Пилецкая (Урлауб) Татьяна Львовна (Людвиговна) – народная артистка России (1999), советская и российская актриса театра и кино, родилась 2 июля 1928 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье интеллигентов с немецкими корнями. Отец, Людвиг Львович Урлауб, был в годы войны как этнический немец репрессирован. Ее брат Владимир погиб на фронте.
В 1945 году Татьяна окончила Ленинградское хореографическое училище им. А.Я. Вагановой, а затем училась в студии Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького (мастерская О.Г. Казико).
В 1945-1948 годы она была актрисой эстрады и Ленинградского театра музыкальной комедии, а также актрисой киностудии "Ленфильм" и театра "Патриот".
С 1962 года по настоящее время Татьяна Пилецкая - актриса Ленинградского (Санкт-Петербургского) театра им. Ленинского комсомола (ныне театр "Балтийский Дом"). Кроме того, актриса играет в антрепризном театре "Приют комедиантов".
Пилецкая вместе с Ю. Паничем стали первыми ленинградскими актерами, озвучившими на русский язык зарубежный фильм («Рапсодия»).
О своем жизненном и творческом пути Пилецкая рассказывает:
«Когда папу посадили, мы с мамой жили вдвоем, трудно, бедно. Поэтому, получив балетное образование, я сразу устроилась на работу в танцевальный ансамбль Театра эстрады. В спектакле «Где-то в Москве» молодые танцовщицы помимо танцев должны были участвовать в массовке. Прибывал поезд, и я в толпе проходила по сцене с каким-то тюком. Вот и вся роль.
Над Хореографическим училищем шефствовало Военно-морское училище имени Дзержинского. И мы, девчонки, по субботам ездили туда на танцевальные вечера.
Работая в театре (мне было-то17 лет!), я продолжала бегать в Дзержинку. И вот в одну из суббот танцы совпали со спектаклем «Где-то в Москве». Я станцевала свой номер и попросила подружку пройтись по сцене в моем костюме, с узлом. А на следующее утро - приказ: «За невыход на сцену в роли Пассажирки Урлауб Татьяну отдать под суд». Я в ужасе к художественному руководителю: «Как же так?! Я же не сорвала спектакль! Меня подменили…» Венецианов был непреклонен!
Опытные люди подсказали: подай кассацию. Я разузнала, что это такое, и подала. В назначенный день явилась в народный суд. Села в первом ряду. Жду своей очереди. Рассматриваются дела о кражах, об убийстве, об изнасиловании. Судья - почему-то в военной форме, майор. Пробежал он глазами мое дело, попытался скрыть улыбку. «Ну что ж вы так относитесь к своей работе?» Я рассказала все, как было. Суд удалился на совещание. Возвращаются. Майор посмотрел на меня многозначительно и говорит: «Ваша кассация удовлетворена». И во второй раз Бог меня хранил!
В кино у меня сначала была массовочка, потом меня заметили, и я станцевала в «Золушке». К Козинцеву в картину «Пирогов» меня тоже пригласили на эпизод. Правда, конный. Я с удовольствием согласилась. Наверное, эпизодом этим и ограничилось бы мое участие в фильме, если бы Григорий Михайлович не искал в тот момент актрису на роль Даши Севастопольской. Вероятно, мой возраст, отсутствие какого-либо актерского штампа, абсолютный наив и натолкнули его на мысль попробовать меня. Репетировать со мной Козинцев поручил своим ученикам - Ростоцкому, Катаняну, Дорману, Рязанову. Меня утвердили.
После «Пирогова» мы познакомились с Александром Вертинским. Я продолжала сниматься, но роли были небольшие. И вот в очередной приезд в Ленинград Александр Николаевич мне говорит: «На „Мосфильме“ идет подготовка к съемкам „Княжны Мери“. Принесите фотографию - я передам».
К тому времени я уже первый раз вышла замуж, пожила с мужем - военным моряком Пилецким - на Севере, развелась, вернулась в Ленинград. Все надо было начинать с нуля. Я пошла по театрам искать работу. Взяли меня в ансамбль к Рудакову и Нечаеву. Репетируем водевиль. И вот сдача художественному совету. Председательствовал Юрий Сергеевич Юрский, отец Сергея. Программу приняли хорошо. Но Юрский кивнул в мою сторону: «А вот эту молодую артистку можно показывать только на периферии!»
И вот, когда я морально была раздавлена тирадой Юрского, получаю телеграмму: вы утверждены на роль Веры в картине «Княжна Мери». Я побежала к Рудакову с Нечаевым: «Снимайте меня с роли! Ни на какую периферию я не поеду! Я еду в Москву!..»
Казалось бы, мой звездный час настал! Успех, популярность, фотооткрытки в каждом киоске «Союзпечати», поездки за рубеж! Фильм «Разные судьбы», где я сыграла главную роль, имел оглушительный успех. Это был мой взлет, но и моя Голгофа. Наверное, я сделала больше, чем требовалось. Потому что мою героиню начали ассоциировать со мной. Дескать, я и злая, и коварная, и обольстительная. Про меня говорили: «Она способна играть только отрицательных героинь!» В общем, ярлык навесили!
В дальнейшем каждая кинопроба стоила мне невероятных усилий, нервов. И в «Зеленой карете», и в «Прощании с Петербургом», и в «Сильве» приходилось доказывать, что ты что-то можешь, что ты лучше других. Но часто, какие бы прекрасные пробы ни были, меня не утверждали! Предложения стали поступать все реже и реже. И я ушла из кинематографа! Благо так совпало, что в Доме кино подошел ко мне директор Театра имени Ленинского комсомола: «Таня, не хотели бы вы попробовать себя в театре?» И звания народной артистки России я удостоилась на театральных подмостках».
Немецкие корни и хореографическое образование давали о себе знать: актриса не только сама, как говорится, держала спину, но и требовала этого от окружающих.
Ее портрет писал сам Петров-Водкин. Оказывается, художник был крестным Татьяны Пилецкой. В фарфоровой фигурке Ломоносовского завода ее запечатлел известный скульптор Александр Пахомов, когда будущая актриса еще училась в Вагановском училище.
Своим появлением в кино она сразила все мужское население страны в 1950-х.
Фильм «Разные судьбы» не только сделал ее суперзвездой советского экрана, но и навсегда закрепил за ней образ красивой стервы. Тем не менее, Пилецкая довольна своей актерской судьбой. Она никогда не жалела, что в ее жизни была та отрицательная роль в фильме «Разные судьбы».
В последние годы актриса вновь стала появляться на экране в российских фильмах и сериалах: «Улицы разбитых фонарей», «Янтарный барон», «Каменская 5», «Питерские каникулы», «Свет в павильоне».
В 2010 году вышел сериал «Вербное воскресенье», где Татьяна Пилецкая сыграла Павлу Кирилловну Головину, наставницу главной героини, Оксаны.
Первый муж актрисы, Пилецкий - моряк, капитан первого ранга. С ним актриса уезжала на Север, там родилась их дочка Наталья. Вместе они прожили 15 лет, а потом Татьяна ушла и вышла замуж за солиста Ленинградской оперетты Вячеслава Тимошина (1929-2006).
С последним, третьим мужем она прожила более 30 лет. Борис Агешин (1940-2018) был заслуженным артистом уникальной профессии - мимом, очень талантливым. Он объездил весь мир, а раньше много лет работал с Пьехой и Броневицким и с их ансамблем "Дружба".
Дочь актрисы Наташа окончила университет и работает менеджером в российско-шведской фирме. Она знает английский язык, много разъезжает, общается с туристами.
А внучка Елизавета окончила Мухинское училище, она очень хорошо рисует. У нее уже были персональные выставки.
Татьяна Пилецкая является автором книг «Серебряные нити» (1988), «Хрустальные дожди» (2005), «А судьбы у всех разные». Актриса не любит слов "мемуары", "воспоминания": она называет это литературными эскизами. А еще она пишет стихи.
Занималась Татьяна Пилецкая и своей родословной: нашла многих родственников, в том числе и в Германии (Гамбург).
Театральные работы:
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана - Роксана
«Три мушкетёра» А. Дюма - Миледи
«Бесприданница» А.Н. Островского - Огудалова
«Трёхгрошовая опера» Б. Брехта - Дженни-Малина
«Ревизор» Н.В. Гоголя - Анна Андреевна
«Три товарища» Э.М. Ремарка - Фрау Залевски
«Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса - Аманда
«Сон об осени»
«Крепкий чай с бисквитным пирожным» по С. Моэму «Театр» - Джулия Ламберт
«Заноза» Ф. Саган
«Игра воображения» Питера Шеффера - Летиция Дуффе
«Процесс» по сценарию Э. Манна к фильму «Нюрнбергский процесс» - Эльза Линднов
«Тамада» А. Галина - Люба
«Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н. Соловьёва - Нина Александровна Кармина
«Сказ о Солдате и бессмертном Кощее» В. Белова - Смерть
«Ванька-Каин» К. Скворцова - Императрица Елизавета Петровна
«Гришка Распутин» К. Скворцова - Императрица Александра Фёдоровна
«Легенда о Ментуше» К. Скворцова - Мать Ментуша
«Идеальная пара» В. Попова - Марианна, Катька, Луиза, Дина
«Дорогой подарок» В. Попова - Вера Аркадьевна
«Деревья умирают стоя» А. Касона - Бабушка Эухения
Библиография:
«Серебряные нити» (1998)
«Хрустальные дожди» (2005)
«Да, у всех судьбы разные или биографические эскизы» (2009)
Награды и звания:
Заслуженная артистка РСФСР (1977).
Народная артистка России (1999).
Орден Почёта (2007).
Специальная награда XVI Российского кинофестиваля "Литература и кино" (Гатчина, апрель 2010 года).
Знак "За заслуги перед Санкт-Петербургом" (2013).
Театральная премия СПб "Золотой софит" в номинации "За творческое долголетие" (2013).
Орден Дружбы (2017).
Фильмография:
Солистка балета (1946) эпизод
Пирогов (1947) роль: Даша Севастопольская, Дарья Александровна, сестра милосердия
Золушка (1947) роль: дама на балу в танце
Белинский (1951) роль: Натали Герцен
Римский-Корсаков (1952) роль: дочь Римского-Корсакова
Мать (1955) роль: Сашенька
Княжна Мери (1955) роль: Вера
Разные судьбы (1956) главная роль: Таня Огнева, "маленький злой хищник"
Невеста (1956) главная роль: Надежда
Дело № 306 (1956) роль: Надежда Николаевна Корнева, эксперт-криминалист, лейтенант
Олеко Дундич | Aleksa Dundić (СССР, Югославия) (1958) главная роль: Галя
О моём друге (1958) роль: Катя
Мечты сбываются (1959) роли: Анна, жена Ильченко / Лидия, дочь Ильченко
Иду к вам (1961) роль: судовой врач
Третья молодость | nuit des adieux, La (СССР, Франция) (1965) роль: педагог
Тайна пещеры Каниюта (1966) роль: Нина Сергеевна Бородина
Зелёная карета (1967) роль: Надежда Самсонова, прима Александринки
День солнца и дождя (1967) роль: актриса
Прощание с Петербургом (1971) роль: Наталья Георгиевна Смирницкая
Драма из старинной жизни (1971) роль: женщина в сером
Возвращение (1972) эпизод
Двое в новом доме (1978) роль: Кононова, мать Серёжи
Таёжная повесть (1979) роль: мать Эли
Путешествие в другой город (1979) роль: Кира, бывшая жена Кириллова, мать Наташи
И вечный бой... Из жизни Александра Блока (1980) эпизод
Сильва (1981) роль: княгиня фон Веллергейм, мать Эдвина
В старых ритмах (1982) роль: женщина-“вамп”, контрабандистка бриллиантами
Жизнь Берлиоза | La vie de Berlioz (СССР, Франция) (1982, 1983) роль: королева Ганновера
Лермонтов (1986) роль: княгиня Нессельроде
Миф о Леониде (1991) роль: Фира Абрамовна, партийный работник
Сказка за сказкой (телеспектакль) (1991) роль: Анхела, фильм «История про Франчо-кузнечика и Санчо-черепаху, про Марию и Мигеля-кролика, а также Анхелу»
Счастливый неудачник (1993) роль: бабушка Лёвы
Роман императора (1993) роль: мать
Тайна наместника Гаумшира (телеспектакль) (1996) роль: Гейделинда, колдунья
Спящая красавица (телеспектакль) (1998) роль: Фея Гарфона
Улицы разбитых фонарей 3 (2001) роль: Михайловская, серия «Эхо блокады» (22-я)
Опера. Хроники убойного отдела (2004) роль: Любовь Сергеевна, фильм «Коллекционер» (15-й)
Опера 3. Хроники убойного отдела (2007) роль: Нестерова, фильм «Слёзы дракона» (13-й)
Янтарный барон (2007) роль: Марта Изольдовна
История одной "Свадьбы" (документальный) (2007)
Свет в павильоне (документальный) (2007)
Каменская 5 (2008) роль: Софья Ларионовна Бахметьева, фильм «Имя потерпевшего - никто» (2-й)
Хрустальные дожди. Татьяна Пилецкая (документальный) (2008)
Питерские каникулы (2009)
Вербное воскресенье (2009) главная роль: Павла Кирилловна Головина, бывшая балерина, наставница и покровительница Оксаны
Беглецы (2011) роль: Ольга Юрьевна, мать Николая
Я ему верю (2011) роль: Наталья Петровна, бабушка Евгении, 1-я, 2-я, 4-7-я, 9-11-я, 13-я, 15-я и 16-я серии
Балтийский дом. Биография (документальный) (2011)
Лекарство против страха (2013) роль: Зинаида Арнольдовна, соседка Андрея Ковалёва
Тайны следствия 13 (2013) роль: Ангелина Степановна, фильм «Дорогая жена» (10-й)
Непридуманная жизнь (2015) роль: Капа Решетникова, модистка
Алмазный эндшпиль (2017) главная роль: Анна Ольховская
Озвучивание:
Рапсодия | Rhapsody (США) (1954) роль Элизабет Тейлор
Подвиги Геракла | Labors of Hercules | Fatiche di Ercole, Le (Испания, Италия) (1958) роль: Царица амазонок
Друг песни | Laulu sõber (1961) роль: Айме
Спасибо за весну | Vītolu pelēks bloom (1961)
Цветы календулы (1998) роль: Инесса Иосифовна Протасова (роль Любови Малиновской)