Ханаева Евгения Никандровна – народная артистка СССР (1987), советская актриса театра и кино, родилась 2 января 1921 года в городе Богородске (ныне Ногинск) Московской области.
Росла и воспитывалась будущая актриса в высокодуховной культурной среде. Ее отцом был знаменитый оперный певец, ведущий солист Большого театра Никандр Ханаев. В театре его побаивались и уважали: Никандр был строг, принципиален и немногословен. Его очень ценил сам Сталин, который часто посещал спектакли и приглашал артиста на свои банкеты. В доме Ханаевых часто собирались гости: композитор Молчанов, певец Лемешев, художник Герасимов и другие знаменитости.
Детство Евгении прошло в Большом театре. Она бывала на всех банкетах и домашних посиделках, видела все спектакли с участием отца, и, естественно, мечтала только о сцене. Родители были против актерства дочери, но к музыке приучали с малых лет: она с удовольствием играла на пианино и пела.
По окончании школы девушка поступила на юридический факультет в МГУ, но тайно подала документы и в Щепкинское училище при Малом театре. Спустя несколько дней Никандра Сергеевича коллега из «Щепки» поздравил с блестящим поступлением дочери.
Евгения Ханаева с усердием занималась в Щепкинском, правда большую часть времени забирала учеба в МГУ, но Великая Отечественная война оборвала занятия в обоих вузах. А в 1943 году Евгения узнала, что создана Школа-студия МХАТ, а она боготворила этот театр. В новом вузе пришлось начинать все с начала, с первого курса, несмотря на три года учебы в «Щепке».
Вместе с Евгенией Ханаевой в студию были приняты Владимир Трошин, Игорь Дмитриев, Ирина Скобцева, Михаил Пуговкин, Маргарита Юрьева - все молодые, красивые, полные надежд и энтузиазма. Первых студийцев МХАТа не учили, их воспитывали. Евгению Ханаеву занимали во всех отрывках, что ставили педагоги, а на третьем курсе даже удостоили персональной стипендии имени Чехова.
Но, «Женя, помни одно: с твоей внешностью на героинь можешь не рассчитывать», – твердили ее педагоги, понимая, что ее внешние данные не соответствовали ее актерским качествам. Окончив студию, Евгения Ханаева стала актрисой МХАТа.
Молодая актриса была всесторонне образованной и талантливой: она прекрасно пела и танцевала, наверное, могла бы проявить себя и в музыкальном театре, но она любила только МХАТ, где поначалу ей пришлось очень трудно: длительные паузы сменялись эпизодами, что-то достойное актрисе предлагали крайне редко.
Ситуация изменилась с приходом в МХАТ нового руководителя Олега Ефремова, который дал Евгении Ханаевой «зеленую улицу». Почувствовав свободу, она играла все: и классику, и современность, и драму, и комедию, и гротеск. Олег Ефремов и раньше не раз приглашал актрису в «Современник», но она не могла изменить своей любви и преданности МХАТу.
1972 год стал для Евгении Ханаевой переломным: актриса появилась на киноэкране, а дебютом стала роль экономки Эльзы Ивановны в фильме «Монолог» Ильи Авербаха.
Сразу после «Монолога» актрису пригласили на роль Августы Яковлевны в лирическую драму Аян Шахмалиевой «Странные взрослые». А чуть позже Ханаева сыграла Зинаиду Петровну в служебной драме «...И другие официальные лица» и Гизеллу в политическом памфлете «Жизнь и смерть Фердинанда Люса».
«Визитной карточкой» киноактрисы стала роль учительницы Марии Васильевны Девятовой в знаменитой картине Владимира Меньшова «Розыгрыш». Поначалу Ханаева отказывалась от съемок в фильме, думая, что еще не готова к такой большой работе. Но режиссер не отступал, и чутье его не подвело! Фильм уже тогда имел большой успех, но главное, картина выдержала проверку временем. Многие из картин того времени благополучно забыты, а «Розыгрыш» смотрят и сегодня. А в 2008 году был даже снят ремейк картины. Свой большой вклад в успех фильма внесла и Евгения Ханаева: ее Мария Васильевна Девятова была настолько достоверна, настолько близка простым людям, что актрису стали просто-напросто отождествлять с ее героиней.
Следующие десять лет Евгения Никандровна не сходила с экрана. За это время у актрисы сложилось в кино амплуа резкой, эксцентричной особы, твердо верящей в свою правоту и не терпящей пререканий. Такова, например, мать оператора Рачкова из фильма «Москва слезам не верит». С успехом Евгения Ханаева создавала и другие образы: Изольда Тихоновна, героиня фильма «По семейным обстоятельствам», бывшая школьная учительница Татьяна Васильевна из комедии «Блондинка за углом».
В жизни же Евгения Никандровна была совсем другой: героини Ханаевой стали прикрытием ее нежной, теплой души.
Первая любовь к Евгении Ханаевой пришла еще в школе - студии: она полюбила Костю Градополова, сына знаменитого на всю страну спортсмена и киноартиста. Молодой человек ответил ей взаимностью, и все годы учебы они не расставались. Друзья уже считали их супругами, но со временем они все больше отдалялись друг от друга.
И тут в ее жизни появился начинающий экономист Толя Успенский, сын главного бухгалтера МХАТа. Они встретились на одном из мхатовских вечеров отдыха: танцевали, договорились встречаться, и дело дошло до предложения руки и сердца. Родители обеих сторон этот брак не одобрили, но свадьба состоялась, и в 1953 году у Евгении Ханаевой родился сын Владимир. Однако их семейное счастье оказалось недолгим.
В театре в ее жизнь ворвалась последняя, поздняя любовь. Актер Лев Иванов был партнером Евгении Никандровны по нескольким спектаклям. Они много работали вместе и постепенно их чувства возобладали над разумом. Евгения Никандровна посчитала, что оставаться в семье она больше не имеет права, поэтому вскоре оформила развод и сына оставила Анатолию Анатольевичу. Наказывая саму себя, она понимала, что за все надо платить, а лгать и быть неискренней она не могла. В то же время она четко осознавала, что любимый человек не будет рядом с ней, не бросит больную жену. Да она и не требовала ничего, а просто с головой окунулась в пьянящую последнюю любовь.
Уйдя из семьи, Евгения Никандровна так и прожила одна. Актриса снималась теперь в трех-четырех фильмах за год, много зарабатывала.
Большой страстью Ханаевой был автомобиль. Эта страсть и стала для актрисы роковой: на одном из перекрестков ей пришлось резко затормозить, и острая боль пронзила все тело. Через несколько дней боль прошла, а спустя полтора года возобновилась и больше не утихала: не помогали ни мази, ни массаж. Но Евгения Никандровна все же работала: выходила на сцену и снималась, превозмогая дикие боли.
На дворе был уже 1987 год: перестройка, открытые заседания правительства, рассекречивание архивов, первые в СССР бизнесмены, наконец, раскол МХАТа. Евгении Ханаевой все было интересно, важно, но она уже чувствовала, что близится финал. Она решилась позвонить сыну, и они стали общаться.
А здоровье Евгении Никандровны все ухудшалось. Наконец она решилась на операцию и обратилась к знаменитому хирургу Канделю. Тот вынес вердикт: «Операция будет сложная и, к сожалению, небезопасная, только пятьдесят процентов за успех».
В конце октября операция все же была проведена. В те же дни вышел указ правительства о присвоении Ханаевой звания народной артистки СССР. Через десять дней, 8 ноября 1987 года Евгения Никандровна, не приходя в сознание, скончалась. Актриса была похоронена на Введенском (Немецком) кладбище рядом с отцом.
Евгения Ханаева снималась в кино всего 15 лет. Это очень мало для актрисы, которая могла сыграть любую роль в любом жанре. Но даже в столь незначительный срок Ханаева стала одной из самых любимых актрис советского кино и остаётся ею по сей день.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Театральные работы:
МХАТ им. М. Горького (1947-1987):
Белка - «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака (постановка В.Я. Станицына, Н.М. Горчакова, П.В. Лесли, 1948)
Миссис Чик - «Домби и сын» Ч. Диккенса (постановка Н.М. Горчакова, 1949)
Татьяна - «Мещане» М. Горького (постановка С.К. Блинникова, И.М. Раевского под руководством М.Н. Кедрова, 1949)
Княжна - «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого (постановка М.Н. Кедрова, режиссёры Н.Н. Литовцева, П.В. Лесли, 1951)
Девушка Курослепова - «Горячее сердце» А.Н. Островского (постановка К.С. Станиславского, режиссёры М.М. Тарханов, И.Я. Судаков, В.А. Орлов, П.В. Лесли, 1952)
М-с- Хлопинс - «Пиквинский клуб» Ч. Диккенса (постановка В.Я. Станицына, режиссёр И.М. Раевский, 1953)
Старушка с коляской - «Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина (режиссёры Вл.И. Немирович-Данченко, Л.М. Леонидов, М.О. Кнебель, редакция М.О. Кнебель, 1956)
Жюстина - «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева (постановка М.М. Яншина , П.В. Лесли, 1957)
Раечка - «Золотая карета» Л.М. Леонова (режиссёры П.А. Марков, В.А. Орлов, В.Я. Станицын, 1957)
Паулина - «Зимняя сказка» У. Шекспира (постановка М.Н. Кедрова, режиссёр А.М. Карев, 1958)
Фани Лиминг - «Юпитер смеётся» А. Кронина (постановка А.М. Карева, режиссёр Н.Д. Ковшов. 1958)
Фру Линне - «Кукольный дом» Г. Ибсена (постановка И.М. Тарханова, 1960)
Королева Елизавета - «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (постановка В.Я. Станицына, режиссёр И.М. Тарханов, 1962)
Варвара - «Егор Булычов и другие» М. Горького (постановка Б.Н. Ливанова и И.М. Тарханова, 1963)
Мать Владимира Краля - «Дом, где мы родились» П. Когоута (постановка В.К. Монюкова, 1963)
Ксения Петровна - «Тяжкое обвинение» Л. Шейнина (постановка Б.Н. Ливанова, 1966)
Полина Андреевна - «Чайка» А.П. Чехова (постановка Б.Н. Ливанова, 1968)
Анна Романовна - «Старый Новый год» М.М. Рощина (постановка О.Н. Ефремова, режиссёры В.Н. Сергачёв, О.Г. Герасимов, 1973)
Дина Павловна Миленина - «Заседание парткома» А. Гельмана (постановка О.Н. Ефремова, режиссёр Л.Ф. Монастырский, 1975)
Татьяна Николаевна - «Муж и жена» М.М. Рощина (постановка Р.Г. Виктюка, 1976)
Зинаида Саввишна Лебедева (Зюзюшка) - «Иванов» А.П. Чехова (постановка О.Н. Ефремова, режиссёр С.Г. Десницкий, 1976)
Секретарь Сакулина - «Обратная связь» А. Гельмана (постановка и режиссура О.Н. Ефремова, режиссёр Л.Ф. Монастырский, 1977)
Виолетта Матвеевна Нуйкина - «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана (постановка и режиссура О.Н. Ефремова и Е.В. Радомысленского, 1979)
Фотиева - «Так победим!» М.Ф. Шатрова (постанвока О.Н. Ефремова, режиссёры Р.А. Сирота, Л.Ф. Монастырский, Н.Л. Скорик, 1981)
Синицына - «Тамада» А. Галина (постановка К.М. Гинкаса, 1986)
Елена - «Круглый стол под абажуром» В. Арро (постановка Л.Е. Хейфеца, 1987)
Московский драматический театр «Сфера» (1983-1985):
Тётя Маша; Баба-Яга - «До третьих петухов» В.М. Шукшина (постановка Е.И. Еланской, 1983)
Людмила Сильвестровна Пряхина - «Театральный роман» М.А. Булгакова (постановка Е.И. Еланской, 1984)
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1963).
Народная артистка РСФСР (1977).
Народная артистка СССР (1987).
Лауреат Премии за лучшее исполнение женской роли ВКФ-77 в Риге (1977, за роль в фильме «Розыгрыш»).
Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской (1978, за участие в фильме «Розыгрыш»).
Орден «Знак Почёта» (1967).
Фильмография:
Рабочий день В.И. Ленина (телеспектакль) (1962) роль: Л.А. Фотиева
Мещане (телеспектакль) (1965) роль: Татьяна
Человек без паспорта (1966) роль: Клавочка, работница почтового отделения
Кремлёвские куранты (телеспектакль) (1967) роль: старушка с ребёнком
Егор Булычов и другие (телеспектакль) (1969) роль: Варвара, дочь Булычова от Ксении
Эксперимент (1970) роль: учительница Лены
День за днём (телеспектакль) (1971-1972) роль: Антонина Григорьевна Мохалёва, мастер на ткацкой фабрике, 8-я, 12-я и 14-я серии
Монолог (1972) роль: Эльза Ивановна, домработница у профессора Сретенского
Свой парень (1973) роль: Таисия Петровна, комендант
Странные взрослые (1974) роль: Августа Яковлевна
Чайка (телеспектакль) (1974) роль: Полина Андреевна
Сибирь (1976) роль: Затунайская, серия «Вдоль тракта сибирского! (3-я)
Розыгрыш (1976) главная роль: Мария Васильевна Девятова, классный руководитель, учительница математики
Жизнь и смерть Фердинанда Люса (1976) роль: Гизелла Дорнброк, сестра Фридриха
...И другие официальные лица (1976) роль: Зинаида Петровна, тёща Иванова
Приключения Нуки (1976) роль: Анна Захаровна, режиссёр театра
Собственное мнение (1977) роль: Людмила Ивановна, начальник отдела кадров
По семейным обстоятельствам (1977) главная роль: Изольда Тихоновна, мать Николая
Волшебный голос Джельсомино (1977) роль: тётушка Кукуруза
Заседание парткома (телеспектакль) (1977) роль: Дина Павловна Миленина, экономист планового отдела
Капитанская дочка (телеспектакль) (1978) роль: Василиса Егоровна
Поездка через город (киноальманах) (1979) роль: Титова, директор парка культуры, мать Лизы, новелла «Поездка через город»
Москва слезам не верит (1979) роль: мать Рачкова
Весенняя олимпиада, или начальник хора (1979) роль: Инесса Аркадьевна, пионервожатая (озвучила Мария Виноградова)
Странный отпуск (1980)
У матросов нет вопросов (1980) роль: Анна Евлампиевна, педагог в приёмной комиссии Театрального училища
Тихие троечники (1980) роль: Лидия Павловна, энергичная бабушка Валентина Хрупалова
Старый Новый год (1980) роль: Анна Романовна
Последний побег (1980) роль: Евгения Матвеевна Чернова, бабушка Вити
Идеальный муж (1980) роль: леди Маркби
Если бы я был начальником (1980) роль: тёща Немоляева
Иванов (телеспектакль) (1981) роль: Зинаида Савишна, жена Лебедева
Куда исчез Фоменко? (1981) главная роль: Вика Романовна, мать Фоменко
Всем - спасибо! (1981) роль: представитель из музея (озвучила Светлана Немоляева)
Просто ужас (1982) роль: Антонина Георгиевна, бабушка
Однолюбы (1982) роль: Мэри Клепкоф, Мария
Мать Мария (1982) роль: мадам Ланже
Время для размышлений (1982) роль: Ирина Михайловна, мать Али
Берегите мужчин! (1982) роль: представитель фирмы
4:0 в пользу Танечки (1983) роль: Зоя Александровна, учитель математики
Безумный день инженера Баркасова (1983) роль: Алиса Юрьевна, тёща Баркасова
Поцелуй (1983) роль: жена генерала
Поздняя любовь (1983) роль: Фелицата Антоновна Шаблова, маменька Николая и Дормедонта
Воробей на льду (1983) роль: капитан милиции
Витя Глушаков - друг апачей (1983) роль: Кира Ивановна, начальница Витиного отца
Нам не дано предугадать... (1984)
Канкан в английском парке (1984) роль: Валерия Сопеляк
Граждане Вселенной (1984) роль: бабушка Нины Григорьевны, директор школы
Блондинка за углом (1984) роль: Татьяна Васильевна, мама Николая
Институт бабушек (телеспектакль) (1984) роль: баба Зина, Зинаида Вениаминовна, мать Роберта, бабушка Пети и Аглаи
Мой избранник (1985) роль: Бескова, ведущая церемонии торжественной регистрации брака
Непохожая (1985) роль: Нина Харитоновна, учительница Лиды
Кто войдёт в последний вагон (1986) роль: Агнесса
К расследованию приступить (1987) роль: Лидия Константиновна Рябикова, секретарша, фильм «Клевета» (2-й)
Под знаком Красного креста (1987) роль: Вера Афанасьевна
Загадочный наследник (1987) роль: Глаша
Так победим! (телеспектакль) (1987) роль: Фотиева, секретарь Ленина
Фильм о фильме (документальный) (2009) фильм «Блондинка за углом. Кинолегенды», архивные кадры
Евгения Ханаева. Поздняя любовь (документальный) (2016)
Озвучивание:
Гонки по вертикали (1982) роль: директор военно-исторического архива
Поезд со станции детства (1986)