Савельева Людмила Михайловна – народная артистка РСФСР (1985), советская и российская актриса театра и кино, родилась 24 января 1942 года в Ленинграде во время блокады.
В 1962 году Людмила Савельева окончила Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр).
Карьера балерины у девушки складывалась неплохо. Вскоре состоялось и первое появление ее на экране: в 1964 году была сделана экранизация балета «Спящая красавица», в котором она принимала участие.
На очаровательную балерину обратила внимание помощник режиссера Сергея Бондарчука, который вел подготовку к съемкам фильма «Война и мир». Людмилу, не имевшую никакого опыта в кино, пригласили в Москву на кинопробы: ей предстояло сыграть саму Наташу Ростову.
Первоначально Савельева Бондарчуку не понравилась, но, видимо, все же что-то режиссера зацепило, поскольку он предложил девушке прийти на следующий день. Первая неудача очень разозлила Людмилу. Собрав все силы, она явилась на следующий день на пробы. Стоило девушке переодеться и загримироваться, как она волшебным образом преобразилась. На этот раз сцена получилась. Мнение Сергея Бондарчука об актерских способностях Людмилы Савельевой изменилось, но потребовалось еще много просмотров и репетиций, чтобы ее окончательно утвердили на роль.
Когда начались съемки, Людмила еще продолжала выступать на сцене, однако долго это не могло продолжаться и закончилось физическим истощением. И тогда она решила оставить балет.
Съемки фильма «Война и мир» продолжались несколько лет. Интерес к нему был огромен. Еще до окончания съемок фильм уже купили для кинопроката Америка и Япония. Бондарчук оправдал ожидания, создав поистине эпохальное произведение. В картине был задействован весь цвет советского кино, в котором не затерялась и Людмила Савельева.
Фильм с огромным успехом прошел по всему миру, а в Америке его ждал настоящий триумф - жюри американской киноакадемии было повержено, и советскому фильму был присужден «Оскар».
Была отмечена и работа Савельевой: на Московском кинофестивале юная Савельева получила сразу две награды - за лучший дебют и приз зрительских симпатий. Но самое главное - это неподдельная любовь зрителей всего мира. Во Франции после выхода картины на экран мамы стали называть своих родившихся дочерей Наташами.
Покинув театр оперы и балета, Савельева с 1967 года стала актрисой театра-студии киноактера. В те же годы изменилась и личная жизнь актрисы. Она вышла замуж за Александра Збруева, который к тому времени уже приобрел известность, благодаря фильмам «Мой младший брат» и «Два билета на дневной сеанс». Для Збруева это был второй брак, его первой его женой была актриса Валентина Малявина. В браке Збруева и Савельевой родилась дочь Наталья.
Следующую роль в кино Людмила сыграла лишь через несколько лет. Предложений от режиссеров было очень много, но для актрисы много значила литературная основа. Когда ей предлагали какие-то роли розовых барышень, Людмила отказывалась. Ей хотелось сыграть героиню, совершенно не похожую на Наташу.
И в конце концов ей повезло: режиссеры Алов и Наумов предложили Савельевой роль Серафимы Корзухиной в фильме «Бег» по Михаилу Булгакову. Съёмки проходили в турецком квартале в Пловдиве и в Севастополе. Здесь Людмиле посчастливилось подружиться с женой великого писателя, которая консультировала фильм.
В том же году Савельева сыграла Нину Заречную в картине Юлия Карасика «Чайка». Фильм был отмечен Призом «Серебряный Хьюго» за лучшую экранизацию классического произведения и мастерство актерского ансамбля на Международном кинофестивале в Чикаго в 1973 году.
Стоит упомянуть и еще об одной работе Людмилы Савельевой. В 1970 году она снялась в французско-итальянской мелодраме «Подсолнухи». Молодая актриса снималась вместе с несравненными Софи Лорен и Марчелло Мастрояни, а опыт, приобретенный в работе с мировыми звездами, бесценен.
Следует отметить, что 1970 год был объявлен в Японии Годом Людмилы Савельевой.
Как уже стало понятно, Людмила Савельева серьезно подходила к выбору ролей, поэтому в ее биографии так мало фильмов. В 70-е годы вообще можно отметить лишь два: в 1973 году она вместе с Олегом Видовым снялась в главной роли Луизы Пойндекстер в приключенческом фильме Владимира Вайнштока «Всадник без головы», а четыре года спустя сыграла главную роль в советско-болгарском историческом фильме «Юлия Вревская».
Немного чаще Савельева снималась в 80-е годы. Вместе со своим мужем Александром Збруевым она сыграла в героико-приключенческом фильме Георгия Николаенко «Шел четвертый год войны» и психологической драме Константина Худякова «Успех». Из других работ тех лет самой заметной является главная роль в психологической драме Виталия Кольцова «Нам не дано предугадать».
С начала 90-х годов Людмила Михайловна и вовсе перестала сниматься в кино.
После долгого перерыва Людмила Михайловна вернулась в кинематограф, снявшись в 1999 году в философской притче Владимира Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки». После этого последовали главная роль в драме Сергея Соловьева «Нежный возраст», и роль в картине все того же Владимира Наумова «Часы без стрелок». Актриса продолжает иногда сниматься и в настоящее время.
За всю свою жизнь Людмиле Савельевой так и не пришлось играть так называемые отрицательные роли - злодеек и стерв.
Сергей СОЛОВЬЕВ, режиссер:
«Людмила Савельева - актриса-легенда. Она больше, чем звезда. Звезд множество, а легенд - единицы. Я приглашаю ее сниматься из картины в картину с маниакальным постоянством и буду предлагать ей роли и впредь. Хочу пожелать Людмиле по-прежнему оставаться прежде всего самой собой. У нее невероятный талант, который она должна беречь».
Владимир НАУМОВ, режиссер:
«Еще с первой ее картины я был просто поражен и удивляюсь до сих пор ее брызжущему таланту, она как бы сверкала изнутри. Ее тонкость и женственность не поверхностны, они идут из глубины души. Эта актриса может играть как комические, так и острохарактерные роли, потому что чувствует своих героев. На роль Серафимы в «Беге» я сразу решил пригласить именно ее и не ошибся. В моей последней картине «Часы без стрелок» она сыграла разорившуюся аристократку. Так тонко и точно сыграть эту роль могла только она».
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка РСФСР (1985).
Специальный диплом за лучший дебют и приз зрительских симпатий на ММКФ (1966, за роль в фильме «Война и мир»).
По результатам опроса читателей журнала «Советский экран», признана лучшей актрисой 1966 года (1967).
Орден Трудового Красного Знамени (1971).
Приз за лучшее исполнение роли на МКФ в Сорренто (1973, за роли в фильмах «Война и мир» и «Подсолнухи»).
"Почётен гражданин на Ловеч" (1977, Болгария).
Гран-при за лучшую женскую роль на МКФ в Варне (1978, за роль в фильме «Юлия Вревская»).
Орден Кирилла и Мефодия I степени (Болгария).
Приз Веры Холодной "Самая обворожительная" (2001).
Фильмография:
Спящая красавица (фильм-балет) (1964) роль: Нереида
Война и мир (1965-1967) главная роль: Наташа Ростова, 1-4-й фильмы
Подсолнухи | Sunflower | Fleurs du soleil, Les (Италия, Франция, СССР) (1969) главная роль: Маша
Бег (1970) главная роль: Серафима Владимировна Корзухина, жена министра торговли
Чайка (1970) главная роль: Нина Михайловна Заречная, дочь богатого помещика
Всадник без головы | Jinete sin Cabeza, El (СССР, Куба) (1973) главная роль: Луиза Пойндекстер
Юлия Вревская | Yuliya Vrevskaya (Болгария, СССР) (1978) главная роль: Юлия Вревская
Шляпа (1981) роль: Мила
С вечера до полудня (1981) роль: Нина Жаркова, дочь писателя
Шёл четвёртый год войны… (1983) главная роль: Надежда Мороз, капитан-радист
Нам не дано предугадать... (1984) роль: Ольга Николаевна Мичурина
Успех (1984) роль: Инна, бывшая жена Фетисова
Чужая белая и рябой (1986) роль: Ксения Николаевна Старцева, актриса
Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви (1989) роль: мать Александры, "женщина с фиалковыми глазами"
Сюжет для двух рассказов (1991) роль: мать Володи
Сергей Бондарчук (документальный) (2000)
Нежный возраст (2000) роль: ночная ведьма, бабушка Ивана, бывшая летчица полка ночных бомбардировщиков
Часы без стрелок (2001) роль: дама
Седьмое небо (Россия, Украина) (2006) роль: Маргарита, мать Егора
Автобус (2008) роль: Ольга, серия «Презумпция невиновности»
Дочки-матери (2009) роль: Ирина Сергеевна, дежурный врач
Анна Каренина (2009) роль: княгиня Щербацкая
Людмила Савельева. После бала (документальный) (2010)
Олег Видов. Всадник с головой (документальный) (2013)