Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние добавления -
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Грибов Алексей
Грибов Алексей
Тарабукин Михаил
Тарабукин Михаил
Епифанцев Михаил
Епифанцев Михаил
Взаимосвязанные статьи
-------------- Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
4 гостей

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
 
Актеры Основной раздел Актеры

Поиск по тегам : Государственной, Художественного, аудиоспектаклей, sergeybezrukov, (Квартальный)


Грибов Алексей

Печать E-mail
 

Автор KOV, Включено 19-12-2008 15:57

Просмотры : 18517    

Одобрение : 391

Теги : Карамазовыми», Степанчиково», Четырнадцатилетний, горьковским», индивидуальностью, национализировали, социалистического, выразительностью, наследственность, Государственной, Государственных, Курантами», Полотенцев , виноватые», госбезопасности, ответственности, относительности, Ванюшина», Государственна, Сокольническом, Станиславского, безостановочно, занавес!», рождественские, стратегическое,


0

Рейтинг 3.6/5 (89 голосов)

Грибов Алексей

Грибов Алексей Николаевич – народный артист СССР (1948), советский актер театра и кино, родился 31 января 1902 года в Москве в Сокольниках, недалеко от товарной станции Московско-Казанской железной дороги.

Детства у него практически не было. Ему шел третий год, а сестре Маше и того меньше, когда мать, работница табачной фабрики, умерла от туберкулеза в двадцать три года. Через некоторое время отец женился, и в доме появилась мачеха. Постепенно семья стала расти: к двум детям добавилось еще четверо. Жили они скромно, переезжали с места на место. Отец, Николай Грибов, имел редкую по тем временам профессию шофера. Квалификация у него была очень высокая, вместе со своим хозяином он даже участвовал в грандиозном автопробеге 1913 года Москва - Париж.

По утрам Лёша помогал отцу: мыл кузов, чистил колеса, которые тогда делались со спицами, как у велосипедов, так что в них застревали комья грязи. Отец платил за это сыну пятиалтынный. Ближе всех Алёше был дед Михаил Ефимович Грибов, перебравшийся после отмены крепостного права из деревни в Москву. Дед работал на железной дороге, самоучкой освоил сложную технику, стал машинистом, сорок лет водил паровозы. От деда осталась икона Николая Угодника, которую Грибов потом всю жизнь тайком возил во все гастрольные поездки.

В отцовском доме жили размеренно, скучно, рано ложились спать. А мальчика тянула жизнь со своими развлечениями - масленичными гуляньями в Сокольническом парке, праздничной толпой на Красной площади, представлениями в «народном духе» в Манеже. Один из хозяев отца, барон Федор Кноп, летом выезжал в свое подмосковное имение на реке Сетунь и брал своего шофера с семейством. Неподалеку находился летний театр, где выступали артисты из Москвы. Алёша удирал из дому и ходил на эти представления. В этом летнем театре он увидел свой первый спектакль - «Дети Ванюшина». В те вечера, когда убежать было нельзя, он играл с сестрой Машей в свой театр. А в Москве у него были две тетки (сестры отца), учительницы, которые на рождественские или пасхальные каникулы часто дарили ему билеты в театр.

В 1916 году отца призвали на фронт. Четырнадцатилетний Алёша, как старший, вынужден был пойти работать. Ему дали место конторщика в управлении шелкоткацкой фабрики. Он выдавал сырье и получал готовую продукцию. Это был тяжелый физический труд по двенадцать часов в день. После революции фабрику национализировали. С фронта вернулся отец, но Алёша не бросил работу и поступил в школу-клуб рабочей молодежи на Ордынке. Почему-то в то тяжелое время все повально увлеклись театром, появились самодеятельные коллективы, театры-клубы, «дома игры». В школе Грибов встретил своего учителя, В.В. Барановского, который поставил с учениками пьесу Островского «Бедность не порок». Грибов исполнял роль Любима Торцова и с этого времени заболел театром. Барановский многое сделал для юного Грибова: ввел в свой дом, занимался с ним по особой программе, готовил к поступлению в вуз, забрал его с фабрики в свою школу на специально придуманную для этого должность «запасного руководителя».

По окончании школы при 3-й студии МХАТа Грибов в 1924 году вступил в труппу МХТ. Первая значительная роль актера - мистер Крегс («Битва жизни» по Диккенсу).

Невысокий, коренастый, широколицый - настоящий народный тип - Алексей Грибов при распределении обычно получал роли купцов, мужиков, слуг. Про него так всю жизнь и говорили: народный характер. Очень долго актера держали на вторых ролях, выпускали в эпизодах. Но и в маленькой роли Грибова замечала публика, хвалили рецензенты. Он мог без единого слова, находясь в глубине сцены, что-то там есть, и публика забывала про главных персонажей и следила за ним.

Красавцем он не был и героев-любовников не играл. Играл большей частью мелких неудачников, людей с несложившейся жизнью: Епиходова («Вишневый сад») и доктора Чебутыкина («Три сестры»), актера Шмагу («Без вины виноватые»), мрачного мизантропа Собакевича («Мертвые души»), нервического плута Землянику и бездельника Осипа («Ревизор»).

Однако были у Алексея Николаевича и другие герои - сильные личности, манипуляторы, вершители судеб: Малюта Скуратов, Фома Опискин, Ленин. Малюта - это преданность царю Ивану и такое же полное одиночество. Фома Опискин - гигантское властолюбие с его инструментами - хитростью и демагогией. А про Ленина вообще отдельный разговор.

В искусстве Грибова предельная простота соединялась с яркой сценической выразительностью, выдающимся мастерством. Алексей Николаевич создал глубоко народные образы, воплощающие лучшие черты русского человека - мудрость, душевность, честность, юмор. Таковы Фрол Баев («Земля» Николая Вирты), Левшин («Враги» М. Горького), Непряхин («Золотая карета» Л.М. Леонова). Высокого драматизма достиг Грибов в роли Глобы («Русские люди» К. Симонова).

Играя в пьесах А.П. Чехова, артист тонко передавал чеховскую поэзию (Чебутыкин - «Три сестры», Фирс - «Вишнёвый сад»). Подлинно «горьковским» актёром показывал себя Алексей Грибов в ролях Достигаева («Егор Булычев и другие» и «Достигаев и другие») и Луки («На дне»).

Грибов - первый актёр, воплотивший на сцене МХАТа образ В.И. Ленина. Спектакль «Кремлевские куранты» вышел в 1942 году, и роли вождя придавалось стратегическое значение. Грибов не вылезал из Музея Ленина, встречался с людьми, которые знали вождя, прочитал все, что смог найти про электрификацию и план ГОЭЛРО. После целого года репетиций Грибов почувствовал, что зашел в тупик и большего сделать не может. Руководителем постановки был Владимир Иванович Немирович-Данченко, и Грибов обратился к нему с просьбой посмотреть его работу и что-то подсказать. Немирович похвалил артиста и сказал, что недостает одного: гениальности, «молниеносной ленинской мысли». Но как это сыграть?

Работа над «Курантами» продолжалась еще год, вплоть до начала войны. Выпускали спектакль в эвакуации - в Саратове. Грибов испытывал чувство стыда, что он, сорокалетний мужчина, вынужден болтаться в тылу. Но успех спектакля и слова Немировича: «Создать на сцене образ Ленина - это подвиг», как-то примирили его с самим собой.

Считается, что у каждого художника должна быть своя тема. Но актер не выбирает сам роли, он только насыщает их своей индивидуальностью, своим пониманием эпохи. Если попытаться сформулировать грибовскую тему, то она звучит так: русский характер в разных проявлениях, мера ответственности человека перед миром - общностью людей.

Во все гастрольные поездки актер возил том Достоевского с «Братьями Карамазовыми»: старик Карамазов, Эзоп и король Лир были его несыгранной мечтой.

В начале войны Алексей Николаевич встретил на улице заплаканную Елену Владимировну, жену Барановского: ее муж умер, она осталась одна и не знала, что делать. Она была намного старше Грибова, но это его не остановило: актер женился на ней, и Елена Владимировна смогла получать его продуктовые карточки, положенные за работу во фронтовых бригадах. У него были две комнаты в огромной коммуналке, там они и поселились. Алексей Николаевич не забывал ее до самой смерти и заботился о ней. Елена Владимировна пережила Грибова.

Отношения с женщинами у Алексея Николаевича были непростые, в них были и романтика, и трагедия. У Грибова был короткий роман с сотрудницей МХАТа, помощником режиссера Изольдой Федоровной: у них появился сын Алёша. Грибов построил для них кооперативную квартиру, а сам продолжал жить в коммуналке: в одной комнате - он, в другой - Елена Владимировна.

Грибов был много занят в репертуаре, играл больше двадцати спектаклей в месяц при норме - одиннадцать. В свободное время он ходил с Яншиным на бега, поигрывал, а однажды в заезде в честь Книппер-Чеховой даже принял участие сам. Был футбольным болельщиком - болел за «Спартак». Выпивал с друзьями, а иногда и один: наследственность от отца.

В кино Грибов снимался не очень часто из-за работы в театре, но много поколений советских людей, а потом россиян помнят фильмы с участием этого добродушного актера. На его счету роли более чем в 60-ти картинах, роли небольшие, но всегда яркие и запоминающиеся. Кроме актерской работы, Алексей Николаевич занимался озвучиванием мультфильмов.

Звание Героя Соцтруда ему дали первому в Москве, сразу вслед за Симоновым в Ленинграде. Сталинскую премию он получал много раз: за «Плоды просвещения», за «Кремлевские куранты», за «Офицера флота» и «Соло для часов с боем», а еще - за кинофильм «Смелые люди». Но сам актер к властям не подлизывался, был человеком строгих правил. Когда Грибову позвонили с настоятельной просьбой подписать письмо против Солженицына, он резко отказался, но на семье это никак не сказалось - уж очень он был известен. Когда в Москве побывал Бертольд Брехт, он был очарован игрой Грибова.

МХАТ был самым выездным театром - Япония, Англия, Франция. Грибов ездил во все гастроли и везде имел оглушительный успех. Его называли «русским Жаном Габеном». Отовсюду он писал жене, Наталье Иосифовне, самые нежные письма. Она была намного моложе его, красавица и умница, и он боялся ее потерять. А она, по ее словам, «любила его так, как не знала, что можно любить». Как приятно было бы сказать, что они жили долго и счастливо, но однажды произошло несчастье.

МХАТ был на гастролях в Ленинграде. Уже выйдя из поезда, Алексей Грибов почувствовал себя плохо, но отлежался в гостиничном номере, а вечером пошел играть спектакль "Три сестры". Состояние было плохое, совсем скверное. Надо сказать, что до этого Алексей Николаевич никогда особо не болел: крепкий, спортивный, он лишь безостановочно курил.  Перед выходом на сцену ему стало совсем худо. Рука не попадала в обшлага сюртука, повисла плетью. Почему никто этого не заметил - понять трудно. На спектакле «Три сестры» кто-то из артистов заметил, что Грибов-Чебутыкин вдруг стал невнятно говорить, запинаться и волочить ногу. Актеры продолжали играть, как вдруг из зала раздался громкий голос: «У актера инсульт. Я врач. Дайте занавес!» Спектакль прервали, занавес опустили, Грибова уложили. Если бы сразу вызвали «скорую», наверно, его можно было бы спасти от тяжелых последствий инсульта (он потерял речь, не мог ходить), но спектакль доиграли до конца: Грибов вновь вышел на сцену. Финальные реплики доктора, сообщающего о дуэли с Соленым, об убийстве Тузенбаха: «Утомился я, замучился, больше не хочу говорить. Впрочем, все равно!» были прощанием Артиста с Театром.

Наталья Иосифовна выхаживала мужа три года. Грибов заново учился писать и говорить, начал ходить с палочкой, но на сцену больше не вышел.

В твердой памяти, в твердом сознании он даже приступил к занятиям со студентами МХАТа.

Смерть уточняет жизнь. Не терпевший пафосных жестов, Алексей Николаевич Грибов, казалось, и смерть-то свою жанрово снизил: смотрел по телевизору какой-то фильм, смачно обругал его и... ушел из жизни. Это случилось 26 ноября 1977 года.

Похоронен актер на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Театральные работы (1924-1974):

«Битва жизни» по Ч. Диккенсу - Крэгс

«Царь Фёдор Иоаннович» - Михайло Головин

«Горячее сердце» - Сидоренко

«Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова - Мужик с подвязанной щекой

«Растратчики» - Парень

«Елизавета Петровна» - Пономарь

«Квадратура круга» В. Катаева - Вася

«Вишнёвый сад» А.П. Чехова - Яша

«Синяя птица» М. Метерлинка - Кот

«Блокада» - Кисель

«Воскресение» по Л.Н. Толстому - Деревенский старик

«На дне» М. Горького - Околоточный Медведев

«Таланты и поклонники» А.Н. Островского - Мигаев

«Чудесный сплав» В. Киршона - Гоша

«Мёртвые души» по Н.В. Гоголю - Собакевич

«Егор Булычов и другие» М. Горького - Василий Достигаев

«Враги» М. Горького - Левшин

«Земля» Н.Е. Вирты - Фрол Баев

«Горячее сердце» А.Н. Островского - Хлынов

«Достигаев и другие» М. Горького - Достигаев

«Три сестры» А.П. Чехова - Чебутыкин

«Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина - Ленин

«Вишнёвый сад» А.П. Чехова - Епиходов

«Офицер флота» А.А. Крона - Матрос Соловцов

«Трудные годы» А.Н. Толстого - Малюта Скуратов

«На дне» М. Горького - Лука

«Плоды просвещения» Л.Н. Толстого - 2-й мужик

«Золотая карета» Л.М. Леонова - Непряхин

«Вишнёвый сад» А.П. Чехова - Фирс

«Цветы живые» - Ленин

«Без вины виноватые» А.Н. Островского - Шмага

«Ревизор» Н.В. Гоголя - Земляника

«Дни Турбиных» по М. Булгакову - Фёдор

«Село Степанчиково» по Ф.М. Достоевский - Фома Опискин

«Соло для часов с боем» О. Заградника - Часовщик Райнер

«Русские люди» К.М. Симонова - Глоба

 

Награды и звания:

Заслуженный артист РСФСР (1938).

Народный артист РСФСР (1943).

Народный артист СССР (1948).

Лауреат Сталинской премии первой степени - за исполнение роли В. И. Ленина в спектакле «Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина (1942).

Лауреат Сталинской премии первой степени - за исполнение роли матроса Соловцова в спектакле «Офицер флота» А.А. Крона (1946).

Лауреат Сталинской премии второй степени - за исполнение роли тренера Воронова в фильме «Смелые люди» (1951).

Лауреат Сталинской премии первой степени - за исполнение роли 2-го мужика в спектакле «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого (1952).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. Станиславского (1974, за театральную работу).

Кавалер ордена Ленина.

Кавалер ордена Октябрьской революции.

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1938).

Герой социалистического труда (1972).

 

Фильмография:

Горячие денёчки (1935) роль: командир танкового батальона

Два брата (короткометражный) (1937)

Поезд идёт в Москву (короткометражный) (1938) роль: машинист

Болотные солдаты (1938) главная роль: Шульц, коммунист-подпольщик

Человек в футляре (1939) роль: Афанасий, слуга Беликова

Первая конная (1941) роль: Григорий Коцура, атаман польско-петлюровской банды

Свадьба (1944) главная роль: отец

Поединок (1944) главная роль: комиссар госбезопасности

Без вины виноватые (1945) роль: Шмага, артист провинциальных театров

Клятва (1946) роль: Климент Ефремович Ворошилов, член правительства

Падение Берлина (1949) роль: Климент Ефремович Ворошилов, один из руководителей Партии и советского государства

Донецкие шахтёры (1950) роль: Ворошилов

Секретная миссия (1950) роль: генерал советской разведки

Смелые люди (1950) главная роль: Константин Сергеевич Воронов, дедушка Нади, старший тренер конезавода

Спортивная честь (1951) главная роль: Пётр Семёнович Гринько

На дне (телеспектакль) (1952) роль: Лука, старик-странник

Ревизор (1952) роль: Осип, слуга Хлестакова

Таинственная находка (1953) роль: Никанор Сарванов, народный сказитель

Сеанс гипноза (короткометражный) (1953) роль: Никита Борщов

Анна на шее (1954) роль: Иван Иванович, гость

Верные друзья (1954) роль: Виталий Григорьевич Нехода, начальник строительства

Шведская спичка (1954) роль: Николай Ермолаевич Чубиков, следователь

Сын (1955) роль: Сергей Иванович Кондратьев, администратор цирка

Гуттаперчивый мальчик (1957) главная роль: Василий Васильевич Эдвардс, клоун

Как поймали Семагу (короткометражный) (1957) эпизод

Военная тайна (1958) роль: Фёдор Михайлович, начальник лагеря

Дело "пёстрых" (1958) роль: Волохов А.Н., сотрудник райкома партии

Чудотворец из Бирюлёва (короткометражный) (1958) главная роль: Парамонов, чудотворец 

Песня о Кольцове (1959) роль: Кашкин

Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва (1959) роль: машинист

Верные сердца (1959) роль: Пухов

Люди на мосту (1959) роль: начальник строительства железной дороги

Произведение искусства (короткометражный) (1959) роль: Шашкин, актёр

Алёшкина любовь (1960) роль: дед Зинки

Бессонная ночь (1960) роль: Пётр Ильич Батавин

Мёртвые души (1960) роль: Михаил Семёнович Собакевич, помещик

Слепой музыкант (1960) роль: Фёдор Кандыба, бандурист

Взрослые дети (1961) главная роль: Анатолий Кузьмич Королёв, глава семьи        

Полосатый рейс (1961) главная роль: Василий Васильевич, капитан

Сёва лечит друга (короткометражный) (1962) роль: Афанасий Матвеевич, гардеробщик

Как рождаются тосты (короткометражный) (1962) главная роль: водопроводчик

Семь нянек (1962) роль: дедушка Лены

Первый троллейбус (1963) роль: Егор, вахтёр на кирпичном заводе

Слепая птица (1963) роль: начальник поезда

Фитиль (короткометражный) (1964-1967) роли: Пал Палыч / Степан Петрович, начальник Сидорова, фильмы «Сила привычки» (18-й) / «Чувство юмора» (66-й) 

Рогатый бастион (1964) роль: Николай Сергеевич, секретарь обкома

Донская повесть (1964) роль: Кузьмич, старый казак

Что такое теория относительности (короткометражный) (1964) роль: актёр

Дорога к морю (1965) роль: Дорофеев, Корнеевич, сварливый мастер зверосовхоза

Учитель словесности (телеспектакль) (1965) роль: Шелестов, отец Вари и Манюси

Начальник Чукотки (1966) роль: Тимофей Иванович Храмов, коллежский регистратор 

Гравюра на дереве (телеспектакль) (1966) роль: Никитич

Долгая счастливая жизнь (1966) роль: Фирс в эпизоде из спектакля «Вишнёвый сад»

Татьянин день (1967) роль: распорядитель в цирке

Виринея (1968) роль: следователь

Зигзаг удачи (1968) роль: Полотенцев, директор фотоателье

Барсуки (телеспектакль) (1968) роль: Савелий Савельевич, отец Семёна и Павла, серия «В деревне» (2-я)

В гостях у московской милиции (телеспектакль) (1968)

Варвара-краса, длинная коса (1969)  

Если есть паруса (1969) роль: Остапчук, начальник пароходства, дядя Вики

Крушение империи (1970) роль: Александр Филиппович, генерал-жандарм

Любовь Яровая (1970) роль: Кутов, полковник белой армии 

Поженились старик со старухой (короткометражный) (1971) главная роль: Фёдор Фёдорович 

День за днём (телеспектакль) (1971) роль: дядя Юра, таксист, 1-9-я серии

Любимая роль (документальный) (1971) роль: Хлынов - сцена из спектакля «Горячее сердце»

За всё в ответе (1972) роль: Василий Николаевич 

Враги (телеспекталь) (1972) роль: Левшин

Село Степанчиково и его обитатели (телеспектакль) (1973) главная роль: Фома Опискин

Соло для часов с боем (телеспектакль) (1974) главная роль: Райнер

О нашем театре (документальный) (1975)

Как уходили кумиры (документальный) (2005) фильм «Алексей Грибов», архивные кадры

 

Озвучивание:

Фанфан-тюльпан | Fanfan la Tulipe (Франция, Италия) (1951) роль: Лафраншиз (роль Нерио Бернарди)

Крушение эмирата (1955) роль: Ханкулов

 

Озвучивание мультфильмов:

Ночь перед рождеством (1951) от автора

Каштанка (1952) персонаж: месье Жорж, дрессировщик

Царевна-лягушка (1954) персонаж: Царь

Снеговик-почтовик (1955) персонаж: Дед Мороз

День рождения (1959) персонаж: Старик

Муравьишко-хвастунишка (1961) персонаж: Майский Жук

Впервые на арене (1961) персонаж: Медведь, распорядитель в цирке

Две сказки (1962) персонаж: Медведь

Тараканище (1963) персонаж: Гиппопотам

Сказка о старом кедре (анимационный) (1963)

Происхождение вида (1966) персонаж: рассказчик

Медвежонок и тот, кто живёт в речке (1966) персонаж: Ёж

Сказка о золотом петушке (1967) персонаж: Царь Дадон

Песенка Мышонка (1967) персонаж: Бобр

В стране невыученых уроков (1969) персонаж: Глагол Повелительного Наклонения

Возвращение с Олимпа (1969)

Снегурка (1969) читает текст

Мой друг Мартын (1970) персонаж: Мужчина в пижаме

Дядя Миша (1970) персонаж: Ёж Колюча голова

Самый главный (1970) персонаж: Мужик-пахарь

Быль-небылица (1970)

Куда летишь, Витар? (1972) персонаж: Филин

Коля, Оля и Архимед (1972)

Рассказы старого моряка. Антарктида (1972)

Как козлик землю держал (1974) персонаж: Волк

Конёк-Горбунок (1975)

 

 


Твиттнуть



Обновлён : 19-11-2017 18:22

Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи

Комментарии пользователей  
 

Средняя оценка

 

Нет комментариев

Добавить комментарий

« Пред.   След. »