Марченко Людмила Васильевна – советская актриса, родилась 20 июня 1940 года в поселке Архипо-Осиповка на Черноморском побережье Кавказа. Ровно через год после ее рождения грянула Великая Отечественная война. Семье Людмилы пришлось пережить годы немецкой оккупации, а когда война окончилась, они перебрались в Москву.
С ранних лет Люда Марченко всерьез увлеклась кинематографом и театром. В 135-й московской школе, где она училась, был театральный кружок, в котором очень скоро Людмила стала настоящей примой. Уже в те годы всем было ясно, что необыкновенно красивая и талантливая Люда обязательно станет актрисой.
Мечта Людмилы Марченко воплотилась в 1957 году. Девушка подала документы в Щепкинское и Щукинское театральные училища и успешно прошла в обоих. Однако в последний момент кто-то из преподавателей посоветовал ей пойти во ВГИК: «Для театральной актрисы у тебя слабоват голосок».
Её приняли на актерский факультет ВГИКа в мастерскую знаменитого Михаила Ромма. Вместе с Людмилой Марченко учились Владимир Ивашов, Светлана Светличная, Алла Будницкая, Галина Польских. Впоследствии все они стали знаменитыми, а к Людмиле слава пришла уже после первого курса.
Дебютом на киноэкране для 18-летней Людмилы Марченко стала небольшая роль в картине Юрия Егорова «Добровольцы». Актриса сыграла девушку Кайтанова-младшего. А вскоре ей и самой досталась главная роль: она появилась в мелодраме Льва Кулиджанова «Отчий дом» в образе романтической героини.
Не мог оставить без внимания эту картину и Иван Александрович Пырьев: 58-летний режиссер в те годы являлся одним из столпов отечественного кинематографа. И этот, ни в чем не нуждающийся человек, как последний мальчишка влюбился в 19-летнюю девушку с чуть вздёрнутым носиком и осиной талией.
Очарованный Людмилой Марченко Иван Пырьев без всяких проб утвердил ее на главную роль Настеньки в свою новую картину «Белые ночи», которая имела не меньший успех у зрителей, чем картина «Отчий дом». В один миг Людмила Марченко стала всенародно известной. Со всех концов страны в её адрес посыпались кипы писем, в киосках появились её фотографии. Критики, отмечавшие блестящую игру молодой актрисы, стали называть её не иначе, как «наша Одри Хепберн».
Иван Пырьев не скрывал своей страстной и безумной любви в прекрасной студентке. Поначалу она просто не воспринимала всерьез его чувства, принимая это за профессиональное любование. Когда же до неё дошла вся серьезность намерений Пырьева, она ему просто отказала, что стало неожиданным и страшным ударом для Ивана Александровича.
Отказав Пырьеву, Людмила закрутила роман с Олегом Стриженовым, с которым она вместе снималась в «Белых ночах». Свои отношения влюбленная парочка старалась не афишировать, поскольку Олег был женат на актрисе Марине Стриженовой. Лишь спустя много лет Людмила рассказала сестре, что Стриженов обещал ей бросить свою жену. Вскоре результатом их связи стала беременность Людмилы. Людмила решилась прервать беременность и сделала аборт тайком у какой-то бабки, как потом выяснилось неудачно. Эта беременность стала для нее первой и последней: больше она матерью быть не могла. Вслед за этим отношения между Людмилой и Олегом очень быстро сошли «на нет».
Все это время Пырьев не терял надежды, что Людмила все же ответит ему взаимностью. Уверенный в успехе, он в среде кинематографистов постоянно представлял ее, как жену. После окончания романа между Марченко и Стриженовым Пырьев предпринял новые попытки добиться ее расположения и решился на крайний шаг: он отправился к маме Людмилы и попросил руки ее дочери, заявив, что сейчас же разорвет брак с Мариной Ладыниной. К их ногам он готов был бросить все - свое богатство, связи... Мать не прельстилась ничем и указала ему на дверь.
Иван Александрович сдержал свое слово. С Ладыниной он развелся и продолжал добиваться руки Людмилы целых четыре года, но это ни к чему не привело. Пырьев, никогда не знавший в любви поражений, был доведен до бешенства.
Тем временем Людмила Марченко успела сняться в нескольких картинах: мелодраме Виктора Соколова «До будущей весны» (Вера Николаевна), комедии французского режиссера Марселя Палиеро «Леон Гаррос ищет друга» (Маша), драме Николая Макаренко «Дмитро Горицвит» (Югина) и других. А затем ее вдруг перестали приглашать: уязвленный Пырьев попросту запретил всем режиссерам ее снимать, надеясь, что она покорится и придет к нему, но гордая девушка стояла на своем.
В этот момент, неожиданно для всех, Людмила вышла замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко. Этот брак продержался недолго из-за слухов и сплетен вокруг отношений Марченко и Пырьева, которые росли, обрастая новыми и новыми несуществующими подробностями.
В 1963 году Людмила Марченко окончила ВГИК и стала актрисой Экспериментального театра-студии пантомимы «Эктемим» под руководством А. Румнева. В том же году Александр Зархи, не убоявшись гнева Пырьева, пригласил Людмилу на роль Гали в картину «Мой младший брат». Это была последняя большая роль актрисы. Именно во время съемок этого фильма Вербенко, уставший от пересудов, собрал вещи и ушел. Семья распалась без слёз и истерик.
Пырьев старался оградить свою возлюбленную от новых знакомств, но Марченко недолго оставалась одна. Однажды ее друг, актер Владимир Гусев, познакомил актрису со своим приятелем - начальником геологоразведочной партии Валентином Березиным (Гусеву это знакомство тоже стоило запрета на съемки). Валентин красиво за ней ухаживал, пел песни под гитару, познакомился с ее родственниками. Вскоре Людмила ответила ему взаимностью, и они зажили гражданским браком.
Однако работы в кино у Людмилы так и не было: редкие малозначительные эпизоды не приносили удовлетворения, не много было работы и в Театре Киноактера, куда она перешла в 1965 году. Однако Людмила никогда не предавалась отчаянию. Во всяком случае, на людях. Вспоминает ее подруга Люся Шапошникова: «Она всегда была ироничной, с большим чувством юмора, общительной, доброй и очень, очень любила жизнь и людей. Она могла общаться не только с людьми своего круга, но и с самыми разными по социальному положению и интеллекту. Люда считала, что самое ценное не только для актеров (для актеров особенно), но и всех - общение. Она умела объединять человеческие души, проникать в судьбы, пережить их - это, вероятно, часть актерского таланта. Умела посочувствовать, подбодрить, вселить надежду на лучшее в жизни каждого. Внешне она всегда выглядела оптимисткой и заражала нас своим оптимизмом. Я знала, что иногда в душе ее кошки скребут, но она и виду не подавала. Её доброта не знала границ. Когда в доме собирались застолья, она была не только хлебосольна, но считала, что раз люди к ней пришли, надо их непременно одарить чем-либо, появлялись даже излишки душевной щедрости. В такие дни дарилось все: вазы, цветы, платья, платки. Дарить - удовольствие для нее».
Счастливая жизнь продолжалась три года, а затем произошла трагедия. Валентин Березин часто ездил в свои экспедиции, а возвращаясь, каждый раз выслушивал очередную порцию грязных вымыслов и однажды взорвался: в приступе ревности он бросился зверски избивать жену. Валентин остановился лишь тогда, когда лицо Людмилы стало представлять одно сплошное кровавое месиво. Людмилу Валентин уговорил заявить органам, что она попала в аварию. В это никто не поверил, но женщина упорно стояла на своем, и он избежал наказания.
В институте Склифософского, куда Людмилу отвезла Скорая помощь, врачи смогли спасти ей жизнь, но не внешность. Когда она выписалась, то в 26-летней женщине со шрамами, изуродованным подбородком и изорванными губами уже ничто не напоминало ту Людочку Марченко, которую знали и любили зрители. Но даже с такой внешностью она умудрилась сняться еще в нескольких эпизодах - в фильмах «Цыган», «Разведчики», «Человек бросает якорь».
После того ужасного, омерзительного поступка Людмила Марченко прожила с Валентином Березиным еще целых два года, а в 1968 году она неожиданно узнала о том, что у Валентина есть на стороне другая женщина и ребенок. Людмила, простившая изуверство над собой, не смогла простить измены и попросила его уйти.
Странное совпадение, именно в этот год ушел из жизни тот, который так долго добивался ее руки - Иван Пырьев, продолжавший любить Людмилу Марченко до самых последних дней.
Положение Людмилы Марченко становилось просто катастрофическим: актриса с таким лицом не была нужна никому, и постепенно ее совсем забыли. Зато появились «сочувствующие», готовые в любой момент придти с бутылкой. Именно в этот тяжелый период в ее жизни появился человек, который постарался ее спасти.
Виталий Войтенко, администратор Москонцерта, быстро разогнал «теплую» компанию. Мало того, он попытался вернуть актрису к жизни. В то время пластической хирургии в нашей стране не существовало, но Виталий сумел найти за большие деньги хирурга, согласившегося рискнуть сделать операцию. Результат оказался плачевным: после операции лицо Людмилы стало еще более изуродованным.
Виталий не пал духом. Именно благодаря его настойчивости Людмила Марченко стала ездить с гастролями по стране. Так продолжалось несколько лет. Зрители везде с теплотой встречали бывшую звезду, но затем актриса поняла, что больше прошлыми заслугами она жить не может и не хочет. В 1975 году Людмила и Виталий расстались.
В том же 1975 году Людмила Марченко познакомилась в ресторане Дома кино с художником-графиком Сергеем Соколовым, и вскоре они поженились. Соколов очень любил свою жену, и их брак можно было назвать счастливым.
Однако, как и любой творческий человек, она мечтала о ролях, но в студии киноактера существовала большая конкуренция, и роли ей практически не доставались. В кино она тоже не снималась. В 1982 году Людмилу Марченко, как мало снимающуюся актрису, перевели ассистентом режиссера в производственный отдел. Помаявшись там два года, Людмила написала заявление об уходе, и наступило полное забвение…
С Сергеем Соколовым они прожили вместе двадцать один год. В июле 1996 года Сергей скоропостижно скончался от сердечного приступа. Эта смерть вызвала у Людмилы Марченко сильнейший стресс, а успокоение она стала искать в спиртном. Вновь появились «странные» люди, из квартиры стали исчезать вещи, но ей уже было все равно.
Когда спустя шесть месяцев она заболела гриппом, то запретила родным навещать ее, успокаивая, что с ней все нормально. Сама же намеренно не вызывала врачей, не лечилась, ведь ее жизнь потеряла смысл.
21 января 1997 года ее не стало. Провожать в последний путь Людмилу Марченко на Ваганьковское кладбище пришли всего несколько человек (в тот день хоронили великую сильную женщину Тамару Макарову). Союз кинематографистов выделил на поминки 200 рублей. О смерти Людмилы Марченко, давно сошедшей с пьедестала, до сих пор не знают даже некоторые «друзья».
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Фильмография:
Добровольцы (1958) роль: девушка Кайтанова-младшего
Отчий дом (1959) главная роль: Таня Скворцова, приёмная дочь в семье доктора, студентка пединститута
Белые ночи (1959) главная роль: Настенька
Леон Гаррос ищет друга | Vingt mille lieues sur la terre (СССР, Франция) (1960) роль: Маша, лифтёр в московской гостинице
До будущей весны (1960) роль: Вера Николаевна, учительница
Дмитро Горицвит (1961) роль: Югина
Мой младший брат (1962) главная роль: Галя Бодрова
Без страха и упрёка (1962) роль: Лена, сестра Тоши
Полустанок (1963) роль: доярка
Стряпуха (1965) роль: Таисья
Люди остаются людьми (1965) роль: Нина
Туннель | Tunnel, The | Tunelul (СССР, Румыния) (1966) роль: служанка
Айболит-66 (1966) эпизод
Человек бросает якорь (1967) роль: Нина Коваленко
Цыган (1967) роль: Галя, жена Будулая
Разведчики (1968) роль: Мари
Ночной звонок (1969) эпизод
Служебный роман (1977) роль: гостья у Самохвалова
Что-то с телефоном (короткометражный) (1979) роль: гостья
О бедном гусаре замолвите слово (1980) роль: провинциальная актриса
Кто стучится в дверь ко мне... (1982) роль: Люська, мать Виталика
Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Людмила Марченко», архивные кадры