Самохина (Подгорная) Анна Владленовна – российская актриса театра и кино, родилась 14 января 1963 года в городе Гурьевск Кемеровской области, а выросла в Череповце. Родители Анны работали на одном заводе: папа - в литейном цехе, а мама - в конструкторском бюро. Поначалу они жили в семейном общежитии, отец пил, и очень часто Аня с сестрой были предоставлены сами себе.
С раннего детства Анна была очень самостоятельной. В семь ей купили фортепиано, она занималась музыкой дома, потом в музыкальной школе. Ее мама мечтала, что дочка, круглая отличница окончит музыкальное училище, выйдет замуж за военного и сразу получит квартиру. А своенравная дочь из-за несчастной любви в 15 лет решила стать актрисой.
В 1978 году в Ярославле Анна поступила в театральное училище. И тут же, едва начав учиться, сразу снова влюбилась. Саша Самохин был самым красивым на курсе, а Аня же была худенькая, бедно одетая и чувствовала себя дурнушкой. Но Саша очень нежно относился к Анне, ждал, когда ей исполнилось 16: тогда собрались их родители и решили, что теперь у влюбленных - семья.
По окончании училища в 1982 году их распределили на работу в Ростовский ТЮЗ, а через год у них родилась дочка Сашенька. В театре все ее роли отдали другой актрисе, и Аня находилась в тяжелой депрессии. И вдруг в 1987 году ее нашла сама Госпожа Удача!
В холодный дождливый день Анну нашел ассистент режиссера с Одесской киностудии. Когда ее утвердили на роль Мерседес в приключенческом фильме режиссера Георгия Юнгвальд–Хилькевича «Узник замка Иф», собралось пол-общежития. По старой актерской традиции, постелили на пол чистое новое полотенце, и Аня вытерла об него ноги. Новое полотенце - это как бы чистый, светлый путь. С легкой руки ее подруг по общежитию он и начался. В свою картину Юнгвальд-Хилькевич подобрал блистательный актерский состав, но начинающая актриса не затерялась, исполнив свою роль броско и очень уверенно.
Дебют Анны Самохиной оказался столь удачным, что Юрий Кара тут же пригласил ее на главную роль Риты в картину «Воры в законе» по рассказу Фазиля Искандера. Актриса так говорила об этой работе: «Я благодарна судьбе за то, что попала в этот фильм, он принес мне популярность. Однако с героиней фильма у меня нет ничего общего - ни одного взгляда, шага. Я человек верующий, христианка. Но если бы меня снимали, какая я есть, было бы совершенно неинтересно. Я обычный человек, неэкзальтированный, неизбалованный, не люблю больших компаний».
Затем актриса с успехом снялась в роли Маританы в костюмной ленте Яна Фрида «Дон Сезар де Базан» и княжны Таракановой в исторической драме В. Мельникова «Царская охота». Столь стремительная кинокарьера позволила актрисе уже в 1989 году покинуть Ростов и перебраться в северную столицу, где Анну Самохину пригласили работать в театр им. Ленинского комсомола.
Между тем наступили 90-е - не самое лучшее время отечественного кинематографа. Актрисе все чаще приходилось довольствоваться тем, что предлагают. Надо отдать ей должное, даже в слабых фильмах она продолжала оставаться необычайно эффектной. В 90-е годы Анна Самохина возглавила студию «Диапазон». В качестве художественного руководителя этой студии в 1996 году на фестивале в Монако она представляла телефильм «Гроза над Русью», поставленный по «Князю Серебряному» А. Толстого, в котором свои последние роли исполнили Сергей Бондарчук и Олег Борисов.
Поле нескольких лет простоя Анна Самохина в конце 90-х вернулась на киноэкран в роли Зинаиды Волошиной в криминальной комедии Виталия Москаленко «Китайский сервиз». В 1999 году актриса появилась в сериале «Улицы разбитых фонарей». По словам Анны, ей понравилась работать в «Ментах»: на площадке все делалось профессионально, весело и в быстром темпе. В 2001 году на экраны страны вышел сериал «Черный ворон», в котором Анна Самохина сыграла мать Тани Захаржевской Аду Захаржевскую, потомственную колдунью.
Некоторое время актриса оставалась вне театра. Возвращение на сцену состоялось в 2003 году. Причем не в Москве, и не в Питере, а в Тольятти! Пригласил актрису председатель правительства Самарской губернии Сергей Сычев. Ей было предложено на выбор несколько пьес, из которых она остановилась на «Наполеоне и Жозефинне» чехословацкого драматурга Иржи Губача. Спектакль, поставленный тольяттинским театром «Колесо», прошел при полных аншлагах. Вот это как раз и есть настоящая популярность и успех. Впоследствии премьеры состоялись в Самаре и Санкт-Петербурге.
В последнее время Анна Самохина работала в антрепризах. С большим успехом она играла роль маркизы де Мертей в российско-французской постановке по роману Шодерло де Лакло «Опасные связи».
В последние годы Анну Самохину можно было нередко увидеть в сериалах. После «Черного ворона» она снялась в третьем блоке сериала «Бандитский Петербург», где сыграла Катю, главную женскую роль, затем Ирину Полянскую в сериале «Повторение пройденного» и Машу в сериале «Три цвета любви».
Первый брак Анны с Александром Самохиным мирно распался спустя пятнадцать лет. Анне, как человеку очень целеустремленному, всегда надо было двигаться вперед, она не принимала застоя ни в каком деле. Ее первая семья, по мнению актрисы, подверглась такому застою. Их дочь Саша в 2004 году окончила Санкт-Петербургскую Академию театральных искусств, курс Владимира Викторовича Петрова. Она уже снимается в кино и играет в антрепризных спектаклях. По мнению многих, Александра талантлива и подает большие надежды.
Со вторым мужем, Дмитрием, Анна также разошлась. У актрисы остался совместный процветающий бизнес - два ресторана - «Граф Суворов» и «Поручик Ржевский». Это была вторая профессия, которая ей очень нравилась. Кроме того, актриса занималась всевозможными общественными делами в Санкт-Петербурге. Анна Самохина выходила замуж и в третий раз - за одного из своих старых приятелей - Евгения (офицер-таможенник в отставке), но и этот брак оказался неудачным.
Актриса говорила, что из всех женщин-коллег ей более всего созвучна Джулия Робертс. В этом выборе есть определенная закономерность. Именно Анна Самохина вошла в историю как главная рretty woman перестроечного кино - именно она, а не Елена Яковлева, не Ингеборга Дапкунайте, не Лариса Гузеева, ни какая-либо другая актриса того поколения. Ее взлет пришелся на конец 80-х - начало 90-х, на тот короткий период, который сегодня называют эпохой «кино фейерверков», когда в счастливом перестроечном угаре рождалась молодая постсоветская киноиндустрия.
Двадцатичетырехлетняя «красотка» ворвалась в экранное пространство под музыку Бизе, красиво и решительно вышагивая на высоких каблучках по сочинской набережной в первом советском криминальном опусе Юрия Кары «Воры в законе», всем своим эффектным и вызывающим внешним видом возвещая «совковому» целлулоидному миру о пришествии на экран роковой и романтичной женщины, отчаянной, опасной, соблазнительной и недосягаемой.
В последнее время актриса жила во Всеволожске Ленинградской области. Ей уже надоели заграничные курорты, Анне были милее Псков, Новгород, Ярославль. Для нее был отдых - почитать или погулять в тишине на природе.
Анна Самохина всегда отличалась замечательной фигурой. Она тщательно следила за своим питанием, не ела вредных продуктов, увлекалась диетами. Возможно это и стало причиной страшного заболевания - рак желудка. Выяснилось это уже поздно, и врачи отказались оперировать, так как случай оказался слишком запущенным. Единственное лечение, которое назначили Самохиной - это химиотерапия, но она только ухудшила состояние актрисы.
В понедельник, 7 февраля 2010 года, в ДК "Выборгский" должен был состояться благотворительный концерт в поддержку Анны Самохиной: вся прибыль от продажи билетов должна была пойти на её лечение. В концерте собирались выступить Евгений Дятлов, Михаил Боярский, Георгий Штиль, Евгений Александров, Евгений Леонов-Гладышев и другие актеры России. Планировалось привлечь и батюшку, чтобы помолиться о здоровье Анны Владленовны. Но больная актриса попросила не устраивать никаких мероприятий. А уже 8 февраля ее не стало...
Анна Самохина скончалась в два часа ночи 8 февраля 2010 года в хосписе № 3 Санкт-Петербурга. Актриса похоронена 10 февраля 2010 года на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.
Анна Самохина осталась в памяти зрителей удивительно женственной актрисой. Пышные кринолины, меховые горжетки, шляпки, маленькие черные платья и пестрые цыганские платки, - все это необыкновенно органично ей подходило. Но при этом, снимаясь с самыми брутальными актерами отечественного кино, она никогда не выглядела «аксессуаром главного героя», будь то Михаил Боярский в фильме «Дон Сезар де Базан», Борис Щербаков и Валентин Гафт в «Ворах в законе» или Николай Еременко в «Царской охоте». Критики писали, что в Анне Самохиной проявлялось редкое «взрывное сочетание вамп и инженю, способность предстать как блудницей, так и не тронутой пороком девицей», - Саломея, Мария Стюарт, Кармен и Джульетта в одном флаконе.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Театральные работы:
«Трёхгрошовая опера» - Полли Пичем (Ярославское театральное училище, выпускной спектакль, 1982)
Ростовский театр юного зрителя. Различные роли в детских спектаклях (анчутки, принцессы, дурнушки, чудовища, Бабы-Яги, жар-птицы), незначительные роли в серьёзных «взрослых» постановках (1982-1988)
«Уик-энд с убийством» (Ростовский театр юного зрителя, 1982)
«Дорогая Елена Сергеевна» - Ляля (Ростовский театр юного зрителя, 1982)
«Шведский замок» («Замок в Швеции») по пьесе Франсуазы Саган (Театр имени Ленинского комсомола, 1989)
«Дорогая Елена Сергеевна» - Ляля (Ростовский театр юного зрителя, 1989)
«Звёзды на утреннем небе» Александра Галина (Театр имени Ленинского комсомола, 1989)
«Дети Райка» (спектакль Виктора Крамера по киносценарию Жака Превера) - Гаранс (Театр имени Ленинского комсомола, 1991)
«Шведский замок» («Замок в Швеции») по пьесе Франсуазы Саган (Театр "Балтийский дом", 1994)
«Жозефина и Наполеон» Иржи Губача - Жозефина (Театр "Колесо", 2004)
«Опасные связи» Шодерло де Лакло - Маркиза де Мертей (2004)
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова - Маргарита ("Русская антреприза" им. А. Миронова, 2004)
«Флорентийская трагедия» - Бианка (Театральная компания "Антика", 2005)
«Влюблённый Мопассан» - Маркиза де Гайяр (Театр комедии им. Н.П. Акимова, 2005)
«Путаны» - Ночная бабочка Наташа (Московский независимый театр, 2005)
«Армия любовников» - Жозефина (2006)
«Падшая жена инженера Мамбретти» - Антония (Проект "Театральный марафон") (Продюсерский центр "Арт-Питер", 2006)
«Держи меня крепче, люби…» - Маркиза де Гайяр (Санкт-Петербургский Театральный Центр на Коломенской, 2006)
«Ночные бабочки Парижа» - "Ночная бабочка" Наташа (Московский независимый театр "Арбат", 2007)
«Виновник торжества» - Елисеева, театральный критик (Продюсерская компания "Про.Ко.Медиа", Санкт-Петербургский Малый Театр Комедии, 2007)
«Арлекино» («Слуга двух господ») - Беатриче (Театральное агентство "T-atre", 2007)
«Месье Амедей» - Катя (2007)
«Любовь до гроба» - Эва (Театр им. Ленсовета, 2007)
«Восемь женщин и…» - Габби (Театральный дом "Миллениум", 2008)
«Питерский синдром» - Зинаида Степановна (Продюсерский центр "Арт-Питер", 2008)
Награды и звания:
Приз имени Веры Холодной "Самая обворожительная" (1994).
Фильмография:
Узник замка Иф (1988) главная роль: Мерседес
Воры в законе (1988) главная роль: Рита
На железной дороге (1989) главная роль: Мария
Дон Сезар де Базан (1989) главная роль: Маритана, цыганка
Женский день (1990) главная роль: Ирина Ерохина
Волчья стая (1990) роль: Рунак
Царская охота | Ruské impérium (Италия, СССР, Чехословакия) (1990) главная роль: княжна Елизавета Тараканова
Взбесившийся автобус (1990) роль: Тамара
Брюнетка за тридцать копеек (1991) главная роль: Ия-Мими
Гангстеры в океане (1991) роль: Анна Григорьевна, судовой врач
Дура (1991) роль: Антуанетта, жена следователя
Исчадье ада (1991) роль: Эрна, химик, бомбистка
Семьянин (1991) роль: Раечка, жена Колыванова
Детонатор (1992) роль: Она
Идеальная пара (Россия, Украина) (1992) роль: Марина
Рэкет (1992) роль: Настя
Тартюф (1992) роль: Марианна
Волчицы (1993) роль: Жюлия
Сделай мне больно (Россия, Украина) (1993) главная роль: Вера Самарина, молодая актриса
Страсти по Анжелике (Украина, Россия) (1993) главная роль: Анжелика
Колесо любви (1994) роль: Екатерина Львовна, предпринимательница, владелица частной клиники
Поезд до Бруклина (1994) главная роль: Вера
Русский транзит (1994) роль: Александра
Трень-брень (Россия, Украина) (1994) роль: продавщица
Бульварный роман (1995) главная роль: Ольга Палем
Театр ЧехонТВ. Картинки из недавнего прошлого (телеспектакль) (1996) роль: жена, новелла «Ушла»
Кольца всевластия (Россия, Украина) (1998) главная роль: королева Кора
Улицы разбитых фонарей 2 (1999) роль: Лариса Витальевна Курбатова, серия «Дама с собакой»
Китайский сервиз (1999) главная роль: Зинаида Волошина, певица
Дом Надежды (2000) роль: медсестра
Русский водевиль. Бледнолицый лжец (2001) главная роль: Зюдерзе Луиза Карловна, хозяйка квартиры
Русский водевиль. Вицмундир (2001) главная роль: Любецкая
Чёрный ворон (2001-2004) главная роль: Ада Захаржевская, молодая жена профессора Захаржевского
Дружная семейка (2002-2005) роль: Зухра, серия «Калым»
Бандитский Петербург 4. Арестант (2003) роль: Екатерина Дмитриевна Гончарова
Бандитский Петербург 5. Опер (2003) роль: Екатерина Дмитриевна Гончарова
Бандитский Петербург 6. Журналист (2003) роль: Екатерина Дмитриевна Гончарова
Повторение пройденного (2003) главная роль: Ирина Полянская
Три цвета любви (2003) главная роль: Маша
Гаишники (Россия, Украина) (2008) роль: Светлана Игоревна Мокроусова, депутат Госдумы, фильм «Авария» / губернатор, фильм «Игры по правилам и без»
Дилер (2008-2009) роль: Наталья, серии «Старуха на обочине», «Memento Mori»
Настоящая любовь (2009) роль: Ирина Александровна, мать Нины
Любовь - не то, что кажется (2009) роль: Дарья Петровна Князева, мать Артёма и Дмитрия
Дом без выхода (2009) главная роль: Виолетта
Истории и легенды Ленфильма (документальный) (2009) фильм «Дон Сезар де Базан | Как снимали фильм "Дон Сезар де Базан"» (26-й)
Семейный дом (2010) главная роль: Вера Леонидовна, директор школы
В стиле jazz (2010) роль: актриса
Цвет пламени (2010) главная роль: Марина
Анна Самохина. Одиночество королевы (документальный) (2012) архивные кадры
Гена-Бетон (2013) роль: первая любовь Гены
Продюсер:
Сердобск - частица России (документальный) (1995)