Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние добавления -
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Матвеев Евгений
Матвеев Евгений
Богарт Алиса
Богарт Алиса
Бодров Сергей
Бодров Сергей
Блёданс Эвелина
Блёданс Эвелина
Взаимосвязанные статьи
-------------- Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
6 гостей

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
Rambler's Top100
 
Актеры Основной раздел Актеры

Поиск по тегам : Государственной, Художественного, аудиоспектаклей, sergeybezrukov, (Квартальный)


Матвеев Евгений

Печать E-mail
 

Автор KOV, Включено 05-08-2008 12:08

Просмотры : 14396    

Одобрение : 328

Теги : Воскресение», кинематографистов, продемонстрировал, Губернатор», профессионализма, целенаправленным, Жеребенок», Завещание», Савинкова», соответствовало, Искатели», Новосибирского, биографическую, благодарностью, драматического, зааплодировали, заключительную, разносторонний, справедливость, Восемнадцатый, Отечественной, Пестрых», Пугачев», безвыигрышной, другое…,


0

Рейтинг 4.7/5 (493 голосов)

Матвеев Евгений

Матвеев Евгений Семенович – народный артист СССР (1974), советский и российский актер, режиссер, сценарист, родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Детство Евгения Матвеева было трудным.  С ранних лет Жене пришлось работать. Он возил воду пахарям, собирал в поле колоски, водил лошадь по борозде. В свободное же время Евгений играл на балалайке для односельчан. Наверное, тогда в нем и родился артист. Позже он начал заниматься в школьном драмкружке, и это так увлекло Евгения, что он по окончании школы поступил в театральную студию, а затем начал работать статистом в Херсонском театре.

Евгений так играл роли без слов, что его заметил великий Николай Черкасов, остановившийся в Херсоне проездом. По его совету Евгений приехал в Киев поступать учиться на студию к Александру Довженко. Евгения приняли в актерскую школу при киностудии, однако вскоре его учеба была прервана из-за начала Великой Отечественной войны. На фронт Евгений Матвеев попал лишь в 1944 году, после того, как в звании лейтенанта окончил Тюменское пехотное училище. После окончания войны Матвеев еще около года служил в Тюменском училище, где руководил военной самодеятельностью. Именно благодаря этому он и познакомился со своей будущей женой, студенткой местного музыкального училища Лидой. 01.04.1947г. они поженились. В Тюмени Евгений за один год научился чистейше говорить по-русски, хотя до 19 лет говорил только на украинском языке.

С 1946 года Евгений Матвеев два года работал актером Тюменского драматического театра, а потом по приглашению перешел в труппу знаменитого Новосибирского театра «Красный факел», на сцене которого играл до 1952 года, став за это время одним из ведущих актеров театра и завоевав огромную популярность среди местных зрителей. В 1952 году талантливого актера пригласили в Москву в  Малый театр.

Он снялся в нескольких незаметных картинах прежде, чем пришел первый серьезный успех. В 1958 году фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Матвеев сыграл главную роль Кости, взял первый приз на Всесоюзном кинофестивале. Картина была высоко оценена и зрителями. Почти сразу после первого успеха Матвеев создал яркий, запоминающийся образ Макара Нагульнова в фильме Александрв Иванова «Поднятая целина», чем завоевал всеобщую зрительскую любовь.

Вслед за Нагульновым Матвееву предложили роль князя Нехлюдова в драме «Воскресение» (по Льву Толстому). После его предыдущих образов в кино эта роль казалась совершенно безвыигрышной, но он согласился играть, чем вызвал общее недоумение. Вышедшая на экраны картина «Воскресение» посрамила всех сомневающихся. Евгению Матвееву удалось глубоко и полно передать внутренний мир своего персонажа, отразить на экране его сложнейшее внутреннее развитие. Евгений Матвеев продемонстрировал свой разносторонний талант, и это принесло актеру всесоюзную популярность.

Следующий успех - пронзительная любовная история, показанная в фильме «Родная кровь», котороая не оставила зрителей равнодушными, собрав на сеансах почти 35 миллионов человек. Персонаж Матвеева полюбился всем, особенно женщинам. Не оставили без внимания картину и профессионалы. «Родная кровь» была отмечена призами на международных кинофестивалях в Мар-дель-Плато и Буэнос-Айресе (оба - Аргентина), а также на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде (1964).

В самый пик популярности с Евгением Матвеевым произошло несчастье.  В 1965 году он участвовал в представлении на стадионе в Николаеве, и его уговорили проехать круг на тачанке в образе Макара Нагульнова. Вместо тачанки ему выдали ненадежную телегу и, когда сильно зааплодировали люди, лошади понесли и перевернули ее на повороте.  Матвеев упал, пролетев несколько метров и сильно ударившись об асфальт, в результате чего у него оказались смещены диски позвоночника. Врачи не давали хороших прогнозов, он долго был прикован к постели и креслу, а затем ходил в жестком корсете, превозмогая дикую боль при движениях. В итоге – 3-я группа инвалидности. Из-за этого он был вынужден со временем уйти из театра.

В эти тяжелые дни Евгений Матвеев ощутил всенародную поддержку, а киностудия Довженко предложила ему заняться режиссурой, о чем сам Евгений Матвеев уже давно втайне мечтал. Первым опытом для Матвеева стала мелодрама «Цыган» по одноименной повести А. Калинина, в которой роль Будулая во всех сценах он играл сам, находясь в жестком корсете, даже танцевал. Но для того, чтобы он смог перенести боль, ему делали множество уколов новокаина в позвоночник. Матвеев играл сцену и терял сознание, потом приходил в себя, ему снова делали уколы, и он вновь играл. Первая картина Евгения Матвеева вызвала разноречивые отклики.

1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр и полностью перешел на работу в кино. В качестве режиссера он поставил историко-революционный фильм «Почтовый роман» и мелодраму «Смертный враг», в которых снялся и сам, но оба эти фильма большого успеха не имели. Среди успешных картин, в которых Матвеев снимался у других режиссеров, можно назвать лишь кинороман Алексея Салтыкова «Сибирячка»  и историко-биографическую ленту «Укрощение огня». 

В середине 70-х Евгений Матвеев вновь взялся за режиссерство. Им была поставлена кинодилогия «Любовь земная» и «Судьба», которые вызывли у зрителей живой отклик. Еще одной заметной работой в плане дальнейшей карьеры Евгения Матвеева в 70-е годы стала роль Брежнева в фильме «Солдаты свободы». Он тут же стал секретарем Союза кинематографистов.

Наступившая в середине 80-х годов в Советском Союзе перестройка многое изменила в жизни Евгения Матвеева.

В 1986 году на пятом съезде кинематографистов СССР он был освобожден от своей должности. Ему припомнили и лакировочные картины, и роль Брежнева, и многое другое…. Для Матвеева это было страшным ударом. По его признанию, он даже одно время помышлял покончить с собой, и кто знает, чтобы случилось, если бы не дети и внуки… Он очень переживал, но никогда не прогибался, был твердым, целенаправленным, несмотря на мягкость в душе.

Евгений Матвеев с женой за 17 лет накопили 150 000 рублей, но во время дефолта они все пропали. Евгений Семенович опять был на грани самоубийства, очень переживал.

Но наперекор всему он начинает снимать фильм «Любить по-русски», заявив, что если ему не дадут снимать, он себя убьет. Деньги на фильм собирали, как на строительство храмов. 1995 году его новый фильм «Любить по-русски» вышел на экраны. Матвеев не изменил себе, вновь сняв картину, казалось бы, обреченную на разгромную критику. Однако эта картина  была снята настолько искренне, настолько открыто, что вызвала небывалую ностальгию у всего российского зрителя. Фильм по всем статьям получился народным. Название настолько точно соответствовало содержанию, что народ откликнулся. Со всех концов страны посыпались письма с благодарностью и… деньгами. Российские пенсионеры присылали свои последние копейки с просьбой снять продолжение картины. В 1987 году на народные деньги Евгений Матвеев поставил «Любить по-русски-2». Картина несколько уступала первой части в плане профессионализма, но тогда российскому зрителю это было совсем не важно. Она была принята на ура так же, как и первая. В 1999 году Евгений Семенович снял заключительную часть трилогии «Любить по-русски», в которой добро и справедливость наконец-то побеждало зло. «Любить по-русски» была последней работой Евгения Семеновича Матвеева.

Евгений Матвеев был истинным партийцем и никогда не отказывался от партии и не сжигал партбилет. Но он считал, что коммунист должен служить людям. Матвеев одним из первых поехал с концертом в Чернобыль в воинскую часть и получил свою дозу радиации.

Ему предлагали возглавить Малый театр, Ленком и студию Мосфильм, но он отказался от всех предложений. Марка Захарова в Ленком утвердили с его совета, прислушиваясь к его мнению.

Евгений Матвеев всегда очень трепетно относился к женщинам и их красоте.

В голодные годы он дарил своей жене самые дорогие в то время духи. Однако характер у него был не из легких: очень вспыльчивый и ревнивый, но он легко отходил и просил прощения.

Сына он отучил курить, но сам курил всю жизнь.

Жена - Лидия Алексеевна Матвеева играла в Большом Театре, они прожили вместе 56 лет.

Дочь Светлана (1948 г.р.); сын Андрей (1958-2008); внуки: Алексей (1976 г.р.), Евгений (1983 г.р.), Надежда (1992 г.р.), Елизавета (2004 г.р.); правнучка Соня (2006 г.р.).

Есть внебрачная дочь от актрисы Вии Артмане - Кристиана Димитере (1965 г.р.), художник.

Евгений Семенович Матвеев умер 1 июня 2003 года от рака легких.   

 

Театральные работы:

Тюменский театр (1946-1948):

Ваня Земнухов - «Молодая гвардия» А. Фадеева

Боровский - «За тех, кто в море»

Черемизов - «Молодой лес»

Театр "Красный факел" (1948-1952):

Джон Гармон - «Наш общий друг»

Николай Прокофьевич Леонтьев - «Кандидат партии» А.А. Крона

Виктор Лавров - «Великая сила»

Аксанич - «Константин Заслонов» А. Мовзона

Юрий Поднебесько - «Счастье»

Барон Фитингоф и Комиссар округа - «Незабываемый 1919-й» В. Вишневского

Нил - «Мещане» М. Горького

Улдыс - «Вей, ветерок!» Я. Райниса

Малый театр (1952-1968):

Незнамов - «Без вины виноватые» А.Н. Островского (1952)

Андрей Латкин - «Северные зори» Н.Н. Никитина (1952)

Чебаков - «Когда ломаются копья» Н.Ф. Погодина (1953)

Звонарев - «Порт-Артур» И. Попова и Л. Степанова (1953)

Андрей Корчёмный - «Опасный спутник» А. Салынского (1954)

Рудди Мильце - «Иначе жить нельзя» А.Н. Островского (1955)

Оули - «Проданная колыбельная» X. Лакснесса (перевод В.С. Морозовой) (1955)

Пьетро Миссарильи - «Ванина Ванини» В. Юрьева по новелле Стендаля (1955)

Король Дункан - «Макбет» У. Шекспира (1955)

Беркут - «Деньги» А.В. Софронова (1956)

Освальд - «Привидения» Г. Ибсена (1957)

Фёдор - «Нашествие» Л. Леонова (1957)

Мужик - «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (1958)

Дворовый парень - «Село Степанчиково и его обитатели» Н.Р. Эрдмана по Ф.М. Достоевскому (1958)

Колхозник - «Крылья» А.Е. Корнейчука (1958)

Военком - «Когда горит сердце» В.А. Гольдфельда по роману В.П. Кина «По ту сторону» (1958)

Дмитро Шелест - «Веселка» Н.Я. Зарудного (1958)

Родон Кроули - «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея (1959)

Игнат - «Карточный домик» О.Н. Стукалова (1959)

Михаил Яровой - «Любовь Яровая» К.А. Тренёва (1960)

Столбов - «Осенние зори» В.И. Блинова (1960)

Павел Антонович Рагоза - «Честность» А.В. Софронова (1961)

Егоров - «Коллеги» В.П. Аксёнова  (1963)

Трофимов - «Главная роль» С.И. Алёшина (1964)

 

Награды и звания:

Заслуженный артист РСФСР (1958).

Народный артист РСФСР (1964).

Народный артист СССР (1974).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1974, "За создание образа современника в фильмах последних лет").

Лауреат Государственной премии СССР (1978, за создание художественных фильмов «Любовь земная» и «Судьба»).

Два ордена Ленина (1971, 1982).

Орден Октябрьской Революции (1986).

Орден "За заслуги перед Отечеством" III-й степени (1997).

Орден "За заслуги перед Отечеством" II-й степени (2002).

Режиссёр фильма «Почтовый роман», получившего Приз и Первую премию "За историко-революционный фильм" IV-го Всесоюзного кинофестиваля в Минске (1970 год).

Награждён золотой медалью имени А.П. Довженко (1974, за роль в фильме «Высокое звание»).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Специальная премия кинофестиваля" (1978, за фильм «Судьба»).

Лауреат Приза МКФ в Чехословакии (1980, за роль в фильме «Емельян Пугачев»).

Лауреат Всесоюзного смотра-конкурса фильмов о рабочем классе в Ярославле (1981, Первый приз, фильм «Особо важное задание»).

Лауреат XVIII Всесоюзного кинофестиваля (1985, специальный приз Оргкомитета и Министерства обороны за фильм «Победа»).

Лауреат КФ "Созвездие" (1995, Приз «За выдающийся вклад в профессию»).

Лауреат Приза "Золотая арча" за лучшую мужскую роль на МКФ в Ташкенте (1997, за роль в фильме «Любить по-русски-2»).

Почётный гражданин Свердловской области.

 

Фильмография:

Судьба Марины (1953) роль: шофёр

Доброе утро (1955) роль: Сергей Николаевич Судьбинин, начальник строительства

Дорога (1955) роль: Григорий Иванович Полипчук, начальник участка геологов

Искатели (1956) главная роль: Андрей Николаевич Лобанов 

Дом, в котором я живу (1957) главная роль: Константин Давыдов, старший сын

Дело "Пёстрых" (1958) роль: Лобанов, следователь МУРа

Хождение по мукам (1958) роль: Сорокин, главком, фильм «Восемнадцатый год» (2-й)

Жеребёнок (короткометражный) (1959) главная роль: Трофим

Поднятая целина (1959-1961) главная роль: Макар Нагульнов, секретарь партийной ячейки

Воскресение (1960-1961) главная роль: Дмитрий Нехлюдов, князь

Родная кровь (1963) главная роль: Владимир Федотов, бывший танкист, работает мотористом на теплоходе

Левашов (телеспектакль) (1963)

Мать и мачеха (1964) роль: Николай Васильевич Кругляков, заместитель Журбенко с передовыми взглядами

Первая Бастилия (1965) роль: Потапов

Ярость (1965) главная роль: Василий Гулявин, революционный матрос

Новогодний календарь (1965)

Цыган (1967) главная роль: Будулай

Крах (1968) роль: Сергей Эдуардович Павловский, полковник, член ЦК Савинковского союза

Почтовый роман (1969) роль: Иван Ковшов, батумский чекист

Сохранившие огонь (1970) главная роль: Иван Клявин

И был вечер, и было утро... (1971) главная роль: Александр Александрович Ярцев

Смертный враг (1971) главная роль: Арсений Андреевич Клюквин, председатель поселкового коллектива

Сибирячка (1972) главная роль: Анатолий Мартынович Добротин, начальник строительства ГЭС

Укрощение огня (1972) роль: директор завода   

Высокое звание. Я - Шаповалов Т.П. (1973) главная роль: Тимофей Петрович Шаповалов

Высокое звание. Ради жизни на земле (1974) главная роль: Тимофей Петрович Шаповалов

Любовь земная (1974) главная роль: Захар Тарасович Дерюгин, председатель колхоза Дерюгин

Солдаты свободы | Vojáci Svobody | A szabadság katonái (СССР, Болгария, Польша, Чехословакия, Венгрия, ГДР) (1977) роль: Леонид Ильич Брежнев начальник ПО 18-й армии

Судьба (1977) главная роль: Захар Тарасович Дерюгин

Фронт за линией фронта (1977) роль: Николай Васильевич Семиренко

Емельян Пугачёв (1978) главная роль: Емельян Пугачёв

Профессия - киноактёр (документальный) (1979)

Особо важное задание (1980) главная роль: Сергей Алексеевич Кириллов, начальник производства, затем главный инженер, затем директор завода

Фронт в тылу врага (1981) роль: Николай Васильевич Семиренко

Всего дороже (документальный) (1981) роль: ведущий, 8 фильмов

Фитиль (короткометражный) (1983) фильм «Комментарии излишни» (256-й)

Победа | Sieg, Der (СССР, ГДР) (1984) роль: Василий Степанович Карпов генерал  

Анна и Антон | Anna es Anton (Венгрия) (1985)

Завещание (1985) роль: Иван Егорович Крылов

Время сыновей (1986) главная роль: Семён Петрович Кордин, академик

Отцы (1988) роль: Михаил Иванович, тесть Новикова, бывший "большой человек"

Чаша терпения (1989) главная роль: Иван Савельевич Медников, охотовед

Место убийцы вакантно... (1990) роль: Кныш

Клан (1991) роль: Леонид Ильич Брежнев

Доброй ночи! (1992) роль: Пал Палыч, начальник отдела

Любить по-русски (1995) главная роль: Валериан Петрович Мухин

Любить по-русски 2 (1996) главная роль: Валериан Петрович Мухин

Чтобы помнили... (документальный) (1996) фильм «Валентина Телегина» (23-й)

Любить по-русски 3. Губернатор (1999) главная роль: Валериан Петрович Мухин

губернатор, открытый и честный человек

Под Полярной звездой (2001)       

Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Евгений Матвеев», архивные кадры

Жизнь без вранья. Евгений Матвеев (документальный) (2007) архивные кадры

Любить по Матвееву (документальный) (2007) архивные кадры

Евгений Матвеев. Всем сердцем - раз и навсегда (документальный) (2012) архивные кадры

 

Озвучивание:

Личная ответственность (документальный) (1972) текст за кадром

Я, сын трудового народа (1983) от автора

 

Режиссер:

Цыган (1967)

Почтовый роман (1969)

Смертный враг (1971)

Любовь земная (1974)

Судьба (1977)

Особо важное задание (1979)

Бешеные деньги (1981)

Победа | Sieg, Der (СССР, ГДР) (1984)

Время сыновей (1986)

Чаша терпения (1989)

Любить по-русски (1995)

Любить по-русски 2 (1996)

Любить по-русски 3. Губернатор (1999)

 

Автор сценария:

Цыган (1967)

Смертный враг (1971) совместно с Арнольдом Витолем

Любовь земная (1974) совместно с Петром Проскуриным, Валентином Черных

Судьба (1977)

Бешеные деньги (1981)

Победа | Sieg, Der (СССР, ГДР) (1984)


Твиттнуть



Обновлён : 22-01-2017 13:06

Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи

Комментарии пользователей  
 

Средняя оценка

 

Нет комментариев

Добавить комментарий

« Пред.   След. »