Каманина Полина (Юлия) Вячеславовна – российская актриса театра и кино, сценарист, родилась 8 июня 1974 года в Ленинграде.
В 1996 году Полина Каманина окончила СПбАТИ (мастерская В.В. Петрова). Во время ее учебы в академию часто приглашали западных преподавателей, причем именно профессиональных клоунов. Видимо, это и сыграло роль. После окончания института Полина встретила руководителя "Лицедеев" Леонида Лейкина. Они подружились, и начался ее комический театральный этап. После этого у Каманиной был период дуэтных выступлений с Юрием Гальцевым.
Полина Каманина полюбилась кинозрителям после выхода одной из серий «Улиц разбитых фонарей» - «Женское счастье». Потом был «Щелкунчик» Заманова и «14 цветов радуги» Дмитрия Светозарова. Театральные зрители знают Каманину по спектаклю «Закликухи» в Театре Сатиры. Кроме того, она играла очаровательную Настеньку в программе Юрия Гальцева и Алики Усубиани.
Полина работала в театрах Санкт-Петербурга - "Лицедеи", "Мимигранты", "Приют комедианта", студии Вениамина Фильштинского и приобрела популярность как комедийная актриса после участия в юмористических программах Юрия Гальцева.
В конце 90-х Полина Каманина три года прожила с актером Алексеем Ниловым, она была его четвертой (гражданской) женой. Это он убедил актрису попробовать себя в новом актерском амплуа. Вместе с Ниловым Полина участвовала в «Улицах разбитых фонарей». Вообще у нее в жизни всегда так получается: когда она достигает профессиональных успехов в какой-то сфере, то переходит на смежную профессию. Например, в настоящее время она пишет сценарии.
Сейчас Полина Каманина не замужем. У нее двое детей. Актриса уверена, что появление в жизни близкого человека обязательно состоится, но ее выбор будет крайне продуманными ответственным, в первую очередь по отношению к детям.
Театральные работы:
«Лицедеи»
Театр Сатиры на Васильевском:
«Закликухи» по пьесе Светланы Свирко - Баба в белом (2000)
Универсальный Театр Юрия Гальцева "УТЮГ":
«Абалдеть» - Настенька (2001)
Фильмография:
Улицы разбитых фонарей (1997-1998) главная роль: Любовь Михайловна, серия «Женское счастье» (31-я)
Агент национальной безопасности (1999) роль: Машенька, девушка в тире, серия «Три дня до эфира» (9-я)
Синема, синема, или Неотвратимая весна (1999)
В зеркале Венеры (1999) роль: Ольга
Четырнадцать цветов радуги (2000) роль: Наталия
Сиреневые сумерки (2000)
Мангуст (2003) роль: Наталья, администратор игорного зала, серия «Страсти по маркизу» (6-я)
Мягков АндрейВасильевич – народный артист РСФСР (1986), советский и российский актер театра и кино, родился 8 июля 1938 года в Ленинграде в семье профессора Политехнического института. В школьные годы Андрей тяготел к техническим наукам, но в старших классах увлекся театром и стал посещать драматический кружок, где играл главные роли в спектаклях. Тем не менее, после окончания школы Андрей Мягков поступил в Ленинградский химико-технологический институт и после его окончания был направлен на работу в институт пластических масс.
В 1961 году в Ленинград приехали преподаватели Театрального училища имени Немировича-Данченко в поисках талантливой молодежи. Мягков решил попробовать свои силы и, успешно пройдя три отборочных тура, был принят на учебу.
Андрей Мягков окончил Школу-студию МХАТ в 1965 году и был принят в труппу театра "Современник". Одной из первых работ актера на сцене стала роль Дядюшки в спектакле «Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому. Именно в этой роли его заметил Элем Климов и предложил главную роль в картине «Похождения зубного врача»: так состоялся дебют Мягкова в кино. Но первой серьезной ролью молодого артиста стала роль Алеши Карамазова в картине Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» (1969).
В 1975 году на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром». Мягков в роли Жени Лукашина очаровал своей игрой всю страну, и популярность актера тогда была просто фантастической. Другой прекрасной ролью Мягкова у Эльдара Рязанова стал Новосельцев в комедии «Служебный роман» (1977). Вместе с Алисой Фрейндлих они составили великолепный актерский дуэт.
В числе других фильмов с участием Мягкова заметными событиями кинематографа стали «Дни Турбинных» (1976), «Гараж» (1980), «Гонки по вертикали» (1983), «Жестокий романс» (1984).
Параллельно с кинематографом развивалась и театральная карьера Андрея Мягкова. В 1977 году он перешел в МХАТ имени М. Горького (с 1989 года театр был реорганизован в МХТ имени А.П. Чехова). Театр раскрыл новые грани таланта Андрея Мягкова. На сцене МХАТа он сыграл в таких спектаклях, как: «Утиная охота» (Зилов), «Перламутровая Зинаида» (Аладьин), «Горе от ума» (Репетилов), «Борис Годунов» (Михаил), «Привидения» (Пастор Мандерс), «Мишин юбилей» (Валерий). Но особый успех Мягкову принесли чеховские постановки: Треплев в знаменитой «Чайке», Войницкий в «Дяде Ване», Кулыгин в «Трех сестрах».
В конце 80-х - начале 90-х годов Мягков отошел от кинематографа, отдавая предпочтение театру, где помимо актерской деятельности занялся и режиссерством. В 1989 году на Малой сцене МХАТа им был поставлен спектакль «Спокойной ночи, мама» по пьесе М. Норманна. Работу в театре Андрей Васильевич успешно совмещает с преподавательской деятельностью в Школе-студии МХАТ.
Среди его киноработ в этот период можно отметить драматическую ленту Глеба Панфилова «Мать» (1990), комедию Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), политический детектив Дмитрия Астрахана «Контракт со смертью» (1998).
В последние годы Андрей Васильевич не снимался в кино. Современные боевики и сериалы ему были неинтересны. Он продолжал работать в МХТ.
За работу в «Мещанах» актер вместе с Аллой Покровской был удостоен в 2004 году театральной премии «Чайка» в номинации «Лучший актёрский дуэт». Как режиссер, Андрей Васильевич поставил спектакли: «Ретро» по пьесе А. Галина и «Осенний чарльстон» Айвона Менчелла.
Несмотря на критическое отношение к «Иронии судьбы», Андрей Мягков не раз задумывался над его продолжением. В свое время он даже написал синопсис к этому фильму и предложил его Эльдару Рязанову. Но Рязанову идея не понравилось, он сказал: «Нет, Андрей, я два раза в одну и ту же реку входить не буду». Тогда Мягков обратился с этим предложением к Константину Эрнсту, и тот сразу же заинтересовался.
Однако в результате работы сценарий претерпел множество изменений, по мнению Андрея Васильевича - не в лучшую сторону. Он утверждал: «Осталась только идея: сделать историю о детях тех персонажей, которые были в рязановском фильме. Так что никакого отношения к окончательному сценарию я не имею». В съемках картины Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение» Мягков все же принял участие, но считал, что этот фильм было бы правильным назвать иначе - «Ирония судьбы. Другой фильм».
Хобби актера: он писал портреты. Его работы есть в домах Михаила Горбачева и Галины Волчек.
Вдова Андрея Васильевича - актриса Анастасия Валентиновна Вознесенская. Они познакомились во время учебы в Школе-студии МХАТ, а расписались в 1964 году. В 1965 году они вместе пришли в «Современник», а в 1977 вместе ушли из него в МХАТ. Вместе они играли в спектаклях «Ретро» и «Белый кролик». В кино супруги тоже старались сниматься вместе, однако, к Анастасии слава пришла раньше, когда в 1968 году она сыграла разведчицу Аню в сериале «Майор «Вихрь». В «Гараже» она играет директора рынка Кушакову.
На счету Андрея Мягкова более 70-ти ролей в кино, а у нее - 26. По отзывам коллег, их чувства с годами совсем не угасли, и их супружеская пара считалась образцовой. Супруги вместе более 55-ти лет, но до конца любили друг друга. «А любовь, - как однажды сказал Мягков, - это как опьянение, когда все вокруг прекрасно, и неживые предметы вам начинают улыбаться».
Андрей Мягков скончался 18 февраля 2021 года в Москве на 83-м году жизни. По предварительным данным, причина смерти - острая сердечная недостаточность. Прощание с актёром состоялось в Москве 20 февраля 2021 года в МХТ им. Чехова. Похороны прошли в тот же день на Троекуровском кладбище Москвы.
Любшин СтаниславАндреевич – народный артист РСФСР (1981), советский и российский актер театра и кино, родился 6 апреля 1933 года и вырос в подмосковной деревне Владыкино (в настоящее время - это уже территория Москвы). Его отец был агрономом, а мама работала на скотном дворе. Станислав, старший из детей в семье (у него - брат и сестра), с восьми лет начал работать - сначала гонял в совхозном саду галок, а потом дорос и до сторожа.
Жизнь в те годы в совхозе была нелегкой. Мама Станислава, как и другие женщины, с четырех утра доила коров, а затем занималась домом и детьми. Но душе хотелось чего-то еще! Тогда женщины совхоза организовали драмкружок, где стали ставить серьезные пьесы: «Грозу», «Горячее сердце» и др. Мама Станислава, будучи очень красивой женщиной, неизменно исполняла в них главные роли.
Заинтересовался театром и Станислав. В драмкружке он начал заниматься еще в школьные годы. Потом была учеба в кислородно-сварочном техникуме, служба в армии. По окончании техникума директор предлагал Станиславу остаться там работать, но юношу тянуло совсем к другому. В его сердце уже жила неистребимая любовь к театру.
В 1959 году Любшин окончил Театральное училище им. М.С. Щепкина. Его дипломной работой была роль в спектакле «Оптимистическая трагедия». Там-то и заметил талантливого выпускника работавший с молодежью Олег Табаков. По его рекомендации Любшин попал в труппу театра «Современник». Дебют на сцене состоялся в скором времени. Так получилось, что потребовалось срочно заменить Олега Табакова, игравшего роль Славки-студента в спектакле «Пять вечеров». Любшин отлично справился с поставленной пред ним задачей. После этого роль Славки он стал играть по очереди с Табаковым. В «Современнике» актер проработал четыре года. Помимо «Пяти вечеров» он запомнился театральному зрителю по ролям Генриха и Христиана в спектакле «Голый король» и Глухаря в спектакле «Два цвета».
В 1964 году он перешел в театр на Таганке, где проработал до 1967 года. Среди наиболее известных работ на сцене этого театра - роли в спектаклях: «Добрый человек из Сезуана» и «Герой нашего времени».
В кино Станислав Любшин начал сниматься сразу после окончания театрального училища. Однако, несмотря на несколько удачных работ, известность к нему пришла лишь после роли, сыгранной в 1963 году в фильме М. Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»). Эта картина стала своеобразным дебютом целого поколения кинематографистов. В картине, первоначально вышедшей под названием «Застава Ильича», Любшин сыграл роль Славки Костикова. Уже в этой работе проявились незаурядные качества актера - психологическая тонкость, жизненная достоверность, интеллигентная манера игры. К сожалению, мягкая, трогательная картина тут же подверглась разносу на самом высоком уровне. Создателям картины пришлось вырезать некоторые сцены, показавшиеся руководству крамольными, а некоторые - переделать. В 1965 году картина вышла в искалеченном виде и с новым названием «Мне двадцать лет». Но и в таком виде фильм удостоился высокой чести - получил специальную премию жюри на Венецианском фестивале.
Свою детскую мечту - воевать с фашистами - Любшин смог осуществить, став актером. В 60-е годы он снялся в фильмах о войне: «Третья ракета» режиссера Ричарда Викторова по повести Василя Быкова и «Альпийская баллада» режиссера Бориса Степанова. А в 1967 году актер был приглашен в сериал «Щит и меч».
В приключенческом сериале «Щит и меч» выдающегося актера и режиссера Владимира Басова Любшин сыграл роль советского разведчика Александра Белова, работавшего в годы войны в Берлине под именем Иоганна Вайса. Картина получилась удачной. Умный, смелый, обаятельный Иоганн Вайс, с особым изяществом носящий эсэсовский мундир, полюбился миллионам зрителей, положив начало целой галерее советских киноразведчиков, среди которых, спустя пять лет, появится и неподражаемый Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны».
После фильма «Щит и меч» Любшин стал очень востребован в кино. Вот только роли ему, как это обычно бывает, стали предлагать однотипные. К счастью, этот период продолжался недолго. В 1970 году актер появился на экране в роли комиссара Амелина в историко-революционной драме Василия Ордынского «Красная площадь». В 1972 году зрители увидели Любшина в роли молодого импульсивного ученого Самсона Котикова в драме Ильи Авербаха «Монолог». А уже через пару лет на экраны вышла мелодрама «Ксения, любимая жена Федора». 70-е годы можно с полным основанием считать настоящим расцветом таланта Станислава Любшина.
После некоторого перерыва Любшин вернулся на сцену, став в 1974 году актером Театра им. М.Н. Ермоловой. Здесь им были сыграны роли: Шаманов в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» и Учитель в спектакле «Дом окнами в поле». Спустя три года актер перешел в Театр на Малой Бронной. У А. Эфроса он был задействован в спектаклях «Веранда в лесу» (Пахомов) и «Конец Дон-Жуана» (Сганарель и Лепорелло).
К своему режиссерскому дебюту Любшин шел долгие годы. В 1964 году на съемках детской киноповести «Какое оно, море?» ему довелось познакомиться с Василием Шукшиным и актер мечтал снять фильм по его сценарию. В начале 70-х мечта Станислава Любшина могла осуществиться. Шукшин дал ему сценарий по своей повести «Позови меня в даль светлую», но в Госкино в съемках фильма отказали. Однако своей затеи Любшин не оставил и спустя некоторое время выпустил по этому сценарию радиоспектакль. В 1974 году Василия Шукшина не стало. Дирекция «Мосфильма» услышала тот радиоспектакль и сама пригласила Станислава Андреевича.
В 1977 году фильм «Позови меня в даль светлую» вышел на экраны. Главную роль в этой честной и лиричной киноповести, рассказывающей о нелегкой судьбе одинокой женщины Груши Веселовой, сыграла вдова Василия Макаровича Лидия Федосеева-Шукшина. Сам Любшин в фильме выступил не только в качестве режиссера, но и снялся в одной из главных ролей. Фильм был высоко оценен и в Советском Союзе и за рубежом. В 1977 году на Международном кинофестивале в Мангейме он получил премию ФИПРЕССИ.
Одной из лучших работ в творчестве Станислава Любшина стала его роль в картине Никиты Михалкова «Пять вечеров». Для Любшина эта картина стала знаковой. Как уже говорилось, свою театральную карьеру актер начинал в «Современнике» именно со спектакля «Пять вечеров», исполнив тогда роль Славки. И вот, спустя 20 лет, он вновь появился в «Пяти вечерах», теперь уже на киноэкране и в роли Саши Ильина.
Фильм был завершен в рекордно кратчайшие для советского кинематографа сроки, но это ничуть не сказалось на его качестве. Пронзительная, лиричная драма в стиле ретро не оставила равнодушными зрителей. По опросу журнала «Советский экран» Любшин второй раз в своей жизни был назван лучшим актером года. Высоко оценили фильм и за рубежом. В 1979 году она была названа лучшей зарубежной картиной в Болгарии и Польше, а также получила премию на кинофестивале во Франции.
В 80-е годы Станислав Любшин вступил уже в ранге всемирно признанной звезды. К этому времени на экраны вышла еще одна картина с его замечательной работой - драма Родиона Нахапетова «Не стреляйте в белых лебедей» по одноименному роману Бориса Васильева. В том же 1980 году Станислав Андреевич снял свою вторую картину - драму «Три года» по одноименной пьесе А.П. Чехова.
С 1981 года Станислав Любшин - актер МХАТа (с 1989 - МХТ им. А.П.Чехова).
В начале 90-х Любшин снялся в нескольких картинах, после чего сосредоточился на работе в театре. Собственно другого выбора у актера и не было - российский кинематограф пребывал в полной разрухе. Вновь на экраны актер вернулся уже в начале нового века. В трогательном фильме Валерия Рубинчика «Кино про кино» Любшин в паре с Татьяной Лавровой сыграли артистов, оказавшихся ненужными в современном кино.
Удачными оказались и роли в многосерийном фильме «Всадник по имени Смерть» и трагикомедии «Усадьба», в сериалах «Шахматист» и «Кружева». Многочисленные поклонники творчества Станислава Любшина надеются, что и в дальнейшем он будет радовать нас своими новыми работами.
Семья:
Сын - Юрий Любшин, кинооператор (родился 24 февраля 1955 года). Невестка - Елена Аминова, актриса. Внучка - Дарья Юрьевна Любшина, режиссёр, актриса.
Сын - Вадим Любшин, актер (родился 5 октября 1964 года).
«Продолжение легенды» А. Кузнецова - Григорий (1958)
«Третье желание» В. Блажека - Пожилой мужчина (1961)
«По московскому времени» Л. Зорина (1962)
«Пятая колонна» Э. Хемингуэя (1962)
Театр на Таганке (1964-1967):
«Добрый человек из Сезуана» Б Брехта - Столяр
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова - Автор
Театр им. М.Н. Ермоловой (1974-1977):
«Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова - Шаманов
«Дом окнами в поле» - Учитель
Театр на Малой Бронной (1977-1979):
«Веранда в лесу» - Пахомов
«Конец Дон-Жуана» - Сганарель и Лепорелло
Московский художественный театр (с 1981 года):
«Тартюф» - Тартюф
«Обвал» - Князь Хевистави
«Призраки среди нас» - Кэйскэ Фукугава
«Колея» - Пиромов
«Эквус» - Мартин Дайзерт
«Иванов» А.П. Чехова - Иванов
«Вишнёвый сад» А.П. Чехова - Гаев
«Возможная встреча» - Шмидт
«Борис Годунов» - Юродивый
«Мишин юбилей» - Миша
«Немного нежности» - Ненил
«Художник, спускающийся по лестнице» - Битчем, старый
«Сирано де Бержерак» - Граф де Гиш
«Тот, кто получает пощёчины» - Граф Манчини
«Ю» - Барсуков
«Обрыв» И. Гончарова - Тит Никоныч Ватутин
«Наедине со всеми» - Андрей Голубев (А. Гельман, 1982)
«Чокнутая» - Андрей Голубев (А. Гельман, 1986)
Награды и звания:
Заслуженный артист рСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (1981).
Лучший актёр 1968 года по опросу журнала "Советский экран" (1968, за роль в фильме «Щит и меч»).
Лауреат премии Московского комсомола (1968, за роль в фильме «Щит и меч»).
Лучший актёр 1979 года по опросу журнала "Советский экран" (1979, за роль в фильме «Пять вечеров»).
Лауреат Премии за лучшую мужскую роль на МКФ в Йере (1979, за роль в фильме «Пять вечеров»).
Орден Почёта (1998).
Орден IV степени «За заслуги перед Отечеством» (2003).
Орден Дружбы (2014).
Фильмография:
Ленинградская симфония (1957) роль: студент
Сегодня увольнения не будет (короткометражный) (1958) роль: Садовников, военный шофёр
Конец света (1962) главная роль: отец Михаил, священник
Мне двадцать лет (1962-1964) роль: Славка Костиков
Если ты прав... (1963) главная роль: Алексей Гончаров, монтёр телефонной сети
Третья ракета (1963) главная роль: Василий Лозняк, учитель
Большая руда (1964) роль: Антон, сосед Пронякина, экскаваторщик
Какое оно, море? (1964) роль: Евгений, звездочёт, папа Ануси
Альпийская баллада (1966) главная роль: Иван Терешка
Ожидания (короткометражный) (1966) главная роль: Роберт Самсонов, геолог
Первая любовь (1968) роль: доктор Лушин
Щит и меч (1968) главная роль: Иоганн Вайс / Александр Белов, советский разведчик, 1-4-й фильмы
Красная площадь (1970) главная роль: Дмитрий Амелин, комиссар, 1-й и 2-й фильмы
Пристань на том берегу (1971) главная роль: Алексей Климов
Монолог (1972) роль: Константин Николаевич Котиков, по кличке "Самсон", кандидат наук, биохимик
Моя жизнь (1972) главная роль: Мисаил Алексеевич Полознев
Печки-лавочки (1972) роль: Иван, сын профессора Степанова, социолог
Вольц - жизнь и преображение одного немецкого анархиста | Wolf-Life and Illusion of a German Anarchist | Wolz - Leben und Verklärung eines deutschen Anarchisten (Германия) (1973) роль: Людвиг
Ксения - любимая жена Федора (1974) главная роль: Фёдор Петров, современный рабочий
Прошлым летом в Чулимске (телеспектакль) (1975) главная роль: Шаманов, следователь
Сентиментальный роман (1976) главная роль: Андрей Кушля, журналист, сослуживец Шурки
Слово для защиты (1976) роль: Виталий Федяев, потерпевший
Позови меня в даль светлую (1977) главная роль: Владимир Николаевич
Степь (1977) роль: Константин Звонык
Пять вечеров (1978) главная роль: Александр Петрович Ильин
Острова в океане (телеспектакль) (1978) роль: Вилли, друг Хадсона
Тема (1979) роль: Андрей, друг Саши, талантливый писатель-историк
Молодость. Выпуск № 3 (киноальманах) (1979) главная роль: Николай Васильев, техник, передовик, новелла «Встреча»
Дом окнами в поле (телеспектакль) (1979) главная роль: Владимир Александрович Третьяков, сельский учитель географии
Не стреляйте в белых лебедей (1980) главная роль: Егор Савельевич Полушкин
Три года (1980) главная роль: Алексей Фёдорович Лаптев
Заморозки имели место (короткометражный) (1984) главная роль
Мои современники (документальный) (1984)
Булат Окуджава поёт свои песни (документальный) (1984) роль: зритель на концерте
Кин-дза-дза (1986) главная роль: Владимир Николаевич Машков, "Дядя Вова", инженер-строитель из Москвы
Мы веселы, счастливы, талантливы! (1986) главная роль: Павел Петрович Клюев
Забавы молодых (1987) главная роль: Антон Михайлович Горшков, преподаватель физкультуры торгово-экономического техникума
Чёрный монах (1988) роль: Андрей Васильевич Коврин
Тартюф (телеспектакль) (1989) главная роль: Тартюф
Вечный муж (1990) главная роль: Павел Павлович Трусоцкий
Канувшее время (1990) главная роль: Александр Леонтьевич Онисимов, член ЦК, верный солдат Сталина
Нелюбовь (1991) роль: фотограф
Царь Иван Грозный (1991) роль: Дружина Андреевич Морозов, боярин
Шкура (1991) главная роль: Фёдор Дмитриевич Куропатов, дворник, объявивший себя профессором-биологом
Большой капкан, или Соло для кошки при полной луне (1992) главная роль: Григорий Арзамасский
Дымъ (Россия, ФРГ) (1992) главная роль: Созонт Иванович Потугин
Женщина в море (1992) главная роль: Виктор
Увидеть Париж и умереть (1992) роль: Солодов, художник
Дед (Украина) (2011) главная роль: Андрей Петрович Львов
Пятая стража (2012) 1-й сезон «Плоть и кровь», фильм «Пролог» (1-4-я серии)
Неродной (2013)
Алмаз в шоколаде (2013) роль: пожарный
Поздняя любовь Станислава Любшина (документальный) (2013)
Охота жить (2014) роль: тесть
Черта (2014-2015) главная роль: Владимир Матвеевич Саушкин, бывший сотрудник "царского" сыска, фильмы «Мучное дело» (1-й), «Дело Яшки Кошелькова» (2-й)
Великая (2015) Симон Тодорский
Он - дракон (2015) роль: князь, отец Мирославы и Ярославы
Медсестра (2015) роль: Михаил Борисович Гриневский, друг Тягачёвой
Вечная жизнь (2018) роль: Волшебник
Озвучивание:
В четверг и больше никогда (1977) роль: Харитонов (роль Виктора Карлова)
Лыков АлександрАнатольевич – российский актер театра и кино, родился 30 ноября 1961 года в поселке Рахья Ленинградской области. Александр Лыков рос без отца. Бабушка работала в столовой, а мама - кладовщицей на «ЛОМО», поэтому маленькому Саше с ранних лет приходилось оставаться дома одному. Однажды он упал с горки и получил травму позвоночника. Когда врачи объявили, что он уже почти инвалид, Саша стал самостоятельно заниматься физическими упражнениями для спины, и это помогло. Впоследствии он даже занимался карате и биатлоном.
После школы Александр Лыков получил образование строителя, и только после этого поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), где ему довелось учиться на курсе В.В. Петрова.
На вступительных экзаменах в театральный институт Лыков познакомился со своей будущей женой Аллой Господенко. Однако в отличие от Александра она не прошла по конкурсу. Девушка осталась в Ленинграде, чтобы готовиться к поступлению на следующий год. Все это время Александр и Алла встречались, а следующей осенью поженились.
В годы учебы Александр вовсе не отличался примерным нравом. Он признается, что вместе с товарищами вел разгульную жизнь, следствием чего явилось 18 приводов в милицию. Тем не менее, институт он благополучно окончил в 1984 году и должен был попасть в театр имени Ленсовета: руководитель театра Игорь Петрович Владимиров приметил талантливого студента еще в годы его учебы. Однако его призвали в армию. Александру не повезло, служить ему довелось на Севере в стройбате, и его пребывание в армии было равносильно жизни на зоне.
Отслужив год и семь месяцев, Александр Лыков вернулся в Питер, и в 1985 году был принят в Театр им. Ленсовета. Жена Алла в то время заканчивала театральный. Молодой семье пришлось нелегко. Один за другим у них родились дочь Катя и сын Матвей. С двумя детьми Лыковы сначала скитались по квартирам, потом переехали в коммуналку, затем - в однокомнатную квартирку.
В 1989 году Лыков после трех лет работы в Театре Ленсовета ушел в Ленинградский ТЮЗ. Но и там актер долго не задержался: в 1991 году он покинул труппу. Затем была работа в театре Ленинского комсомола, театре на Литейном и, наконец, с 1994 года - в театре «Территория». Основная причина этих скитаний была одна - просто в определенный момент ему становилось скучно и тоскливо работать в труппе.
В кино Александр Лыков начал сниматься в 1989 году. И хотя первоначально это были небольшие роли, главное это то, что молодому актеру посчастливилось сниматься у настоящих мастеров - у Иосифа Хейфица в драме «Бродячий автобус» и у Наума Бирмана в драме «Сирано Де Бержерак».
Вскоре у Александра Лыкова начался и роман с телевидением. После съемок в картине «Бакенбарды», режиссер Юрий Мамин пригласил актера в телепроект «Хамелеон».
Тем временем актер продолжал активно сниматься в кино. Вслед за ролями второго плана пришли и главные. Многие зрители запомнили Александра по интересной роли в картине «Разборчивый жених» (1993), где его герой метался между любимыми девушками.
В середине 90-х ситуация в российском кинематографе стала складываться не в лучшую сторону. Ролей предлагалось мало, и Лыкову, как и многим другим актерам, приходилось буквально выживать. В этот непростой период его пригласили в сериал «Улицы разбитых фонарей» (по произведениям писателя Андрея Кивинова). Александр признается, что первоначально он (как и другие актеры) отнесся к съемкам в сериале как к обычной халтуре. Однако затем роль его затянула, стала интересной. Герой Лыкова вносил в сериал особый колорит своей хулиганистостью, напористостью, разумной нагловатостью и любвеобильностью. И этим он буквально покорил зрительскую аудиторию, особенно женскую ее половину. Действительно, его мужскому обаянию невозможно было сопротивляться.
В определенный момент герои «Ментов» стали настолько популярны в народе, что актеров стали прочно ассоциировать с их персонажами. Становиться «актером одной роли» в планы Александра Лыкова никак не входило. К тому же со временем сам сериал изменялся не в лучшую сторону. Первые серии снимались по произведениям Андрея Кивинова, но постепенно материал закончился. Испытывая дефицит новых идей, сценаристы стали повторяться. Все это привело к тому, что Александр Лыков принял решение уйти из сериала и оказался прав.
На некоторое время актер выпал из внимания зрителей. Зато именно в этот момент он неожиданно появился на огромной сцене «Балтийского дома» как Воланд в спектакле «Мастер и Маргарита» знаменитого литовского режиссера Йонаса Вайткуса. И это - после десятилетнего отсутствия на театральных подмостках! Лыков сыграл замечательно, хотя потом, как человек глубоко верующий, раскаивался в этом своем решении.
После «Мастера и Маргариты» актер с блеском сыграл в моноспектакле «Я, Он, Она, Не Я», поставленном режиссером Алексеем Янковским. В моноспектакле он полтора часа, не уходя со сцены, говорит о жизни и смерти, Боге, мужчине и женщине, любви. После этих постановок зрители увидели новую сценическую версию спектакля «Активная сторона бесконечности» по мотивам произведений Карло Кастанеды.
Уже вскоре он появился совершенно в неожиданной для себя роли писателя Мережковского в картине Кирилла Серебренникова «Дневник убийцы». А его работа в блокбастере «Турецкий гамбит» и вовсе стала триумфом. Лыков потрясающе сыграл робкого, нерешительного капитана Перепелкина, в конце фильма неожиданно превращающегося в хладнокровного, безжалостного турецкого шпиона Анвара.
Начал актер осваивать и совершенно новый для себя жанр - комедию. Так в украинской картине «Кушать подано, или Осторожно, любовь!» (2006) Лыков сыграл очень забавного персонажа - влюбленного Паганеля. На сегодняшний момент уже можно с полным основанием говорить о богатом разнообразии таланта актера.
Александр Лыков честно признается, что в семейной жизни у них с Аллой случалось всякое. Были и ссоры, и романы на стороне, и только большая любовь друг к другу помогла сохранить их семью. Дети Лыковых уже выросли, но по стопам родителей не пошли. Дочь Катя (1985 г.р.) вышла замуж (сын Давид). Сын Матвей (08.04.1987 г.р.) окончил ин.яз. университета им. А.И. Герцена, актёр, топ-модель; женат на фэшн-дизайнере Джессике; живёт в Париже.
Литвинова РенатаМуратовна – заслуженная артистка России (2003), российская актриса, телеведущая, сценарист, режиссер, продюсер, родилась 12 января 1967 года в Москве в семье врачей. Мама, Алиса Михайловна, работала хирургом. Отец, Мурат Аминович Вергазов (1940-1987) также был врачом. Родители разошлись, когда Ренате был всего год, но актриса в интервью вспоминала его как очень красивого мужчину. Он был потомком старинного татарского рода из города Касимова Рязанской губернии. Назвали Ренату в честь дяди. Правда, татарский дядя был Ринат.
Отец не жил с ними. Рената вспоминает, что он был очень красивым мужчиной. Мама Ренаты обожала кино. Мамина киномания передалась Ренате: она признается, что может смотреть кино с утра до вечера. Прошкольное детство Рената Литвинова очень не любит вспоминать. От него у актрисы остались воспоминания некоей беспросветности и детского одиночества.
Дома Рената читала все подряд, но больше всего любила Гоголя. В десятом классе она решила поступать на сценарный факультет ВГИКа, потому что она любила кино и сама уже пробовала писать, да и институт был рядом с домом. Она принесла во ВГИК свои рассказы. Рената очень понравилась знаменитому сценаристу Евгению Габриловичу и с первого раза поступила.
Одним из руководителей курса был Исай Константинович Кузнецов. «Рената была красавица, - вспоминает Кузнецов. - Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться».
Дипломный сценарий Ренаты назывался «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.». Рецензент оценил его весьма негативно. Даже пришлось переписывать. Стажировку Рената Литвинова проходила в объединении Сергея Соловьева "Круг". Соловьева совершенно поразил ее сценарий «Нелюбовь», и он первым запустил его в своем объединении: кино началось.
В кинобогеме Рената сразу произвела впечатление. Уже в начале 90-х про нее стали писать влюбленные журналисты, хотя ничего особенного она еще не сделала. Собственно, Рената Литвинова - сама по себе явление. Она стала модным персонажем. Пока известность Ренаты ограничивалась узким кругом мастеров искусства и журналистов.
Клипмейкер Юрий Грымов, который и себя считает законодателем мод и не может пропустить мимо ни одну модную штучку, где-то нашел и прочитал повесть Литвиновой «Третий путь». В ней Грымов увидел свой путь в большое кино. Произведение Грымов назвал «Мужские откровения» и огорошил всех рекламной компанией короткометражки. Но фильм вышел откровенно неудачным. Быть может, потому, что сценарий писал Грымов сам, причем даже вставил туда несколько своих сцен. Впрочем, про «Откровения» быстро забыли. А про Литвинову - нет.
Режиссер Кира Муратова еще в конце 80-х прочитала в альманахе "Киносценарии" ту самую дипломную работу Ренаты «Принципиальный и жалостливый взгляд». Ей так понравилось, что она даже хотела снять по нему картину. Этого не случилось, зато на одном из кинофестивалей Кира Георгиевна Муратова встретила Ренату Литвинову и побеседовала с ней. Однажды рано утром Ренату Литвинову разбудил телефонный звонок: Муратова предложила прийти к ней на кинопробы. Рената пришла: так появился новый персонаж - странная медсестра со своими странными монологами. Она никогда не чувствовала в себе актерских талантов, а свое лицо считала нефотогеничным. Рената всегда отказывалась, когда ее звали сниматься, но отказать самой Кире Муратовой было невозможно.
Потом специально для Муратовой Рената написала несколько, как она сама выражается, "криминальных новелл". Муратова выбрала из них одну - «Офелия, невинно утонувшая». (Из-за нее в Ренате и стали подозревать маньяка.) Добавив еще две (других сценаристов), Муратова сделала фильм «Три истории». Так Литвинова попала в историю кино.
Режиссер Валерий Тодоровский прочитал повесть Ренаты «Обладать и принадлежать» про двух девушек, одна из которых глухая. Он захотел сделать по ней фильм. Однако сценарий написал почему-то в соавторстве с другим человеком, а не с Ренатой Литвиновой. Фильм «Страна глухих» стал вполне успешным. Собственно, единственное, что сценаристы не тронули в литвиновской прозе, - образ глухонемой по имени Яя, на которой и держится картина.
Рената все чаще стала появляться на экране телевизоров. Телевизионщики - существа расчетливые. Они точно знают, что если в кадре что-то будет говорить Литвинова, люди канал не переключат. Могут костерить эту "блондинку жеманную", но все равно будут смотреть.
Рената успела сняться даже в рекламе - колготки рекламировала (чисто из материальных соображений). Между прочим, впервые она снялась в рекламе еще в девятом классе. Кто-то решил, что с ее тогдашней ангельской внешностью хорошо будут сочетаться драгоценности, которые она и рекламировала.
Пожалуй, настоящая, народная слава пришла к ней после сериала Александра Митты «Граница. Таежный роман», где актриса сыграла гарнизонного медработника. Рената была очень послушной на площадке, и Митта не мог на нее нарадоваться. В июне 2002 вместе с фильмом Литвинова была удостоена Государственной премии РФ.
Литвинова - сильная и таинственная женщина, и этой тайной она не намерена ни с кем делиться. Рената использует своеобразие собственной личности очень расчетливо, очень умно, очень дозировано, и в каждой картине по-разному.
Она старательно избегает разговоров о личной жизни. Про первого мужа, кинопродюсера, никогда не позволяет себе никаких высказываний. Второй муж Ренаты к кино отношения не имеет. Летом 2001 года у них родилась дочь Ульяна. В 2007 году они развелись.
Как режиссер она сняла документальный фильм о "звездах тоталитарного режима" - «Нет смерти для меня». Литвинова выступила в качестве продюсера фильма Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка» и собственного фильма «Богиня. Как я полюбила», в которых также сыграла главные роли.
Рената Литвинова попробовала себя в качестве театральной актрисы - она занята в спектакле МХТ им. Чехова «Вишнёвый сад» в роли Раневской (режиссёр А. Шапиро).
Актриса входила в состав жюри Берлинского кинофестиваля, Московского МКФ.
В издательстве «Афиша» в 2005 году вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написанная журналистом Алексеем Васильевым. Книга составлена из диалогов и отрывков неопубликованной прозы, она наполнена рассуждениями, воспоминаниями и историями, которые переданы весьма точно со всеми оригинальными словечками и неповторимыми интонациями, свойственными Литвиновой.
В 2007 издательства «Амфора» и «Сеанс» в серии «Библиотека кинодраматурга» выпустили книгу «Обладать и принадлежать», в которую вошли новеллы и киносценарии Ренаты.
В настоящее время Рената Литвинова - один из самых модных и ярких персонажей российского кинематографа.
По версиям (независимым опросам) Livejournal.com и Liveinternet.ru фильм «Небо. Самолёт. Девушка» вошёл в "100 лучших российских фильмов".
Национальная премия кинокритики и кинопрессы "Белый Слон" за лучшую женскую роль второго плана (2010, за роль в фильме «Мелодия для шарманки», совместно с Юлией Пересильд за роль в фильме «Край»).
Приз издания "Коммерсантъ Weekend" на 34-м ММКФ (2012, за роль в фильме «Последняя сказка Риты»).
Медаль Пушкина (2012).
Награда "Золотой телец" за кинозаслуги на кинофестивале Таормина (2013).