Российские и советские актёры

0-9 А Б В Б Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Главное меню -------------
Главная
Новости
Актеры
Форум
Поиск
Карта сайта
Помоги сайту --------------
Помоги проекту
Последние добавления -
Социальные сети ---------

Читать Rusakters.ru в Твиттере
------Популярные сегодня
Целиковская Людмила
Целиковская Людмила
Серова Ирина
Серова Ирина
Смирнов Тимофей
Смирнов Тимофей
Взаимосвязанные статьи
-------------- Кто на сайте?

Нет посетителей в онлайн
------------------ Счетчики
 
Актеры Основной раздел Актрисы

Поиск по тегам : Карамазовы», Субботиной», Шпильрайн», Айболита», детектив», международного


Целиковская Людмила

Печать E-mail
 

Автор KOV, Включено 29-08-2008 11:12

Просмотры : 10873    

Одобрение : 456

Теги : высокообразованной, беспредельно", инсценировки , зарегистрировали, Снегурочка", невзыскательным, показухой», собственноручно, Джульетта", Ленинградского, Пизанетти", Последние", жизнерадостным, извозчик», извозчика", интеллигентные, онкологическое, прославленного, художественных, Виссарионович, Горькому , Грозный», всевозможными, высокомерного, высоток»,


0

Рейтинг 3.5/5 (141 голосов)

Целиковская Людмила

Целиковская Людмила Васильевна – советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1963), родилась 8 сентября 1919 года в Астрахани.

Её отец Василий Васильевич Целиковский с шести лет пел в сельском храме, затем учился в Астраханском музыкальном училище по классу скрипки и одновременно подрабатывал певчим в церковном хоре. Затем он был регентом церковного хора, дирижёром в Астраханском драматическом театре. Вскоре после рождения дочери он создал хор и оркестр при Каспийском флоте, а в 1923 году поступил в Московскую консерваторию, которую  окончил в 1930 году. Василий Васильевич руководил симфоническим оркестром Центрального дома Красной армии, с 1934 года работал в Большом театре заведующим музыкальной частью, работал на Всесоюзном радио, а затем начальником Отдела музыкальных учреждений Министерства культуры СССР.

Мать актрисы, Екатерина Лукинична, тоже некоторое время училась в консерватории, окончила вокальную студию при Большом театре и пела заглавную роль в опере «Снегурочка». Обладала красивым сопрано, но рано ушла со сцены и посвятила себя домашнему хозяйству.

В 1925 году семья Людмилы переехала в Москву: жили они бедно, в коммуналке. Людмилу мама отдала в детский музыкальный техникум им. Гнесиных, где она отлично училась, однако из-за ее маленькой руки ей трудно было стать пианисткой.

Людмила Целиковская увлеклась театром. В 1935 году мама привела 16-летнюю Людмилу на просмотр к режиссеру Театра имени Е. Вахтангова Рубену Симонову. Просмотр для девушки, мечтавшей стать актрисой, оказался удачным: Симонов посоветовал ей обязательно поступать в театральный институт. В 1937 году после окончания школы Людмила с первого раза поступила в Щукинское театральное училище, где стала идеалом для своих сверстниц.

На втором курсе она вышла замуж за студента 4-го курса Юрия Алексеева-Месхиева, но прожили они недолго из-за высокомерного отношения к ней его семьи. Еще студенткой училища Целиковская была зачислена в труппу Театра имени Вахтангова. Ее первой ролью на сцене прославленного театра была Клариче в «Слуге двух господ». Вскоре Целиковская дебютировала и в кино.

В 1941 году взошла ее звезда: она снималась в фильмах: «Антон Иванович сердится» (Симочка), «Воздушный извозчик» (вместе с Жаровым они объездили с этим фильмом все фронты), «Сердца четырех».

Режиссер Константин Юдин заметил молодую и красивую актрису, поверил в нее и в 1940 году предложил ей главную роль - Шурочки Мурашовой - в своей комедии «Сердца четырех». По словам актрисы, это была ее любимая картина, так как она играла саму себя. Например, актриса так же, как ее героиня, обожала сладкое, любила музыку и ненавидела математику. В этой картине Целиковская буквально уговорила режиссера разрешить ей самой спеть песню. С тех пор в кино, театре, на концертах Людмила пела своим голосом. Фильм «Сердца четырех» должен был стать самым кассовым фильмом 1941 года, однако его премьере помешала война, и он вышел на экраны лишь в 1944 году.

На съемках «Воздушного извозчика» судьба свела Целиковскую с Михаилом Жаровым. У знаменитого актера тогда были проблемы в личной жизни. Его жена Люда Полянская, под влиянием своей матери, откровенно игнорировала мужа, считая, что он ей не ровня. Михаил Иванович без памяти влюбился в молодую актрису. Он создал для Целиковской (в военное время!) голливудские условия для съемок. Людмиле Целиковской тогда было 23 года, Михаилу Жарову - 42, но их не смущала разница в возрасте, не смущало и то, что оба женаты. После объяснений  и скандала с женой, которая всегда считала его человеком низшего сорта, Жаров попал в больницу. Людмила в это время была замужем за писателем Борисом Войтеховым. Произошел серьезный разговор с ним и с родителями, и все в конце концов ее поняли. Целиковская и Жаров соединили свои судьбы.

После окончания училища Людмила Целиковская многие годы служила в театре имени Вахтангова.

В 1943 году снимали фильм «Иван Грозный», где она играла царицу Анастасию. Картина «Иван Грозный» принесла актрисе не только временное отлучение от театра, но и другие неприятности. Во время съемок неправильно были установлены софиты и ей "сожгли" хрусталики глаз (вот откуда секрет искрящихся васильковых глаз Целиковской). Кроме того, она оказалась единственной из всей съемочной группы, кому не вручили Сталинскую премию. Иосиф Виссарионович со словами: «Такими царицы не бывают», - собственноручно вычеркнул ее из списка. Естественно, спорить с ним никто не посмел.

Отношения с властью складывались непросто, но и совсем не замечать ее не могли. Однажды кто-то из окружения Берии пригласил ее и еще одну актрису в кино и стал приставать к ней прямо в кинозале. Людмила заехала ему по лицу и убежала. Сначала актриса думала, что ее убьют или посадят, но ничего не случилось, так как решили, что если она такая смелая, то у нее есть высокий покровитель. А вот другая актриса (покорная) потом очутилась в лагере.

В 1945 году Целиковская с Жаровым попали на прием в Кремле в честь дня Победы. В том же 1945 году Жаров как режиссер начал снимать фильм «Беспокойное хозяйство», где для Целиковской специально была написана роль. Фильм подвергся нелицеприятной критике за безыдейность и потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим лишь развлечения в кино. Зато среди зрителей он пользовался большим успехом.

Несмотря на все комедийные, веселые роли, Людмила Целиковская в жизни была очень умной, эрудированной, высокообразованной женщиной. В театре у актрисы всегда было много ролей, она никогда не сидела без работы. Людмила никогда не плакала над своей судьбой, позволяя себе слезы, только когда жалела других.

Пять лет прожили вместе Михаил Жаров и Людмила Целиковская, но вскоре их отношения исчерпали себя. Одной из причин стало то, что у супругов не было детей, а Людмиле, которой было уже под тридцать, очень хотелось иметь ребенка.

И тут на пути Целиковской возник еще один поклонник. Им оказался 50-летний Каро Алабян - знаменитый архитектор, автор Ленинградского проспекта и Центрального Театра Советской Армии в Москве. С 1937 года Алабян был депутатом Верховного Совета СССР. Помимо прочего он был еще отличным певцом и заядлым театралом. С Людмилой Каро встретился на даче у Симонова и в первый же день знакомства предложил ей стать его женой. В 1948 году Алабян и Целиковская зарегистрировали свои отношения, а через год у них родился сын Саша,  который в 1952 году заболел полиомиелитом. Целый год Людмила Целиковская никуда не ездила и не снималась в кино, только работала в театре и занималась с сыном, сама делала ему массажи и по совету врачей занималась с ним всевозможными упражнениями. И болезнь прошла без последствий.

Алабян всегда занимал высокие посты, был главой Союза архитекторов. Когда обсуждали строительство «сталинских высоток», он назвал это «показухой» в присутствии Берии. Затем Каро приказали принять на работу одного архитектора, которого он не взял. За непокорность его объявили японским шпионом, и Сталин снял его с должности. От ареста его спас Микоян, отправив в Ереван. А Людмилу лишили жилья, она с семьей была вынуждена ютиться у друзей и жить с матерью и сыном на одну зарплату, но боролась за мужа, ходила и писала всюду.

После смерти Сталина им дали квартиру, и Каро Алабян вернулся домой.

В кино Целиковская по-прежнему практически не снималась. Лишь три фильма в середине 50-х. Самой заметной работой стала роль Ольги Ивановны - жены Дымова в драме Самсона Самсонова «Попрыгунья». Это был новый настоящий успех. В 1955 году на кинофестивале в Венеции за эту работу Целиковская была удостоена премии "Серебряный Лев Святого Марка" и приза "Пизанетти" (за лучшую зарубежную картину).

В 1963 году актриса, наконец, дождалась признания у себя на родине - ей было присвоено звание народной артистки РСФСР. Но вместо всемирного признания она надолго исчезла с киноэкранов. Единственным местом работы для Целиковской стал Театр имени Евгения Вахтангова.

Людмила Целиковская была очень жизнерадостным человеком, она никогда не скучала. Все ее мужья говорили, что с Людмилой было очень хорошо не только засыпать, но и просыпаться, так как она сразу начинала смеяться и петь.

В 1959 году умер Каро Алабян от рака легких. Для актрисы это было огромное горе. Она лежала и курила столько, что над кроватью образовалось черное пятно. Потом она резко решила: «Все!» и совсем бросила курить. Характер у нее был очень решительный.

Четвертый ее муж Юрий Любимов работал вместе с ней в театре. Они стали жить в гражданском браке.

В 1963 году Любимова назначили руководителем отсталого театра драмы, который впоследствии стал знаменитым Театром на Таганке, собравшим в себе  многих лучших актеров. Людмила даже писала инсценировки  для этого театра («Товарищ, верь!», например) и всегда оберегала мужа от нападок чиновников.

Вместе они прожили более 15 лет. В их квартире часто собирались интересные люди: Пастернак, Высоцкий, Бакланов, Можаев, Вознесенский, Евтушенко, Федор Абрамов, Борис Васильев, Петр Капица. Кстати, здесь же Высоцкий впервые исполнил свою знаменитую песню "Я не люблю". 

Жизнь с опальным режиссером имела и свои минусы: ей стали меньше давать ролей в театре, не приглашали в кино. В 1974 году родился внук - Каро, а с мужем отношения ухудшились. Он влюбился в женщину из Венгрии, и Людмила знала про это. Актриса решительно выгнала его, не стала унижаться и терпеть его любовные похождения. Но Любимов на каждый день рождения присылал ей букет цветов. Разошлись они, как интеллигентные люди - без скандалов и выяснения отношений.

В 1980 году режиссер Мотыль пригласил ее в свой фильм «Лес». Если бы он вышел в то время, то она несомненно опять стала бы  лучшей актрисой, но фильм запретили и положили на полку. Людмила Целиковская  пыталась пробить дорогу фильму, но проиграла в этой борьбе.

Ее выдвинули на звание Народной артистки СССР, но так и не дали его.

Людмиле уже стали давать мало ролей, но актриса даже маленькие роли играла с большим удовольствием.

В 1989 году у Людмилы обнаружили онкологическое заболевание, но от нее это скрывали. Ей сделала операцию, потом Людмила даже еще играла в театре, но постепенно ей становилось хуже.

4 июля 1992 года в возрасте 72 лет Людмила Васильевна Целиковская скончалась. Похоронена актриса была на Новодевичьем кладбище рядом с мужем Каро Алабяном.

А когда через год Людмиле Целиковской ставили памятник, на небе появилась перевернутая радуга (очень редкое явление), которую близкие ей люди сравнили с ее улыбкой.

Ее имя всегда окружали легенды. Целиковская, как сказали бы сейчас, была подлинным секс-символом своей эпохи. Казалось, без ее участия не обходилась ни одна картина того времени, а ведь на счету актрисы всего пятнадцать художественных фильмов. У каждого поколения есть свои кумиры. Целиковская была кумиром 40-х годов. Солнечная женщина с лучистыми глазами.

Она была легендой всей страны и действительно никогда и ничего не боялась: ни в творчестве, ни в жизни, ни трудностей, ни бедности, ни сильных мира сего. Она, не задумываясь о последствиях, всегда делала так, как считала нужным. И никогда ни о чем не жалела. Очень любила слова Кафки: «Стой под дождем, пусть пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно». Таким было ее отношение к жизни.

 

Биография подготовлена по материалам www.rusactors.ru

 

Театральные работы:

Театр им. Вахтангова (1941-1992):

«Последние» М. Горького

«Мадемуазель Нитуш» Эрве - Дениза Нитуш

«Великий государь» Соловьёва - Царица Мария Нагая

«Глубокие корни» Гоу и Д’Юссо - Дженевра

«Перед заходом солнца» Гауптмана - Инкен Петерс

«Ромео и Джульетта» У. Шекспира - Джульетта

«Каменный гость» А.С. Пушкина - Лаура

«Идиот» Ф.М. Достоевского - Аглая

«Фома Гордеев» М. Горького - Софья Медынская

«Слуга двух господ» К. Гольдони - Клариче

«Соломенная шляпка» Э. Лабиша - Элиза

«Много шума из ничего» У. Шекспира - Беатриче (эту роль актриса исполнила 700 раз)

«Лев Гурыч Синичкин» - Лиза Синичкина

«Раки» С.В. Михалкова - Серафима Лопухова

«Две сестры» Ф.Ф. Кнорре - Ирина

«Потерянный сын» А.Н. Арбузова - Ирина

«Живой труп» Л.Н. Толстого - Лиза Протасова

«Путь к победе»

«Коронация» Леонида Зорина - Пасхалова

«Дамы и гусары» А. Фредро - Анеля

«Старинные русские водевили» («Дом на Петербургской стороне») - Домна, дворничиха

«Театральная фантазия» Леонида Зорина

«Мистерия - буфф» В.В. Маяковского - Дама с картонкой

«Коварство, деньги и любовь» Михаила Зощенко - Жена, Бабка и Мамаша

 

Награды и звания:

Медаль «За трудовую доблесть» (16 декабря 1946).

Заслуженная артистка РСФСР (1954).

Народная артистка РСФСР (1963).

Премия "Серебряный Лев Святого Марка"  I степени на кинофестивале в Венеции (1955, за роль в фильме «Попрыгунья»).

Орден Трудового Красного Знамени (1990).

 

Фильмография:

Молодые капитаны (1939) роль: Валя, пионервожатая

Сердца четырёх (1941) главная роль: Шура Мурашова

Антон Иванович сердится (1941) главная роль: Сима Воронова

Воздушный извозчик (1943) главная роль: Наташа Куликова

Иван Грозный (1944, 1945) главная роль: Анастасия Романовна, царица

Близнецы (1945) главная роль: Люба Карасёва

Беспокойное хозяйство (1946) главная роль: Тоня, Антонина Павловна Калмыкова, ефрейтор

Повесть о настоящем человеке (1948) роль: Зиночка

Карандаш на льду (короткометражный) (1948) роль: Наташа

Мы с вами где-то встречались... (1954) главная роль: Лариса Левкоева, актриса, жена Максимова

Попрыгунья (1955) главная роль: Ольга Ивановна Дымова

Много шума из ничего (телеспектакль) (1956) роль: Беатриче, племянница Леонато

Семья, как семья (телеспектакль) (1970) главная роль: Татьяна Ивановна Коробова, медсестра

Он пришёл (телеспектакль) (1973) роль: миссис Берлинг, его супруга

Дамы и гусары (телеспектакль)  (1976) роль: Анеля

Человек с ружьём (телеспектакль) (1977) эпизод

Однокашники (1978) роль: Софья Анатольевна Поповская, вдова профессора Поповского

День-деньской (телеспектакль) (1978) роль: Романенко

Лес (1980) главная роль: Раиса Павловна Гурмыжская, вдова, богатая помещица

50 лет театру кукол Сергея Образцова (телеспектакль) (1981)

Мистерия Буфф (телеспектакль) (1982) роль: дама с картонками

Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад (1984) роль: мадам Брыкович, содержательница меблированных комнат "Тунис"

Кино нашего детства (документальный) (1986)

Портрет (телеспектакль) (1987) роль: дама, заказывающая портрет дочери

Репетитор (1987) роль: Ксения Львовна Замятина, известная актриса, бабушка Жени

Чтобы помнили... (документальный) (1996) фильм «Людмила Целиковская» (26-й), архивные кадры

Как уходили кумиры (документальный) (2006) фильм «Людмила Целиковская», архивные кадры

Людмила Целиковская. Одиночество в любви (документальный) (2007) архивные кадры

 

Вокал:

Близнецы  (1945) песни "Провода", "Друг мой"

Беспокойное хозяйство (1946) песня Тони - "Ой, ты быстрый ветер, вешняя земля. Пусть живет на свете молодость моя!"

Мы с вами где-то встречались... (1954) песня "Отдыхает родная столица"

 


Твиттнуть



Обновлён : 12-03-2017 17:43

Цитировать эту статью на сайте Одобрение Напечатать Послать по электронной почте Похожие статьи

Комментарии пользователей  
 

Средняя оценка

 

Нет комментариев

Добавить комментарий

« Пред.   След. »