Зубарева Мария Владимировна – советская актриса театра и кино, родилась 24 февраля 1962 года в Москве в творческой семье: мама - режиссер телевидения, отец - актер, детский писатель. Строгая мама, которая сталкивалась на работе с недостатком нравственности молоденьких актрис, категорически возражала, чтобы Маша проявляла интерес к лицедейству. А отец с детства рассказывал девочке о трудностях этой зависимой профессии, о том, что актер должен быть не просто талантливым, ему еще надо понравиться режиссеру, подстроиться под непростые характеры коллег или банально подойти им по внешности, а иногда просто сидеть без работы, ожидая месяцами или даже годами предложений от режиссеров.
Маша была домашней послушной девочкой. Чтобы не расстраивать маму, она не мечтала о театре, она просто в него играла: ставила спектакли для соседей-дачников по пьесе, специально написанной для нее папой.
Она очень хорошо училась в школе, взахлеб интересовалась математикой, участвовала в Олимпиадах и даже занимала призовые места. В восьмом классе девушка увлеклась журналистикой и поступила в Школу Юного Журналиста на курс к популярному ныне Андрею Максимову. В выпускных классах она стала всерьез готовиться в институт иностранных языков. Она могла стать, кем угодно и сделать блестящую карьеру в любой профессии, но как говорится, от судьбы не уйти.
Маша заканчивала английскую спецшколу, готовилась к выпускному вечеру. Однажды в гости к Зубаревым зашли друзья - супруги Калиновские, педагоги из Щукинского училища. Когда Маша поделилась планами на будущее, гости удивились: «Почему не актрисой, такая красивая девочка!», и попросили ее почитать любимые стихи. Получив благословенное «Да ты талантлива!», Маша, не замечая, как расстроились ее родители, порхала от счастья и через два месяца легко поступила в Щукинское училище на курс к знаменитому Юрию Катину-Ярцеву.
За привлекательной девушкой ухаживали даже старшекурсники, но ее девичье сердце покорил парень с гитарой. Борис Кинер был красив, опытен и музыкален: он завоевал Машину любовь песнями и романсами собственного сочинения. Влюбленные поженились, а вскоре на свет родилась дочурка Анечка. Однако, брак оказался непрочным и развалился через год.
Все это время по красавице Марии тайно вздыхал однокурсник Игорь Шавлак. Когда его любимая предпочла другого, он не сильно расстроился. «Все равно Маша станет моей женой», - упрямо повторял Игорь и все-таки добился своего. Дочка Анечка подрастала и считала Игоря своим родным отцом (когда она узнала правду, это стало для нее ужасным открытием). Этот союз оказался счастливым и продолжительным, но и он распался как-то вдруг, беспричинно. Маша очень переживала, но об этом мало кто догадывался: друзья и коллеги были уверены, что у этой красивой и жизнерадостной женщины просто не может быть никаких проблем.
В это время ей удивительно везло в работе, карьера развивалась головокружительно. Первый успех Маше принесла роль незадачливой профессорской дочки Юли, молодой жены альфонса в исполнении Дмитрия Харатьяна в комедии «Мордашка». Несмотря на критику, этот фильм полюбился зрителям.
В театре Пушкина, куда Маша попала в 1983 году сразу после окончания Щукинского училища, тоже было немало интересных и заметных работ. Марии Зубаревой удавалось, несмотря на карьерный успех, оставаться любимицей коллектива: неизбежные театральные интриги словно обходили ее стороной, может быть потому, что сама она никогда не была интриганкой, предпочитая все и всем говорить прямо в лицо. За это ее побаивались, но уважали и прислушивались к ее критике и советам. У нее с детства было обостренное чувство справедливости.
Несмотря на то, что Маша была очень молода, к ней обращались за советом даже люди опытные и мудрые. Она терпеливо всех выслушивала и помогала, да и в любых праздниках она была главной заводилой. Когда она появлялась, ее звонкий голос и заразительный хохот не смолкал ни на минуту: Маша могла рассказывать разные истории бесконечно.
Судьба продолжала по достоинству оплачивать талант и трудолюбие актрисы: полюбившаяся зрителям работа в телесериале «Мелочи жизни», аншлаги во время игры комедии «БЛЭЗ» в театре Пушкина, да еще Зубареву приглашает в свой одиозный спектакль «М. Баттерфляй» Роман Виктюк, режиссер, с которым мечтают поработать очень многие актеры. Тогда еще никто не знал, что вскоре уйдут из жизни две очень красивые женщины и талантливые актрисы Мария Зубарева и Ирина Метлицкая, исполняющие в нем главные роли. Тогда спектакль лишь одаривал их популярностью и творческой удовлетворенностью.
Маша словно чувствовала, что ее ждет последняя и очень большая любовь. Они познакомились в компании совершенно случайно, и яркий, головокружительный роман вспыхнул сразу. Они были очень красивый парой а перед тем, как за Машей ухаживал ее избранник, не устояла бы ни одна женщина. Так иногда случается: вдруг пришло счастье, настоящее без условий и оговорок.
В творчестве небывалый взлет, обещающий головокружительный успех, ты молода и красива, обожаема друзьями, у тебя любовь огромная, до небес - не обхватишь руками. Ну а дальше совсем, как в сказке: чудесным результатом этой любви стало рождение двоих близнецов мальчика Ромки и девочки Лизы. Но в жизни, как известно, вечного счастья не бывает.
Мария строила планы. До последнего месяца беременности она снималась в сериале «Мелочи жизни», продолжала играть в театре. Она думала о том, что родит и сразу вернется к работе, так мечтала снова ездить на гастроли, но к работе после родов уже не вернулась. С Машей стало происходить что-то страшное: она очень плохо себя чувствовала, сильно похудела. Сначала думала, что это последствия родов, но врачи только разводили руками. Диагноз "рак" для близких прозвучал, как приговор, Маша умирала, бороться за жизнь было слишком поздно.
До последнего дня у постели Марии в больнице дежурили ее друзья, от нее скрывали диагноз, да только она сама все поняла и запретила мужчинам навещать ее: хотела, чтобы запомнили ее жизнерадостной и красивой. Она ушла из жизни 23 ноября 1993 года.
Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.
Сериал «Мелочи жизни» так и не дождался свою главную героиню. Когда режиссер понял, что Мария Зубарева не вернется, ему ничего не оставалось, как изменить сюжет картины - героиня Маши погибает в автокатастрофе. Как легко поменять сценарий и как трудно что-то изменить в жизни.
Когда случилась трагедия, Машин родной театр - Московский драматический театр имени А.С. Пушкина, устроил благотворительный вечер памяти. Чтобы собрать деньги для осиротевших детей, друзья отыграли спектакль «БЛЭЗ», в котором много лет главную роль исполняла Мария Зубарева. Вечер получился величественный и торжественный, именно такой, какого достойна эта замечательная актриса. Цены на билеты назначили невероятно высокими, но, несмотря на это, зал не смог поместить всех желающих. Поклонники приходили и просто оставляли деньги, приносили вещи для малышей. Была собрана очень внушительная сумма, но кризис 1998 года похоронил эти деньги в одном из разорившихся банков.
Старшая дочь Марии Анна окончила филологический факультет МГУ - она не пошла по стопам матери. Близнецов Рому и Лизу воспитывали Машины родители. Друзья не оставляют семью без помощи и все время вспоминают Марию, они до сих пор не верят в ее смерть и признаются, что ничуть не удивятся, если вдруг однажды распахнется дверь и вбежит Маша - веселая, цветущая, осыпая всех заразительным смехом и шутками. Может быть так и случится, ведь остались на этом свете дети, а значит, Мария продолжает жить.
Фильмография:
Расставания (1984) роль: Галя, невеста Роберта
Второй раз в Крыму (1984) роль: Мария, жена Князева
Третий в пятом ряду (1984) роль: Алёна Ивановна, воспитательница Елизаветы в детском саду
Возвращение Будулая (1985) роль: Наташа, невеста Ивана
В распутицу (1986) роль: Надя
Мордашка (1990) главная роль: Юля
Сукины дети (1990) главная роль: Ниночка
Гениальная идея (1991) главная роль: подруга Саши, "подсадная утка"
Блэз (телеспектакль) (1991) главная роль: Мари
Мелочи жизни (1992-1993) главная роль: Маша Кузнецова, учительница, жена Сергея, 20 серий
Великий муравьиный путь (не был завершён) (1993)