Цыплакова Елена Октябревна – народная артистка России (2013), советская и российская актриса, режиссер, родилась 13 ноября 1958 года в Ленинграде в творческой семье. Ее родители были известными промышленными художниками-графиками.
С самого детства жизнь испытывала Елену на прочность: ее отец - Октябрь Иванович - был тяжело болен туберкулезом, и, опасаясь, что болезнь может передаться дочери, родители отправили шестилетнюю девочку в интернат. О пребывании в интернате у Елены остались не самые приятные воспоминания. Позднее она признается, что два года, проведенные в интернате, заметно осложнили ее отношения с родителями, особенно с матерью, а тема воспитания и жизни детей, их непонимания взрослыми, стала одной из основных в ее творчестве. Тем не менее, с возрастом Елена Цыплакова все больше сближалась с отцом, признавая свое сходство с ним.
Двухлетнее пребывание в интернате не озлобило девочку, а только закалило ее характер и рано сделало самостоятельной. Уже в начальных классах родители приучили Елену к спорту: она занималась фигурным катанием, плаванием, пятиборьем. О карьере актрисы она и не помышляла. Однако в 7-м классе случай свел Елену с режиссером Динарой Асановой, муж которой работал художником-графиком и был знаком с родителями Лены.
Однажды в 1973 году Асанова с мужем оказались в доме Цыплаковых, где и состоялось знакомство талантливого режиссера и ленинградской школьницы. Когда через год Асанова начала работу над фильмом «Не болит голова у дятла», она вспомнила про Лену и пригласила ее на одну из главных ролей. Фильм вышел на экраны в 1975 году, а в 1978 году был признан лучшим иностранным фильмом на Кубе. После ошеломляющего успеха фильма предложения обрушились на Цыплакову ливнем. Еще в школе Елена снялась в фильмах «Иван и Коломбина» (1975), «Шаг навстречу» (1975), «Вдовы» (1976).
После окончания десятилетки в 1976 году Лена Цыплакова уехала в Москву поступать в театральный . Экзамены в театральном училище имени Щепкина и Школе-студии МХАТ она провалила. Последним на ее пути был ГИТИС, куда она и поступила.
Сотрудничество Елены Цыплаковой с Динарой Асановой продолжилось в фильме «Ключ без права передачи» (1977), где актрисе тоже досталась роль школьницы. Фильм был удостоен многочисленных наград на международных и всесоюзных фестивалях: на Всесоюзном фестивале в Риге, на фестивале в Москве, в Югославии, в Кошалине.
В 1979 году Асанова и Цыплакова встретились на съемочной площадке фильма «Никудышная» - в это время Елена уже училась во ВГИКе, и в ее фильмографии было около десятка фильмов, но она с радостью приняла предложение своей «кинокрестной». К сожалению, амплуа «талантливой милашки» крепко-накрепко приклеилось к Лене Цыплаковой, которая хотела играть серьезные драматические роли, а в них ее видела только Асанова.
Всесоюзную славу Елене Цыплаковой принесла главная роль в фильме Павла Любимова «Школьный вальс», который вышел на экраны в 1978 году. Между тем, после выхода фильма на экран осложнилась студенческая жизнь Цыплаковой: театральным педагогам не нравилось, что она часто снимается в кино, и они потребовали от студентки прекратить на время учебы всякие съемки.
После этого Цыплакова перешла во ВГИК, на курс Л. Кулиджанова и Т. Лиозновой. Однако и учеба во ВГИКе далась Елене нелегко. Параллельно с учебой актриса начала работать в Малом театре, и это не понравилось уже киношным педагогам. Независимость Елены, ее нежелание играть по установленным правилам и стремление идти наперекор стереотипам уже тогда вызвали недоумение окружающих.
В 1979 году на экраны вышел трехсерийный фильм Г. Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором Цыплакова сыграла роль Кэтти. В этом же году в жизни Елены произошло два знаменательных события: она вышла замуж (правда, брак продлился не больше года) и закончила ВГИК. Жизнь налаживалась: актрисе удавалось совмещать успешную работу в театре с головокружительной карьерой в кино. В период с 1979 по 1980 год актриса снялась в семи фильмах. Елена с радостью бралась за работу, а каждая роль для нее была вызовом, неизведанной территорией.
В 1981 году Цыплакова ушла из Малого театра, чтобы работать по договорам. В этом же году Елена поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. Алова и В. Наумова). Три года начинающий режиссер училась на дневном, играла в театре и активно снималась. Спала по четыре часа в сутки.
В 1984 году перед защитой дипломной работы Елена сделала окончательный выбор и навсегда ушла из театра. В этом же году Цыплакова вторично вышла замуж - за врача-стоматолога Сергея Липеца, который был старше ее на двадцать лет.
Период с 1985 по 1989 год нельзя назвать самым счастливым в жизни Елены Цыплаковой, как в творческом плане, так и в личном. Закончив режиссерский факультет, она долгое время не могла добиться собственной постановки - имея два диплома, ходила в ассистентах режиссера на «Мосфильме». В кино снималась мало из-за того, что перенесла тяжелую болезнь и сильно набрала в весе.
Обрести себя Цыплаковой помогла вера и ее учитель, наставник - София, знакомство с которой оказалось для актрисы целительным. Кроме того, после режиссерского дебюта в фильме «Гражданин убегающий» (1988) на Елену Октябревну обратил внимание Карен Шахназаров, который пригласил ее в свое творческое объединение «Старт». Именно там в 1989 году Елена Цыплакова и сняла свою первую серьезную картину - «Камышовый рай», которая была удостоена приза за режиссуру на МКФ в Сан-Себастьяне (1990). Так Цыплакова доказала окружающим свое право на эту «неженскую профессию».
В 1992 году увидела свет вторая режиссерская работа Цыплаковой - фильм «На тебя уповаю». И вновь это была психологическая драма, в основу которой легли воспоминания и образы интернатского детства самой Елены Октябревны. На кинофестивале мелодрамы в Магнитогорске в 1994 году этот фильм был удостоен приза.
В кино Елена Цыплакова почти не снимается. За последние 15 лет она сыграла в 3 фильмах: в «Семейных тайнах» (целительница Софья), у Н. Досталя в «Полицейских и ворах» (жена полицейского), и в фильме В. Пендраковского «Кому я должен, всем прощаю» (банкирша). Есть и еще одна работа - в историческом сериале Булата Мансурова «Теплые ветры древних булгар», где Цыплакова играет Славу - жену Добрыни Никитича.
Несколько лет назад Елена Цыплакова развелась со своим вторым мужем Сергеем Максимовичем Липецем, а летом 2005 года вышла замуж в третий раз. Мужа зовут Павел. Детей у актрисы нет.
В 2007 году Елена Цыплакова вновь выступила в качестве режиссера: совместно с Борисом Невзоровым они сняли большой сериал «Женщина без прошлого». Затем были сериалы «Кармелита. Цыганская страсть» (2009), «Такая обычная жизнь» (2010).
На настоящий момент она - декан факультета кино и ТВ Академии Натальи Нестеровой.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Театральные работы:
Малый театр (1978-1984):
Аня - «Вишнёвый сад» А.П. Чехова
Лиза - «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Окаёмова - «Красавец-мужчина»
Награды и звания:
Заслуженная артистка России (1996).
Народная артистка России (2013).
Лауреат приза за режиссуру на кинофестивале в Сан-Себастьяне (1990, фильм «Камышовый рай»).
Лауреат приза на кинофестивале мелодрамы в Магнитогорске (1994, фильм «На тебя уповаю»).
Приз "Золотой меч" на XI Международном кинофестивале военного фильма имени Ю. Озерова в Туле за лучшую женскую роль второго плана (2013, за роль в фильме «Цель вижу»).
Приз в номинации "Лучшая женская роль" на VII Международном фестивале кино и телепрограмм для семейного просмотра им. В. Леонтьевой "От всей души" (31 мая 2015, Ульяновск, за роль в фильме "Цель вижу" реж. Е. Сокурова).
Фильмография:
Не болит голова у дятла (1974) главная роль: Ира Фёдорова
Иван и Коломбина (1975) роль: Анка
Шаг навстречу (Несколько историй весёлых и грустных) (киноальманах) (1975) роль: Лида, новелла «Дочь капитана»
Вдовы (1976) роль: Тоня, деревенская девочка
Ключ без права передачи (1976) роль: Таня Косицкая, ученица 10-го "Б"
Ненависть (1977) роль: Нюрка
Свидетельство о бедности (1977) роль: подруга Вити, девушка у телефона-автомата
В зоне особого внимания (1977) роль: Настя, внучка лесника
Школьный вальс (1977) главная роль: Зося Кнушевицкая
Д'Артаньян и три мушкетёра (1979) роль: Кэтти, служанка Миледи
Взрослый сын (1979) роль: Агния, соседка по общежитию
Приключения принца Флоризеля (1979) роль: Джоан, дочь "Клетчатого"
Солнце в авоське (телеспектакль) (1979) роль: Небесная Дева
ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный) (1979)
Карл Маркс. Молодые годы | Karl Marx - die jungen Jahre (СССР, ГДР) (1980) роль: Мари Бернс
Адам женится на Еве (1980) главная роль: Ева
Быстрее собственной тени (1980) роль: Елена, диктор телевидения
Какие наши годы! (1980) главная роль: Тома
Ключ (1980) главная роль: Женя Степанова (Ершова)
Крах операции "Террор" (1980) главная роль: Лида
Никудышная (1980) роль: девица в компании
Незнакомец (телеспектакль) (1980) роль: Люсенька
Доходное место (телеспектакль) (1981) роль: Полина
Дети Ванюшина (телеспектакль) (1982) роль: Аня
Мы из джаза (1983) роль: Кэт, Катя Боброва, она же - эстрадная звезда Изабелла Фокс
Трое на шоссе (1983) роль: Лиза, жена Анатолия
Человек на полустанке (1983) роль: Надежда, мать Проши
Вишнёвый сад (телеспектакль) (1983) роль: Аня
Гостья из будущего (1984) роль: Мария, сотрудник Института Времени
Счастливая, Женька! (1984) главная роль: Женька Кораблёва, медсестра
Дети солнца (1985) роль: Фима, прислуга
Картина (1985) роль: Таня, Татьяна Леонтьевна Тучкова, 1-3-я серии
Наш черёд, ребята! (1986) роль: Катя, диспетчер
Личный интерес (1986) главная роль: Лена, Елена Алексеевна, дочь Кунцевича, медсестра
Гардемарины, вперёд! (1987) роль: императрица Елизавета
Где находится нофелет? (1987) роль: девушка в общежитии
За прекрасных дам! (1989) роль: Вера
Сукины дети (1990) главная роль: Галочка
Полицейские и воры (1997) роль: Жанна, жена полицейского
Чтобы помнили... (документальный) (1998) фильм «Наталья Вилькина» (49-й)
Кому я должен - всем прощаю (1999) главная роль: Петра, бывшая одноклассница Александра
Семейные тайны (2001) роль: целительница София
Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко (2005) роль: Слава, тётя Владимира
Криминальное видео (2008) роль: Маша, жена Алексея Ивановича, фильм «Привидение, которое возвращается» (1-й)
Репетиция (документальный) (2009)
Документальная камера (документальный) (2010) фильм «Школьный фильм, как документ времени»
Участковый (2011) роль: тётя Маша, Мария Семёновна, тётка Сарыча
Цель вижу (2013) роль: Алдонина, полковник, начальник женской школы снайперской подготовки
В плену обмана (2014) роль: Людмила Петровна, мать Ольги
Красивая жизнь (2014) роль: Наталья Николаевна, мать Юры
Александр Панкратов-Чёрный. Мужчина без комплексов (документальный) (2014)
Тайны советского кино (документальный) (2015) фильм «Школьный вальс»
Чёрная кошка (2016) роль: Лида Мишина, мать Ивана, уборщица в заводской столовой
Свидетельство о рождении (2017) главная роль: Анна, мать Евгения
Уголь (2017)
Озвучивание:
Не покидай... (1989) роль: Марта (роль Елены Антоновой)
Режиссер:
Омут (1983)
Гражданин убегающий (короткометражный) (1988)
Камышовый рай (1989)
На тебя уповаю (1992)
Семейные тайны (2001)
Полосатое лето (2003)
Дед Мороз поневоле (2007)
Женщина без прошлого (2007) совместно с Борисом Невзоровым
Кармелита. Цыганская страсть (2009-2010)
Такая обычная жизнь (2010)
Первая любовь (2013)
Пока станица спит (Россия, Украина) (2014)
Чужое гнездо (2014-2015)
Свидетельство о рождении (2017)
Продюсер:
Чужое гнездо (2014-2015) креативный продюсер