Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние добавления -
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Марков Леонид
Марков Леонид
Рогоза Наталия
Рогоза Наталия
Караева Ксения
Караева Ксения
Взаимосвязанные статьи
-------------- Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
5 гостей

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
 
Актеры Основной раздел Актеры

Поиск по тегам : Государственной, Художественного, аудиоспектаклей, sergeybezrukov, (Квартальный)


Марков Леонид

Печать E-mail
 

Автор KOV, Включено 28-10-2008 12:46

Просмотры : 7845    

Одобрение : 237

Теги : Наследство», показывать», Маскараде», Моссовета», Рождественского, Романьола», двадцатилетнего, наказание», радиоспектаклей, энергоинститута, Бержерак», Маскарад», Мужество», гимназии», девчонка», интеллигентных, личность», незначительные, общества», переозвучивать, провинциальных, сосредоточитьс, существо», художественный, художественным,


0

Рейтинг 4.7/5 (433 голосов)

Марков Леонид

Марков Леонид Васильевич – народный артист СССР (1985), советский актер театра и кино, родился 13 декабря 1927 года в селе Алексеевском в Северном Казахстане (ныне - г. Акколь, Акмолинская область, Казахстан). Отец Леонида был актёром провинциальных театров, а мама - гримёром. Каждые пять-шесть лет семья Марковых переезжала: Иваново, Кинешма, Якутск, Ашхабад, Саратов, Вологда... В актёрских семьях так заведено, что детей обязательно вводят в спектакли. Маленький Лёня дебютировал в пять лет в «Хижине дяди Тома». Чуть позднее - в возрасте семи лет - Леонид уже играл вместе со своей сестрой Риммой Марковой. Но в детстве он театр не любил. У него были другие пристрастия: Лёня потрясающе рисовал, вырезал по дереву, лепил. Его заветная мечта детства - стать художником.

Школу Леонид и Римма закончили в Вологде и там же поступили в студию при местном Вологодском драматическом театре, где художественным руководителем была Лия Давыдовна Ротбаум. Она чувствовала, что Леонид способен на большее и повезла его «показывать» в Москву, прихватив заодно и Римму Маркову.

В 1947 году двадцатилетнего Леонида Маркова вместе с сестрой Риммой приняли в театральную студию, а потом и в Театр Ленинского комсомола, которым руководили выдающиеся режиссеры и педагоги Иван Берсенев, Софья Гиацинтова и Серафима Бирман. Вдали от родителей они жили впроголодь: первое время жили на вокзале, позже – в подсобке при театре и только потом - в комнатке энергоинститута. В Театре Ленинского комсомола Леонид Марков проработал с 1947 по 1960 год. Затем была работа в Театре имени Пушкина.

В 1965 году актер перешел работать в Театр имени Моссовета. Здесь он переиграл почти весь классический репертуар: Лермонтова, Тургенева, Чехова, Достоевского, Толстого. Юрий Завадский взял его в расчете на то, что он заменит Николая Мордвинова в «Маскараде». И если Николай Мордвинов играл дворянина - блестящая речь, прямая спина, в общем, барин, аристократ, то у Леонида Маркова - Арбенин был разночинцем, который выбился в люди, и за это его ненавидят в свете.

Леонид Марков умел сосредоточиться на личной, а не на социальной драме героя, создавал характер, а не тип. Он много играл классических ролей, но персонажи его, страдали депрессией вполне современной - тяжелым стыдом сильного человека, измученного серостью совкового «застоя». О его Феде Протасове говорили: «перегоревший человек». Его Егор Булычов не рвался выяснять отношений с «другими», обладая сознанием ясным и безнадежным. Он был по-диккенсовски гротескным Порфирием Петровичем в «Петербургских сновидениях».

Московский триумф Романа Виктюка начался именно с «Царской охоты», поставленной им в Театре имени Моссовета: столичные театралы смотрели «Царскую охоту» по несколько раз, а провинциалы специально приезжали в Москву ради этого спектакля, в котором графа Орлова прекрасно играл Леонид Марков.

Театры дрались за актера Леонида Маркова. Михаил Царев, художественный руководитель Малого, звал к себе артиста не один год. И вот, наконец, решив, что Театр имени Моссовета ему надоел, Марков ушел в Малый. Там успешно он сыграл главную роль в «Зыковых», но спустя восемь месяцев вернулся обратно в труппу «Моссовета»: весьма специфический, академический репертуар Малого не пришелся актеру по душе.

В Театре Моссовета он играл героев особенных - с характером мощным, тяжелым, жестким, своенравным, не просто сложным, но частенько к тому же и неприятным. «Гнетущий человек» - говорили про марковского героя критики.

В театре Леонид Марков переиграл весь звездный репертуар. А с кино не сложилось - роли доставались до обидного незначительные, но и они всё же запоминались.

Сам актер из всех фильмов, в которых он снялся (а их более пятидесяти), выделял мелодраму Николая Москаленко «Русское поле», вышедшую на экраны в 1971 году. И действительно, именно с этого фильма начиналась всесоюзная известность Леонида Маркова.

В конец 70-х - начале 80-х актер создает целую галерею запоминающихся героев: мудрых, глубоких, очень интеллигентных людей. Одной из самых заметных киноролей Леонида Маркова, безусловно, является Урбенин в драме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», экранизации повести Чехова «Драма на охоте». Актер создал образ тихого и приниженного Урбенина, в глазах которого, в его жестах сквозила необычайная, пронзительная тоска. Запомнился актер и по фильмам: «Красное и черное», «Наследство», «Долги наши», «Змеелов», а также по знаменитому телесериалу «Следствие ведут Знатоки», где он снялся в серии «Побег».

Леонид Марков обладал уникальным голосом и манерой говорить. Наверно, поэтому его часто приглашали работать на радио. Около ста записей литературных произведений, радиоспектаклей с его участием хранятся в коллекции радиофонда (1954-1990): актер читал также литературные произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Абашидзе, В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Рождественского и др.

Внимания артиста постоянно добивались женщины. Поклонницы проходу не давали. Первый брак распался из-за ревности жены, а два следующих оказались неудачными. С последней женой Еленой Марков прожил 20 лет до самой смерти. За год до его смерти Елена и Леонид вместе приняли крещение.

Роман Виктюк об актере: «Я знаю, что Маркова считали надменным, нахальным, дерзким. Да, все это было. Но я его помню очень простым, мягким, податливым. Очевидно, к нему надо было уметь подойти, понять его далеко не ординарную личность».

Леонид Марков в 1985 году сыграл в фильме «Змеелов» человека, умирающего от рака. А шесть лет спустя умер от рака уже по-настоящему.

В 1990 году ему предложили роль Сатаны в картине «Отель «Эдем», и он согласился. Съемки завершились в конце февраля 1991 года. Однако 1 марта к Маркову прибежал технический директор и сообщил, что при озвучивании одна фраза, сказанная его героем, то бишь Сатаной, не получилась. Фраза была такая: «Безобразие на земле начинается тогда, когда появляется на ней чистая, светлая душа». Пришлось Маркову отправляться в тон-студию и переозвучивать фразу заново. Сразу после этого ему внезапно стало плохо, и его отвезли в больницу, где он  на следующий день, 2 марта 1991 года, скончался. Похоронен актёр на Кузьминском кладбище Москвы.

Прошло более двадцати пяти лет с тех пор, как Леонид Марков ушел из жизни, но поклонники и сейчас шлют ему письма. Всенародная любовь и признание неразрывной нитью соединили творчество Леонида Маркова и большое искусство.

 

Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru

 

Театральные работы:

Ленком (1947-1960):

«Честь смолоду» - Нехода

«Сирано де Бержерак» Э. Ростана - Кристиан, Карбон де Кастель Жалу

«Вишнёвый сад» А.П. Чехова - Яша, Петя Трофимов

«Живой труп» Л.Н. Толстого - Петрушин

«Фабричная девчонка» - Комсорг

«Мужество» - Калюжный

«Утраченные иллюзии» Оноре де Бальзака - Аббат Эррера

«Святая Жанна» - Граф Уорик

«Первая конная» - Митряй

«Колесо счастья» - Фазан

«Хлеб и розы» - Тельнихин

«Друзья-сочинители» - Кудрьков

 Театр имени Пушкина (1960-1966):

«День рождения Терезы» - Марсело

«Романьола» - Микеле Даспонси

«Столпы общества» - Иухан

«Поднятая целина» М. Шолохова - Тимофей Рваный

«Высшее существо» - Ференц и др.

Театр имени Моссовета: (1966-1986, 1987-1991):

«Завтрак с неизвестными» В. Дозорцева (пост. П. Хомского) - Человек в шляпе (1987)

«Цитата» Л. Зорина (пост. П. Хомского) - Кирилл Петрович Балтазаров (1986)

«Операция "С Новым годом!"» А. Германа, П. Хомского (пост. П. Хомского) - Локотков

«Егор Булычов и другие» М. Горького (пост. П. Хомского) - Егор Булычов (1982)

«Живой труп» Л. Толстого (пост. Б. Щедрина) - Фёдор Васильевич Протасов (1981)

«Превышение власти» В. Черных (пост. П. Хомского) - Шилов (1978)

«Успех» Е. Григорьева, О. Никича (пост. П. Хомского) (1977)

«Царская охота» Л. Зорина (пост. Р. Виктюка, художественный руководитель постановки Ю. Завадский) - Граф Алексей Григорьевич Орлов (1977)

«Вечерний свет» А. Арбузова (пост. Р. Виктюка) - Алексей Георгиевич Ковалёв (1975)

«Арктический роман» В. Анчишкина, И. Рубинштейна (пост. А. Зубова) - Батурин (1974)

«Турбаза» Э. Радзинского (пост. А. Эфроса) - Ходкин (1974)

«Последняя жертва» А.Н. Островского (пост. Ю. Завадского) - Флор Федулыч Прибытков (1973)

«Золото, золото - сердце народное!» - литературная композиция В. Рогова по произведениям Н. Некрасова (пост. Е. Завадского) (1971)

«Лилиом» Ф. Мольнара (пост. И. Данкман) - Лилиом (1971)

Спектакль-концерт - литературно-драматическая композиция Б. Яковлева (пост. Ю. Завадского и И. Данкман) 

«Воскресение» - Старик (1970)

«Петербургские сновидения» - сценическая композиция С. Радзинского по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (пост. Ю. Завадского, реж. В. Шубин) - Порфирий Петрович (1969)

«Моё сердце с тобой» Ю. Чепурина (пост. А. Зубова) (1968)

«Шторм» В. Билль-Белоцерковского (пост. Ю. Завадского, реж. А. Зубов) - Предукома (1967)

«Маскарад» М.Ю. Лермонтова (пост. Ю. Завадского) - Арбенин (1967)

«Они сражались за Родину» (пьеса П. Дёмина по роману М. Шолохова (пост. А. Зубова) - Иван Звягинцев (1966)

«Затейник» В. Розова (пост. И. Анисимовой-Вульф) - Валентин Селищев (1966)

Малый театр (1986-1987):

«Зыковы» - Антипа

Записи в коллекции радиофонда:

«В зимнем лесу» С. Богомазова - Волк

«В гимназии» Н. Гарина-Михайловского - Отец

«Белые розы, розовые слоны» У. Гибсона - Генри Пулэски

«Судьба» П. Проскурина - Макашин

«Инспектор Тихонов» Аркадия и Георгия Вайнеров - Шарапов

«Королёв и Гагарин» В. Губарева - Королёв

«Первая любовь» И. Бунина - Отец

 

Награды и звания:

Заслуженный артист РСФСР (1969).

Народный артист РСФСР (1977).

Народный артист СССР (1985).

Государственная премия СССР (1984).

Орден Трудового Красного Знамени (1987).

 

Фильмография:

Мать (1955) эпизод

Жизнь прошла мимо (1958) роль: "Червяк"

Ветер (1958) роль: красный командир

Пусть светит (короткометражный) (1960) эпизод

Ночь без мелосердия (1961) роль: капитан Бенсон

Укрощение строптивой (телеспектакль) (1964) (вокал - Евгений Кибкало)

Сильные духом (1967) роль: обер-лейтенант

Двое, которые помнили... (короткометражный) (1967)

Шестое июля (1968) роль: Цюрупа

Русское поле (1971) главная роль: Авдей Петрович Угрюмов

Ты и я (1971) роль: Сергей, вертолётчик

Хозяин (телеспектакль) (1971) главная роль: Василий Семёнов, хозяин пекарни

Френсис Дрейк (телеспектакль) (1971) роль: Френсис Дрейк

Последний гайдук (1972) роль: Бугор

Золото, золото - сердце народное (телеспектакль) (1972)

Шторм (телеспектакль) (1972) роль: предукома

Любимые страницы (телеспектакль) (1972) роль: старик, сцена из романа Л.Н. Толстого «Воскресение»

Бунташный июль (телеспектакль) (1972) роль: Куземка Нагаев

Следствие ведут знатоки (телеспектакль) (1973) главная роль: Михаил Багров, фильм «Дело № 8. Побег»

В восемнадцать мальчишеских лет (телеспектакль) (1974) роль: Моловец, фронтовой лётный командир

Крестьянский сын (1975) роль: Егор Михайлович Байков, отец Кости

Канал (1975) роль: отец Ивана Франчука

Долги наши (1976) главная роль: Иван Васильевич Крутов

Красное и чёрное (1976) главная роль: господин Де Реналь

Легенда о Тиле (1976) роль: Йост

Сибирь (1976) роль: Венедикт Петрович Лихачёв, профессор, 1-3-я и 6-я серии

Вечерний свет (телеспектакль) (1976) роль: Алексей Георгиевич Ковалёв, редактор газеты

друг и начальник Пальчикова

Время выбрало нас (1976, 1978) роль: Алексей Алексеевич Загорский, профессор-историк

Долг (1977) главная роль: Степанов, полковник белой армии

И это всё о нём (1977) главная роль: Пётр Петрович Гасилов 

Схватка в пурге (1977) главная роль: Владимир Иванович Глухов, начальник северной таёжной стройки

Семейная история (телеспектакль) (1977) роль: друг Юрия Павловича, серия «День рождения сына» (1-я)

Соль земли (1978) роль: Иван Фёдорович Ефремов, секретарь обкома партии (озвучил Игорь Ефимов)

Мой ласковый и нежный зверь (1978) главная роль: Пётр Егорович Урбенин 

Ссыльный N 011 (1978) роль: Гарбуша

Плата за истину (1978) роль: Огюст Роден

Игроки (телеспектакль) (1978) роль: Швохнев

Безответная любовь (1979) главная роль: Пётр Климович Торсуев, поклонник Ларисы

Верой и правдой (1979) роль: Павел Резин

Гараж (1979) главная роль: Павел Константинович Смирновский, завлабораторией, доктор наук, профессор, отец Марины

Похищение "Савойи" (1979) роль: Лафонте, комиссар уголовной полиции

Сегодня и завтра (1979) роль: Константин Петрович Осадчий, начальник цеха

Коней на переправе не меняют (1980) главная роль: Анатолий Петрович Борисов, начальник стройки в Степной

Полёт с космонавтом (1980) главная роль: Леонид Васильевич Пеночкин, подполковник, начальник милиции

Остаюсь с вами (1981) роль: Александр Дмитриевич Орлов, полковник

Чёрный треугольник (1981) роль: Никита Африканович Махов, некоронованный король Хитровки

С любовью к женщине (телеспектакль) (1981)

Владивосток, год 1918 (1982) роль: Крайнов     

Мать Мария (1982) роль: Данила Скобцов

Не ждали, не гадали! (1982) роль: Георгий Сергеевич, гендиректор

Остров сокровищ (1982) роль: Билли Бонс

Солнечный ветер (1982) роль: Евгений Павлович Карпов, врач, профессор

Срочно... секретно... Губчека (1982) роль: Александр Иванович Седов (он же Матюшинский), журналист, бывший соратник попа Гапона

Операция на сердце (телеспектакль) (1982) роль: Нырин, член комиссии

Семь часов до гибели (1983) роль: Григорий Кузьмич Нечаев, капитан ледокола "Мурманск"

Детский сад (1983) роль: "слепой"

Чёрный замок Ольшанский (1983) роль: Лыгановский, бывший владелец замка

Анна Павлова | Anna Pavlova | Anna Pawlowa - Ein Leben für den Tanz (СССР, Великобритания, ГДР, Куба, Франция) (1983) роль: генерал Безобразов

Наследство (1984) главная роль: Павел Николаевич Недосекин, генерал в отставке, ветеран войны

Право на выбор (1984) роль: Вавилов

Заморозки имели место (короткометражный) (1984) роль: незнакомец в трамвае

Змеелов (1985) роль: Пётр Котов

Грядущему веку (1985) роль: Павел Иванович Полосухин, 1-я серия

Дорогой Эдисон! (1986) роль: Геннадий Аркадьевич Широков, представитель комитета народного контроля области

Белая лошадь - горе не моё (телеспектакль) (1986) роль: Матвей Иванович, классный руководитель девятого класса

Живой труп (телеспектакль) (1987) роль: Фёдор Васильевич Протасов

Поражение (1988) роль: Николай Яковлевич Южин, генерал авиации, серии «Полуправда» (2-я), «Прикосновение к истине» (4-я)

Цитата (телеспектакль) (1988) главная роль: Кирилл Петрович Балтазаров, начальник учреждения, отец Людмилы 

Отель "Эдем" (1991) главная роль: Сатана

Чтобы помнили... (документальный) (1999) фильм «Леонид Марков» (53-й), архивные кадры

Как уходили кумиры (документальный) (2007) фильм «Леонид Марков», архивные кадры

Острова (документальный) (2010) фрагмент передачи "Театральные встречи", фильм «Валентин Черных», архивные кадры

 

Озвучивание:

Лев и девять гиен (анимационный) (1988) персонаж: Лев

Диссидент (1988) роль: священник (роль Ференца Бенце)

 


Твиттнуть



Обновлён : 16-06-2017 15:10

Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи

Комментарии пользователей  
 

Средняя оценка

 

Нет комментариев

Добавить комментарий

« Пред.   След. »