Каморный Юрий Юрьевич – заслуженный артист РСФСР (1980), советский актер театра и кино, родился 8 августа 1944 года в в городе Алапаевске Свердловской области.
После окончания средней школы в 1962 году он поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).
Юрий Каморный был одним из самых талантливых и дисциплинированных студентов ЛГИТМиКа. Его общительный характер позволял ему быть везде и всюду заводилой и душой любой компании. Юрий был удивительно музыкален и играл на самых различных инструментах, начиная от гитары и заканчивая гармошкой.
Еще будучи студентом, он обратил на себя внимание кинематографистов. Первым его заметил режиссер Юлиан Панич, который в 1965 году пригласил молодого актера на главную роль в картину «Проводы белых ночей». К сожалению, эту картину из-за отъезда режиссера на Запад положили на полку и показали лишь два десятилетия спустя. Фильм практически мало кто видел, и дебют Каморного в кино оказался скомкан.
Но вскоре актеру вновь улыбнулась удача: в 1966 году режиссер Михаил Богин пригласил его на одну из центральных ролей в советско-польскую картину "Зося". В прокате фильм имел большой успех у зрителей.
Закончив институт в 1967 году, Каморный попал в труппу Ленинградского ТЮЗа имени Брянцева, которым руководил его преподаватель по ЛГИТМиКу 3. Корогодский. Каморный активно совмещал игру в театре со съемками в кино: «Освобождение» (1968-1971), «Карантин» (1969), «Кремлевские куранты» (1970) и др.
Еще в студенческие годы он женился на молодой актрисе Ирине Петровской, а в 1967 году у них родилась дочь Полина.
В 70-е годы творческая судьба Каморного складывалась гораздо успешнее в театре, чем в кино. На театральной сцене ему посчастливилось играть самые разные роли в таких спектаклях, как «Хозяин», «Наш цирк», «Глоток свободы». Лучшей же его ролью в ТЮЗе станет Ризположенский в спектакле «Свои люди - сочтемся».
А вот в кино ролей масштабных, достойных его таланта у него практически не было. В основном режиссеры приглашали его играть красивых и удачливых молодых людей, этаких суперменов и покорителей женских сердец. Актер и в жизни имел огромный успех у женщин и не случайно приобрел в артистических кругах славу первого любовника.
В начале 70-х распался первый брак артиста, и он какое-то время жил один в тесной гримуборной ТЮЗа (квартиру он оставил бывшей жене и дочери). В 1972 году в его жизнь вошла новая женщина - студентка юридического факультета ЛГУ, с которой он познакомился на съемках фильма «Дверь без замка». Эта женщина оказывала на Каморного благотворное влияние: после знакомства с ней актер впервые всерьез задумался о собственном здоровье (до этого он уже перенес две полостные операции) и перестал пить. Она устроилась администратором на "Ленфильм" и в течение нескольких лет сопровождала Юрия во всех его киноэкспедициях.
Несмотря на то, что кинематограф не раскрывал полностью его возможностей, Каморный все-таки выбрал его, а не театр и в 1976 году ушел из ТЮЗа. К тому времени у него уже была дача в Соснове, собственный катер и богатая коллекция холодного оружия. Собирать ее он начал еще в пору своего студенчества, когда подрабатывал в милиции оружейным мастером, и к описываемому периоду она насчитывала порядка трех десятков единиц, среди которых были и довольно редкие экземпляры. Актер прекрасно владел этим оружием и мог запросто метким броском пронзить ножом цель, находящуюся в нескольких метрах от него.
Уйдя из театра, Каморный устроился в штат Театра-студии киноактера при "Ленфильме" и вскоре получил новую жилплощадь: ему дали 12-метровую комнату в коммуналке в доме на улице Салтыкова-Щедрина. Рядом располагался знаменитый в те годы пивной бар "Прибой", и Юрий стал его завсегдатаем. Пивная тусовка любила Каморного за его веселый нрав и сочные байки из киношной жизни. Даже местная милиция почти вся ходила у него в друзьях.
Тем временем, несмотря на свои периодические загулы, Каморный продолжал весьма активно сниматься, и почти ежегодно на экраны страны выходили фильмы с его участием.
К началу 80-х годов как творческая, так и личная жизнь Каморного складывалась вполне благополучно. В 1980 году он получил звание заслуженного артиста РСФСР. Несмотря на то что близкие отношения со студенткой ЛГУ прекратились в 1979 году, она продолжала поддерживать с ним деловые отношения и вела его финансовые дела. Мытарства в коммуналке подходили к концу: ему твердо обещали выделить отдельную квартиру (ордер на нее появится 15 ноября 1981 года).
Количество режиссеров, желающих снимать его, не переводилось. В 1980-1981 годах он снялся сразу в двух главных ролях: в художественном фильме «Правда лейтенанта Климова» и телефильме «Игра без козырей», где актер сыграл главаря банды Томаса Визбараса, "Маэстро". Эта последняя роль ему особенно удалась: в ней он выглядел настоящим суперменом со всем набором необходимых атрибутов: владение карате, везение в картах, любовь женщин и т. д.
Именно во время работы в этой картине, а съемки проходили в Литве, Каморный познакомился с молодой гримершей местной киностудии и привез ее к себе в Ленинград. В последний день его жизни именно она была с ним в квартире в доме на улице Салтыкова-Щедрина, и именно она стала главным участником разыгравшейся трагедии.
Известны две версии последнего дня жизни Юрия Каморного. Одну описал в своей книге «Звездные трагедии: загадки судьбы и гибели» Федор Раззаков, другую Михаил Веллер в книге «Легенды Невского проспекта».
Вот как это описывает Федор Раззаков: «В полдень 27 ноября 1981 года соседи Каморного по коммунальной квартире внезапно услышали истошные женские крики, доносившиеся из его комнаты. Когда же они распахнули дверь и заглянули внутрь, то увидели жуткую картину: девушка, обхватив голову руками, сидела в углу, а их сосед стоял на тахте и держал в обеих руках по кинжалу. Его лицо было обезображено страшной гримасой, губы шептали какие-то дикие слова: "...они убьют тебя... ты не должна выходить... лучше я убью тебя сам...".
Решив, что актер впал в белую горячку, соседи тут же вызвали по телефону врача-нарколога. Тот, в свою очередь, прихватил с собой и нескольких милиционеров из Дзержинского РОВДа. Когда они прибыли к месту происшествия, Каморный продолжал буйствовать и, размахивая кинжалами, никого к себе не подпускал. Сегодня уже невозможно определить точно, какую реальную опасность он тогда представлял и можно ли было нейтрализовать его без применения огнестрельного оружия, но милиционеры решили не рисковать и оружие применили. Причем сначала, как и положено, сделали два предупредительных выстрела вверх. Одна из пуль срикошетила и попала девушке в руку. Она истошно закричала, и это, наверное, вывело милиционеров из себя. Третий выстрел они сделали по актеру. Правда, метили по ногам, а попали в бедренную артерию. Из раны фонтаном хлынула кровь. Буквально через несколько минут Каморный скончался.
Как установила затем экспертиза, в крови у погибшего не было ни грамма алкоголя. Не нашли у него и никаких изменений в мозгу. Тогда что же произошло с актером в тот день? Об этом теперь можно только догадываться. То ли действительно внезапно аукнулась в нем прошлая загульная жизнь, то ли рассудок на некоторое время помутился по какой-то неведомой причине. Тайна сия покрыта мраком».
Михаил Веллер в книге «Легенды Невского проспекта» пишет, что актер был сильно пьян, а соседи пригласили проходившего мимо милиционера, который, увидев Каморного, приставившего к горлу женщины нож, произвел выстрел, ранивший ее в бедро. Второй выстрел попал актеру в лоб. После этого, немного подумав, милиционер произвел третий выстрел в потолок. Спасли же милиционера на суде только показания соседей Юрия, которые были рады избавлению от шумного соседа.
Так или иначе, но актер был убит. Как это ни странно, но гибель Каморного прошла практически незамеченной ленинградцами, а в Москве многие и вовсе не знали, что в городе на Неве погиб известный актер. Отчасти виноваты в этом были власти, которые запретили публиковать в печати некрологи. В морг Боткинской больницы, где лежало тело артиста, проститься с ним пришли всего лишь несколько человек. Среди них была и мать актера, которая затем увезла тело сына на родину, в Старую Руссу. Там его и похоронили. Говорят, что сегодня эту могилу найти очень трудно из-за ее неухоженности: нет на ней ни плиты, ни креста.
Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru
Театральные работы:
Ленинградский ТЮЗ:
«Хозяин»
«Наш цирк»
«Глоток свободы»
«Свои люди - сочтёмся» А.Н. Островского - Ризположенский
«Гамлет» У. Шекспира - Лаэрт
Награды и звания:
Заслуженный артист РСФСР (1980).
Фильмография:
Зося (1966) главная роль: Михаил, старший лейтенант, начальник штаба
Карантин (1968) главная роль: Игорь Лозицкий, врач
Освобождение (1968-1971) роль: Васильев, лейтенант, танкист, 1-й, 2-й, 4-й и 5-й фильмы
Люди на Ниле | Those People of the Nile | Al-nass wal Nil (СССР, Египет) (1968-1971) главная роль: Кузьмин, советский инженер
Проводы белых ночей (1969) главная роль: Валерик Синицын, журналист
Кремлёвские куранты (1970) роль: Александр Михайлович Рыбаков, комиссар
И был вечер, и было утро... (1970) роль: мичман
Рудобельская республика (1971) роль: Рогович, матрос
Два веронца (телеспектакль) (1971) роль: Протей
Петерс (1972) роль: Лиманов, чекист, белогвардейский агент
Вера, Надежда, Любовь (1972) роль: Василий Королев, 2-я серия
Дверь без замка (1973) главная роль: Пётр Сычёв, муж, молодой капитан теплохода "Касимов"
Быть человеком (1973) роль: Борис Королёв
Будни уголовного розыска (1973) главная роль: Олег Александрович Таранцев
Весёлый калейдоскоп (киноальманах) (1973) главная роль: Владимир Петрович, практикант, новелла «Качкин едет в санаторий» (3-я)
Странные взрослые (1974) роль: Юра, жених Риты, моряк
Сергеев ищет Сергеева (1974) главная роль: Илья Петрович Сергеев, старший лейтенант милиции, новый участковый
Верный друг Санчо (1974) роль: отец Риты
Осталось пять минут (телеспектакль) (1974)
Стрелы Робин Гуда (1975) роль: Клем, шут шерифа сэра Ральфа Ноттингемского, сын Безмозглого
Доверие (1975) роль: Виктор Иванович, сотрудник Смольного
Родимый край (1975)
Призвание (1975) главная роль: Игорь Борисович Мельников, известный велогонщик-тренер
Птицы наших надежд (1976) главная роль: Амир
Гармония (1977) главная роль: Герман Алексеевич Бакланов, молодой дизайнер
"Посейдон" спешит на помощь (1977) роль: Игорь Сергеевич Щербань, капитан "Кайры"
Супруги Орловы (1978) роль: Илья Кисляков, гармонист, подмастерье иконописной мастерской
Лес, в который ты никогда не войдёшь (1978) главная роль: Пётр Николаевич, учитель труда
Голубые молнии (1978) роль: Копылов, лейтенант, командир десантной роты
Я буду ждать... (1979) роль: Петрович, тренер по дзюдо
Поэма о крыльях (1979) роль: Михаил Михайлович Громов, лётчик
Инженер Графтио (1979) роль: Аксентьев, инженер
Звон уходящего лета (1979) роль: Александр Трофимович Лихота, учитель истории
От Буга до Вислы (1980) роль: Дубинин, младший лейтенант
Клоун (1980) роль: Михаил Раскатов, воздушный акробат
20-е декабря (1981) роль: Анатолий Железняк
Правда лейтенанта Климова (1981) главная роль: Евгений Васильевич Степанов,
капитан 2-го ранга, командир подводной лодки
Игра без козырей (1981) главная роль: Томас Визбарас, "Маэстро", главарь банды
Чтобы помнили... (документальный) (1998) фильм «Юрий Каморный» (45-й), архивные кадры
Как уходили кумиры (документальный) (2005) фильм «Юрий Каморный», архивные кадры
Актёрская рулетка. Юрий Каморный (документальный) (2012) архивные кадры
Озвучивание:
Проводы белых ночей (1969) вокал - песня "Ах, как они любили"
Опознание (1973)
Ключи от города (1973) роль: Гарайс (роль Л. Грабовскиса)
Ясь и Янина (1974) роль: Ясь (роль Владимира Тихонова)