Авилов Виктор Васильевич – заслуженный артист России (1993), советский и российский актер театра и кино, родился 8 августа 1953 года в Москве.
Детство Авилова прошло на московской окраине, в поселке Востряково по Киевской железной дороге.
В 1972 году Виктор окончил Московский Индустриальный техникум, а возвращаясь из армии, даже не думал о театре. У него были две профессии - шофер-профессионал и специалист по монтажу и наладке систем контроля и автоматики (работал в разных НИИ).
Тем временем Валерию Беляковичу пришла идея создать новый театр. Авилов в свое время учился в одном классе с младшим братом Беляковича - Сергеем. Тот и рекомендовал Авилова в создаваемый в 1975 году "Театр на Юго-Западе". С тех пор вместе с заслуженным артистом России Валерием Беляковичем Авилов являлся одним из создателей знаменитого коллектива.
Виктор Авилов - "лицо" "Театра на Юго-Западе", его "фирменный" образ. Несмотря на разные и непростые этапы взаимоотношений, он остается в истории театра величиной постоянной. Без Авилова театр представить себе невозможно. Он - из поколения отцов-основателей, из тех, кто строил театр собственными руками и сам формировался вместе с ним.
Дарование Виктора Авилова настолько уникально, что не позволяет отнести его ни к одному актерскому типу. Неутомимый бес Кочкарев из «Женитьбы» Гоголя, а рядом - яростный, страстно отстаивающий свое достоинство, затравленный сильными мира сего писатель Мольер. Игра Авилова в этой роли была настолько проникновенна, а обнажение души было таким полным, что в истории театра остались легенды о потрясениях, испытанных зрителями на спектакле, о рыданиях и забытых в гардеробе пальто.
Валерий Белякович, открывший в Авилове героя, безошибочно использовал безграничную способность актера к перевоплощению и мощный темперамент. Авилов удивительно преображался на сцене: худая до истощения фигура становилась грациозной, глухой, хрипловатый голос - задушевным, проникающим в сердце, а резкое лицо со средневекового портрета - прекрасным в моменты вдохновения.
Виктор Авилов сотрудничал также с Театром Наций, компанией "Арт-Хаус", Русским независимым театром, Театром клоунады п/р Т. Дуровой.
В кино Виктор Авилов начал сниматься поздно - в 1987 году, хотя предложения от режиссеров были и раньше. Но в театре существовал запрет на съемки. Первые крупные роли в кино, принесшие известность Авилову - мистическая драма «Господин Оформитель» по мотивам рассказа Грина «Серый автомобиль» и фильм «Узник замка Иф» по роману Дюма «Граф Монте-Кристо».
В «Узнике замка Иф» перед Авиловым стояла достаточно не простая задача - всегда трудно сыграть, если уже была экранизация, тем более с таким известным актером как Жан Маре. Авилов справился достойно: его Монте-Кристо вышел не просто не хуже, а другим - именно в стиле самого актера - таинственным, мистическим. Настоящий замок Иф снимали в Марселе. Там Авилову пришлось работать без дублера в ноябре, когда дул холодный ветер, а его снимали плывущего в тюремной одежде.
Фильмы «Господин оформитель» и «Узник замка Иф» принесли актеру всенародную известность. В неподвижном взгляде его киногероев - Господина оформителя, доктора Катцеля, графа Монте-Кристо, чудится нечто сверхъестественное. Его лицо, однажды увиденное, уже не забудется никогда. Но одной из лучших работ, по мнению самого Авилова, была на питерском телевидении - фильм «Маскарад» по М.Ю. Лермонтову, где он сыграл Арбенина.
В 1992 году Виктор Авилов вновь снялся у Хилькевича, на этот раз в роли Мордаунта, сына Миледи в приключенческом фильме «Мушкетеры двадцать лет спустя». Его глаза просто пылали ненавистью и жаждой мщения.
Одной из последних работ актера была роль Кощея Бессмертного в немецком фильме по отечественной сказке «Царевна-лягушка» и небольшая роль в сериале «Хиромант».
И все же работе в кино Авилов всегда предпочитал театр. Он считал, что в кино менее интересно работать - там, если не получится, можно переснять несколько дублей, а в театре надо работать на одном дыхании. Критик Лев Аннинский отмечал, что у Авилова профиль Михоэлса. Другие авторы сравнивали его то с "деревянной скульптурой ранней готики", то с "полотнами фламандских живописцев", то "с гравюрой Дюрера". Он и понятен, и загадочен одновременно. Актер играл людей, которые не задерживаются в жизни - рвутся в мечту, в смерть, в бессмертие, в фантасмагорию. По мнению многих критиков, Авилов стал продолжателем темы и традиций Владимира Высоцкого в театре и кино.
1999-2000 годы он жил без сцены: врачи обнаружили у него туберкулёз и дали II группу инвалидности. Но актер сумел вернуться к работе. Теперь в "Театре на Юго-Западе" у него было немного спектаклей, основная площадка - вновь создаваемый театр "Киноспектакль" под руководством Олега Лещинера.
В 2002 году Авилов пробует себя в качестве хореографа в спектакле «Парфюмер» театра "Арт-Хаус". В этом же году он создаёт свою актёрскую школу при театре "Киноспектакль".
В 2004 году в этом театре Виктор Авилов выступил режиссёром-постановщиком спектакля «Грешная деревня Далскабаты, или Забытый чёрт» по пьесе чешского драматурга Яна Дрды и одновременно руководил съёмками видеоверсии спектакля «Мольер» в театре на Юго-Западе. Актер готовился также к съёмкам ещё одного годами выстраданного проекта - фильма по пьесе Леонида Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана».
В театре на Юго-Западе Авилов был утверждён на главную роль в новом спектакле «Куклы», а параллельно шли изнурительные гастроли антрепризного проекта "Русский независимый театр" - «Мастер и Маргарита»: каждый день новый город, каждую ночь переезд, и так по 15-20 спектаклей подряд каждый месяц и ни одного выходного более чем за полгода. В конце июня в гастрольной поездке Авилов не смог выйти на сцену.
В августе 2004 года неожиданной, страшной вестью разлетелось по стране: "Виктор Авилов смертельно болен". У него был обнаружен рак. В это отказывались верить. Люди со всей страны откликнулись на призыв помочь любимому актеру, который проходил лечение в Новосибирске. Виктор Авилов по характеру всегда был оптимистом.
К несчастью, ничего не помогло, и 21 августа 2004 года его не стало. Похоронен актер 25 августа 2004 года в Москве на Востряковском кладбище.
Виктор Авилов был женат три раза. Первая жена – Татьяна. Его вторая жена - Галина Галкина, заслуженная артистка России, работала с ним в театре, у них две дочери: Ольга (1983 г.р.) и Анна (1987 г.р.). Со своей третьей женой, Ларисой, Виктор познакомился в Одессе на съемках и увел ее от мужа: они прожили вместе 10 лет.
Сестра Виктора Авилова - актриса Ольга Авилова-Задохина (1958-1990).
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Театральные работы:
Театр на Юго-Западе (1975-2004):
«Женитьба» Н.В. Гоголя - Кочкарёв (1975)
«Уроки дочкам» И.А. Крылова - Семён (1978)
«Беда от нежного сердца» Вл. Соллогуба - Дарья Семёновна Бояркина (1978)
«Старые грехи» (по рассказам Антоши Чехонте, 1979): Альфонс Шампунь - «На чужбине»
Дубов - «Дорогая собака»
Лесник - «Беспокойный гость»
Дьячок Ефим - «Хирургия»
Дездемонов - «Депутат»
Шлепкин - «Два газетчика»
«Мольер» М. Булгакова - Мольер (1980)
«Лекарь поневоле» Мольера - Сганарель (1980)
«Жаворонок» Ж. Ануя - Дофин Карл, Инквизитор, Лаир (1981)
«Эскориал» М. де Гельдерода - Фолиаль (1981)
«Владимир III степени» Н.В. Гоголя - Иван Петрович, Собачкин (1981)
«Игроки» Н.В. Гоголя - Ихарев, Швохнев (1981)
«Дракон» Е. Шварца - Генрих, Ланцелот (1981)
«Что случилось в зоопарке» Э. Олби - Питер (1982)
«Носороги» Э. Ионеско - Беранже (1982)
«Штрихи к портрету» В. Шукшина (1983): Прокопий Лагутин - «Ваня, как ты здесь?»
Князев - «Штрихи к портрету»
Бронька Пупков - «Миль пардон, мадам!»
«Ревизор» Н.В. Гоголя - Хлестаков (1984)
«Самозванец» Л. Корсунского - Пашка (1984)
«Гамлет» У. Шекспира - Гамлет (1984)
«Агент 00» Г. Боровика - Вождь (1985)
«Мандрагора» Н. Макиавелли - Каллимако (1986)
«С днём рожденья, Ванда Джун!» К. Воннегута - Лузлиф Харпер (1986)
«Последняя женщина сеньора Хуана» Л. Жуховицкого - Хуан (1987)
«Трилогия» А.В. Сухово-Кобылина - Варравин (1988)
«Трактирщица» К. Гольдони - Маркиз Форлипополи (1989)
«Калигула» А. Камю - Калигула (1989)
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира - Меркуцио, Парис (1993)
«Мастер и Маргарита» М. Булгакова - Воланд (1993)
«Макбет» У. Шекспира - Дональбайн
«Сон в летнюю ночь» У. Шекспира - Фисба (1996)
«На дне» М. Горького - Актёр (1996)
«Страсти по Мольеру» В. Беляковича (1996): Лафреж - «Скупой»
Маркиз Д’Авилон - «Мещанин во дворянстве»
«J.Gay-Opera.ru» В. Беляковича по мотивам пьес Джона Гея и Бертольта Брехта - Филч (30 мая 2002)
Другие театры:
«Пляска смерти» Августа Стриндберга - Курт (Театр наций, реж. Виктор Гульченко, 2001)
«Скамейка» Александра Гельмана (Независимый театральный проект, реж. Игорь Китаев, 2001)
«Дон Кихот» Алексея Дындыкина - Дон Кихот (Театр клоунады п/р Терезы Дуровой, реж. Тереза Дурова, 2001)
«Туда и обратно» Дж. Толкиена - Предводитель гоблинов, Дракон Рыжий Смог (театр «Киноспектакль», реж. Олег Лещинер, 2002)
«Парфюмер» Патрика Зюскинда - Гренуй (Арт-Хаус, реж. Вадим Тухватуллин, 2002)
«Свободная пара» Дарио Фо - Профессор, «Любовник» (Независимый театральный проект, 2003)
«Забыть Герострата» Григория Горина - Правитель (Арт-Хаус, реж. Вадим Тухватуллин, 2003)
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова - Воланд (Русский независимый театр, реж. Юрий Крыжановский, 2003)
Награды и звания:
Заслуженный артист России (1993).
Сайт памяти: www.avilov.ru
Фильмография:
По траве босиком (1987) роль: Лёха
Большая игра (СССР, Болгария) (1988) главная роль: Фрэнк По, американский журналист
Господин оформитель (1988) главная роль: Платон Андреевич
Любовь к ближнему (1988) роли: Пиджаков, скульптор без звания / незнакомец со скалы,
новеллы «Монумент» (1-я) / «Любовь к ближнему» (2-й)
Узник замка Иф (1988) главная роль: граф Монте-Кристо
Красные слоны (короткометражный) (1988) роль: Мольер
Зелёный огонь козы (1989) роль: отец
Искусство жить в Одессе (1989) роль: Владислав Симен
Смиренное кладбище (1989) роль: Стас, работник кладбища
Зимняя вишня 2 (1990) роль: Миша
Маскарад (1990) главная роль: Арбенин
Сафари № 6 (1990) главная роль: сержант Гёз
Гражданское пари (короткометражный) (1990) роль: сержант Гёз
Растворённое зло (1991) роль: маньяк
Полигон (1991)
Мушкетёры 20 лет спустя (1992) роль: Мордаунт
Танцующие призраки (1992) роль: художник
Экстрасенс (1992) роль: хирург
Антифауст (1993) главная роль: Гильберт
Тараканьи бега (Украина) (1993) главная роль: Риша, помощник мафиози
Сделай мне больно (Россия, Украина) (1993) роль: актёр
Петербургские тайны (1994-1998) роль: доктор Катцель
Волчья кровь (1995) роль: Боровик
Зимняя вишня (сериал) (1995) роль: Миша
Василиса (2000) роль: Кощей Бессмертный
FM и ребята (2001) роль: отец Вадима, серия «Зов предков» (31-я)
Русские амазонки (2002) роль: "Всемогущий"
Синоптик (короткометражный) (2002) роль: писатель
Золотая голова на плахе (2004) роль: Мейерхольд
Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства (2004) роль: Хват, кузнец
Хиромант (2005) роль: друг отца Сергея Рябинина
Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Виктор Авилов», архивные кадры
Смерть Монте-Кристо. Виктор Авилов (документальный) (2007) архивные кадры
Озвучивание:
Столичный сувенир (анимационный) (2004) роль: директор ликёро-водочного завода