Доктор Солт уезжает (телеспектакль) (1967) роль: Эрика Доннингтон
Перед бурей (телеспектакль) (1968) роль: Любовь
Вам! (телеспектакль) (1969)
Память (1975) роль: Лида, лейтенант, 1-я серия
Шаг навстречу (1975) роль: продавщица, новелла «Всего за 30 копеек»
Чужие письма (1975) роль: пионервожатая
Пока стоят горы (1976) эпизод
Житейское дело (киноальманах) (1976) роль: Зина, соседка Прокофьевой, новелла «У тебя есть я» (2-я)
Небесные ласточки (1976) роль: Урсула
Первые радости (1977) роль: Ольга Ивановна Парабукина
Деревья умирают стоя (телеспектакль) (1977) роль: Изабелла / Марта
Старосветские помещики (телеспектакль) (1979)
Самоубийство (телеспектакль) (1981)
Синяя ворона (телеспектакль) (1981) роль: Ням / Служанка
Сквозь огонь (1982) роль: мать Павлика Комарова
Магистраль (1982) роль: секретарша Колобова
Рудин (телеспектакль) (1982) роль: мадемуазель Бонкур
Убийце - Гонкуровская премия (телеспектакль) (1984) роль: Катрин
Гум-Гам (1985) роль: Вера Ивановна, учитель музыки, преподаватель Ларика и Вики
Сказка за сказкой (телеспектакль) (1988) роль: виконтесса, фильм «Фраголетта и Шарль, крестник короля»
Воспоминание без даты (1990) главная роль: мамка
Другая драма | Pasternak (СССР, Великобритания) (1990) роль: редактор "Нового мира"
Невозвращенец (1991) роль: Галина Викторовна Григорьева (Мелентьева), редактор новостей
Человек со свалки (1991) главная роль: мать Геры
Тайна (1992) роль: Патриция Ролинг
Год собаки (1994) роль: Раиса, мать Сергея
Последнее дело Варёного (1994) роль: Светлана Андреевна, мама Кати
Цветы календулы (1998) главная роль: Серафима Георгиевна Протасова, дочь Инессы Иосифовны
Агент национальной безопасности (1999) роль: Лидия Сергеевна, домработница Снегирёва, серия «Три дня до эфира» (9-я)
Бандитский Петербург 2 (Адвокат) (2000) роль: Маргарита Михайловна, главный бухгалтер комбината, 2-я серия
Улицы разбитых фонарей 3 (2000) роль: Вера Михайловна Малышицкая, серия «Сорок лет до возмездия» (8-я)
По имени Барон (2001) роль: Мария Ильинична
Туда никогда не вернуться (2001)
Чёрный ворон (2001-2004) роль: Лидия Тарасовна Чернова, мама Павла Чернова
Не делайте бисквиты в плохом настроении (2002) главная роль: Регина Морская, в миру - Женя Капустина
Челябумбия (2002) роль: Татьяна Ивановна, режиссёр кукольного театра
Три цвета любви (2003) роль: мать Маши
Женский роман (2003) роль: Алина Борисовна
Иванов и Рабинович (2004) роль: миллионерша
Танцуют все! (2005) роль: Белка в старости
Гибель Империи (2005) роль: Панасиха, серия «Прорыв» (5-я)
Не было бы счастья... (2006) роль: мать Лоры
Платки (2006) роль: Ворона
Пробуждение (2006) роль: Алевтина
Пока он летал (короткометражный) (2006) роль: Матвеевна, бабушка Маши
Антонина обернулась (2007) главная роль: Антонина
Путина (2007)
Танец живота (2007) роль: свекровь Нины
Вкус Америки (Россия, США) (2007-2015) роль: знахарка
Гуманоиды в Королёве (2008) роль: Клара Аркадьевна, интеллигентная дама среднего возраста, 1-я, 5-8-я серии
Храни меня, дождь (2008) роль: профессор Манке
Похороните меня за плинтусом (телеспектакль) (2008) главная роль: Нина Антоновна, бабушка Саши
Холодное сердце (2009) роль: Надежда Ефремовна, мать Андрея
Вкус Америки | Funeral Party (Россия, США) (2010) роль: знахарка
Всё к лучшему (2010-2011) роль: Софья Введенская
Проездной билет (2011) роль: Софья Николаевна, мать Виктора
Охотники за бриллиантами (2011) роль: Лидия Ильинична Толстая, вдова Алексея Толстого
Небесный суд (2011) роль: женщина на кладбище
Наркотрафик (2011) роль: мама Льва Саныча, 1-й, 4-й, 9-й, 11-й и 12-й фильмы
Три дня с придурком (2011) роль: старуха
Балтийский дом. Биография (документальный) (2011)
Кто, если не я? (2012) роль: Серафима Ильинична Беркутова, свекровь Нины
Бабье царство (2012) роль: Матильда Карловна, квартирная хозяйка Дениса
Мама по контракту (2012) роль: мать Анны
Крик совы (2013) роль: Наталья Вячеславовна, жена Буткевича
Анютино счастье (2013) роль: Елена Сергеевна, мать Андрея
Между нами девочками (Россия, Украина) (2013) роль: Серафима, мать Ильи
Контуженный, или Уроки плавания вольным стилем (2014) главная роль: Лидия Петровна Савушкина, бабушка Артёма
Невеста с заправки (2014) роль: Аврора Аскольдовна, бабушка Виктора и Стаса
Непридуманная жизнь (2015) роль: Людмила Никифоровна, мать Дмитрия
Лучше не бывает (2015) роль: Нина Ивановна, мать Андрея Чернова
Синдром Петрушки (2015) роль: Вера Леопольдовна, бабушка Бори
Семейный альбом (2015) главная роль: Галина Васильевна, мать Колокольцева
Отель последней надежды (2016) роль: Марья Максимовна, соседка Нади
Ждите неожиданного (2017) роль: Розалия Карловна
Солнечный круг (2018)
Озвучивание:
Ва-банк 2, или Ответный удар | Va Banque II | Vabank II czyli Riposta (Польша) (1984) роль: Марта (роль Эвы Шикульской)
Приключения в Изумрудном Городе (анимационный) (1999) персонаж: Тотошка